Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41

Представляю свою первую статью на сайте - обзор декали фирмы Starfighter Decals на американский довоенный палубный биплан Curtiss SBC-4 Helldiver.

Введение

Starfighter Decals – торговая марка небольшой американской ритейловой компании Mark's Models & Toys из города Стивенс Сити, штат Вирджиния, владелец которой, Марк Таттон, в 2007 г. начал выпуск собственных декалей с маркировкой авиационных соединений для кораблей в различных масштабах. В настоящее время под маркой Starfighter Decals выпускается порядка двухсот наименований декалей в самых разных масштабах – от 1/32 до 1/1200, а также смоляные модели самолетов в «корабельных» масштабах и смоляные наборы детализации в масштабах 1/72 и 1/48.

Для авиаторов значительный интерес представляют декали, а также смоляные наборы детализации на авиацию США довоенного и военного периода в основном в масштабе 1/72. При этом выпускаемая продукция практически безальтернативна – ну кто ещё выпускает декали и наборы детализации на Boeing F4B или P-26, Curtiss P-6E или F11C?

В данном же обзоре рассмотрим декаль в масштабе 1/72 на последний палубный биплан морской авиации США – разведчик-бомбардировщик Curtiss SBC Helldiver. Необходимо отметить, что и эта декаль не имеет альтернатив (кроме другой декали от Starfighter Decals – 1/72 Helldivers Pt.2 SBC-3/4). Вполне возможно потому, что собственно и моделей этого самолета в настоящее время не производится. Но две старые модели – от Heller и Matchbox – ещё вполне доступны, поэтому декаль будет интересна любителям довоенной палубной авиации США.

Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41

Описание декали

Декаль на три варианта модификации SBC-4 Helldiver (два в довоенной «желтокрылой» окраске и один полностью светло-серый начала войны) разработана в 2007 г., собственно, это вообще первая декаль от Starfighter Decals в масштабе 1/72, о чём говорит её артикул – 72-101. Полиэтиленовый пакетик, в который она упакована, помимо самой декали содержит двусторонний листочек с цветной инструкцией, освещающей основные моменты по окраске выбранных вариантов и нанесению маркировки. Идентификационные полосы на фюзеляже и верхнем крыле предлагается нарисовать самостоятельно, но при этом в декали даются узенькие белые полоски для их окантовки. Даны трехцветные элементы маркировки винта с указанием, что они используются на всех вариантах, а также указано, что анибликовую секцию внутренней стороны винта необходимо окрашивать цветом Insignia Blue.

Отпечатана декаль в Италии, фирмой Cartograf. Качество печати – на высоком уровне, никаких смещений, хорошо пропечатанные тонкие линии и мелкие детали. Поверх рисунка достаточно тонкий слой лака с небольшими полями. Штатные декали на обе модели не идут ни в какое сравнение.
В инструкции прямо написано, что при необходимости рекомендуется использовать специальные жидкости от Microscale.

Историческая достоверность


Перейдём к самой важной части – исторической достоверности представленных вариантов. В качестве референсных в инструкции указаны три издания:

  • T. Doll, B. Jackson, W. Riley. Navy Air Color vol. I 1919-1945, 1983 Squadron/Signal Publication
  • T. Doll. SBC Helldiver In Action, 1995 Squadron/Signal Publication
  • T. Doll. US Navy Aircraft Camouflage & Markings 1940-1945, 2003 Squadron/Signal Publication

Воспользуемся и мы предложенной литературой и сверим видение разработчика декалей со своим.

Для начала внимательно рассматриваем инструкцию и обнаруживаем странное – на всех трех вариантах надпись «SBC-4» отрисована на киле, а BuNo – на руле поворота. Открыв любую из предложенных книг легко увидеть, что такого вообще не могло быть. Не только на всех SBC-4, но и на других самолетах той эпохи как раз BuNo был расположен на киле, а вот модификация самолета – на руле поворота. Можно было бы считать это простой опечаткой в инструкции, но о наличии системной ошибки у автора говорит то, что и в декали в варианте 3 отпечатано общим текстом в две строки «NAVY / SBC-4», а BuNo (4238) дан отдельно, в то время как должно быть строго наоборот – «NAVY / 4238».
Таким образом, для варианта 1 и варианта 2 достаточно декаль просто перевести в правильных местах, а для варианта 3 – её придется разрезать и переводить по частям. Не самая страшная ошибка, но начало не очень оптимистичное.

Теперь переходим непосредственно к вариантам.

Вариант 1. SBC-4 Helldiver, BuNo 1269, 2-S-1, VS-2, USS Lexington, 1939 г

Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41

 

Как бы самолет командира разведывательной эскадрильи VS-2 c авианосца Lexington. Фотографии самолета с бортовым номером 2-S-1 в количестве двух штук имеются на стр. 21 и 22 SBC Helldiver In Action. И достаточно взглянуть на эти фотографии, чтобы стало понятно, что при разработке этого варианта победили лень и пофигизм – извечные враги прогрессивного человечества. По пунктам:

  1.  Самолет с BuNo 1269 в 1939 г. вообще не имел отношения к эскадрилье VS-2. В течении всего 1939 г. и до осени 1940 г. этот самолет (второй выпущенный экземпляр SBC-4) экспонировался на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке действительно под виртуальным номером 2-S-1, но к VS-2 был приписан только после окончания выставки в октябре 1940 г. и имел бортовой номер 2-S-12 или 2-S-13. Реальный же самолет 2-S-1 имел BuNo 1288 (что хорошо видно на фотографии в SBC Helldiver In Action). Соответственно, у моделиста есть две возможности – делать выставочный вариант, но на фотографии с выставки на стр. 33 SBC Helldiver In Action хорошо видно, что в отличие от реальных самолетов VS-2 у выставочного экземпляра как минимум нестандартный обтекатель выхлопных патрубков, полоса вокруг фюзеляжа не имеет белой окантовки и под маркировкой на киле и руле поворота имеется белое поле, или делать реальный борт 2-S-1, но тогда придется самостоятельно изготавливать или подбирать номер BuNo.
  2. Эмблема эскадрильи (голова индейца) отрисована не совсем верно, что хорошо видно в сравнении с фотографиями SBC-4 из эскадрильи VS-2 в SBC Helldiver In Action.
  3. Надпись «U.S. NAVY» по ширине практически верна, а вот по высоте явно маловата.
  4. BuNo и надпись «SBC-4» наоборот переразмерены по высоте.
  5. Звезды на крылья также переразмерены примерно на 1,5 мм и похоже просто не поместятся на крыле модели.

6. Номер 1 на верхнем крыле в инструкции расположен дальше от задней кромки, чем это было в реальности.
Расположение идентификационных полос на фюзеляже и крыле и окантовка белыми линиями полосы на фюзеляже фотографиями подтверждается. На фотографиях видно, что внутренняя сторона винта действительно окрашена, но не на всю длину – где-то треть длины от втулки остается неокрашенной.

Вариант 2. SBC-4 Helldiver, BuNo 1295, USS Enterprise Air Group Commander, 1940 г.


Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41
Известный вариант, самолет командира авиагруппы авианосца Enterprise, предлагается также в штатной декали от Matchbox. В SBC Helldiver In Action присутствует как профиль на эту машину, так и целых пять фотографий в разных ракурсах. Но после первых же взглядов на фотографии на стр. 22 и 23 становится понятным, что лень победила и при разработке этого варианта. Причем похоже, что для простоты за основу был взят профиль, а не расположенные на соседней странице фотографии. Итак, по пунктам:

 

  1. Надпись «Air Group Commander / U.S.S. Enterprise», выполненная в две строки, дана немного другим шрифтом – более вытянутым в высоту по сравнению с оригиналом и при этом длиннее примерно на 3 мм, а кроме того, вторая строчка не должна быть симметрична относительно первой, начинаясь практически под пробелом между словами Air и Group, как это нарисовано в профиле и декали, а должна быть смещена влево и начинаться уже под буквой i в слове Air (частичным решением проблемы будет разрезание надписи на две части и перевод её по отдельности).
  2. Эмблема Enterprise похожа по рисунку, но чуть меньше по диаметру, чем необходимо.
  3. Проблемы с размерами остальных элементов полностью аналогичны предыдущему варианту.

Расположение идентификационных полос на фюзеляже, капоте и крыле и их окантовка белыми линиями фотографиями подтверждается. На фотографиях видно, что внутренняя сторона винта окрашена так же как и в предыдущем варианте – где-то треть длины от втулки остается неокрашенной.

Вариант 3. SBC-4 Helldiver, BuNo 4238, 3-B-11, VB-3, USS Saratoga, 1941 г.


Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41
Самый простой c точки зрения анализа вариант – в силу своей минималистичности. Анонимный борт из эскадрильи VB-3, согласно данным в SBC Helldiver In Action приписанной к авианосцу Saratoga в короткий период с апреля по август 1941 г. (надо отметить, что других подтверждений этому я не нашел). Профиль на самолет приведен на стр. 28 книги US Navy Aircraft Camouflage & Markings 1940-1945. Единственная фотография SBC-4 из VB-3 – как раз указанный самолет с бортовым номером 3-B-11 в береговых ремонтных мастерских (стр. 40 в SBC Helldiver In Action). Насколько можно увидеть по фотографии, маркировка в декали примерно соответствует реальности. Единственная проблема – BuNo и модификация самолета на киле даны шрифтом хоть и белого цвета, но такого же размера, как и для довоенных самолетов, что однозначно неправильно. На указанной выше фотографии хвост данной машины засвечен, но в начале 1941 г. вместе с введением одноцветной светло-серой окраски изменился и стандарт нанесения идентификационных маркировок. Надпись NAVY, BuNo и обозначение модификации самолета должны были быть написаны соответственно на киле и руле поворота белым шрифтом размером 1 дюйм, что в пересчете в масштаб 1/72 составит всего лишь 0,35 мм вместо практически 1,5 мм в декали. Это подтверждается и фотографиями других самолетов в светло-серой окраске в SBC Helldiver In Action. Кроме того, в 1941 г. винт уже должен быть полностью окрашен с обеих стороны в матовый черный или темно-синий цвет, что прекрасно видно на приведенной фотографии самолета.

Выводы

Таким образом, выводы неутешительные – ни один из представленных вариантов в целом или частично не соответствует действительности, что, к сожалению, встречается достаточно часто не только у модельных гигантов, но и у фирм, которые специализируются на выпуске профильного продукта.

Тем не менее, моделист, который не гонится за миллиметрами и точным соответствием модели историческому прототипу, с использованием этой декали может получить результат значительно лучший, чем при использовании штатных декалей.

С уважением, Алексей.

В обзоре использованы фотографии из книги T. Doll. SBC Helldiver In Action издательства Squadron/Signal Publication

 

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Снорри в 29.06.2011 - 18:16
Тема: Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 H...(#4242) - обсуждение

Ч.Т.Д. ;)
Slash в 29.06.2011 - 19:26
Ч.Т.Д. конечно да, но альтернатив похоже нет и ждать в ближайшее время не приходится... А кто-нибудь может подсказать, где это "художество" можно приобрести?? Очень желательно чтоб на Украине... :???:
AlexZ в 29.06.2011 - 19:46
Снорри
Ага, я думал упомянуть про Врага, но постеснялся :)

Slash
Сам старфайтер в Россию не торгует, а на ихних (штатовских) ебэях я купил россыпь старфайтеровских декалей и смолы лишь чуть дешевле с учетом доставки, чем это можно было бы сделать на Ханнансте. Так что рекомендую англичан.

ЗЫ так что в какие-то сроки я планирую ещё их декали обобзорить, а также про монограмовские дрова (F4B, F11C) под них написать.
Slash в 29.06.2011 - 20:33
AlexZ
А Вы с Ханнантсом работали когда-то? Какие у них сроки доставки?
AlexZ в 30.06.2011 - 09:38
Slash
да, неоднократно, поэтому и советую. В Москву при нормальном стечение обстоятельств - три недели. В Украину может и быстрее.
DENISSIMO в 30.06.2011 - 21:40
Тема: Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 Helldivers 1939-41
Спасибо большое за статью.У смого лежит такая же декаль купленная на е-бее.Теперь буду иметь ввиду все ее "косяки"
Pavel_P в 04.07.2011 - 14:19
Тема: Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 H...(#4242) - обсуждение
Интересное исследование.
goldenfox в 22.07.2011 - 22:47
Тема: Обзор Starfighter Decals 1/72 SBC-4 H...(#4242) - обсуждение
Интересная и ценная информация. И главное - очень вовремя, а то я бы накосячил со своим Хеллдайвером. Автору статьи огромное спасибо.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy