Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый

Модель ЗИС-5В от «Звезды» выпускается уже давно, о её копийности и качестве изготовления написано уже немало, в этой статье речь пойдёт о изготовлении миниатюры из этого набора. В наборе даётся сам автомобиль и фигурка водителя. Инструкцией предлагается два варианта использования фигурки: бравый ефрейтор ковыряется в моторе или сидит за рулём, приоткрыв дверь. При создании диорам и миниатюр обычно руководствуются или идеей, замыслом и под него подбирают технику и фигурки, или уже имеющееся группируют в какой-то сюжет. Этот вариант и предлагаю рассмотреть. 

Миниатюры, типа ковыряющегося в моторе водителя, статичны по восприятию, сюжет прост, не будоражит, всё ясно, тогда как сидящий за рулём водитель намекает на движение автомобиля, что придаёт сюжету некий драйв и динамичность, вызывает больше ассоциаций, фантазий и домыслов: кто едет, куда, зачем, как и т.д., что создаёт более богатую почву для вариантов воплощения, особенно, когда в диораме задействованы и другая техника и фигурки. Это и погоня, и внезапная встреча, эвакуация раненых, Дорога Жизни, фрагмент боя и много, что ещё можно придумать. В данном случае ограничимся набором с одной машиной и шофёром. Что в первую очередь навевает модель фронтового грузовика?,
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Искорёженные просёлочные дороги, тревожные фронтовые рокады, сумятица и неопределённость первых лет войны (для завершающей её стадии более типична модель Студебеккера), тяжёлый труд фронтовых шофёров, всплывают в памяти фразы: «долгие вёрсты войны», строки из песен: Эх, дороги, пыль да туман, Эх, путь дорожка, фронтовая, не страшна нам бомбёжка любая…

Бомбёжки, обстрелы… ЗиС-5В – (военный) начали выпускать в 1942 году. В это время в воздухе господствовала вражеская авиация, самолёты противника залетали далеко за линию фронта, кружили над дорогами и переправами, охотились на проезжавшие колонны и одинокие автомобили. Как известно из фильмов о той поре, художественной литературе и воспоминаниям ветеранов - частенько нашим водителям приходилось, заслышав шум мотора "ненашей" авиации, бросать машину посреди дороги и кубарем лететь прятаться в ближайший кювет, пережидать налёт, а после его окончания, те, кто остался жив выбирались, возвращаясь к своим машинам, что бы изо дня в день, невзирая на риск нести свою нелёгкую геройско-будничную службу. На своей миниатюре я и попытался изобразить похожий момент.

Сюжет

Что бы показать, что машина подверглась авианалёту, я сымитировал пулевые пробоины на бортах и кабине. На немецких самолётах обычно стояло по 2 пулемёта MG 17, а иногда и + ещё 2 MG 15, работающих синхронно. Скорострельность в среднем 1200 выстр./мин. Так что одна очередь могла нанести и больше пробоин. Авиация той поры оперировала в основном на небольших высотах, поэтому траектория полёта пуль рассчитывалась исходя из логики, что самолеты, выходя на цель на высоте не более 30 метров, издалека, постепенно снижаясь до бреющего, били по центру машины и пули пробивая борта изнутри выходили наружу, поэтому пробоины сделаны с боков а не сверху вниз.

При попадании пуль лобовое стекло, скорее всего, в действительности просто высыпалось бы, и проще было его не делать совсем, но от этого модель только проиграла бы. Было бы не ясно - почему нет стёкол и постоянно нужно было бы объяснять,. А так, я показал, что машина попала под сильный круговой обстрел. Назовём это художественный приём

Но случилось это не в этот рейс - это я показал бинтом на рукаве водителя (всё-таки зацепило в такой мясорубке!) обоих подлечили, загрузили и снова в дорогу, фронт не ждёт! И снова налёт, но в этот раз пронесло...

Груз

Набор в кузове больше для того, что бы показать обыденность, быт фронтовых будней и не несёт больше никакой смысловой нагрузки, имеет второстепенное значение. Конкретно доставка боеприпасов, не является основной темой данной миниатюры, используется некий обобщённый образ фронтового трудяги, к тому же загрузка одинаковых ящиков «от и до» в два ряда будет проигрышной для смотрибельности модели. Если бы в кабине сидел офицер, это бы придавало поездке более официальный тон, поскольку есть старший машины, и груз соответственно деловой, как и цель поездки.
Простреленная бочка в кузове - что бы не возникали вопросы: почему все борта исстреляны, а в кузове всё целое. Поэтому счёл нужным, что одна прострелянная деталь нужна. Осталась от предыдущего рейса. Зачем возят дырявую тоже можно найти объяснение: пока вещь не списана, выбросить её никто не имеет права, потом хлопот не оберешься: доказывай - куда дел.

Изготовление

ЗиС собран практически по инструкции, кроме установки ящика ЗИП и запаски под кузовом, что не соответствует военной модификации. Дубовость имитации дерева приглушил наждачкой. Что меня не устраивало больше всего, это не копийность колёс, портящая всю модель. Решил изготовить их самостоятельно, руководствуясь чертежами и фотографиями оригинала. Сам процесс отливки описан неоднократно, поэтому остановлюсь только на специфике изготовления данных колёс. Для этого с помощью силиконового герметика (рекомендую автомобильный производства г. Казань) с имеющихся колёс снял слепок-форму, в которую отлил одно колесо из эпоксидной смолы. Полученную заготовку зашкурил, придав шинам форму белее схожую с прототипом и убрав грубый протектор. После чего сделал в герметике новую форму полученного колеса, а в неё залил эпоксидной смолы. Подгадав момент, когда эпоксидка почти застыла, держа приданную форму, но ещё оставаясь эластичной, извлёк её из формы и с помощью модельного ножа и изготовленных из фольги от пивной банки шаблонов выдавил на колесе рисунок протектора. 100% качества по всему периметру колеса достичь не удалось, но это навёрстывал потом с помощью указанного инструмента на каждом отлитом колесе. По застывании полученной матрицы, ещё поработал с ней надфилями и пилкой из лезвия, после чего изготовил по ней новую форму из герметика, в которой и отливал все колёса. Для задних колёс, которые ставятся дисками в обратную сторону, изготовил диски из одноразового шприца, подошедшего как раз по диаметру, тонкого полистирола из крышки «доширака» и фольги от тюбика зубной пасты. Детали и заготовки показаны на фото сборки колёс.
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Пулевые отверстия в бортах кузова – были просверлены отверстия, потом выбраны зубцами края и на матовый лак приклеены деревянные щепки. Камера запаски слеплена из двухкомпонентной шпаклёвки, ниппель из медицинской иглы. Аккумулятор в кузове склеен из полистирола от доширака. Канистра из Тамиевского небора. Бочка, которая «прострелена»- что бы реалистичней показать вмятины, изготовлена из фольги путём обжима готовой тамиевской с последующими «жестяными» работами- созданием загибного шва и вставлением дна.
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
В процессе работы постоянно искал нужный конечный вариант, и многие детали приходилось переделывать по несколько раз. Так, например, на фото не законченной кабины, где показан водитель, видна большая пробоина в капоте, которую потом посчитал лишней и заделал, оставив только вмятину.
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Фигурка водителя у «Звезды» сделана крупновато и никак не хотела усаживаться в кабину. После долгих манипуляций со стачиванием «задней части» и сидения автомобиля, подгонки плеч, рук и талии, усадить таки удалось. После окончательной сборки, модель окрашена эмалями «Звезда» и акриловыми красками «Tamiya». Вся тонировка выполнялась темперой «Мастер класс».
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый

Подставка

Когда модель была закончена, подошло время подставки. Основание было выбрано не большого размера, что бы не отвлекать внимание от главной детали композиции – самой машины. Что бы техника не смотрелась постаментом у проходной завода на подставке такого размера, не стоит располагать её ровно по центру и параллельно/перпендикулярно краям основания. Путём примерок и попыток представить законченный вид, выбрал расположение по диагонали, ближе к одному из углов основания.

Для изготовления рамки использовал пенопластовые плинтуса для потолков. Клеятся они специальным клеем, не содержащим казеина. Лучше приобрести специальный. Он не очень дорог, а пригодится ещё не однократно. Обрезав углы под 45 градусов, склеиваем, стягивая изнутри скобками от степлера.
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый Пока рамка сохнет, можно заняться ландшафтом. На фанерку, вырезанную по размерам рамки, наносим смешанный с клеем ПВА гипс. Что бы гипс лучше схватился с фанерой- можно набить в неё несколько мелких гвоздиков и между ними намотать проволоку, создав подобие арматуры, проволока не должна вплотную прилегать к фанере и оставался зазор в 3-5 мм. В последствии залитый гипсом такой каркас будет крепко держаться.
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
После нанесения гипсового раствора, пока он не застыл, палочкой от мороженного изображаем дорогу, колеи и канавки. Если боитесь не успеть выполнить всё задуманное с гипсом, для продления времени его текучести до схватывания можно добавить в него пару капель(Не больше!) лимонной кислоты. Любая кислая среда, вплоть до кефира увеличивает время застывания. Обочины, для придания схожести с поверхностью почвы легонько взрыхляем зубной щёткой. В тех местах, где будут стоять колёса модели и предполагаются колеи с отпечатками протектора, намазываем немного двухкомпонентной шпаклёвки и проходим вдавливая колесо. Для этого желательно использовать не модель, что бы не повредить её, а отдельное колесо.

Я использовал мастер-модель колеса, с которого делал отливки. Застывшее основание окрашивал темперой. Сначала чёрной краской выделяем наиболее тёмные места и углубления –что бы подчеркнуть рельеф. Потом темперой я окрасил дорогу в цвета тёмной грязи и постепенно высветлял последующими слоями «поднимаясь» по рельефу всё выше. Для изготовления травы несколько пучков пакли вставил в просверленные на основании отверстия с клеем ПВА. и окрасил в разные оттенки зелёного. В завершении общая тонировка и припыление земли и травы вдоль обочины. Окрашиваем рамку тёмной (темнее основания) краской- светлая притягивает взгляд в первую очередь, бросаясь в глаза, тогда как тёмная воспринимается зрением в последнюю очередь.
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Собираем детали основания, устанавливаем модель. Можно считать миниатюру завершённой, хотя придирчивый мастер всегда найдёт, что ещё можно улучшить.
Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - БывалыйЗвезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый

 

 

» Информация о статье
Просмотров: 10890
Опубликовано:
Zhevnerov в 11.08.2009 - 16:51
Однако с точки зрения реальности - есть вопросы,
Полностью согласен. Даже слишком много вопросов. :grin:
Хоть конечно исполнение и на уровне, но из за некоторых непродуманных до конца моментов общая картина смазывается.
Аскет в 11.08.2009 - 18:11
Очень понравилась работа:)Выполнено замечательно:)Сам сейчас делаю "Захара",только послевоенный УралЗиС-5.
Но все же осмелюсь высказаться насчет бортов кузова,точнее петель на стойках...На двух есть,а третья?Либо доделать петлю,либо срезать их все(не на всех военных ЗиСах открывались борта).
Шины тоже великолепны,но и родные шины не слишком уж некопийны,их протектор похож на шину повышенной проходимости,причем именно военного времени:

Евгений_Пигусов в 11.08.2009 - 18:26
Тема: Re: Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Мне работа понравилась -хорошо получилось :) В реале после налета машину и водителя не отремонтировать.Есле только рядом рванула бомба и осколки накрыли машину.Но всё равно красиво:)
lahti в 12.08.2009 - 11:16
Тема: Re: Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Ну и моих пять копеек. Изнывая от желания "и я себе такое же хочу" долго писял кипятком от имитации пулевых пробоин в кузове. Вырванные пулями щепки, слоистая структура оголенного дерева - это просто супер. Ворой раз писял от правого переднего крыла - на мой взгляд очень удачно воспроизведено, что на крыло что-то упало или ударилось. А вот вимятина на капоте ех-пробоина к сожалению не удалась в силу следующих причин. Я конечно понимаю, что это попытка малой кровью ликвидировать пробоину, но при таком размере и характере вмятины как верхнее крыло капота так и ниже расположенная боковина идеально ровными не будут. Все конечно зависит от направления силы, создавшей вмятину (вертикальная, наклонная или горизонтальная, но мне кажется что на криволинейной поверхности крыла капота чуть ниже вмятины пойдет складка, шомпольное соединение между крылом капота и боковиной выгнет горбом наружу, а саму боковину выгнет наружу со складкой по переднему краю (если не вырвет нижний замок) или замнет по низу (если его таки вырвет). Ну и по поклаже в кузове три рубля - круглые бочки, уложенные вдоль к одному из бортов, будут кататься от борта к борту и раскачивать машину. А если одна из бочек пустая (sic!) - еще мяться и греметь. Следуя логике автора - за это по головке не погладят :) Логично было бы их все поставить на попа и увязать, или уложить к переднему борту и подпереть ящиками, етс. Кстати, бочки на мой взгляд очень чистые. Теперь еще один момент - в тридцатые годы в сесесере аккумулятор был дорог и очень дефицитен - вряд ли водителю позволили-бы возить в кузове запасной (даже трофейный). Ну и гривенник по поводу стекла - очень не копийно. В ЗИС-5 вентиляция кабины осуществлялась путем приоткрывания верхней части водительского стекла (окантовано легкой рамкой с трех сторон). Травмобезопасного триплекса тогда еще не было, а стекло было каленым. При ударе рассыпалось в мелкие многоугольные осколки (или не рассыпалось, но покрывалось мозаикой мелких трещин, а потом рассыпалось от малейшего сотрясения) Поэтому логично было-бы сымитировать осыпавшееся верхнее стекло и остатки от него в рамке (делается на раз - высверливается сверлом разных диаметров по периметру и на разном расстоянии от края). Ну и присоединяюсь к замечаниям Аскет и omega.
В заключение хочу пожелать автору Sdkfz возможностей для реализации его огромного потенциала
Sdkfz в 12.08.2009 - 12:33
Большое спасибо всем за критику! После перерыва в моделизме с 2000 года это моя первая работа, так что поднакопившиеся нереализованные идеи в итоге вылились в сумбур. Честно говоря, главной целью данной работы было набить руку и вспомнить подзабытые навыки.
С уважением!
BigSeXy в 13.08.2009 - 09:36
Sdkfz, работа классная, но как сказали коллеги, не до конца продуманая. После такого перерыва- вообще супер! Подставка, самодёльные колёса, всё понравилось!
Можно добавлю ещё одно несоответствие? Судя по этой фотографии: http://scalemodels.ru/modules/myarticles/imagepreview.php?id=1907&image=1249938347_36 .jpg
машина подвергалась обстрелу сзади. О чём свидетельствуют пробоины в заднем борту. Но в таком случае противостоящий борт, кабина и окошко тоже должны нести следы пулевых попаданий.
От меня +1 за работу.
Glaznajopu в 04.01.2010 - 02:23
Тема: Re: Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Конечно объем впечатляет .Но вот пробоины от пуль все круглые вдейстительности же пулевые отверстия редко имеют округлую форум так как пули входят и плашмя и боком и раком (кто видел пулевые отверстия в натуре тот поймет).Ну и как уж говорилось кучность стрельбы например в бочку и дверь смахивют больше на пулеметчиков и автоматчиков нежели на авиацию...Про запаску и правдивость исолнения колес сказать не могу наверняка, но моу предположить что в ход у водителей ши любые покрышки и коеса подходящие по размерам ну и зпаска запасливому водителю конечно не мешает так что думаю что они могли все таки стоять на некоторых авто.
zanzin в 19.05.2010 - 22:05
Тема: Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
Знаете, с моделью по-моему всё вполне прилично и некритично, меня беспокоит другое...бессмертный водитель. Машина насквозь прошита пулями, в дверце куча пулевых отверстий)) А водитель совершенно здоров) Наверное благодаря зарядке по утрам))))
IVANOV в 20.05.2010 - 16:54
Модель, действительно, смотрится очень живописно. Возможно имеют местокакие-то нестыковки, о которых уже высказались выше, но на мой взгляд общего впечатления они не портят. Диораму очень интересно рассматривать.
Некоторое недоумение вызвал раздел посвященный шинам. На сколько позволяют рассмотреть фотографии, шины, описываемые в статье и стоящие на модели, мягко говоря не совсем одни и те же :shock:
zanzin в 26.05.2010 - 08:53
Тема: Звезда 1/35 ЗиС-5В (Zvezda ZiS-5B) - Бывалый
И ещё я хотел бы сказать про глаза водителя, они выглядят как минимум странно (вы уж извините). Конечно, не мне вас судить, потому что на этот сайт я своих работ ещё не выкладывал и показать их не могу. Они гораздо хуже вашей, да и любой здесь, но глаза, я бы посоветовал вам не закрашивать белым, я рисую просто зрачки по телесному фону старой облезлой кистью, в которой 5-6 волосков слиплись в один, ровный и твёрдый, очень удобно. И смотрится объективно лучше, а ваши зрачки смотрятся продавленными. (Попробую угадать, зубочисткой делали))) Если не угадал, то поправьте меня, или в корне опровергните))

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy