Приветствую, уважаемые коллеги!!!
Вашему вниманию представляется модель советского пожарного вертолета МИ-6ПЖ.
Цитата:
Гарнаев сжимал органы управления в руках и продолжал ими работать до самой последней секунды, когда близ городка Ля Ров на юге Франции его многотонный вертолёт "Ми-6", потерявший управляемость из-за разрушения хвостовой балки, уже плюхнувшись было вынужденно на более или менее удачную площадку сверху плоскогорья, вращаясь, сорвался с обрыва, обрушился вниз на пылающий в ущелье лес и горел там ещё почти пять часов...
В лицах
Желание собрать данную модель у меня появилось как дань памяти Герою Советского Союза, заслуженному лётчику-испытателю СССР Юрию Александровичу Гарнаеву.
С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года — лётчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР.
В 1954 провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации.
В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолёте Ми-4.
В этом же году проводит испытания «Турболёта», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино.
В 1958 провёл эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолёта, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолёте Ми-4 в полёте.
Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.
Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях (Ту-104).
К 1960 году командир лётного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ.
В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полётам на американском вертолёте V-44 фирмы «Боинг-Вертол», а также на фирме Сикорского полётам на вертолёте S-58.
В августовские дни 1967 года ТАСС сообщал:
"В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6ПЖ.
Экипаж в составе:
командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Александровича Гарнаева;
второго пилота Юрия Николаевича Петера;
штурмана Владимира Фёдоровича Иванова;
бортинженера Сергея Александровича Бугаенко;
бортрадиста Бориса Николаевича Столярова;
инженеров-испытателей Арнольда Яковлевича Чулкова и Владислава Порфирьевича Молчанова;
двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера - погиб".
Коллега flay4 дал ссылку на эту работу Александру Юрьевичу Гарнаеву. Ему работа понравилась. Он дополнительно выложил одну из фоток этого борта из архив.
ТТХ модификации Ми-6ПЖ
Пожарный вертолёт Ми-6ПЖ разработан в ОКБ-329 М. Л. Миля в 1967 году на базе транспортного вертолёта Ми-6. В этом же году он демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже, где после показа этот вертолет прозвали "поглотителем огня". Отличался от базового отсутствием крыла, внутрифюзеляжным баком на 12 тонн воды с центральной сливной горловиной, баком для пенообразователя, насосами, опускаемой фермой с устройством для забора воды из открытого водоема на висении, спасательным и прочим пожарным оборудованием. На внешней подвеске вертолет мог доставлять к месту пожара в специальной сетке шесть мягких полуторатонных баков с огнегасящей жидкостью.
Диаметр главного винта, м 35.00
Диаметр хвостового винта, м 6.30
Масса пустого кг 28724
максимальная взлетная кг 42500
Тип двигателя 2 ГТД Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В
Мощность, кВт 2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч 300
Практическая дальность, км 555
Практический потолок, м 4500
Статический потолок, м 2500
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: максимально - 12000 кг воды
Фюзеляж
Изначально был определён «гражданский» донор, который был превращен в «пожарного».
Решил для наглядности всю готовую расшивку выделять АКАНовской смывкой. Видно, что проделано и еще и все "косяки" проявляются.
Было проведено хирургическое вмешательство.
На килевую балку приклеил короткий обтекатель из набора МИ-10К. Прорезал расшивку и лючки доступа к редукторам. С тянутого прозрачного литника выполнен хвостовой огонь. На хвостовой балке сверху прутками имитировал основание под проблесковый маяк, строевые огни и люк подхода к датчику курса ДАК-Б. Сымитировал на ХБ антенны РВ-2 и силовые накладки в месте стыка ХБ и фюзеля с тонкого полистирола 0,2 мм.
Выполнил расшивку и наложил силовые накладки технологические люки на створки и фюзель, сетку на входное устройство ВСУ. Выхлопной патрубок выточен с антенны.
Пластиком имитировал технические люки для осмотра опор вала, люк для подхода к верхней плите бака №10 и для подхода к топливной системе (пруток 2 мм). Расшил редукторный отсек, сделал силовые накладки с пластика в районе демонтированного крыла. Поколдовал над задней частью редукторного отсека. Сделал с фольги выштамповку, вырезал травленую сетку. В районе отсека гидросистемы прутками 2,5 мм имитировал кожухи проводки системы управления.
Вырезал и приклеил силовые накладки в район крепления подкосов основных стоек и в районе редукторного отсека - крепление основной стойки. Также обозначил люк отвода отработанных газов и на задних дверях. Из пивжести сделал водоотводные козырьки над дверями командира вертолета, бортинженера и аккумуляторов, над задними боковыми дверями.
Прутками обозначил прямоугольные опорные площадки под стойки капотов (в открытом положении).
Доработки коснулись вентиляторного отсека и подходов к воздушно-масляным радиаторам (ВМР). Между люками ВМР вклеил прутки под опорные площадки. На вентиляторном отсеке нанёс недостающую расшивку и выштампованной фольгой имитировал противоскользящее покрытие.На кожухе выходного устройства нанес также расшивку для последующей имитации стальной обечайки.
Одной из броских деталей считаю дверь штурмана. Поэтому постарался отработать её по максимуму. Сделал накладки на левые углы, накладку на ручку открывания, нарезал техн. люк, и какую-то прямоугольную фигню, сымитировал петли и естественно с пивжести водоотводной козырек. С обоих бортов приклеил каплевидные основания под антенны спецоборудования.
Верх кабины - люк вырезан с полистирола, сточен до требуемой толщины. Петли - скоба со степлера. Выштампованной фольгой имитировал противоскользящее покрытие.
На детали с входными устройствами добавил недостающую расшивку, продавил имитацию отверстий охлаждения подкопотного пространства, сделал отверстия для прокрутки компрессора. Из куска антенны сделал еще одно входное устройство.
На днище была заново перерезана расшивка, вырезан люк внешней подвески, отобразил технические лючки подхода к кранам слива и подкачивающим насосам и др.
Выполнено основание под переднюю стойку. Выточен блок поисково -посадочных фар. Собрал патрубок, который будет установлен рядом с передней стойкой шасси. Вклеил техн. площадки (рожки), облагородил пивжестью, высверлил отверстия. Выштампованной фольгой имитировал противоскользящее покрытие.
По бортам вклеил трубки слива (дренажа) топливной и масляной систем. (латунь 0,5 мм и 0,7 мм).
Были спаяны поручни из латунных трубок 0,4 мм.
Несущая система
Начал с доработки втулки НВ.
На самой втулке придал форму полукруга внутреннего проушинам осевого шарнира. Там же просверлил отверстия под установку крепежных болтов лопастей НВ и установил смоляные болты. Прутком обозначил блок клапанов с магистралями от компенсационного бачка. Сами магистрали пойдут после покраса. С проволоки намотал кольца под крепления электрожгутов ПОС. В качестве оных открыл для себя провода от компьютера. Диаметр около 0,5 мм. Идут несколькими цветами. Идеально пойдут под имитацию различной проводки. В рукавах вставил крепления электрожгутов ПОС и добавил часть с латунной трубки 1,5 мм.
Прорезал расшивку на лопастях и сделал прорезы между хвостовыми отсеками лопастей (сотовый наполнитель). Вклеил контурные огни и сама лопасть в сборке.
Собрал часть хвостового редуктора. Доработал вал с токосъемником (для жесткости) насадил на латунные трубки 1, мм и 0,7 мм. Тяги общего шага имитировал со сломанных свёрел 0,3 мм. От токосъемника пустил электрожгуты (проволока). На лопастях тортостиролом имитировал силовые комлевые накладки. Выполнил расшивку. В Кореле мной был разработан макет декалей для довольно таки богатой маркировки лопастей НВ и распечатан на заказ.
Взлетно-посадочные устройства
Передняя стойка была спаяна с латунных трубок 1,5 мм, 1,0 мм. Шток амортизатора с медицинской иглы 0,7 мм. Сама ось сделана с трубки антенны 3 мм.
Для сборки основных стоек была сделана склейка - "полено для Буратино". После недолгой работы наждачной бумагой получились обтекатели полуоси, подкоса и амортизатора. Как всегда, для имитации проушин использовались остатки латуни от ж/д моделистов, предварительно просверленные с центральным отверстием 0,7 мм. Из латунных трубок 0,7 мм и 2,0 мм спаяны крепления для полуоси, подкоса и амортизатора.
Для имитации нижнего стакана амортстойки отпилил кольцо от антенны и насадил на пластиковый пруток 3 мм. Из нижнего стакана и обтекателя амортстойки вывел шланги гидравлики для подпитки амортизаторов. Проушины также имитировал П-образной латунью.
Хвостовая опора изготовлена с латунных трубок 0,5 мм, 0,7 мм, зеркало штока - мед игла инсулиновая.
При окончательной сборке на обтекателе установлены техн. накладки, БАНО и какой-то штырь. На сами колёса- колпаки.
Пожарное оборудование
Собрал пожарную насадку (корпус авторучки + антенна). Прорезиненный бак под воду - мельчайшая сетка с монитора компьютера.
Из подручного материала и прутков собрал устройство для забора воды (распределитель с магистралью и вторую половину - магистраль с подкачивающим насосом). Выточил блоки противопожарного оборудования. Установил кабельные канала. Штифты - поломанные сверла 0,3 мм, квадратный пруток 1,0 мм и канал - пруток 0,5 мм. Латунными трубками имитировал коммутационный выход для кабелей питания насоса и ограничительные упоры под штангу.
Собрал вторую магистраль питания задней точки сброса воды. Отработал отсек задних грузовых створок с элементами усиления (рама), верхнюю крышку отсека и сам трубопровод сброса воды.
Связное и навигационное оборудование
Старался придерживаться принципа, что мелочевка только украшает модель.
На данном борту обилие антенн - 8 ножевых, 2 крепления под тросовую антенну и подводка к изоляторам. С остатков латуни от ж/д моделистов разметил и выточил ножи. Основание антенны из ФТД от наборов на самолеты ПМВ. Впаял выточенные антенны в основания и с помощью круглого надфиля сделал плавный переход между ножом и основанием.
Установил 2 штыря под троссовую антенну и 1 уголковый обтекатель пол диэлектрик. Белые изоляторы – прутки 0,5 мм, из пивжести собрал треугольные обтекатели к ним.
В районе крыши второго лётчика обозначил диэлектрик под троссовую антенну. С обоих бортов приклеил каплевидные основания под антенны спецоборудования. Спаял Т-образные антенны. (проволока 0,3 мм).
Обвес
С мед. иголок спаял ПВД. Площадку взял с остатков травления. С наборы травления взяты дворники и припаяны на штифты 0,3 мм. Над каждой дверью была спаяна и установлена пирамидальная конструкция лебёдки.
На подвесных топливных баках была нарезана расшивка. Расточена выемка под основную опору шасси. С тортостирола вырезал и наклеил техн. люки. Аналогично с прутка 1 мм имитировал заливную горловину. Крепления под стяжную ленту взял от МИ-10-го, только пришлось их немного подрезать. Посадил на штифты. Добавить электрожгуты и крепления. С проволоки сымитировал жёлтые патрубки суфлирования.
Собрана пирамидальная конструкция с прутков щ,8 мм, трубок (латунь) 0,5 мм и в некоторых моментах штифты 0,3 мм. Соответственно не обошлось без пайки. На баки добавил стяжные ленты и магистраль перекачивающего трубопровода.
Из фольги от детского питания с выштамповкой закругленной иглой были изготовлены заглушки на вентиляторный отсек, входные и выходные устройства двигателя, на ВСУ.
Покраска
Для маскировки стекол использовал набор масок на МИ-6 от Жирикова Константина. Практически получил "садистское удовольствие" от нанесения готовых масок, всего за полчаса. Столько сэкономил нервов! Обечайки входных и выходных устройств маскировал плёнкой ПАРАФИЛМ. Как обычно грунтовал разведенной в 646-м тамиевскойшпатлевкой.
После прешейдинга модель была окрашена в базовый белый цвет. Далее произвел маскировку модели под покраску красным цветом. Чтоб добиться ровного горизонтального нанесения масок, использовал технологию рекламщиков. На аракале нарезал нужные полосы, затем их отклеивал с помощью прозрачной технички и наносил на фюзеляж без смещений.
Сам изготовил макет в Кореле Б/Н и ОЗ. Жирикова Константин вырезал отличные по качеству маски на заказ (прорезка полос шириной до 0,2 мм).
Отдельные технологические люки не смог вырезать, поэтому имитировал их декалями. Макет разработал самостоятельно. Печатали на заказ.
После смывки задул модель матовым лаком с добавлением белого цвета (высветляющий эффект).
Дополнения
БАНО и натяжные антенны ХОББИ ПЛЮС, шасси Zebrano.
Материалы
Медицинские иглы, проволока разного диаметра, тянутый литник, тамиевские шпатлевка и скотч, вся химия от АКАН, пленка PARAFILM, латунные трубки «Griffon Model», пластиковые прутки «LION ROAR», пластик Evergreen.
Огромная благодарность за помощь в подготовке фотоматериалов - Корнееву Руслану и Шуваеву Дмитрию.
Полностью стройку можно посмотреть здесь.
Цитата:
"Самое сложное, - писал Гарнаев Ю.А. в своем дневнике, - было войти в ритм". Набор воды, зависание над огнем как можно ниже, выброс - и снова на заправку к Средиземному морю. О том, что каждую минуту рисковал жизнью, он тогда не думал. Неверное, привык. Профессия такая - быть всегда на грани. Он называл это романтикой.
Когда у Гарнаева Ю.А. спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже лётчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя прежде всего рабочим. И это верно. Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полётов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира.
Надеюсь, что кто-нибудь открыл для себя новую страничку в истории советской авиации.
«Карту выкинул, ЗШ одел», к критике готов!
Верталетная тема не моя, но мимо шикарной модели трудно пройти мимо. Сразу видно что автор душевно поработал.
Спасибо. Долго я вынашивал идею и конечно же вложена частичка души.
удивительным образом модель вписалась в ландшафт -) Редко кому это удаётся. Сначала подумал,что это настоящая модель.Это очень здорово !
Спасибо. Для фотосессии специально выбиралось вечернее время.
Далеко не авиатор, но если бы не корабли занимался именно ей)) Ваша работа это высший пилотаж!! ООООЧЕНЬ крутая работа, модель благодаря искусной работе автора и фотографа, выглядит как настоящая!!!! Единственное что мне режет глаз, это на мой взгляд, чрезмерная смывка на белой части фюзеляжа, ну за минусом дверных проемов и люков. Ее бы немного мягче сделать, не такой контрастной и тогда был бы ну просто как живой. Думаю не отличили бы от прототипа даже летчики на нем летавшие ;-) Но это на мой вкус, возможно ошибаюсь! Повторюсь работа ШИКАРНАЯ!!! Мои поздравления.
З.Ы. и отдельное спасибо за экскурс в историю!
Далеко не авиатор, но если бы не корабли занимался именно ей)) Ваша работа это высший пилотаж!! ООООЧЕНЬ крутая работа, модель благодаря искусной работе автора и фотографа, выглядит как настоящая!!!! Единственное что мне режет глаз, это на мой взгляд, чрезмерная смывка на белой части фюзеляжа, ну за минусом дверных проемов и люков. Ее бы немного мягче сделать, не такой контрастной и тогда был бы ну просто как живой. Думаю не отличили бы от прототипа даже летчики на нем летавшие ;-) Но это на мой вкус, возможно ошибаюсь! Повторюсь работа ШИКАРНАЯ!!! Мои поздравления.
З.Ы. и отдельное спасибо за экскурс в историю!
Благодарю за коммент. Да, смывка - проблема. Работаю над ошибками.
Тема: Amodel 1/72 Ми-6ПЖ - Советский пожарный вертолёт