Тема вертолётов меня интересует давно. Много лет собираю современные вертолеты. Есть в коллекции и старенькие и современные отечественные и зарубежные вертолёты, а об автожирах в то время еще не помышлял. Один московский товарищ подарил мне на день варенья модельку (это было лет 10-12 назад), причём прислал её по почте. На радостях открыл посылку, достал коробку с моделью FA-330 “Focke-Achgelis”.
Тут я понял, что радоваться я начал слишком рано, и что он решил надо мной поиздеваться. В посылке лежала лишь только коробка, инструкция, малю-ю-ю-сенький пакетик с кусочком пластика, декалькой и такой же по объёму фототравлёнкой.
Долго среди другого модельного хлама, искал я ещё хоть какие нибудь детали для столь экзотического летательного аппарата. Собрался, было звонить приятелю, с просьбой забрать свой подарок, но тут пришла в голову идея, очень редко посещающая умы бывалых моделистов. А почему бы не заглянуть в инструкцию?!
Так состоялось моё первое знакомство с моделью чешской фирмы “PAULA”.
При осмотре модели, выяснилось, что её можно собрать (не в ущерб качеству) буквально за каких нибудь 3-4 вечера, инструкция при этом, одной схемой показывает весь процесс сборки с указанием цветовой палитры. Но….
Как же так? Собирая, какой нибудь бомбардировщик с полметра в размахе крыла, думаешь уже потом, куда его ставить? Этот вопрос стал актуальным и в этом случае, с точностью до наоборот,- такая маленькая букашка, затеряется среди других моделей. Выход из положения родился сразу, тем более, что в инструкции дорисовали намёк на то, что к автожиру нужно приложить подводную лодку - естественно в 72 масштабе!!!
Автожир: (франц. Autogirе, от греческого autos – сам и gyros – круг, вращение) – летательный аппарат далее (ЛА) тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила создаётся несущим винтом – ротором, вращающимся свободно (без привода от двигателя) под действием набегающего потока воздуха. Первый летающий автожир был изобретён испанским конструктором Хуаном де ла Сиервой в 1919 году. В дальнейшем, подобными разработками занимались немецкие, английские, естественно русские конструкторы.
Отличительной чертой автожиров является короткий разбег и пробег, способность летать на малых скоростях и совершать посадку вертикально. В Германии, во время войны, конструктор Генрих Фокке разрабатывал автожиры на заводе Фокке-Ахгельз. Один из первых удачных ЛА стал FA-225, который имел фюзеляж от обычного планера и несущий винт вместо крыльев. Как вариант, FA-225 буксировался за Ю-52, в нужной точке буксир отсоединялся и автожир совершал посадку на режиме авторотации. Машина так и небыла принята на вооружение по ряду причин. Для выполнения разведывательных задач на кораблях и кригсмаринах Германии решено было разместить змеи-автожиры, которые на буксировочном тросе (300 метров) способны следовать за кораблём на высоте до 220 метров, вести разведку и совершать посадку на палубу.
Одним из немногих ЛА, использовавшихся с борта подводной лодки, был FA-330 “Bachstelze” (трясогузка).
Его разработку поручили заводу «Фокке-Ахгельз» в 1942 году, так как у завода был накоплен опыт в постройке ЛА подобного типа. Следует сказать, что это единственный аппарат выпускавшийся серийно.
Известно, что около 200 таких аппаратов было изготовлено и 50 экземпляров использовались экипажами немецких подводных лодок Type IX D-2. После окончания войны, несколько FA-330 “Bachstelze”попали в руки союзников, которые стали музейными экспонатами.
Идея создания миниатюрной диорамы породила ряд вопросов, и более серьёзный; – где взять литературу? Если по автожиру более-менее что-то имеется, где взять чертежи или схемы подводной лодки 9 серии? Как говорится, глаза боятся, - руки делают. Решено сделать фрагмент палубы с площадкой для запуска змея-автожира.
Змей-Автожир
Сборку я начал с фюзеляжа, так как он несёт на себе всю конструкцию. И хотя немногочисленная пластиковая отливка была неплохого качества, всё же решил не изменять своим традициям (дурным привычкам, кому как угодно), из тянутого литника изготовил новую конструкцию фюзеляжа. Забегу вперёд, чтобы потом не повторяться, все пластиковые элементы, кроме лопастей НВ, изготовил заново.
Хочется отметить, замерив модель, погрешность по длине и диаметру НВ составляет 1 мм. Для модели 72 масштаба вроде и немного, но, учитывая, что модель очень маленькая,- получается много. Поэтому все недостающие миллиметры нарастил с помощью пластика и шпатлёвки.
К несущей конструкции фюзеляжа приклеил ферменный каркас и оперение. Особых проблем в данной операции не возникло, а вот стойки шасси, как и сами полозья, пришлось изготовить из пластика. Отдельные элементы в виде поручней, подкосов и т. д. должны быть объемные, поэтому некоторые детали фототравления остались невостребованными. Кресло с ремнями после сборки и окраски смотрятся очень эффектно, но перед установкой на место, нужно позаботиться о том, чтобы оно встало на своё место в ферменном каркасе. Педали, приборная доска,- даются одной деталью, необходимо только добавить приёмник воздушного давления из проволоки. Ручку управления сделал несколько ажурнее с добавлением узла крепления к фюзеляжу. В этом же районе установил ролик крепления леера. За стойкой несущего винта (НВ), приклеил щиток крепления парашюта. НВ весь из пластика, поэтому собирается очень легко. Такелаж, поддерживающий лопасти данный ф/травлёнкой решил не ставить, а использовал нить «Хобби +», она же использована в качестве ремней парашюта.
Лопасти у автожира провисания не имеют, более того, такелаж создает всем лопастям положительный угол.
Окрашивал модель «HUMBROL» №92 серый, №75 черно-зелёный. По F.S. это цвета 36165 и 34059 соответственно. Весь автожир красится в серый цвет, приборная доска, рукоятка управления, педали – чёрный. Кресло (ткань), ранец парашюта – бледно-желтые. Каркас кресла – чёрно-зелёный. Декали от времени состарились и пришлось клеить их на ПВА. Тонкий слой п/матового лака, минимум тонировки масляной краской.
Стартовая площадка для автожира
Далее, любителей судомоделизма прошу набраться терпения и воздержаться от критики, так как фрагмент рубки субмарины, сделан без учета масштаба и 100% достоверности. Это лишь самодельная подставка под автожир. Сделана из пластика, картона, багета, проволоки. Были использованы фрагменты фототравления, шприцев и другой всякой всячины
Не скрою, для того чтобы модель выглядела эффектно, сначала решено было сделать красивую рамку из багета. Вычислив размер, склеил рамку, из куска строительного полистирола (им обшивают стены офисов) сделал палубу кригсмарины. По бокам высверлил отверстия для стоек лееров. Из картона, сначала сделал выкройку будущей рубки, затем выпилил её из того же полистирола. К большому сожалению, я не стал выдержать все параметры деталей рубки подводной лодки, в конце концов, главная деталь во всём этом – автожир. Отсутствие нужной (на данный момент) литературы заставило меня по картинкам и схемам вычислять процентное соотношение всех размеров рубки. По картинкам, также с помощью сметанника вырезал и наклеил необходимые люки.
В разобранном виде автожир хранился в двух герметичных контейнерах, которые находились на верхней платформе перед стартовой площадкой. В левом укладывались фюзеляж, приборная доска, парашют, кронштейны для крепления фюзеляжа. В правом хранились лопасти ротора, хвостовое оперение. Крышки контейнеров служили площадкой для обслуживания персоналом и подготовки автожира к запуску. Из чего изготовить эти самые контейнеры,- мне долго думать не пришлось. Как всегда, на помощь пришёл дежурный набор первой медицинской помощи. Два шприца решили проблему сразу. По длине, они как раз подошли для предполагаемой укладки разобранного автожира. Срезал только верхнюю и нижнюю части шприца, вклеил в верхнюю часть палубы с таким расчётом, чтобы над верхом выступали контейнеры 12 – 13 мм. Сам поршень шприца тоже пригодился, его необходимо отрезать от длинного толкателя. Благодаря своей конусообразности, он и стал крышкой контейнера, лишь только с помощью шпатлёвки придал ему округлый вид. Чтобы потом легче было красить, изнутри контейнеры покрасил в светло серый цвет. Из проволоки нужного диаметра сделал леера, лесенку, поручни и стартовую площадку для змея. Пригодились навыки работы с оловом и паяльником, внешний вид от этого только выиграл. Для изготовления самой площадки, пригодился кусок фототравлёнки в виде решётки от какого-то современного истребителя (скорей всего от Су-27). Так как сам механизм запуска автожира на стартовой площадке достаточно длинный, пришлось его сократить, вплоть до условного размещения лебёдки и ролика изменения направления. Все они сделаны из подручного материала – остатков литника, на которые намотан трос - проволочка нужного диаметра. Долго думал как решить проблему с орудием. Пришлось обращаться за помощью к местным мариманам. Мнений, как впрочем, и самих корабелов оказалось много и тогда я, как авиатор, принял единственное правильное решение – никого не послушав, взял из старых ненужных деталей пушку, доработал её по картинкам и поставил на средней площадке рубки.
Окраска производилась красками всё той же «HUMBROL». Боковые поверхности в тёмно серого цвета, палуба – шарового. Разрез рубки обозначен красным цветом. Задувка матовым лаком «HUMBROL». После просушки, с помощью чёрной масляной краски, разбавителя №2. модель тонировалась, и наносились ржавые потёки, благо они очень хорошо видны на фотографиях подводных лодок второй мировой войны.
Интересный птеродактиль (только маленький).
Идея с кусочком дас_бута понравилась. Хотя, видимо, из-за редкости среди моделистов и оригинальности, и сам по себе хорошо смотрится.
Интересный птеродактиль (только маленький).
Идея с кусочком дас_бута понравилась. Хотя, видимо, из-за редкости среди моделистов и оригинальности, и сам по себе хорошо смотрится.
Благодарю за отзыв и оценку за Як-40.
Этот пепелац, если поставить его на полку, то просто не видно среди других моделей. А если еще и пылью припадет... так вообще потерять можно )))
Этот пепелац, если поставить его на полку, то просто не видно среди других моделей. А если еще и пылью припадет... так вообще потерять можно )))
Ну в этом и прелесть: масштаб 72-ой, а масипусечка.
Этот пепелац, если поставить его на полку, то просто не видно среди других моделей. А если еще и пылью припадет... так вообще потерять можно )))
Ну в этом и прелесть: масштаб 72-ой, а масипусечка.
Ну, меньше... 1/144 уже врят ли, нормальный моделист возьмется делать ))))
1/48 кстати тоже есть эта модель.
Тема: Pavla Models 1/72 FA-330 Focke-Achge...(#12016) - обсуждение
Интересный птеродактиль (только маленький).
Идея с кусочком дас_бута понравилась. Хотя, видимо, из-за редкости среди моделистов и оригинальности, и сам по себе хорошо смотрится.