Эта модель один из «долгостроев». Для меня примечательна еще и тем, что с блога о ее постройке, начатого в январе 2011 г., состоялся мой дебют на ScaleModels. Мотивом доделать проект послужил старт турнира «Винты на палубе-2». Турнир прошел, блог дополнен, теперь можно и статью написать…
Объектом для моделирования стал Corsair F4U-1, т.е. ранняя серийная модификация самолета с т.н. фонарем «Птичья клетка» (Bird Cage). Из дополнений использованы: травление на кабину Eduard № SS270 (zoom серия) и двигатель Quickboost.
Теперь подробнее по доработкам. Описание будет вестись не в хронологическом порядке, а по отдельным узлам модели для простоты восприятия.
Двигатель
На внутренней части капота двигателя сделаны перфорированные ребра усиления из листового пластика, для отверстий использовано сверло 0,2 мм.
Двигатель от Quickboost имеет существенный недостаток – он очень длинный и если его ставить без изменений, то цилиндры в капоте будут находиться слишком глубоко. Фото со сравнением смоляного двигателя и пластиковой детали из набора красноречиво показывает проблему.
Смоляной двигатель был разрезан, передняя часть заменена на тамиевскую. С нее были удалены почти все детали и заменены квикбустовскими. Толкатели, проводка, скобы, головки болтов из проволоки разных сечений. Табличка из фольги, регулятор оборотов и различная мелочевка из пластика.
К сожалению, при доработке двигателя был упущен один момент – как я позднее узнал, двигатель от Quickboost не совсем подходит для раннего Корсара. Разница с более поздними модификациями состоит в двух деталях, которые находятся рядом с регулятором постоянных оборотов. Свет истины для меня открылся, когда двигатель был уже покрашен, а до окончания приема работ на турнир оставалось не очень много времени. По этим причинам дорабатывать движок не стал. Правильный вариант виден на фото.
Основательно доработаны створки капота: уменьшена толщина, в пропиленные пилкой пазы вклеены треугольные косынки из тонкого пластика, выштамповки из фольги от конфет продавлены на пластиковом пуансоне, тросик – тонкая проволока, ролики нашинкованы из литника, крепления роликов из тонкого пластика.
Выхлопные патрубки на модели обозначены внешним контуром, что смотрится довольно примитивно. Ниша под патрубки была вырезана, стенки сформированы из двухкомпонентной шпаклевки «Эпоксилин». Подходящих по диаметру трубок не нашлось, поэтому решил патрубки спаять из листовой латуни. Латунь отжег, порезал на полоски, последовательно согнул на сверлах разных диаметров, последнее сверло диаметром 1 мм. Стыки получившихся трубочек пропаял. Торцы оригинальных выхлопных труб имеют скос, поэтому трубочки сточил на абразивной насадке микродрели. После установки на модель прошелся шкуркой, чтобы патрубки выглядели ровными относительно друг друга, и восстановил удаленную секцию из пластика.
Кабина пилота
Эпопея с доработками и окраской кабины подробно освещена в блоге. Работа выполнялась с использованием травления от Eduard.
Перечислю, что было сделано:
кресло пилота из травленки, но с заменой детали чашки сидения на самодельную из полоски латуни, так как родная коротковата – в травлении не учтено, что передний край должен быть загнутым. Система крепления сиденья выполнена самостоятельно из тянутых литников, пластика и проволоки;
с левой стороны от кресла пилота приклеил рукоятку из проволоки;
в детали А20 просверлил отверстия;
борта кабины дополнил планками с перемычками из тонкого пластика;
на левом борту кабины сделал площадку под блок РУД из листовой латуни;
на правом боковом пульте кабины удалил зацело отлитую имитацию баллона. В том месте, где должен быть баллон, сделана выемка – пластик выбран министамеской. В верхней части пульта на некоторых фотографиях виден прибор со шкалами и стрелками (может быть манометр), на некоторых отверстие. Я ограничился отверстием. Баллон переделан из родного тамиевского, дополнен вентилем из кусочков литников, крепление для баллона из полоски латуни;
на левом боковом пульте кабины доработал рычаг выпуска шасси/стояночного тормоза - верх рычага нарастил суперклеем, кнопка из проволоки и дополнил небольшим блоком справа из пластика;
под правой панелью сделан блок из кусочков пластика и тяга из тонкой проволоки;
под приборной доской добавил переключатель оружия из тонкого пластика и пары кружочков из литника;
видимые при собранной кабине трубопроводы гидросистемы выполнены из тонкой проволоки.
по левому борту в нижней части сделан баллон с креплениями;
тяги РУД из тонкой проволоки;
сделана видимая часть проводки под боковыми пультами и на правой половинке фюзеляжа;
гофрошланг под сиденьем пилота из медной проволоки, обмотанной на суперклее еще более тонкой проволокой, затем прокатан между двумя листами металла для придания необходимой фактуры;
задняя стенка кабины ошкурена заодно с заголовником и на него добавлены болты (нашинкованный литник) и двойные уголки из листовой латуни;
добавлена V-образная деталь, видимая в окошко на нижней части фюзеляжа;
добавлялись еще разные мелочи.
Прицел, который представлен на фото, показался мне крупноватым и впоследствии был заменен.
Для получения похожего на себя цвета Dull dark green по совету коллег по форуму кабину пришлось несколько раз перекрашивать. Цвет намешан из тамиевского акрила, тонировка выполнялась смывками Mig, эмалями, масляными красками.
Стойки и колеса
На стойке хвостового колеса удалил посадочный гак, поскольку на выбранном мною варианте окраски его нет. Лишний пластик сошкурен, просверлены отверстия, сделана скоба из литника. Добавлена тяга с пружиной (булавка, пружинка навита из проволоки). Тяги сбоку из медной проволоки и трубочки от Модел Поинт.
Стойки передних колес собраны вместе со щитками, так как должны окрашиваться в один цвет, дополнены шлангами гидравлики (припой) и тягами из пластика и проволоки.
Ниша хвостового колеса
Конструкция хвостовой ниши непростая, не везде на оригинале по доступным фото можно разглядеть отдельные моменты, но надеюсь, что мне удалось избежать серьезных ошибок. Первым делом пришлось приклеить детали горизонтального оперения, отрезать торчащие изнутри штифты, зашпаклевать и ошкурить, чтобы получить ровную поверхность, пригодную для дальнейших доработок. Деталировка ниши выполнялись из пластика, как листового, так и литников, проволоки, латуни. Эопксилином заделана щель в верхней части ниши. Створки ниши подшкурены для уменьшения толщины.
Ниши основных стоек шасси
Деталировка выполнялась в несколько этапов с оглядкой на многочисленные фотографии ниш Корсаров, доживших до нашего времени. Реставраторы зачастую предлагают различные варианты расположения проводки и трубопроводов, поэтому не могу утверждать, что все сделал исторически достоверно. Материалы: пластик, проволока, припой. Створки ниш сточены для более масштабной толщины и сразу приклеены на место, так как их внешняя и внутренняя сторона красилась в один цвет с нижней частью самолета. На оригинале трубопроводы красились, как правило, вместе с нишей, поэтому все в сером. Ниши покрашены и тонированы, сделаны сколы до грунта.
Доработана выдвижная створка, расположенная на нижней части фюзеляжа. На модели этот узел отлит в выпущенном состоянии, но очень упрощенно. Дабы сократить объем доработок, створку решил сделать в закрытом виде. Деталь модели была отрезана, основательно сточена и приклеена на место. Снаружи восстановил расшивку и рояльные петли, изнутри показал видимые детали из пластика. Даже в поднятом положении на оригинальном самолете сквозь щель, пусть и очень немного, но просматриваются детали двигателя (на модели это остатки смоляного двигателя от Вектор, дополненные трубопроводами из припоя). Здесь, на мой взгляд, гнаться за копийностью не имеет никакого смысла, так как в 72 масштабе если, что и видно, то только когда посветишь в щель фонариком.
Далее модель была собрана, обработаны швы, дорезана расшивка, подрезаны крюки, облагорожены места пулеметов (кольца из пластика вырублены пробойником, иглой нанесена клепка), рядом с пулеметами показаны отверстия фотокинопулеметов (отверстия высверлены, дорезаны скальпелем, стекло имитировано прозрачным эпоксидным клеем UHU и отшлифовано), изолятор антенны за кабиной пилота изготовлен из пластика (отлитый в пластике был срезан для удобства обработки шва), для фиксации сдвижной части фонаря на фюзеляже сделаны штырьки из проволоки и высверлены отверстия для них на внутренней части фонаря, БАНО на консолях из прозрачного пластика, тяги на рулях управления из проволоки, антенна – нить от Хобби+, антенна на нижней части фюзеляжа из стальной проволоки.
Прототип
В качестве прототипа выбрал изкоробочный вариант окраски – один из самолетов Кэннета Уолша (Kenneth A. Walsh) изVMF-124. По фотографии данного борта мало что можно разглядеть, поэтому доверился инструкции к модели.
Окраска и тонировка
Окраска выполнялась тамиевским акрилом. Рецептура цветов бралась из инструкции, но с последующими затемнениями и высветлениями. Декали приваривал с помощью ганзовских Softer и Setter.
На фотографиях военной поры хорошо видно, какими живописными могут быть Корсары. Часть фото, которые послужили источником творческого вдохновения при тонировке, можно посмотреть в блоге. Для тонировки и финишной отделки использовались в основном масляные и эмалевые краски, пигменты, смывки от Mig, лаки от Акан.
Ну и вот, что получилось после всего этого безобразия
В заключение выражаю благодарность всем, кто помогал при постройке модели!
Спасибо за внимание!
Спасибо!