Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

 Дорогие камрады! После долгих раздумий выкладываю свою первую статью о первой модели, которая не является изкоробочной. Результат двухлетнего долгостроя может и неказитст, но для меня был большой прокачкой опыта. 

Предыстория

Три с лишним года назад, когда я загорелся желанием собрать Су-7, выбора у меня совершенно не было. На полках магазинов лежал один-единственный вариант — «Su-7BKL Arabian Fighter» небезызвестной чешской фирмы Kopro, в те времена переживавшей второе рождение под благозвучным именем KP Models. Новое имя, новый логотип, стильная глянцевая коробка... Вот только пластик в ней был тот же самый, что и годы назад.
Итак, славный витязь с древнерусским именем Боромир в очередной раз оказался прав: нельзя так просто взять и собрать Kopro. (В процессе сборки на языке вертелась и другая фраза — «Хорошую вещь „копро” не назовут», но это было бы уже явной несправедливостью.)
С тех пор прошло много времени. Появился и пропал Су-7БМ от Modelsvit, который, впрочем, меня и не интересовал. Появился и уже почти пропал [http://scalemodels.ru/articles/6574-obzor-Modelsvit-1-72-su-7bmk-i-su-7u.html]Су-7БМК той же фирмы[/url]... Я же по-прежнему клеил КР, постигая ранее неизвестные мне приёмы допиливания и перепиливания, равно как и некоторые грани русской словесности.
То, что получилось, является компромиссом между желанием и умением, а также ленью и нетерпеливостью и, чего таить, периодической нехваткой денег. В конце сборки было огромное желание бросить всё, купить новый набор той же фирмы и собрать уже как положено. Но на сколько затянулась бы постройка тогда — думать страшно. Словом, как говорилось в фильме «Мистер Икс» — ну, что выросло, то выросло.

KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

Итак, по порядку.

Фюзеляж

Геометрия КП-шного пластика нареканий вроде бы не вызывает. Другое дело, что расшивка у него внешняя, а значит, неизбежно гибнущая при заделке швов. После склеивания половин я, как умел, нарезал стёртые линии по верхней и нижней стороне фюзеляжа. Потом оказалось, что нарезал криво, и нижние лючки были сделаны из клейкой ленты, но это уже потом.
Тормозные щитки также были сначала прорезаны, а затем наклеены, поскольку на прототипе они выступают над обшивкой. Таким же образом сделаны накладки перед пушками.
Решётки перепуска за компрессором в пластике даны жалким намёком. Новые «жабры» были изготовлены из стопки полистирола от «доширака», вклеены в заранее прорезанные отверстия и дорезаны по месту. Слева получилось хорошо, справа — не очень.
В носовой части прорезаны противопомпажные створки. К конусу воздухозаборника сверху и снизу добавлена продольная перегородка. Впрочем, её почти не видно.
Сопло в наборе никудышное. Новое сопло было сделано из пивного алюминия с выдавленным гофром, рассекатель — из медной проволоки, а внутрь него вставлена штатная деталь с центральным конусом. По бокам и сверху (под контейнером парашюта) добавлены щитки, защищающие хвостовое оперение.

KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

Кабина

В оригинале кабина не годится никуда - это традиционно слабое место для КР. По молодости меня это не привело в ужас, а потом уже было поздно менять. Из доработок — самодельный прицел с кинокамерой и полностью самодельное кресло. На смолу с доставкой из Москвы тогда не было денег. Кресло вырезано из пенополиуретановой штукатурной тёрки — кстати, прекраснейший материал.
Фонарь — штатный, увы, толстый и оптически кривой. Сейчас есть альтернатива от Pavla, но отдирать поздно. При наклеивании внутри возникло немного инея, который впоследствии был удалён по рецепту Мусы Зекореева: футуру развести спиртом, набрать в инсулиновый шприц, ввести внутрь кабины сквозь аккуратно прокрученный прокол и капнуть на фонарь изнутри.
KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

Крыло

Именно в крыле кроется главная ошибка набора. А именно: ниши шасси у прототипа доходят до фюзеляжа, в котором сделаны выемки под колёса, тогда как в наборе между нишей и фюзеляжем 2 мм пластика. Этот косяк я заметил слишком поздно, когда без бормашинки или гравёра было уже ничего не сделать.
Внутри ниш у всего семейства Су-7/17 имеется характерный рельеф в виде паутины. На модели он дан только контуром, поэтому пришлось вырезать паутину из сыростирола.
Пушки заменены иголками. Локализаторы на дулах, как на многих фотографиях, отсутствуют.

Хвостовое оперение

Единственная доработка — противофлаттерные грузы правдоподобной оживальной формы, выточенные из проволоки.

Мелочёвка

Фары самодельные. В высверленные лунки вставлены кружки из фольгированной клейкой бумаги, вдавлены до полусферической формы, поверх вставлены стёкла из тонкого пластика на клею Micro Krystal Klear.
Большинство малых воздухозаборников из набора оставлены как есть, только вырезаны изнутри для имитации отверстий. Опять же, набор воздухозаборников от Quickboost появился слишком поздно.
Добавлено с полдюжины мелких воздухозаборничков (например, охлаждения пушек) из острых концов инъекционных иголок, приклеенных на скошенную грань.
Добавлены две трубки Вентури по бокам носовой части, антенны опознавания из иголок, антенны радиовысотомера, хвостовой костыль, швеллеры позади балочных держателей, крепления для стартовых ускорителей.
KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка
Стекатели статики изначально были сделаны из оплавленной лески, но после третьего обламывания заменены на проволоку с каплей циакрила.
Штанги ПВД изготовлены каждая из двух иголок, обточенных до правдоподобной формы.

Шасси

Шасси — пожалуй, главная изюминка БКЛ, причём давшая название этой модификации. В наборе основные опоры с лыжами даны непростительно примитивно, поэтому решено было полностью переделать их — из иголок разного калибра и кусочков пластика. Из набора осталась только основа стойки, в которую по этой методике вставлена имитация блестящего штока.
KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка
Носовая опора у БКЛ также не простая — а рулевая, да ещё и нетормозная. И тоже примитивно отлитая, причём зацело с колесом. Колесо было аккуратно вырезано, а всё остальное, кроме стойки, опять же надо было сделать заново. Не найдя ни одной детальной фотографии передней ноги конкретно Су-7БКЛ, я перечитал историю и пришёл к выводу, что у Су-17 носовая опора должна быть точно такая же. По образу Су-17 (зафотографированного не в пример лучше) была сделана опора с парой гидроцилиндров для разворота.
Щитки носовой опоры были обточены изнутри и в выпуклых местах до пристойной толщины.

С щитками главной опоры вышло хуже. В продолжение косяка с нишей, щитки также короче требуемого аж на 3 мм. Причём они у БКЛ выпуклой формы, и замену так просто не сделать. Пришлось наращивать. Из эпоксилина был сделан слепок внутренней поверхности (которую для простоты я признал сферической), затем он был сдвинут и зафиксирован скотчем, а поверх него намазана шпатлёвка в несколько заходов. В итоге вышло даже неплохо.

Подвески

В наборе даны 4 ПТБ приличного качества, а вот всё остальное — бомбы непонятной номенклатуры, УБ-32 и УБ-16 — не годится никуда.
Окончательная выкладка является компромиссом между желанием навесить всего побольше разного — и суровой реальностью, в которой Су-7 не мог нести ракеты разного калибра одновременно, да и ракеты с бомбами вроде бы под вопросом. Блоки УБ-32А — от Armory. УБ-16-57М сделаны из них же (головная часть и рассекатели пламени внутри), «вечнозелёной» трубки (корпус) и редбулла (юбка). Все подвески съёмные на штифтах и взаимозаменяемые.
KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

Окраска

Набор называется “Arabian fighter”, в комплекте идут декали и схемы для трёх исламских стран — Египта, Алжира и Афганистана. Египетский вариант смотрится эффектнее всего — благодаря замысловатой арабской вязи бортового номера. В то же время, насколько я понял из статей Марковского и Приходченко, ни в Египте, ни в Алжире БКЛ не было — только БМК. В Афгане — были, но Афган меня как-то не вдохновил.
Из книги Ефима Гордона “Sukhoi Su-7/-17/-20/-22” была выбрана вот эта симпатичная чешка:
KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

Почему чешка? Ну... во-первых, трёхцветный камуфляж — чуточку проще наносить, чем четырёхцветный. Во-вторых, у меня валялись в запасе чешские кокарды от Су-22М4 Билека (которому, в свою очередь, суждено стать советским Су-17М4). А в-третьих, модель от КР является типичным представителем чешского моделестроения, вот пусть чешкой и остаётся.
Впоследствии была найдена кое-какая скудная информация по прототипу. Борт 6514 с 1967 г. базировался на аэродроме Намешт-над-Ославою в составе 20-го ибап ЧССР, в 1989 г. списан на базу хранения Преров. Его собрат c б/н 6513 стоит там же на открытой экспозиции и неплохо отснят уже в наше время, тогда как для 6514 есть всего одна старая фотография, кочующая по сайтам и изданиям:
KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

Внезапно: Eduard выбрал именно этот борт для своего профипака в 1/48. На сайте выложена инструкция с декалью и подробной схемой окраски. Сразу скажу: цветовой схеме я не верю. У Эдика камуфляж двуцветный, а на самолётах 20-го ибап, включая 6511 и 6513 — трёхцветный, да и на чёрно-белом фото 6514 видны два тёмных тона (например, над крылом). Зато в декали очень аккуратно прорисован бортовой номер (у Гордона он переразмерен).
Цвета намешаны из акриловых красок (низ — Hobby Color, верх — Tamiya) по образцу из брошюры «МиГ-27» Экспринт. Радиопрозрачный/колёсный зелёный — водный АКАН. После окраски, перед декалями, модель была покрыта эмалевым глянцевым лаком Tamiya.
Отдельное спасибо Eduard за техничку! В выложенной на сайте PDF-инструкции приложена детальнейшая схема её нанесения, причём в полноценном векторном виде. Достаточно импортировать эту страницу в Inkscape и как следует увеличить масштаб — все надписи читаются. Правда, не все осмысленно — местами чехи схалявили, а в других словах есть ошибки, но в целом суть ясна. Тем более что на истребителе в 1/72, да с моим умением, читаемая техничка — это утопия. Я имитировал её как смог с помощью чёрного сверхтонкого маркера Gunze и гелевых ручек.

Бортовой номер набит по трафарету из тамиевского скотча. На правом борту я успел посадить кляксу из-за неплотного прилегания скотча к вогнутым створкам — хорошо хоть успел замыть и сделать вид, что это смывка в углублении. На левом борту первую цифру пришлось вычертить по трафарету маркером.
С декалью меня ждал облом. Я с самого начала рассчитывал на кокарды от Су-22, а они оказались не того размера — у Су-7 хвостовые опознавательные знаки меньше, а крыльевые — намного больше. На счастье, в дальнем углу нашёлся КП-шный же Ил-10, и при нём — огромные чешские кокарды, которые даже пришлось подрезать.
Затем ещё слой глянца и тонировка. Модель покрыта смесью наружной и внутренней расшивки, которую предстояло выделить карандашом — внутреннюю прочертить, внешнюю натереть сверху. И тут-то я понял, что дело плохо. Глянцевый лак лёг с шагренью, и графит никак не хотел стираться с неё. В итоге расшивка получилась плохо, а живот вышел намного грязнее, чем должен бы.
Смывка на модели присутствует, но выборочно: на шасси, в нишах главных опор, в решётках перепуска, нижних воздухозаборниках и местами на брюхе.

Выводы

Чешская Сушка стала для меня первой моделью, подвергнутой основательной дорабатке. На ней же я учился выделять расшивку, делать смывку и имитировать техничку. В итоге, сколько бы на ней ни осталось косяков, всё равно в личный опыт пришло очень немало, а потому своё место на полке она заняла по полному праву.

Собранная по ходу строительства информация позволила дописать статью Су-7 братского проекта Scalewiki.

Литература (основная)

⋅ В. Марковский, И. Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7, цикл статей. (Авиация и Космонавтика, №№ 4-11/2006 г., 1-4, 6-8, 10-12/2007 г., 1-6/2008 г.)
⋅ Hans-Heiri Stapfer. Sukhoi Fitters in Action (Squadron Signal #1090)
⋅ Yefim Gordon. Sukhoi Su-7/-17/-20/-22 (Aerofax, 2004)

Известные косяки


⋅ Ниши основных опор не дорезаны до фюзеляжа.
⋅ Ниша передней опоры пустая, нет подкоса.
⋅ Главные траверсы основных опор прямые, тогда как в оригинале они тоньше и кривые (передний шарнир лежит в плоскости колеса).
⋅ Щитки основных опор можно было бы заменить на самодельные масштабной толщины.

KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка

 

 

» Информация о статье
ithilion в 03.01.2015 - 21:26
2 детали для щитка шасси вырезать - слоенку - плоский основа и с рифлением (ребра жесткости) шариковой ручкой накатать рисунок изнутри, проклепать и склеить, это же не расшивку царапать 3 дня, делов на 10 минут ,а эффект - ого ))
А из чего? Металл или пластик?
DimaADA в 03.01.2015 - 23:38
Саму работу комментировать не буду, так как косяков хватает. Но я надеюсь, что данная модель не отбила автору желание заниматься моделизмом. Мой Вам совет, берите более качественные исходники. Уверен, что опыт, который как известно, сын ошибок трудных, Вы приобрели. Желаю Вам использовать этот опыт в новых моделях. Удачи и с Новым Годом!
Ваня-Нововский в 04.01.2015 - 13:54
Тема: KP Models 1/72 Су-7БКЛ — Своенравная чешская красотка
НОРМАЛЬНО!
ithilion в 04.01.2015 - 21:10
DimaADA
Всё справедливо. Главное — есть понимание, что всё это теперь надо делать с каждой новой моделью. Качественные исходники, увы, доступны далеко не для всех прототипов.
Следующую статью напишу, когда будет собрано что-то действительно интересное.
DimaADA в 04.01.2015 - 21:38
Следующую статью напишу, когда будет собрано что-то действительно интересное.
Вы напишите в любом случае, а на сколько оно будет интересное или не интересное, решит публика.
Redstar_72 в 11.01.2015 - 22:56
Первое, что бросается в глаза - "кислотные" цвета модели. Сравните:


Добавлено спустя 1 минуту 17 секунд:

Также чешские БКЛ могли быть такими:

или такими:
ithilion в 23.01.2015 - 16:14
Первое, что бросается в глаза - "кислотные" цвета модели.
Redstar_72, спасибо за замечание. Тем более, что у меня на очереди ещё три истребителя-бомбардировщика, которых я собирался красить этими же цветами. А их подбор выпил у меня немало крови (и краски, естественно :grin: )
Также чешские БКЛ могли быть такими:

или такими:

Эти две фотографии, на мой взгляд, не очень показательны. Они старые (1992—94 гг.), и на них (по-моему) сдвинут цветовой баланс — на одной в голубое, на второй — в розовое.
Что касается первой, то цвета на ней очень похожи на те, на которые я ориентировался:

# #
(при всём уважении к авторам снимков, я сейчас просто не найду ссылки).
Мне казалось, что эти самолёты довольно долго стояли на улице и цвета могли побледнеть.
Вообще я не старался подогнать цвет к фотографиям на компьютере: ненадёжное это дело — прикладывать выкраску к монитору, тем более неоткалиброванному. А из вещественных образцов у меня была брошюра Экспринта, в которой цвета очень похожи на эти снимки. Вот скан, который я специально подгонял по цветам к тому, что вижу на бумаге (по крайней мере, на моём мониторе похоже):
#
Сейчас, пока было светло, снял модель вместе с образцом при дневном пасмурном свете:
#
Согласен, цвета модели всё-таки более яркие. В следующий раз придётся добавить светло-серого.
А «кислотность» на фотографиях в статье - это скорее эффект обработки. При поднятии контраста она вылезает и на последнем снимке.
Без обработки цвета выглядят более спокойными:
#
Redstar_72 в 23.01.2015 - 23:39
ненадёжное это дело — прикладывать выкраску к монитору, тем более неоткалиброванному. А из вещественных образцов у меня была брошюра Экспринта
Ориентироваться на типографские цвета - ещё более ненадёжное дело, чем на фото с монитора...
borchet в 05.02.2015 - 21:40
Отличная работа - мой так и лежит в полусобранном виде 20 лет... Вопрос - откуда информация, что передняя стойка - нетормозная??? Насколько помнится, тормозная, как и на спарке
ithilion в 07.02.2015 - 13:55
borchet, из статей и книги Марковского и Приходченко. В книге «Выйти из тени» это стр. 63—64, а в статьях — Авиация и космонавтика, 2006, № 8
Изменили и переднюю стойку шасси. Она комплектовалась бестормозным колесом большего диаметра (660x200) и, в отличие от ранее применяемых на "семерках", стала управляемой с углом разворота +-27°, что значительно повысило маневренность машины на земле при рулении, особенно на грунте или скользкой бетонной ВПП (такая же стойка и колесо устанавливались на опытных С26).

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy