Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Roden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконос

Что-то в последнее время меня потянуло на авиацию Первой Мировой войны да еще в каком масштабе… После того как я собрал Fokker Dr.1 от Rodena в масштабе 1/32, захотелось сделать модель самолета другой воюющей стороны, а именно Антанты. И вот благодаря нашему уважаемому коллеге Alexander’у, который выставил на продажу часть своих «залежей», у меня появилась модель английского самолета RAF S.E.5a (w/Wolseley Viper) тоже фирмы Roden, в масштабе 1/32.
Теперь хочу поделиться своими впечатлениями о этого набора с Вами.

История самолета.

Этот самолет по праву считается самым успешным Британским истребителем Первой Мировой войны. Его история началась в 1916 г., когда талантлевые инженеры Г.Фолланд, Дж.Кенворси и Ф.Гудден из фирмы Royal Aircraft Factory решили использовать на самолете новой конструкции французский двигатель, мощностью 150 л.с. фирмы Hispano-Suiza. Первый полет прототипа RAF S.E.5 прошел в последние дни 1916 г., а в апреле 1917 г. первые машины поступили в состав 56-го Дивизиона Королевского Воздушного Корпуса. Позднее самолет был модифицирован - он получил двигатель с мощностью 200 л.с. и название RAF S.E.5a. Летные характеристики нового истребителя удовлетворили военных - RAF S.E.5a оказался очень успешным, однако количество изготовленных самолетов было не большим из-за проблем с двигателем. 200-сильный двигатель Hispano-Suiza оказался сильно недовведенным, а его производство в больших количествах постоянно сталкивалось с огромным количеством проблем. К тому же этот двигатель был необходим для французских самолетов SPAD.

В Англии лицензию на производство двигателей Hispano-Suiza получила фирма Wolseley Motors Ltd. Небольшое количество RAF S.E.5a имела двигатель Wolseley Adder, который, на самом деле был копией Hispano-Suiza, но он тоже оказался не надежным. Инженерам фирмы Wolseley Motors пришлось существенно усовершенствовать конструкцию Hispano-Suiza - при очень сильном внешнем сходстве с предшественником это все же был новый двигатель, который получил название Wolseley Viper. Мощность двигателя осталась без изменений, однако теперь во время полета его работа была стабильной и надежной. Наконец в конце 1917 г. Королевский Воздушный Корпус получил настоящую машину для завоевания превосходства в воздухе. RAF S.E.5a с двигателем Wolseley Viper немного отличался от своего предшественника – его радиатор был более прямоугольным и имел жалюзи новой формы. Характеристики RAF S.E.5a с двигателем Wolseley Viper тоже улучшились – выросла максимальная скорость и скороподъёмность. По маневренности RAF S.E.5a немного уступал своему ближайшему конкуренту Sopwith Camel , однако по другим показателям они были почти на равных. В конце 1917 г. самолет начал поступать в войска, при этом немало ранее произведенных RAF S.E.5a с двигателем Hispano-Suiza при капитальном ремонте получали двигатели Wolseley Viper.

В середине 1918 г. RAF S.E.5a играл большую роль на Западном Фронте – 15 дивизионов имели на вооружении этот истребитель. Также некоторое количество RAF S.E.5a было передано в 4 дивизиона войск ПВО.

За очень короткое время RAF S.E.5a получил репутацию настоящего самолета-солдата. Немецкие пилоты называли его «прямоутконосым» и всегда с особенной осторожностью вступали с ними в бой. Самые известные асы Великобритании Мик Меннок, Джеймс МакКадден, Билли Бишоп, Ендрю Бьюкемп Проктор и много других пилотов выигрывали свои воздушные бои именно на этих самолетах.

Кроме Королевских ВВС, RAF S.E.5a получили Американские Экспедиционные силы, которые воевали на Заподном Фронте, еще несколько машин получили Австралия, Канада и Южно-Африканский союз. Во время Гражданской воны в России в 1919-1920 гг. как минимум два RAF S.E.5a попали в руки большевиков и воевали с черными звездами на фюзеляже и крыльях. После окончания Великой Воны много самолетов было продано в США, где они использовались до конца 1920-х годов. Сразу после снятия с вооружения английские машины утилизировали, в то время как американские RAF S.E.5a попали в частные руки и использовались еще очень долго в качестве почтовых, курьерских и «акробатических» самолетов.

Всего было выпущено 5205 самолетов начиная с первых S.E.5 и до наиболее удачных S.E.5a с
двигателем Wolseley Viper.

Тактико-технические характеристики.
Размах крыла, м. 8,11
Длина, м. 6,37
Площадь крыла, м2 22,83
Скорость, км/ч 203
Масса взлетная, кг. 895
Время полета, ч. 2,5
Двигатель 1х200 л.с. Wolseley Viper V8
Вооружение 1х0,303 Vickers
1x0,303 Lewis

Модель

Фирма Roden дает эту модель на 7 литниках, пластик серого цвета, вместо литника с остеклением в наборе дается небольшой листик, из которого нужно будет вырезать окошки.
Roden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконос
Инструкция по сборке напечатана на двух листах формата А3 достаточно информативная, с большими картинками, сделана на трех языках: украинских, английский и немецкий. Модель предлагается выполнить в пяти вариантах.
Roden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконос
Первый - 74 дивизион Королевских ВВС, майор Эдвард «Мик» Меннок (73 победы), Северная Франция, июль 1918 г.

Второй – 85 дивизион Королевских ВВС, пилот – Билли Бишоп (72 победы), Франция, лето 1918 г.

Третий - 56-й дивизион Королевских ВВС, пилот – командир дивизиона капитан Дункан Гриннел-Милн, конец 1918 г. (я, наверное, буду делать именно этот вариант).

Четвертый – 84 дивизион Королевских ВВС, капитан Эндрю Бьюкемп-Проктор (54 победы), 1918 г.

Пятый – 25-й воздушный дивизион воздушной службы США, конец 1918 г.

Все самолеты кроме третьего варианта предлагается раскрасить в темно зеленый цвет, а третий вариант в – красный. Предлагается палитра фирмы Model Master.

Качество литья меня лично порадовало, я не ожидал такого от Родена. Облоя почти нет, есть небольшие следы от толкателей, но они в тех местах, которые в собранном виде видно не будет и, я думаю, эти следы легко уберутся с помощью надфилей и прочего инструмента, который есть у любого моделиста. Двигатель для сборки дается отдельным литником, и он достаточно детализирован, по большому счету дорабатывать особо и нечего, разве только провести проводку и все.
Roden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконос
Деталировка кабины также неплохо выполнена, на приборной панели сделаны кружочки приборов, эх жалко нет на нее декали. В реальном самолете кабина была «обшита» фанерой, на пластике этого не дается, поэтому, я думаю, придется имитировать эту обшивку. Фюзеляж сделан из двух половинок, на нем даже сымитирован шов, который соединял ткань. Показаны различные лючки, технологические отверстия, при желании можно сделать открывающийся капот. Единственное что мне не понравилось в фюзеляже – непонятная дырка в хвостовой части, придется ее зашпаклевывать.Roden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконосRoden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконос

 

На всех поверхностях также есть имитация провисания полотна, которое исправлять я не буду.

Декаль дается на большом листе, как всегда у Родена она очень толстая и жесткая, без особых смещений, хотя на некоторых опознавательных знаках есть пропуски синей краски. Об этом уже не раз говорилось на сайте, а производитель никак не хочет менять ее качество, ну что ж будем работать с тем, что есть.

Roden 1/32 RAF S.E.5a - Английский тупоутконос
Для этой модели есть наборы фототравления Чешской фирмы Eduard, стоит он конечно прилично, с доставкой примерно как сама модель.

В принципе модель достаточно хорошо сделана, есть, конечно, небольшие погрешности в качестве выполнения, но я думаю, они не значительны, и эта модель вполне стоит тех денег, которые за нее просят. Далее меня ждет сборка этого самолета, как только соберу его, сразу напишу о своих впечатлениях, но уже от сборки.

С уважением, Олег.

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 5960
Опубликовано:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy