Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605

Предыстория.
Вдохновителем проекта Canadair CL 600 является американский самоучка и авиационный энтузиаст по имени Билл Лир (26 июня 1902г. - 14 мая 1978 г.).
Сведения о Билле Лире впечатляют: что бы быть поближе к самолетам он оставил школу и работал разнорабочим в авиапочте! О его высшем образовании ничего не известно.


В свободное время Билл мастерил электрические приборы, громкоговоритель, радиоприемник для автомобиля. Последний, в последствии, получил название Motorola. 
Интересный факт, Лир изобрел радиокомпас для самолета Boeing 247, «на коленях», колеся на автомобиле, скрываясь от кредиторов. Компас получил название Лироскоп (Lear-o-Scope). 
В последствии этот радиокомпас использовался на боевых самолетах, а также на французской Caravelle 210. Кроме того, на Caravelle 210 устанавливалась система ночной посадки по приборам и автопилот, созданные Лиром. 

Вдохновение на создание Лироскопа Ульям Лир получил в 1931 году при выполнении полета на своем частном самолетике, купленном на полученный ранее гонорар за автомобильный радиоприемник Motorola. 
Во время выполнения полета, где то в небесах среднего Запада США случилась непогода, и под самолетом Лира собралась сплошная плотная облачность. Пережитой стресс от неизвестности в каком направлении лететь, где снижаться и приземляться, вдохновил Лира на создание Лироскопа. Наверно тогда появился новый термин «полет по приборам».

Замечу, что есть мнение, что Лироскоп это результат простой переработки уже существовавшего на тот момент радиокомпаса.
Всего Билл запатентовал 120 изобретений в различных областях жизнедеятельности от аудиокассет до авиационной техники.

Но, главной страстью Лира всю жизнь оставались самолеты. 

Наш герой придерживался нескольких правил: в первую очередь, неисправимый оптимизм. 

В соответствии с этим все свои накопления от авторских прав на изобретения Билл Лир вложил в очередное авиационное предприятие в далекой Швейцарии. Контору назвал в честь себя самого – «Самолет Лир/LearJet». Но в Швейцарии не построено не одного самолета. 

В 1962 году Билл перевез все производственные мощности в город Вичита, Канзас, США. Свой поступок он объяснил медлительностью производственных процессов в Швейцарии. Привет Правительству Щвейцарии!
В Вичите на свет появились самолеты ЛирДжет 23/LearJet 23 и ЛирФан/LearFan 2100. 

Первый, созданный из швейцарского истребителя, ЛирДжет 23/LearJet 23 покорил просторы планеты и востребован до сих пор. Второй самолет создавался при поддержке Британского правительства, однако не получил сертификатов летной годности.

Об этих изделиях поведал наш коллега:

http://scalemodels.ru/articles/9358-obzor-Amodel-1-72-72349-Learjet-60XR.html

и

http://scalemodels.ru/articles/9257-obzor-Amodel-72310-1-72-Lear-Fan-2100.html


Примечательно что, в ответ на критику о том, что «… в самолете ЛирДжет 23/LearJet 23 невозможно встать в полный рост, ибо это ж истребитель…! », Лир ответил, «… Да, но ведь, в Кадиллаке тоже невозможно встать в полный рост, но это ж Кадиллак!». Это высказывание окрылило сотрудников и стало рекламным слоганом «ЛирДжет 23/LearJet 23 Ltd».

Третьим по счёту изобретением фирмы «Самолет Лир и компания/LearJet» должен был стать самолёт Звезда Лира 600/Lear Star 600.  

Чертежи на Звезду Лира 600/Lear Star 600 появились в 1976 году, практически сразу после начала проекта ЛирФан/LearFan 2100. 
Сам Билл Лир с большим воодушевлением отнесся к созданию еще одного самолета так как, по расчету создателя, этот новый тип административного самолета должен был оставить позади всех конкурентов благодаря своей большой и комфортной кабине и агрессивному внешнему виду. 

Тут уместно упомянуть о втором правиле Била Лира: «Если это выглядит хорошо, то это будет летать хорошо». 

Благодаря этому принципу аэродинамики от Била Лира все изобретения имеют своеобразный и броский внешний вид. 
Однако «толстым» фюзеляжем CL 600 обязан не Лиру, а канадским инженерам. Лир полагал, что фюзеляж должен быть не более 186 сантиметров диаметре, в то время как канадцы увеличили фюзеляж до 264 сантиметров в диаметре.

Бюджет семьи Лира трещал по швам. Тянуть одновременно два супер проекта невозможно. Денег хватило только на расчет аэродинамики будущей Звезды Лира 600/Lear Star 600. И все… 

Проект ЛирФан/LearFan 2100 не приносил ни доллара.

Дело в том, что согласно еще одному правилу Била Лира «если вы вкладываете только половину от необходимого количества денег, то вы получите только половину от того что требуется», все сбережения Билл вкладывал в свои проекты. Причем, одновременно в два проекта по созданию совершенно новых типов летательных аппаратов ЛирФан/LearFan 2100 и Звезда Лира 600/Lear Star 600! 

К слову говоря, такая страсть к самолетам и небрежное отношение к семейным финансам влияли на семейную жизнь Била Лира. Всего Лир был женат 4 раза и имел семерых детей!

В связи с плачевным финансовым состоянием проекта, а так же в связи с плохим стоянием здоровья Билл продал этот свой проект Звезды Лира 600/Lear Star 600 фирме «Canadair Bombardier Ltd»/«ООО Канадаэир Бомбардье» из Монреаля, оставшись лишь консультантом проекта. 

В свою очередь, в Canadair Bombardier Ltd отнеслись к проекту сдержано. 

Канадцы не проявляли пламенного энтузиазма в разработке нового типа летательного аппарата, так как технологии предприятия отставали на 15-20 лет. Финансовых возможностей на создание нового летательного аппарата у фирмы не было. Правительство Канады датировало фирму для лишь производства пожарных самолетов. Это была цифра всего 37 миллионов канадских долларов в год. 

Производственные мощности фирмы ютились в маленьком ангаре размером с футбольное поле, а у рабочих даже не было спецодежды. В качестве аэродромной спецтехники использовались личные автомобили сотрудников предприятия. 

Причиной по которой «Canadair Bombardier Ltd»/«ООО Канада Эйр Бомбардье» заинтересовались проектом Звезды Лира 600/Lear Star 600 то, что ни одна фирма в США не проявила интереса к проекту Звезды Лира 600/Lear Star 600, в то время как в Канаде смотрели в будущее и изучали любой подходящий проект. 

Перспектива у проекта появилась тогда, когда Билл Лир заинтересовал Премьер Министра Канады Жан Лу Кретьена. Точнее, Кретьен заразился энтузиазмом нового для Канады промышленного проекта после беседы с Билом Лиром. 
Кретьен указывал «… Лир уговаривал меня субсидировать проект Звезды Лира 600/Lear Star 600, объясняя это тем, что богатому человеку стыдно осознавать, что его автомобиль 15-летнего возраста, а каково богатому осознавать, что его самолет разработан 15 лет назад!». Речь шла о самолете ЛирДжет 23/LearJet 23. Видимо иных самолетов Билл просто не замечал!

Остальное дело техники … государственные гарантии получены… первые три прототипа изготовлены… 

Проект «Звезда Лира 600/Lear Star 600» переименован в «Bombardier Challenger -601» - фирма посчитала некорректным назвать в честь американца флагман авиационной промышленности Канады. Однако вежливые Канадцы добавили новую аббревиатуру «CL» - Canadian Lear Канадский Лир.

Кроме всего прочего, революционный для Канадской промышленности проект заинтересовал общественность. В процессе разработки и постройки первого прототипа снимался документальный фильм Industrial Romance/ Промышленный роман (или романс), по материалам которого и готовилась эта статья. Кадры фильма заканчиваются первым испытательным полетом первого прототипа 8 ноября 1978 года. 

Рекламируя свой продукт, представители Бомбардье изготовили деревянный макет кабины, установили его на автомобильный прицеп и демонстрировали по всей Северной Америке в поиске контрактов.

В пользу нового самолета звучали разные аргументы: «сверхкритический профиль крыла» и «агрессивный внешний вид, подчеркивающий ваш деловой имидж», «наивысшая скорость и топливная эффективность по сравнению с конкурентами». 

Но самым ярким аргументом было сравнение габаритов туалетной комнаты нового самолета: «… если вы собрались в полет на Цессне, то захватите собой ваш ночной горшок…, но если вы ваш выбор падет на наш самолет, вы будете приятно удивлены туалетной комнатой!». Первым заказчиком новейшего самолета стал владелец самого высокого здания в мире Эмпайр Стэйт билдинг.

Нужно обратить внимание, на произношение названия: произноситься как «Бомбардье». Это слово французского происхождения по фамилии основателя Жозефа-Армана Бомбардье/Joseph-Armand Bombardier. Поэтому никаких иных произношений, типа «Бомбардир» не существует.

В прочем, вся остальная информация указана на коробке обозреваемого набора… 

Коробка


Боксарт со вкусом. На коробке изображен Канадаэир Челленджер СС-144Б ВВС Канады в вираже в ходе демонстрационного полета 25 июня 2004 года на Международном воздушном Фестивале в провинции Онтарио. Машина окрашена в честь операции «День-Д» - по три белых полосы на плоскостях крыла.

Есть отметка об авторстве боксарта «D.Pavlenko».

На крышке коробки указаны два анонса будущих изделий BPK models.

Габариты коробки 30Х20Х5 сантиметров. 

Вес 380 грамм. 

На коробке нет данных о размере готовой модели, и нет указания на год выпуска набора 7209. В последствии, на вторичном рынке при купле-продаже эти данные имеют значение. 
Чаша коробки из плотного картона, а крышка из обычного. При пересылке по почте необходимо обеспечить дополнительную упаковку.



Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605

Окраска


В наборе BPK models 7209 предусмотрены только военные варианты окраски. 

Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605
Предположу, что по своему обыкновению, BPK models выпустит еще один набор, но уже с гражданскими декалями. Напомню, что предыдущий набор BPK models Boeing 737-200 1:72 пережил аж пять редакций! Из которых четыре набора были именно гражданскими!

Еще предположу, что с выбором декали для гражданской версии модели будет тяжело.

В одной из соцсетей BPK models уже предприняли попытку опроса пользователей о гражданских декалях… Консенсуса нет до сих пор. Споры остановились где то между адово- красным самолётом Люиса Хемилтона и лаконично-белым джетом Джона Траволты.

Кроме того, поскольку прототип олицетворяет собой свободу и кричащую индивидуальность мира избранных, то типовых схем окраски административной авиации нет и быть не может. 
Более-менее устоявшиеся ливреи у чартерных компаний Vista Jet и Jet Flit, флот которых насчитывает десятки машин. 

И так, в наборе BPK models 7209 декали для модели ВСС Канады и ВВС Германии.

Примечательно, что в последнем случае производитель указывает на один борт Люфтваффе 12+07, но, фактически, в наборе еще два дополнительных варианта с номерами 12+05 и 12+02. 

Немецкие борта несли службу с 1986 по 2011 годы. Использовались как курьерских, медицинских перевозок, а так же перевозок членов правительства Германии, парламентариев и служащих органов исполнительной власти. Всего их было 7 машин.
Канадские на боевой службе и по ныне.
Итого, вариантов окраски не 5, а 7.

Для окраски предусмотрены маски на остекление кабины экипажа, на пассажирскую кабину, на колеса, валквеи на пилоны двигателей. 
В наборе нет масок на противообледенительные поверхности. 

Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605

Лист с декалями 18,2 сантиметра на 11,5 сантиметров. Декали без смещения. С тонким лаковым слоем. В изобилии техничка, стикер Спитфаера и символика эскадрилий.
Авторство декали не указано.
Замечу, что какой-то диспропорции в форме крестов Люфтваффе не заметил, как не старался.


Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605 

Пластик (интерьер)


Новый набор BPK models 7209 приятно удивил полноценным и почти натуральным интерьером модели. 

В отличии от современных наборов с экстравагантными ценниками, и пустым интерьером, набор BPK models 7209 предлагает монитор мультимедиа на задней стенке кабины (в оригинале он дублируется и на передней стенке), диван, столики и кресла VIP-класса. 
В тамбуре кухня с настенными шкафами. 
Гардероб. 

Все эти элементы хорошо детализованы.
Спинки кресел и дивана отдельно от сидений, что позволяет импровизировать при постройке модели. 

Компоновка салона только на один вариант. 

В оригинале есть несколько вариантов компоновки салона.

Имеются две боковые потолочные панели с плафонами ламп для чтения, а так же боковые тумбочки, шкаф в тамбуре.

Не обнаружил в наборе откидного кресла для стюардессы. В оригинале оно расположено перед дверным проемом у входа в кабину экипажа. 

Сидения пилотов очень близки к оригиналу. И похожи на сиденья фирмы Recaro. Есть так же боковые пульты, потолочный пульт и панели предохранителей за спинами пилотов. 

Стенка кабины экипажа и в ход в пассажирскую кабину не имеют дверей. В оригинале они есть.
Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605
Как и заведено у BPK models в наборе есть отдельная входная дверь. За что огромное спасибо! 
Есть и трап с поручнями для варианта с открытой дверью. 

А вот дверной проём, крышку багажника, створки носовой опоры шасси нужно выпиливать самостоятельно. Эти элементы к сожалению не отлиты отдельно. В предыдущих наборах 7207 и 7208 створки носовой опоры даны отдельно.

Пластик (экстерьер).


Принципиально по новому для BPK models отлита носовая часть фюзеляжа модели.

В отличие от прозрачного носа с лобовыми стеклами в предыдущих моделях, литьё цельное в плоть до погодного радара. Последний, к стати, то же дается отдельной деталью, что еще больше добавляет к деталировке модели. 
Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605
Верх кабины и лобовые стёкла в виде одной полусферы устанавливаются на модель сверху.

Это новшество в литье носовой части связано с критикой при стыковке элементов при сборке ранних моделей BPK models.

Истину покажет постройка модели, но внимание к мнению потребителей во стократ увеличивает репутацию производителя. 

Еще одной отличительной особенностью набора 7209 BPK models, является комплектация набора всеми тремя разновидностями хвостового обтекателя: «тупой» для модификации CL 601, «топорный» для модификации CL 604 и «каплеобразный» для модификации CL 605. Во всех вариантах обтекателя уже имеется отверстие для кормового огня. 

Остекление салона как обычно в виде полоски прозрачного полистирола. Но, новшество в том, что отверстия окон уже имеются, в отличии от предыдущих моделей, где окна надо «рубить». Это решение однозначно упрощает жизнь моделиста, так как избавляет от необходимости «прицеливаться» под контуры окна на полоске прозрачного полистирола.

Колеса, как и в наборах 7207 и 7208, двумя комплектами: из литья низкого давления и смоляные. Последние с отдельными дисками, тормозными механизмами и покрышками. Резиновых колес в наборе нет. 
Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605
Литьё без облоя, с внутренней расшивкой. И как мне видится, правильной расшивкой. След от толкателя только в водном месте.

Геометрия модели сходится с чертежами и соответствует оригиналу. 


Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605

Фототравление


Несмотря на скепсис при ожидании модели изготовитель укомплектовал набор платой полноценного фототравления. Оно покрыто едва заметной плёнкой.

В травлении содержаться трубки приёмников воздушного давления, накладки вокруг крепления трубок к фюзеляжу, антенны, стеклоочистители, накладка в месте выхлопа ВСУ, направляющая выхлопа ВСУ, имитация полимерной щетины по контуру ниш и крышек шасси для отсечения грязи. 

В травлении нет стекателей статического напряжения.


Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 600/605 

Вывод


Перечисленные нарекания набора 7209 BPK models субъективны, 
так как всю деталировку легко доделать самостоятельно в бытовых условиях.

А вот, достоинства набора доводят до блаженного блеяния!

Можно долго спорить о необходимости интерьера в модели, но ясно, что этот элемент модели гражданского лайнера укрепляет её от прогибов и деформации в районе центроплана. Чистое и большое остекление всегда нуждается в интерьере.

Кроме того, все революционные улучшения и внимание к мелочам в наборе делает обозреваемый кит лучшим по соотношению цена-качество.

 

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
VICTORLAS в 25.05.2016 - 23:31
Тема: Обзор BPK models 1/72 Challenger CL 6...(#9950) - обсуждение

Могу немного не согласится. Дверь в кабину пилотов на реальном самолете не предусмотрена, ее там быть не должно. http://jetav.com/bombardier-challenger-601-1a-specifications/
fsl в 26.05.2016 - 12:38
Скорее наличие двери это желание заказчика, зачем пассажиру слушать то что в кабине происходит во время полета он отдыхать должен или работать, вот если хозяин сам лицензию имеет тогда да дверь можно и демонтировать.
VICTORLAS в 27.05.2016 - 20:41
Скорее наличие двери это желание заказчика, зачем пассажиру слушать то что в кабине происходит во время полета он отдыхать должен или работать, вот если хозяин сам лицензию имеет тогда да дверь можно и демонтировать.
Больше согласен чем не согласен) Но мне попадались интерьеры исключительно без двери.
Vig-gen в 07.03.2020 - 10:37
Для сведения: модель 1994 года. Смола. Производитель Luedemann. Canadair Challenger 601.


# #

Есть так же ваку от польской Broplan
Vig-gen в 27.03.2020 - 11:18
Дополнения от Mini World. Обечайки, антенны, pito и радар.


# # #

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy