И снова здравствуйте. Эта работа, как и предыдущая была основана на фотографии.
Вот она:
Эту фотографию я увидел ещё в самом начале изучения Чернобыльской катастрофы. Что на ней делается я тогда особо не задумывался. Был поглощён сбором информации о бойцах пожарной охраны.
Со временем я натолкнулся на воспоминания женщины, которая описывает процесс создания её организацией простой конструкции для сбора радиоактивных обломков с крыши маш. зала 4 энергоблока ЧАЭС.
Конструкция была проста до безобразия. Брался кусок сетки-рабицы, на него крепились мотки ниток. Эта конструкция крепилась к маяку, сделанному в виде пирамиды из сваренных между собой кусков арматуры( За маяк, собственно говоря, она и подымалась) . И опускалась в клеевой состав. Затем, при помощи крана или вертолёта, сеть поднималась на крышу, ждали высыхания клея, и снимали сеть с налипшими на неё кусками радиационного мусора. Грузили в самосвал и вывозили в могильник, или скидывали в реактор.
В статье было вот это фото, и всё более менее стало понятно:
Дадим слово первоисточнику:
Козлова Елена Михайловна, старший научный сотрудник НИКИМТ:
Наш начальник отдела и научный руководитель Ю.Н. Медведев предложил нам проверить оригинальную и очень простую идею: нанести на кисть клей, забросить ее на крышу с помощью крана, а потом, когда клей затвердеет, снять кисть со всем, что к ней прилипнет. Простая и замечательная идея. Мы начали работать.
К 6-метровой ленте сетки «рабица» привязывали кисти из хлопчатобумажных нитей, так называемых «концов» (отходов), упаковывали в полиэтиленовую пленку и транспортировали на площадку для пропитки клеем.
Летом 1986 г. начались испытания на ЧАЭС.
Не всё получилось с первого раза.
Козлова Елена Михайловна, старший научный сотрудник НИКИМТ:
Состав клея был рассчитан на жизнеспособность не менее 40-60 минут. На один клеевой захват площадью 16 кв. м необходимо было около 300 кг клея. Сработал эффект массы, и отвердение началось уже в ванне в момент пропитки. Обидно было до слез. Вернулись на базу отрабатывать технологию.
Помимо этого в дело вмешалось отсутствие техники для доставки их на крышу и последующего съёма. Вернее техника была.Краны Демаг и вертолёты. Первых было три, но они были заняты- строили "саркофаг".Было принято решение использовать вертолеты. Работа была сложная так как помимо стрел кранов над крышей третьего блока возвышалась еще вентиляционная труба высотой 75 м, и вертолет должен был летать и опускать клеевой захват, не задевая трубу.
Козлова Елена Михайловна, старший научный сотрудник НИКИМТ:
И вот снова поле аэродрома. Наконец «промокашка», пропитанная новым клеевым составом, извлекается из ванны тросом, закрепленным на вертолете. Дождь клеевых брызг, и вертолет уносит ее к крыше третьего блока. Вертолет зависает над кровлей, «промокашка» на 100-метровом тросе накрывает обломки на крыше, срабатывает замок, «промокашка» остается застывать на кровле, вертолет благополучно возвращается на аэродром.
На следующий день готовим уже несколько клеевых захватов. Все идет удачно, захваты опускаются на крышу 3-го блока в места наибольших скоплений обломков. Летчики, возвращаясь на аэродром, по рации требуют: «Лена, вари кашу!», чтобы, не заглушая моторы, взять следующий клеевой захват.
Через определенное время, когда клей застывал, набирал необходимую прочность и сцепление с крышей, «промокашки» снимали, прикрепляя к вертолëту трос с якорем на конце, которым и подхватывалась пирамидка на «промокашке». Часть захватов сняли с помощью вертолетов , а часть – с помощью крана Liebherr.
Вертолетами было установлено 17 клеевых захватов общей площадью около 300 квадратных метров.
Хотя клеевые захваты показали свою высокую эффективность работы вскоре пришлось прекратить.
Козлова Елена Михайловна, старший научный сотрудник НИКИМТ:
К сожалению, эти работы вскоре пришлось прекратить, поскольку вертолетные винты поднимали пыль, мешая работать людям на строительстве «укрытия». Имеющиеся на площадке краны также были заняты.
Чуда не произошло, и заниматься сбором обломков и очисткой крыши пришлось людям.
В 1987 году для пуска 3-го энергоблока понадобилось снять покрытие с крыши маш. зала и деаэраторной этажерки 4-го энергоблока. Площадь составляла 10000 кв. м.
По расчётам для снятия 1 м. П. человеку потребуется 40 минут.
Тогда опять вспомнили о технологии "Промокашка".
Ну и вместо послесловия приведу слова Елены Михайловны, потому что свои подобрать достаточно сложно, зная чем обернулось использование био-роботов на крыше:
Битум расплавился, и все осколки, даже маленький кусок графита, невозможно было оторвать. Все это нужно было убирать вместе с кровлей. Что здесь можно было сделать вручную?! Нас охватывала досада, что мы, находясь на ЧАЭС в первые дни, не смогли настоять на применении своего метода очистки кровель, хотя в 1987 году мы это сделали. Сколько бы людей мы смогли спасти от облучения!
Взято из:
Козлова Е. А. "Схватка с неизвестностью", 2011
Козлова Е. А. "Неизвестные герои советской эпохи", 2006
Статьи в интернете.
Все известные мне фотографии процесса:
От лирики перейдем к практическому исполнению. Не так давно фирма Ogurets project , к моей большой радости, выпустила искомую модель КрАЗ 250 ограниченным тиражом в масштабе1/72.Модель выполнена из смолы. Собирается легко. В комплект входит фототравление и детали из прозрачной смолы.
Фотографии инструкции дадут представление о наборе.
Собрав и окрасив модель, пришлось взять паузу. Из чего делать сеть? Как реализовать на ней мотки ниток? Как подвесить всю эту конструкцию? Чем имитировать клеевой состав в кузове?
В общем одни вопросы без ответов.
И только с основанием проблемм не возникло. Рамка, пенопласт, шпатлёвка и готово!
Путём долгих экспериментов в качестве сетки я выбрал пакетик от чая в пирамидках. Сеть нейлоновая тонкая с мелкой ячейкой, но есть один нюанс. Она не держит форму. Для придания ей вертикальной устойчивости пришлось по краям приклеить 2 тонких проволочки.
Мотки ниток сделал из копировальной бумаги. Резал её на тонкие полоски, скручивал из них колбаски и нарезал их ножом. Получившиеся отрезки приклеивал при помощи клея ПВА на сеть. Всего наклеил примерно 300 мотков, часть в дальнейшем отвалилась.
Клеевой состав я имитировал этой жидкостью. Понравилась!
Тент в кузове и плакат с номером на сеть сделал из копирки. Окрасил в нужные цвета и готово.
Маяки спаял из медной проволоки и окрасил их в различные оттенки ржавчины.
Разбросанный на диорамеполиэтилен сделан из пищевой плёнки. Первоначально я её частично задул жёлтым и частично дымчатым прозрачными лаками от Тамии, а затем
прошёлся матовым лаком.
Бочку взял из набора советских бочек фирмы SG modelling.
В финале всё это дело совместил в готовую композицию, ориентируясь на фото. Ну, а как вышло , судить Вам.
Тема: Ogurets project 1/72 Промокашка - Пр...(#16256) - обсуждение
Интересная модель, раскрывающую малоизвестную тему.