Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!

 Приветствую уважаемых коллег. "Если что-то выглядит хорошо, то оно же хорошо и работает". Или что-то в этом духе. Это высказывание - единственное, что осталось у меня  в памяти от институтского курса философии. Был еще какой-то то ли всемирный заговор, то ли всеобщий договор - не помню, взаимоотношения технарей с гуманитарными  науками - суть тема отдельной дискуссии, отношения к моделизму и к моей конкретной модели не имеющей. Предлагаю поговорить сегодня об очередном "итальянце",  мое трепетное отношение к которым уже, думаю, для многих не секрет.

Действительно, сложно найти более подходящее подтверждение словам, вынесенным мной в предисловие - будучи на удивление красивой машиной, ведущей свою родословную от предвоенных гоночных машин, Macchi C.202 Folgore ("Удар грома") оказался еще и на редкость удачным истребителем. По мнению некоторых историков от авиации, С.202 стал лучшим итальянским истребителем Второй мировой - хотя немалая доля экспертов называет таковым Fiat G.55. Спорить не буду, для меня эти два самолета интересны в равной мере, и, полагаю, последней модели также рано или поздно суждено появиться в местной галерее.

Итак, речь пойдет о модели C.202 в масштабе 1/48 производства фирмы Hasegawa. Некоторые авторитетные моделисты утверждают, что данный набор имеет определенные огрехи в части геометрии - в частности, несколько заниженный гаргрот. В качестве "геометрического эталона" был приведен набор фирмы Tauro Models, который я по случаю также приобрел с помощью Ebay и товарища Lavka. В итоге в коробке Tauro оказался такой хтонический ужас, что она немедленно была задвинута в дальний угол, ждать приступа околомодельного мазохизма у хозяина. Решено было использовать оттуда только декаль. Помимо самого набора от Hasegawa, были приобретены набот ФТД Eduard, кокпит SBS Models, колеса True Details (забегая вперед, скажу, что их я не использовал), патрубки "Москит" для Bf-109E (идентичны С.202) и декаль с камуфляжем типа "дымные кольца". В дополнение ко всему этому, уже в ходе работы над моделью я стал счастливым обладателем набора смолы от Jaguar, за который огромное спасибо Славе Демченко. К тому же, в ходе поездки в стольный град я заполучил набор итальянских аутентичных красок фирмы LifeColor, оказавших неоценимое подспорье в работе.

В качестве прототипа я выбрал известную машину Эннио Тарантолы М.М.9066, 151 Sq., 20 Gr., 51 Stormo на период сентября 1942 года. Характерными особенностями данного борта стали отметки побед на киле (в Regia Aeronautica персональный счет был не в фаворе, победы приписывали обычно всей эскадрилье) и своего рода nose-art в виде надписи Dai Banana! ("Вперед, банан!") на капоте. Происхождение надписи самое прозаичное: Тарантола получил прозвище "Банан" за то, что до войны торговал фруктами в родном городе Комо. Свою первую победу (она отмечена в виде красного силуэта самолета в общем "списке побед") он одержал в Испании, в 1936 году, затем была служба в 102о Gruppo "Bombardamento a Tuffo" за штурвалом пикировщика Ju-87, несколько удачных боевых вылетов. 25 июня 1941 года "Юнкерс" Тарантолы был сбит, а последний провел 18 часов на спасательном плоту в водах Средиземного моря. После этого было принято решение вернуться в истребительную авиацию, и в ноябре 1941 года Тарантола оказывается в списках 151 эскадрильи, которая на тот момент была оснащена истребителями Fiat G.50. К июню 1942 года эскадрилья попала в состав 51 стормо, была переоснащена новыми Macchi C.202 и принимала участие в боях за Мальту. Тарантола часто летал в паре с командиром эскадрильи Фурио Никлот Дольо (Furio Niclot Doglio), на их общем счету к 27 июля насчитывалось 11 "Спитфайров" - шесть у Никлот Дольо, три у Тарантолы, и две победы они разделили меж собой как групповые. 27 июля в напряженном воздушном бою Никлот Дольо погиб - его сбил канадский ас Джордж "Базз" Беурлинг (George "Buzz" Beurling). К моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 года Тарантола добавил к своему счету еще два "Спитфайра", один Р-40 и три Р-38. В дальнейшем он воевал в составе Squadriglia Complementare "Montefusco Bonet" в составе ВВС Республики Сало. 25 апреля 1944 года его Fiat G.55 был сбит "Тандерболтами" из 325 FG, сам пилот получил тяжелое ранение, оправиться от которого он смог уже после войны.
Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
Историческая справка закончена, переходим к описанию постройки. Сам процесс детально описан в соответствующей ветке, но я все равно пройдусь по важнейшим вехам сборки. Основной изюминкой модели должна была стать окраска, которую планировалось обеспечить при помощи декалей-колец и аутентиков LifeColor. Сюрпризов на начальном этапе ничего не предвещало, кокпит от SBS отлично встал на место при минимуме трудозатрат. Единственное, что я изменил в кокпите, - установил вместо родных приборной доски и прицела соответствующие детали от Эдуарда и Jaguar. Пришлось устранить небольшую "поведенность" половинок фюзеляжа, но с этим я справился довольно легко. В итоге планер собрался довольно быстро и просто - репутация фирмы-производителя не пострадала. Затем я, ориентируясь по чертежам из книги Aero Detail: Macchi C.200/202/205 "отредактировал" форму рулей высоты для более раннего варианта машины. Смоляная вставка в ниши шасси тоже подверглась модернизации - в ней была переделана моторама и добавлены некоторые трубопроводы. Были убраны лишние лючки и наплывы, добавлены недостающие элементы экстерьера - горловины топливных баков в корне крыла, заслонка - "бабочка" в канале носового воздухозаборника, переделан короб маслорадиатора.
Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
К окраске я приступал с некоторой опаской - применение новой химии зачастую сулит неприятные сюрпризы. До этого я работал исключительно с акриловыми красками фирмы Tamiya, и палитра LifeColor стала новинкой. К чести производителя должен сказать, что с задачей краска справилась отменно. Я использовал два основных цвета - Grigio Azzuro Chiaro для окраски нижних поверхностей и Nocciola Chiaro для верхних. По субъективным впечатлениям краска быстро сохнет, имеет неплохую укрывистость, отличную усадку и эластичность, хорошо поддается шлифовке, при условии предварительного грунтования устойчива к случайным повреждениям покрытия. Разбавлял краску я "родным" разбавителем, которого, кстати, требуется для комфортной работы совсем немного: соотношение "краска - разбавитель" в ходе работы постоянно менялось (я попросту экспериментировал), и в итоге стало примерно равным 1 к 0,5. После просушки укрыл модель слоем "Футуры" и начал переводить кольца.
Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
Соответствующую декаль производит американская фирма Mike Grant's Decals, присутствуют вариации для масштабов 1/48 и 1/72. Декаль качественно отпечатана на ALPS-принтере. Изначально я планировал закрыть лист с декалью лаком - на всякий случай, но в ходе пробных "переводов" пришел к выводу, что этого не требуется. Тем более что увеличивать толщину декали с применением лакового покрытия и вовсе ни к чему. Декаль отлично осаживается (я использовал Micro Set / Sol), имеет тонкую подложку, весьма прочна - при работе я не порвал ни одного "колечка". На мой взгляд, характерные черты и цвет выбранного сложного камуфляжа она передает отлично. В общем, рекомендуется к применению всем любителям итальянской авиации. Думаю, разочарования вам испытать не придется. Дам лишь один совет - по возможности сразу закрывайте переведенные и осаженные декали лаковым слоем, во избежание выкрашивания слоя тонера. Последний, будучи хотя и относительно устойчивым к "пальчикам", все же нуждается в фиксации.
Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
Неприятности с моделью у меня начались в ходе перевода декалей с опознавательными знаками. В ходе подготовки к постройке я накопил немалый запас вариантов эмблем и ОЗ - и в итоге, поспешив, перепутал эмблемы эскадрильи, переведя на модель переразмеренный вариант. В ходе попыток снятия декали протер лакокрасочное покрытие буквально до пластика, да еще прижал свежепереведенные фашины на одной полуплоскости ладонью, получив эффект "стиральной доски" как на поверхности декали, так и на лаковом слое под ней! Около недели в общей сложности ушло на исправление содеянного - воистину, нет более серьезных и обидных проблем, чем те, что моделист создает себе сам. Кстати, в ходе восстановительных мероприятий кольца не пострадали.
Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
После окраски, обдекаливания и тонировки остальное стало, как говорится, делом техники - при сборке стоек шасси я использовал детали из набора С.200 производства Italeri (справедливости ради отмечу, что не все у него так плохо, как кажется), а рычаги привода створок ниш шасси сделал из подручного материала, использовав гитарную струну. Очень, кстати, неплохая вещь, эти гитарные струны - полезны во многих модельно-жизненных ситуациях. Трубку Пито имитировал при помощи медицинских игл. Тонировалась модель с помощью пигментов Tamiya, гуаши и смывки MIG Neutral Wash. Зеркало заднего вида сделал, но решил в последний момент не устанавливать, так как на фото прототипа его, похоже, нет. Напоследок собрал и покрасил смоляную фигурку пилота производства CMK.
Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
Вот, в целом, все, что хотелось бы сказать по поводу постройки модели. Надеюсь, мой опыт будет полезен другим энтузиастам итальянской авиации Второй мировой войны. Несмотря на все неприятности, коих было немало в ходе постройки, результатом я доволен - а это, бесспорно, в нашем деле главное.
Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
P.S. Хочу выразить благодарность всем, кто оказывал содействие и поддержку в ходе работы - особенно Вячеславу Демченко, Саше Трофимову aka Lavka, а также всем, кто проявлял интерес к данной постройке.

» Информация о статье
BarSwiss в 19.04.2011 - 08:34
Тема: Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
Аккуратная и красивая модель! Сборка и описание очень понравились. Сам думал о таком в коллекции... 5 баллов!
omega в 19.04.2011 - 10:00
Мои поздравления с завершением проекта и заслуженный плюс за работу, Михаил. Очень красивая модель получилась, и статья удалась. Отдельный поклон - за устранение возникшей проблемы, нигде не видно и следа :wink:
Единственное - показалось мне, что толщина стенок совка маслорадиатора великовата, нет? И "проблемы перевода" - Folgore всё же скорее "молния", чем "удар грома" :smile:
И как дань итальянскому дизайну - немного оффтопный рисунок

[url=http://postimage.org/image/1hzg0gcas/][/url]

С уважением - Олег.
Usatiymen в 19.04.2011 - 11:50
Тема: Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
Понравился самолет! Очень аккуратная окраска, классный камуфляж. Если бы не прочитал, что кольца камуфляжа - это декали, то и не догадался бы. Замечательно получился итальянец!!!
Laser в 19.04.2011 - 18:24
Спасибо, ребята, всем на добром слове!
Да, есть что-то, что сейчас, после завершения, можно было бы сделать иначе - те же короба подточить, к примеру. До склеивания, а не после, как сделал я. Но в целом мне самому понравилось, как вышло. Критику принял к сведению, будем расти над собой. :)

omega
Олег, так "Молния" же - это C.200 Saetta, или нет? А рисунок симпатичный, мне нравится.
Карабас-Барабас в 19.04.2011 - 20:36
Тема: Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - Dai Banana!
Превосходная модель, оригинальнейшего прототипа!
omega в 19.04.2011 - 20:38
так "Молния" же - это C.200 Saetta, или нет?
Миша, я ж говорю - "трудности перевода" :wink:
- "молния" в переводе. Однако - синоним folgore, имеющий и перевод "стрела". "Стрела Зевса" - как-то так :grin:
Но "удар грома" - однозначно rombo di tuono :wink: Тут бы к Мотояме подкатить, он силён в итальянском и нашу проблему прокачал бы... :roll:
Впрочем - всё это мелочи, не относящиеся к качеству хорошей модели.
С уважением - Олег.
Laser в 20.04.2011 - 00:07
Карабас-Барабас
Спасибо! :)

omega
Ага, понятно. Получается, меня ввел в заблуждение английский перевод названий машин: Saetta они переводят как Lightning, а Folgore - как Thunderbolt. :)
atm_deev в 23.04.2011 - 16:47
Тема: Hasegawa 1/48 Macchi C.202 Folgore - ...(#4013) - обсуждение
В авиации слаб, но хочу отметить красоту изложения в статье. Очень приятно читать. Спасибо.
Laser в 26.04.2011 - 20:07
atm_deev
Благодарю. :)
HOOLY_GUN в 14.01.2014 - 20:01
Реанимирую немножко тему.

Модель получилась превосходная, +1!

Занялся поиском подобной деки в двух масштабах - 1/72 и 1/48.
Так вот, - не американская (в смысле USA), а канадская контора (Canada). В Европе появился итальянский аналог - , оба производителя печатают деки на принтере.

Но вот тут и встает вопрос - какая же из них будет лучше?..

Mike Grant


Tauro #48454
#

Цена фактически одинакова - в районе $16 плюс доставка. Только у итальянцев кольца - если присмотреться - сделаны несколько иной конфигурации, меньше в диаметре и более угловатые изломы. И как показывают архивные фотографии, они вполне аутентичны по форме и масштабу. Т.е. другими словами, любой камуфляж желательно сопоставлять с фото оригинала, и кольца могут отличаться от одного самолета к другому.


PS А еще мне нравятся работы замечательного профессионала из Японии,

Замечательный небольшой альбом его работ по итальянской теме - на ФБ:

Никаких готовых вариантов - исключительно аэрограф!..

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy