Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!

Уверен, что у многих моделистов-самодельщиков, работающих с моделями летательных аппаратов начала XX века, возникал вопрос о том, каким образом воспроизвести провис полотна на консолях крыла, вертикального и горизонтального оперения в своих моделей. Хочу поделиться своим практическим опытом создания наборных плоскостей, который был применен мною при постройке первой советской авиетки А.С.Яковлева АИР-1 в масштабе 1/48.

 

Изготовление силового набора

Выдержка из технического описания АИР-1:  “АИР-1 представлял собой двухместный расчалочный одностоечный биплан из отечественной сосны и фанеры, кабины открытые, конструкция цельнодеревянная собрана на клею и гвоздях… Хвостовая часть фюзеляжа и крылья обтянуты полотном…”.
Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!
Поскольку крылья имеют большую площадь в плане по отношению ко всей конструкции и для достижения наилучшего визуального эффекта, было решено изготавливать фюзеляж и консоли обеих крыльев наборными и в дальнейшем обтягивать их бумажной обшивкой.
 Силовой набор фюзеляжа, силовые нервюры и лонжероны изготавливались из пластика 2 мм. Несиловые (с точки зрения модели) нервюры делались из пластика 0.3 мм.

 Передняя и задняя кромки консолей были выполнены по следующей технологии:
Из бамбуковой палочки (я использовал от суши) были вырезаны кромки, на которые были наклеены полоски пластика 2 мм при помощи цианокрилата. Это добавило конструкции продольной жесткости и упростило стыковочный монтаж описываемых элементов с пластиковыми нервюрами и лонжеронами на суперцемент. Элементы хвостового оперения вырезались целиком из листового пластика 2 мм. По окончании сборки, все было задуто базой The Army Painter - Colour Primers White.
Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!
  
Важно! Окончательный монтаж необходимо производить на жестком стапеле, который исключает смещение элементов силового набора относительно друг друга и/или изменения геометрии всего конструктивного элемента по отношению к чертежу. Если у собираемого элемента (здесь консоль) есть плоскость, то этого можно избежать, например, положив чертеж на упаковочный картон или пенопласт, в которые легко входят иголки. Элементы проливаются цементом после того как они зафиксированы при помощи булавок, вколотых через копию чертежа в картон или пенопласт.

Имитация дерева или фанеры (светлых)

Как отмечалось в выдержке из технического описания, самолет был сделан из отечественной сосны и фанеры. Таким образом, надо было подобрать комбинации базового фона светлой древесины и цвет прожилок. Ранее уже описывались способы достижения эффекта древесины на моделях (здесь, например), но когда я начал пробовать сам, мне результаты не очень нравились. В конце концов, путем десятка (не меньше) итераций, я остановился на следующей комбинации красок:
1. Базовый цвет: TAMIYA ACRILIC PAINT X-2:XF-15:XF-55 = 3:4:3 (наносился аэрографом)
2. Прожилки: TAMIYA ENAMEL PAINT XF-57 (наносились кистью «00»)
Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!

После того, как волокна древесины нарисованы, необходимо еще раз пройти аэрографом с базовым цветом 2-3 раза с целью снижения общего тона волокон, либо необходимо подбирать более светлую комбинацию для прожилок. Однако, хочу отметить, что использованный метод создает очень реальный эффект натуральности прожилок дерева т.к. их края оказываются как-бы «размыты» основным фоном.

Важно! Результат этого шага следует «задуть» в несколько слоев прозрачным лаком, а лучше FUTURE и высушить пару-тройку дней. Это защитит слои красок от повреждения на следующем шаге – натяжение обшивки.

Натягиваем полотно обшивки

В процессе переезда и покупки мебели в магазине IKEA, в упаковке от ящиков KOMPLIMENT для шкафов PAKS, была найдена чудесная почти-папирусная бумага, которая была использована для имитации полотна обшивки. Цвет оказался как раз тот, который нужен. Надо признаться, что работать с ПВА и ИКЕАевской упаковочной бумагой мне очень понравилось. Бумага не дает избыточной натяжки, т.е. не деформирует конструкцию после высыхания клея, и ее не надо красить базовым цветом. Кроме того, любые дефекты можно заполнять густым ПВА и они визуально пропадают, т.к. после высыхания эмульсия дает слабо-желтый полу-прозрачный оттенок, сливаясь при этом с цветом обшивки. Достаточная натяжка бумаги между клеевыми узлами, создала необходимый эффект "провисания полотна". Для усиления копийности, перед приклейкой основного полотна обшивки, на каждую нервюру наклеиваются полоски-усилители из той же бумаги и просушиваются.
Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!
  
Если недоступна бумага нужного цвета, то возьмите белую упаковочную в любой коробке из под обуви, но помните, следующее:

Важно!

  1. Используемая для обшивки бумага не должна иметь промышленной основы (как перкаль, например). ПВА при высыхании натянет подобную перкали ткань так, что вся конструкция может деформироваться. Это проверено на летающих моделях-копиях мною лично. Здесь должна использоваться просто упаковочная бумага без промышленной основы.
  2. Крайне важно просушивать каждый слой ПВА.
  3. После высыхания последнего слоя ПВА обязательно необходимо задуть натянутую бумагу несколькими слоями прозрачного лака (либо FUTURE) до тех пор, пока бумага перестанет провисать после намокания. Каждый слой необходимо просушивать до полной полимеризации. В противном случае, есть вероятность, что влага, присутствующая в помещении, будет впитана натянутой бумагой через некоторое время, что приведет к потере натяжения обшивки. Кроме того, полимеризованный лак позволит исправить случайные ошибки с лаковым покрытием, если таковые возникнут на следующем шаге.
  4. Если вы используете белую бумагу, то ее следует задуть пропитать прозрачным лаком (либо FUTURE) до покраски базовым цветом древесины. Также, рекомендую зафиксировать базовый цвет после высыхания парой слоев прозрачного лака (либо FUTURE) (см. схему покраски в следующем шаге).

Покрываем лаком древесину и полотно

После некоторого количества экспериментов был подобран рецепт лака: TAMIYA X-24:X-26 = 1:6.
Получаем следующую схему лакокрасочных слоев на конструктивном элементе:
Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!

И приблизительно такой результат их нанесения:
Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!

Важно! Во избежание неконтролируемого ухода от цвета прототипа, в процессе нанесения лакового покрытия следует:
1. Добиваться того, чтобы каждый следующий слой лака был по возможности наиболее тонким;
2. Каждый следующий слой лака наносить только после полного высыхания предыдущего (лаки обычно меняют глубину цвета после высыхания);
3. После нанесения слоя убирайте покрытые лаком элементы из зоны попадания пыли до их полного высыхания.

Смывка и финишный слой

На последний слой лака наносится смывка (здесь: гуашь + вода с FAIRY) и финишный слой бесцветного атласного лака (здесь: FUTURE + TAMIYA Flat Base == 15:2). Делается это с целью устранить излишний блеск лакового покрытия.
Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет! Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и нет!

Важно! Во избежание повреждения последнего слоя лака лучше использовать технологию смывки нейтральную к этому высохшему слою.

Заключение

Надеюсь, мой опыт поможет избежать Вам досадных ошибок в процессе работы над своими уникальными моделями. Желаю удачи в постройке!

Статья о постройке АИР-1.
Подробно процесс постройки АИР-1.
С уважением, Сергей Данилин

 

» Информация о статье
Scorpius в 26.09.2011 - 15:05
Тема: Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и...(#4509) - обсуждение

Вы молодец! Правильный ход мыслей. Причём такой подход можно применять не только к моделям брезентовых бипланов но и цельнометаллическим собратьям.
SDSoft в 26.09.2011 - 15:56
Причём такой подход можно применять не только к моделям брезентовых бипланов но и цельнометаллическим собратьям.

Спасибо. В принципе да, но там, где не видно силового набора "на просвет", я бы даже не стал мучиться. Больно технология сложная.
Мне видится, проще использовать вот такие подходы:
1.
2.
VasyaPupkin в 16.12.2011 - 18:07
Тема: Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и...(#4509) - обсуждение
Не совсем по теме:
А из чего изготовлен каркас самолета ?
Хочу с нуля сделать модель, но пока даже не знаю какой материал подойдет для работы в домашних условиях... кроме бумаги :-)
organic в 19.12.2011 - 21:02
Тема: Re: Наборные крылья в 48-ом?! Почему-бы и...(#4509) - обсужд
Не совсем по теме:
А из чего изготовлен каркас самолета ?
Хочу с нуля сделать модель, но пока даже не знаю какой материал подойдет для работы в домашних условиях... кроме бумаги :-)
В принципе любой, который сможете соединить между собой. Алюминиевая, медная, стальная проволока и профили, пластик, дерево и тд и тп.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy