Старинная легенда гласит о том, что первое судно такого типа было создано Небесным Китайским императором Фу Хси. Он жил в далеком 29-м веке до нашей эры и был известен тем, что дал жителям страны тайные знания, поспособствовавшие развитию цивилизации.
«Размышляя над прошлым, узнаешь о будущем»
«Боги построили джонку до того,
как на свете появились люди»
старинные китайские пословицы
Немного истории
Китайские джонки известны с глубокой древности. Они были более совершенны, чем европейские суда того же времени. Специфические природные условия Китая с его широкой системой естественных и искусственных водных путей, прорезающих всю страну с запада на восток, требовали судов с малой осадкой, таких, которые могли бы заходить с моря в устья рек на много сотен миль. Джонка – это первое в истории кораблестроения судно, корпус которого разделен на водонепроницаемые отсеки. Его корма довольно широкая и высоко поднятая, а нос, имеющий практически прямоугольную форму, расположен довольно низко. Джонка имела плоское дно, оснащалась оригинальными парусами и имела традиционные рисунки на бортах и корме. Обычно там изображались горы и облака, а также драконы и другие мифические существа.
Старинная легенда гласит о том, что первое судно такого типа было создано Небесным Китайским императором Фу Хси. Он жил в далеком 29-м веке до нашей эры и был известен тем, что дал жителям страны тайные знания, поспособствовавшие развитию цивилизации.
Самой узнаваемой чертой джонки являются ее необычные рейковые паруса. Поначалу паруса делались из тростниковых циновок, и были очень тяжелыми, позднее циновка была заменена тканью, что повысило быстроходность и маневренность судна.
Джонка это, чаще всего, транспортное или торговое судно. Гораздо реже оно использовалось в военных целях. Тем не менее, устойчивость судна позволяла устанавливать на него от 5 до 7 12-фунтовых пушек и специальный фальшборт, защищавший от пуль и стрел.
Совершенная конструкция джонки, обеспечивающая ей устойчивость, вместительность и маневренность на мелководье, оставляет ее актуальной и в наше время.
Состав набора
Оригинальное название набора GIUNCA CINESE PIRATA. Набор произведен фирмой Amati, позволяет построить модель китайской пиратской джонки в масштабе 1:100. О том, что получится именно пиратский корабль, говорит только наличие вооружения на палубе, в остальном это типичное транспортное или торговое судно Китая.
Корпус модели представляет собой традиционный набор вырезанных лазером шпангоутов. Обивка одинарная, материал бук. Палуба состоит из нескольких уровней, для ее настила приготовлены липовые рейки. Цветные орнаменты в наборе выполнены в виде специальных переводных картинок с клеевым слоем. Картинки с орнаментами расположены на транцевых панелях на носу и корме джонки, а также палубных надстройках. Ют имеет большое количество ограждений, трапов и балконов. Набор содержит ткань с напечатанными на ней контурами парусов, круглые заготовки для рангоута, нитки нескольких диаметров для такелажа. Дельные вещи, деревянные якоря, брашпили и кран-балки, выполнены ярко, в восточном стиле. В набор входят две плоскодонные шлюпки, отлитые из смолы.
Сборка каркаса модели
Начинаем сборку с вклейки шпангоутов в килевую раму. Итальянцы очень странные, они такие огромные зазоры сделали во всех шиповых соединениях, что очень трудно точно установить одну деталь по отношению к другой. Резали они лазером, не понятно, что мешало все намного точнее сделать?...
При установке шпангоутов кроме прямых углов, как к плоскости килевой рамы, так и к горизонтали, обращаем внимание и на соосность шпангоута по отношению к диаметральной плоскости модели (относительно продольной плоскости симметрии). Проверяем положение шпангоута по вертикали. Верхняя кромка шпангоута должна совпадать с верхним краем килевой рамы. Снимаем малку там, где это нужно (обрабатываем верхние кромки некоторых шпангоутов)
Для более уверенной фиксации положений шпангоутов, вклеиваем дополнительные бруски. 010 Поддерживающие бруски
Направляя взгляд вдоль кромки палубы, смотрим чтобы линия кромки получалась плавно изогнутой, без волн. Этот плавный изгиб показывает седловатость палубы, а так как модель маленькая, погибь палубы можно не показывать. 011 Седловатость палубы, 012 Соосность палубы
Чтобы удержать палубу на время высыхания клея, приходится идти на различные ухищрения и использовать для этого все, что найдется под рукой. Внимательно следим, чтобы в это время поперечные усилия направленные перпендикулярно диаметральной плоскости были равномерными, чтобы килевая рамка винтообразно не изогнулась. 013 Приклейка палубы, 014 Приклейка палубы
После высыхания клея убираем все зажимы и резинки. Проверяем, чтобы набор и в свободном от напряжения состоянии оставался ровным, линия киля не имела изгибов. 015 Вид спереди, 016 Вид сзади, 017 Вид слева, 018 Вид на дно
Поверхность под обшивку
Красивая обшивка есть результат целенаправленных усилий и действий. Чтобы иметь возможность точно рассчитать положение каждой рейки обшивки, вместо точечных опор на шпангоутах, к торцам которых клеятся рейки обшивки, создадим поверхность. Для этого заполняем брусочками дерева пространство между шпангоутами. 019 Кубики, 020 Бруски наполнителя
Процесс медленный, набираем одну ячейку между шпангоутами и пока она сохнет, предыдущие уже подсохли. Выступающий материал модельным ножом уже можно аккуратно срезать. Это предварительная, грубая обработка. 021 Предварительная обработка, 022 Первичная обработка
После этого идет окончательная обработка поверхности наждачной бумагой. Одновременно с обработкой вклеенного дополнительного материала обрабатываем и шпангоуты до уровня их малкования, запланированного производителем набора. Важный момент! Нужно использовать шкурник! На ровный, плоский брусок клеим шкурку на двусторонний скотч. Если шкурку держать просто в руках, корпус получится волнистый. 023 Готовая поверхность, 024 Готовая поверхность 2
Как и ожидалось, форма корпуса китайского корабля сильно отличается от европейского. Помимо транцевого носа имеется еще и плоское дно в середине корпуса. Такой корпус позволяет получить меньшую осадку судна, что актуально при заходе его в русла рек и подъеме по ним на сотни миль. 025 Форма корпуса, 026 дно, 027 общий вид
Обшивка палубы
Корабль небольшой, поэтому для обшивки палубы используем схему расположения палубных досок "через две доски". Это делается затем, чтобы стыки досок не попадали рядом на одном бимсе, и не ослабляли его. 028 Схема раскладки палубных досок, 029Толщина
При укладке досок, между ними специально оставлялись щели, достаточно широкие, чтобы их можно было проконопатить. Это моделируем, проклеивая черную бумагу между рейками. Обшиваем кормовой транец. 030 Подготовка реек, 031 Обшивка транца
Гвоздевание
Палубные доски прибивались к бимсам нагелями, железными или медными. Нагели утапливались в доску, а отверстие от них, примерно 30 мм в диаметре, закрывалось деревянной пробкой, чтобы защитить нагели от влаги. Вот эти пробки и будем показывать. Для контраста выбираем тик. 032 Инструмент, 033 Ют, 034 Палуба, 035 Результат гвоздевания
Обшиваем все палубы, завершаем гвоздевание и обрабатываем шкуркой поверхность. 036 палуба общий вид, 037 бак, 038 ют
Обшивка корпуса
Модель имеет только одну обшивку, чистовую, черновая тут не предусмотрена производителем набора. Рейки изготовлены из бука. Если делать обшивку плотной, без щелей, то в конце получим буковую монолитную "болванку", что некрасиво. Чтобы этого избежать, будем делать щели между рейками, что визуально выделит каждую рейку.
Чтобы получить красивую обшивку, нужно ее предварительно разметить. Это ответственный и достаточно долгий процесс. Покажем его здесь поподробнее.
Приступая к разметке сужения реек на краях, необходимо помнить, что ширина рейки в самом узком месте не может быть меньше половины исходной ширины рейки.
В самом начале необходимо начертить и пронумеровать поперечные линии, напротив которых будут делаться замеры и в дальнейшем размеры переноситься на обрабатываемые рейки. Находим самое широкое место, мидельшпангоут, обозначим его буквой «М». И от него производим нумерацию по возрастающей к носу (с № 1 по № 7) и корме судна (с № 10 по № 14). 039 Линии замера бок, 040 Линии замера скула, 041 Линии замера корма
Второй этап разметки: с помощью бумажной полоски измеряем максимальную ширину обшивки по мидельшпангоуту. Полученное значение делим на ширину рейки и в результате узнаем, сколько реек необходимо, для того чтобы обшить одну сторону джонки от киля до фальшборта. В нашем случае получили двадцать реек.
Для удобства контроля над процессом изготовления обшивки, разделим полученное значение на четыре. Таким образом определим четыре сектора обшивки по пять реек в каждом. Линии, отделяющие друг от друга эти сектора, назовем условно «геолиниями».
Сейчас определим положение геолиний на корпусе. В первом условном приближении ширину обшивки в местах расположения размеченных ранее линий замера разделим на четыре. Это удобно делать с помощью полоски бумаги, отмеряя расстояние от килевой рамки до начала обшивки фальшборта и далее складывая полученный отрезок пополам два раза.
Затем для более точного определения геолиний воспользуемся рейками, изгибаем их вдоль соответствующих отметок и фиксируем их в этом положении кнопками. Направляем взгляд с разных сторон вдоль реек, смотрим, чтобы не получались изломы на линиях и при необходимости корректируем положение реек. Геолинии при взгляде на них с любого положения, должны изгибаться плавно по всей длине. 042 Геолинии скула, 043 Геолинии корпус, 044 Геолинии корма, 045 Геолинии дно, 046 Геолинии борт
Обводим полученные линии и снимаем рейки. Обшивку будем размечать и в дальнейшем изготавливать в направлении от фальшборта к килю. Сейчас нужно сделать рабочий шаблон для первого сектора реек. Для этого на лист бумаги согнутый и промаркированный соответственно по числу поперечных линий замера переносим ширину сектора. Размечаем каждый полученный отрезок, разделенный с помощью параллельных линий на 5 равных частей по числу реек в секторе. 059 Разметка шаблона.
С помощью шаблонов с параллельными линиями также размечаем положение реек между геолиниями на корпусе. Это дает визуальное представление о том, как будет выглядеть обшивка. Размечаем с помощью шила и соединяем карандашом полученные точки. Так как расстояние между линиями замера не велико, точки можно соединить по линейке, визуальное восприятие прямые отрезки не испортят. 047 Разметка бок, 048 Разметка дно, 049 Разметка скула, 050 Разметка корма, 051 Разметка транец, 052 Разметка нос
Дальше берем рейку, прикладываем ее на место куда она будет приклеена, «обкатываем» ей корпус, переносим на нее расположение поперечных линий замера и подписываем номера линий. Располагаем вплотную друг к другу на столе пару реек. Берем шаблон первого сектора и напротив отметок расположения линий замера, с шаблона переносим ширину реек, соответствующую нумерации линиям замера. Полученные таким образом точки по линейке соединяем. По этим линиям небольшим рубанком обрабатываем одновременно пару реек и по месту изгибаем их. Перед окончательной вклейкой с одной стороны с рейки снимаем фаску до середины толщины рейки, чтобы получить равномерную щель между соседними рейками. 053 общий вид, 054 корма, 055 нос, 056 разметка, 057 шаблон первого яруса
На новый бумажный шаблон снимаем разметку второго сектора. 058 Шаблон второго яруса
Переносим расстояние от края обшивки первого сектора до второй геолинии.
После чего с помощью параллельных линий также делим это расстояние на пять (число реек в секторе). Берем новую рейку и переносим на нее положение линий замера с корпуса. Расположив ее на столе и добавив к ней еще одну, одновременно с помощью шаблона второго сектора размечаем необходимую ширину реек в местах размещения линий замера. По линейке соединяем карандашом полученные точки и одновременно рубанком обрабатываем рейки, создавая необходимый профиль. Снимаем фаску с одной стороны реек, гнем рейки по месту и клеим их на корпус по обоим бортам.
Эти действия циклично повторяются до достижения конца обшивки.
Для реек, обшивающих фальшборт рассчитывать сужение на концах не нужно. Был ОЧЕНЬ неприятно поражен!!! В наборе не хватило реек для обшивки корпуса. На уровень фальшбортов пришлось использовать свой материал. Немного отличается по цвету, но... ничего не поделаешь. 060 Общий вид, 061 Корма, 062 Скула, 063 Нос сбоку, 064 Нос прямо, 065 Корма прямо
До установки на свои места красим бархоуты краскойTamiya из аэрографа. Бархоуты выглядят контрастно, акцентируют внимание и визуально соединяют между собой яркий декор носа и кормы. Для защиты краски при монтаже бархоутов покрываем их акриловым лаком. Из буковых реек изготавливаем планшир. Чтобы сохранить видимой фрактуру дерева, покрасим планшир сильно разведенной водной морилкой «Красное дерево». Такой цвет хорошо подходит ко всем окантовкам площадок на баке и юте корабля, а также визуально соединяет их меду собой. 071 Сбоку, 072 Диагональ, 073 Нос
Декоративные изображения на носу и корме в наборе предоставлены в виде декалей. Декали очень интересные, имеют собственный очень липкий клеевой слой. Работать с ними нужно очень осторожно. Если декаль при неосторожном обращении сложится пополам, разлепить ее не будет никакой возможности. Декаль будет безнадежно испорчена. Торцы опор юта, не прикрытые декалью, закрашиваем красной краской. 074 Скула, 075 Корма диагональ, 076 Корма прямо
Изготавливаем и устанавливаем на свои места переднюю стойку для крепления передвижного блока. Джонка яркий, декоративный корабль, для него требуется необычная выделяющаяся подставка. В качестве материала для подставки идеально подходит олива. Стойки для крепления корабля выточим традиционно из черного граба. Люки на палубе делаем закрытыми. 077 Корма диагональ, 078 Стойка, 079 Передний люк
На вертикальные панели палубной надстройки клеим декали. Собираем и монтируем на палубе задние стойки для передвижного блока. Собираем и монтируем большое рулевое весло. Устанавливаем его на свое место и вклеиваем румпель. 080 Большой люк, 081 Кормовая надстройка, 082 Румпель
В фальшбортах, согласно чертежу вырезаем и окантовываем пушечные порты. 083 Пушечные порты, 084 Общий вид
Работа с корпусом практически закончена. Сейчас можно покрывать корпус лаком.
Дельные вещи, кормовая надстройка
В носовой части палубы установим брашпиль, трапы для подъема на бак, а также балки для подъема якорей. В наборе для изготовления навеса над передним люком дана настоящая циновка. Стойки для навеса тоже оклеены декалью с характерным декором, торцы чтобы не выделялись закрашены красным цветом. 085 Вид сверху, 086 Диагональ, 087 Спереди
На корме монтируем балки для крепления и хранения шлюпок. Шлюпки, как и сам корабль, тоже имеют тупой нос. Шлюпки в наборе отлиты из смолы. Для достижения более реалистичного внешнего вида снаружи обошьем их шпоном. Шлюпки на модели расположены таким образом, что внутреннее пространство у них не очень хорошо видно, поэтому шлюпки внутри достаточно покрасить краской под цвет дерева. 088 Сбоку, 089 Диагональ сзади, 090 Сзади
Для погрузочно-разгрузочных работ на джонке установлены еще два брашпиля в центре палубы. Пяртнерсы вокруг оснований мачт обшиты рейками. 091 Бак, 092 Навес, 093 Брашпили
Кормовая надстройка у джонки представляет собой высоко поднятое над водой сооружение, очень сложное по своему строению имеющее массу красивых трапов и ограждений. Набор предлагает сделать балясины перил из цилиндрической заготовки. Кормовая надстройка содержит более семидесяти балясин, от внешнего вида этих элементов сильно зависит красота кормовой надстройки в целом. Балясины будем делать рельефными, на токарном станке придадим им красивую форму. 094 Кормовая надстройка, 095 кормовая надстройка 2, 096 кормовая надстройка 3
Набор предполагает, что мы строим пиратскую джонку, поэтому на палубе обязательно должны быть пушки. Пушки небольшие, чтобы не загромождать палубу, из всего многообразия пушечной оснастки моделируем только брюк. Фальшборт состоит всего из одного слоя реек, толщина 0,8 мм. Для того, чтобы закрепить рым для брюка сверлим отверстия под рымы, из фольги изготавливаем шайбы. Собираем все в таком порядке: рым, шайба, фальшборт, шайба. Конец рыма плоскогубцами слегка расплющиваем. Привязываем брюк, на палубах согласно чертежу монтируем рымы с кольцами, утки. 101 Рымы брюка, 102 рымы брюка, 103 пушка
Для подъема крышек люков на них ставим рымы с кольцами. На соответствующих балках монтируем передвижные блоки. 104 Пушки, крышки грота-люка, 105 Пушки, крышки фока-люка, 106 Блок 1
107 Блок 2, 108 Блок 3, 109 Общий вид
Рангоут, такелаж и паруса
Наверно самыми запоминающимися и характерными для китайской джонки являются рейковые паруса. Ткань паруса пришивается по всей длине к горизонтальным реям, расположенным через определенные промежутки, а сами реи притянуты к мачте и могут свободно вращаться вокруг и перемещаться вдоль нее. Паруса поднимаются и убираются, складываясь в «гармошку» путем сдвигания рей вдоль мачт. 110 Мачты, 111 Топы мачт, 112 Паруса справа
Для окончания модели осталось доделать совсем немного. Привязали и протянули якорные канаты, собрали и повесили якоря, провели стоячий такелаж мачт и бегучий парусов. Установили на кормовых балках обе шлюпки. Изготовили из медной фольги флаг, покрасили его красным цветом. Работа с моделью закончена.
Фотографии готовой модели
119 Якорный канат левый, 120 Якорный канат правый, 121 перед, 122 Передний брашпиль, 123 Навес, 124 Брашпили
e2e4в 22.11.2018 - 14:29 Тема: Amati 1/100 Giunca Cinese Pirate - История и гордость китайс
Монументальная статья и работа! И в который раз я убеждаюсь, на суда моей терпелки не хватит. От этого вдвойне прекланяюсь перед такими мастерами. Алексей, снимаю шляпу. Отличная джонка! +1
Лодочникв 22.11.2018 - 15:18 Тема: Amati 1/100 Giunca Cinese Pirate - История и гордость китайс
Мощно! Обалденный объем работы и результат достойный.
Тема: Amati 1/100 Giunca Cinese Pirate - И...(#12591) - обсуждение
Отличная работа Алексей!!