Яростная – потому что Fury, кошка – ибо это моя первая модель, собранная после многолетнего перерыва. Многие технологии/материалы/инструменты были опробованы впервые.
FJ-4 Fury от Hobby Boss была выбрана для тренировки из-за своей относительной простоты – достаточно лаконичные формы самого самолета и умеренное количество деталей, - а также приятной цены. Летом она была на уровне 20 с чем-то долларов.
Изначально сборка задумывалась исключительно из коробки без увлечения чертежами и фотографиями живых машин – просто, чтобы набить руку. Тем не менее, в процессе я все же не удержался и решил немного попрактиковаться в скрэтчбилдинге. Забегая наперед, озвучиваю список доделок:
- пространство за креслом пилота (в модели там просто ничего нет)
- стволы из игл от шприцов
- несколько вентиляционных отверстий на фюзеляже
- шланги на основных стойках
Теперь обо всем по порядку (надеюсь ничего не забуду – все таки сборка была начата в июле).
Модель
На первый взгляд – очень даже. Аккуратные отливки из светло-серого в меру твердого пластика. Внутренний крой. Неплохая проработка мелочи, хотя немного портят жизнь тонкие «швы» на некоторых деталях (стойки, штанги и т. д.). Зато нет избыточных следов от толкателей, как например на Хасевском F-104 в 48-м.
По озвученной выше причине, в чертежи я модель не вкладывал, хотя в процессе сборки и редкого поглядывания на страницы скачанных книг и валков (один из них можно найти на primeportal.net) выявились некоторые недочеты. Во-первых, абсолютно пустое пространство за креслом пилота. Во-вторых, отсутствует ряд отверстий (вентиляционных?) в фюзеляже. На стойки очень желательны шланги – их хорошо видно. Пилоны, как минимум пара – имеют неправильную форму – должны быть несимметричными. Две пары дырок в крыльях (которые ближе всего к фюзеляжу) необходимо заделать – если я правильно понял, они используются только в модификации FJ-4B. Некоторые коллеги нарекали на форму фюзеляжа, но этот вопрос я не изучал.
Сборка
Традиционно начал с кабины. Прежде всего, из тонкого пластика и проволоки соорудил все то, что находится за затылком у пилота. К сожалению, на момент сборки четкого и подробного фото этого места не нашел (а на форуме никто не подсказал), поэтому воспользовался отдельными «живыми» ракурсами и примерами коллег с Гиперскейла.
Приборную доску решил сделать с нуля (впервые). Почему – не помню. Наверное, была «лысой». Вырезал по контуру дубликат из тонкого пластика, наметил центры приборов и тонким сверлом сделал соответствующие отверстия. Далее окраска половинок «бутерброда» в разные оттенки черного (не самое лучшее решение – немного сливается), выделение внутренней поверхности отверстий белой краской, что помогло явно выделить контур каждого прибора, и склейка. Были бы приборы из декали – получилось бы еще лучше.
Кресло мне понравилось. Оживить его помогли травленные ремни из старого набора «Интеравиа». Не то, чтобы они были в точности такие, как на настоящем Fury, но поскольку задача сделать точную копию не ставилась, я заключил первый компромисс с модельной совестью.
Кстати, в сборе из набора кабина получается немного косячной. Приборка «уезжает» слишком далеко внутрь и снаружи ее просто не видно. Пришлось ее немного «подвинуть» поближе к креслу. Не спешите клеить все сразу – сначала проверьте «насухую».
Следующий пункт – вырезка вентиляционных отверстий (впервые). Овальное сделано обычным сверлом. На малых оборотах намечаем центр, а затем под углом проходим насквозь. 10 сек и все готово. Что касается квадратных, то здесь пришлось выбрать пластик изнутри, а затем тамиевским скальпелем вырезать «квадарты». Створки для них сделаны из жести от банки Red Bull. Ближе к концу сборки выяснилось, что два отверстия я проморгал, но после первого компромисса заключить второй было много проще.
Стволы! Тоже впервые. Ничего сложного, если бы я не пытался отрезать иглы старыми лезвиями от Тамии и канцелярским ножом. Надеюсь, кучу переведенных шприцов никто на мусорке не увидел.
Просверлил отверстия в фюзеляже по аналогии с вентиляционным, загнал в них иглы, а изнутри загнул и замазал самопальной шпатлевкой, представляющей собой разведенный растворителем пластик. После затвердевания она намертво зафиксировала иглы, что избавило меня от излишних переживаний по поводу их смещения.
По поводу шлангов – ничего нового не расскажу. Сделано из проволоки двух диаметров.
При сборке корпуса хочу обратить внимание на одну деталь. Не приклеивайте трубу воздухозаборника в ванне пилота, как показано на инструкции. Иначе потом будет крайне сложно совместить ее с «губой». Я сначала склеил трубу, зашпаклевав ее изнутри и покрасив, а затем аккуратно приклеил к окрашенной губе, зафиксировав самопальной шпатлевкой. После чего просто вставил в собранный фюзеляж. Для этого пришлось немного сточить ванну снизу.
Не забудьте, кстати, вложить в нос изрядный кусок свинца, иначе модель сядет на пятую точку. В инструкции об этом ни слова.
Далее сборка прошла без осложнений. Шпатлевки понадобилось немного. Небольшие проблемы возникли на месте стыка крыла и фюзеляжа снизу. Пришлось восстанавливать расшивку. Эх, не люблю я эту гнусную операцию. Особенно когда крошится тамиевская шпатлевка.
Окраска
Сначала – слой металлика Model Master(эмаль) и его последующая шлифовка 2000-й шкуркой с водой. Затем - слой черной нитры на 650-м с киевского книжного рынка (дешево и сердито, и, кстати, не так уж плохо). Шлифовка.
Для белого была выбрана опять же эмаль Model Master с родным растворителем, но легла она крайне паршиво – эдакая шагрень получилась. Кроме того, почти пропал прешейдинг. Винить буду cебя – наверное, слишком густо развел. Исправлял все опять же мелкой шкуркой под водой.
Для верха пришлось взять эмаль от Revell ибо был похожий цвет. Разводил Уайт-спиритом. Получилось приемлемо. Далее выделил алюминием участки на хвосте и крыльях и добавил черного на киль.
Шлифовка + полировка
Future - как много в этом слове. К сожалению, не очень приятного. Не смог я нанести ее так, чтобы поверхности остались идеально ровными. Визуально слой лака все равно был заметен (не знаю, как это внятно объяснить). Более того, остались небольшие пятна от высохших капель воды. И куда только смотрел?...
Декали приваривал этиловым спиртом (продается в аптеках). Увы, местами серебрятся. Еще один слой футуры и cмывка маслом на Уайт-спирите. Все бы хорошо, но масляная краска выпадает в осадок и получается то густо, то пусто. В следующий раз, попробую другой способ.
Далее имитация копоти от пушек пастельными художественными мелками и слой полуглянцевого лака Mr. Color. Вот здесь я чуть с Кондратием не обнялся, ибо лак летел какой-то очень мелкой паутинкой. К счастью, она легко убирается (почти моментально после нанесения) и никаких видимых последствий, кроме матовости, не оставляет.
Ставим на ноги, вешаем все, что должно висеть, клеим мелочевку, водружаем результат на полку и быстренько пишем статью на любимый сайт.
Успел!
До командировки и Нового года.
Максим, табуретками кидаться не буду :). Мне модель понравилась. Только одно замечанме. Коль уж решено было делать модель со следами эксплуатации, то было бы неплохо, попачкать низ фюзеляжа и шасси с их стойками и нишами. ;)
С возвращением, коллега! :)
Да, интересная птичка получилась!
Довольно аккуратно сделано, очень приятно.
Вопрос - а стоило ли матовым лаком задувать? Может, здесь лучше было бы полуматовым? Что б немного блеска осталось...
то было бы неплохо, попачкать низ фюзеляжа и шасси с их стойками и нишами.
Саша, насколько я знаю, самолёт палубный, послевоенный и, по логике, должен быть более-менее чистым. К тому же, Фьюри долго не прослужили в строю... Не, с загрязнением, на мой взгляд, всё в порядке, в меру! :)
- касательно низа я придерживался того же мнения, что и Вячеслав - самолет палубный и явной грязи там быть вроде как не должно. Хотел ограничиться прешейдингом, но, к сожалению, полностью залил его белым. Хотя согласен, что выглядит уж слишком чисто и чуть-чуть пигмента, напримеир, в районе ниш, не помешало бы.
- с лаком даже не знаю, что сказать. До финиша самолет блестел как паркет у моей бабушки в советские годы. В магазине я искал полуматовый лак, чтобы глянце чуть-чуть приглушить. Продавец порекомендовал полуглянцевый Mr. Color, который и дал такую матовость. Буду экспериментировать.
Ну насет глянца беспокоиться особо не стОит. Глянцевая краска начала использоваться где-то с начала 70-х, до этого была матовая или чуть полуматовая. Точную дату не помню, надо порыться в записях. Источник - статья в каком-то номере "Моделист-конструктор" за 1996 или 1997 год, тогда шла серия "Палубная авиация США". Так что музейные образцы - не эталон.
А так для "кошки" вполне нормально, хотя по-настоящему работы с этой моделью очень даже достаточно.
Тема: Hobby Boss 1/48 FJ-4 Fury - Яростная ...(#1345) - обсуждение
Максим, табуретками кидаться не буду :). Мне модель понравилась. Только одно замечанме. Коль уж решено было делать модель со следами эксплуатации, то было бы неплохо, попачкать низ фюзеляжа и шасси с их стойками и нишами. ;)