Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита

Когда в наши дни произносят определение «Царь зверей», оно относится или ко льву, или к самому человеку. Как было метко замечено, звери «царского» достоинства человека не признают, а в средние века в титуле отказывали и льву – в тогдашних бестиариях «Царем зверей», которого они в таком качестве все (Pan therion) признают и за которым беспрекословно следуют, указывалась, как вы, быть может, догадались, пантера.
Не, не та пантера, которая Багира – героиня Киплинга была всего лишь меланистом (темноокрашенной разновидностью) леопарда.
Леопард, в свою очередь, вместе с другими крупными представителями семейства кошачьих принадлежит к роду Panthera, так что нынче пантерой можно называть и льва, и тигра, и ягуара. Но та, средневековая пантера, была существом мистическим - пусть и похожим на крупную кошку, но еще и огнедышащим и благоухающим, и в реальности, разумеется, не существовала.
 Зато железных, плюющихся огнем и воняющих нефтепродуктами “Пантер” на свете была целая куча. Наиболее известен, понятно, немецкий танк, но название это, все-таки, преимущественно авиационное. И движок английский был, Panther звался (из “кошачьей серии» от Armstrong-Siddley), и два палубных самолета. Один – английский же двухместный истребитель фирмы Parnall конца Первой Мировой, другой – герой этой статьи, относящийся уже к концу 1940-х годов.

Американская фирма «Grumman» начала работы в области реактивной авиации в 1945 году, но пионером на этом поприще была не она. В воздух поднялся эпохальный «Phantom» McDonnel, вовсю что-то пилили в North American и Vought, и Grumman’овские инженеры решили не отставать. Будучи лидером в производстве больших палубных самолетов и памятуя о том, что реативные двигатели крайне прожорливы и на смену “Эссексам” приходят большие по размерам “Мидуэи”, на Grumman’е решили замутить двухместный “Tigercat” о четырех реактивных движках. Но вскоре одумались – по расчетам, выходило полное г…, да и сам “ Tigercat ” в роли палубного самолета по настоящему так и не состоялся.

А тем временем англичане снабдили янки чертежами на очень хороший движок Nene, выгодно отличавшийся от американских изделий тех времен и тягой, и надежностью. Вот вокруг него и нарисовали новую машину (на этот раз на основе «Bearcat» - с использованием его крыльев и горизонтального оперения, передняя же часть фюзеляжа явно была «слизана» у англичан), сохранившую старый индекс F9F-1. После кардинальной переработки проекта в конце 1946 года было принято решение о постройке прототипа под обозначением XF9F-2. Индекс не бросили, видимо, из-за ассоциации с мифическими “девятью жизнями кошки”, а назвали самолет, взлетвший в конце 1947 года, Panther. Сие nom de guerre живописало отход от традиции называния всех истребителей фирмы именами с окончанием “-cat”, но продолжало находиться в кошачьей теме. А девятка и вправду оказалась счастливой – последний F9F девятой (!) серийной модификации, носившей этот индекс, F9F-8T (до этого были F9F-2, F9F-3, F9F-4, F9F-5, F9F-6, F9F-7, F9F-8 и F9F-9) сошел с конвейера только в 1960-м году. Впрочем, “Пантерами” были машины до номера 5, потом шли “Кугары” (по нашему, пумы, по латыни Puma concolor) и сверхзвуковой “Tiger”, переименованный в F11F.

«Пантеры» вволю навоевались в «Корее», будучи основным реактивным самолетом флота, обрели там некую славу (и «МиГи» сбивали, бывало), и, соответственно, подготовили почву для появления своей пластиковой модели. Моделей было много, но из 1/72 в наше время встречается в продаже только изделие японской Hasegawa. Ну и каков он, лучший палубный истребитель начала 1950-х в японском исполнении?
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
А очень даже и не плох: две литниковых рамки, плюс остекление. “Хасегавская” (или миникрафтовская – модель делала Minicraft, и этот же стиль прослеживается, например, в академовской F2H Banshee) внутренняя расшивка, богатая по тем временам (конец 1970-х) деталировка, включающая воздуховоды и сопло двигателя, отдельные тормозные щитки, “ванну” пилота, кресло пилота, самого пилота и фонарь (чуть не написал “пилота”… Нет, самолета! Но пилотской кабины…) из двух деталей, так что можно сделать его в открытом состоянии. В общем все вполне симпатично.
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
Вы ждете традиционного “Но...” и привычной аппеляции к учению собаки Кутьки? Будет вам и то, и другое!

“Но…” Вот что-то не в порядке у “Пантеры” с носом. Мне почему-то кажется, что он должен быстрее сходить на нет и быть короче. Буржуины убеждают меня, что это все оттого, что японцы сделали носовой обтекатель в виде тела врашения, в то время как на реальном самолете эта деталь не осесимметрична и кончик носа смещен несколько вниз от оси самолета. Поскольку янки при этом ссылаются на чертеж (точнее, схему с проставленными размерениями – посмотрите на козырек фонаря!), происходящий из недр самой Grumman Aerospace Corp. (см. Detale&Scale 15 F9F Panther, стр 48), то готов признать их правоту. Тем более что и фото это вроде подтверждают.

Враги? Да вроде нет, скорее, просто лень и упрощение пресс-формы, то же касается и чрезмерно длинных стволов “задних” пулеметов. “Браунинги” можно подрезать, а вот нос надо или делать с нуля или плюнуть, благо что модель вашу никто с фото сравнивать не будет. Но если вы читаете эти строки, значит, вы уже знаете, что нос неправильный; сможете с этим спокойно спать по ночам – хорошо, нет – я не виноват!

Но вот уж рычит Кутька! Хотя нет: собака Кутька, кототрой моделизм абсолютно по барабану (философ-киник, что с нее взять…), ничего такого не заметила – рычать начинаю я, а она лишь подхватывает. Ибо вижу я декаль.

Про «толстую хасегавскую декаль» ходят разнообразные слухи – от «полное кю» до «неплохое ку». Видимо, это на любителя, но посмотрим, что же на декали нарисовано.

Она большая и на два варианта, изобилующих всякими декоративными элементами. Первый вариант – машина из бывшей резервной VF-781, попавшей на борту «Бонни Дика» в Корею, есть в «Ин Экшне» 1051 Grumman F9F Panther на стр 14, по этому фото наверняка и декаль делалась. Упомянутый декор этот вариант и погубил – вот пялюсь я в фотку и никак не вижу белую обводку «молний». Возможно, мне просто не удается воспроизвести характерный прищур наших японских друзей, но вернее другое – и на носу, и на крыльевых баках белой обводки не было. А на декали она есть, мало того – съехавшая. Ее бы обрезать, но тогда «ширшина» молний становится некопийной… Короче, «выкинь и забудь».
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
Малость порывшись в архивах, я нашел, откуда взялась обводка! В дивном британском журнале Aeroplane monthly за август 1976 года есть статья Хала Эндрюса про “Пантеру” (стр 407-413), и там есть фотка машины из VF-781 с широкой белой обводкой и на баках, и на носу. Только это 1952 год и F9F-5! А на фото машины из той же эскадрильи, но «двойки» и в 1951 году, борт 115 (BuNo 123603), обводки нет! Ну, японцы годиком ошиблись, бывает…

В Air Fan (номер точно не скажу, статья про Panther там размазана по четырем номерам – с ноября 1988 по февраль 1989, соответственно, № 120-123) есть фото четырех машин из VF-781, но и там существование белой обводки под вопросом. Зато есть семь десятков других фото и чертежи от Робера Каллегари…

В Scale Aircraft Modelling (1985, v7, No5, p. 202-212) есть боковик на самолет борт 112 BuNo 127129 из все той же VF-781, и там есть белая обводка. Но! На фото этого же самолета в «Эр Фан» она далеко не очевидна. Проблема в том, что на черно-белом фото яркость белого и красного «на свету» почти одинакова, хуже того, на границе красного с синим из-за резкого перехода наблюдается некое свечение границы. Но это оптическая иллюзия – смотрите фото в In action, особенно нос, где можно сравнить яркость белого номера и иллюзорной обводки. Кажется, что граница молнии светлее ее фона, но с чисто белым цветом она не сравнится…

Второй вариант был найден в упомянутом выше «Detail & Scale» на стр 43 (плюс нос его виднеется в уголке фото в «In Action» на стр 20). Виден он там не лучшим образом, ибо летит третьим от зрителя, так что ничего про него плохого не скажу. А, нет, скажу: странный шрифт бортового номера в декали как-то не вполне коррелирует (не похож, в общем) с фото – по крайней мере, мне так кажется, но, учитывая ужасное качество фото, казаться мне там может все что угодно – вплоть до маленьких зеленых
человечков.

А еще это самолет глубоко пост-корейский, года эдак 1956-57, из учебной эскадрильи и посему малоинтересен.

Приборная доска, данная в декали, не соответствует прототипу, да и интерьер кабины тоже – консоли в кабине настоящего самолета имели по направлению к приборной доске «излом».

Для меня всегда главным Врагом было Время – его нельзя победить и от него нельзя убежать. Никак. Нельзя победить и следы его воздействия на хасегавские декали. Многие из них, включая представленный образец, постепенно исходят кракелюрами (термин художественный, обозначает – трещинами), причем по краям этих трещин лаково-красочный слой начинает загибаться вверх. Никакими средствами, типа liquid decal film’a тут не поможешь – в мусор весь лист!
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
Итак, король (он же царь) получается “голый” – покрасишь его, а прикрыть наготу краски и нечем. Но я предупреждал – у него есть свита!

Начнем с отечественного изделия – колесиков от нашего “Экипажа”. У хасегавской “Пантеры” диски колес совсем не такие, как на настоящих самолетах (любопытно, что ежели присмотреться, то оказывается, что длина «спиц» в колесе модели разная. К чему бы это?), и хотелось надеяться, что у “Экипажа” в смоле будут даны правильные. Но тут, как говорится, на пути наших мечтаний встала “индейская национальная изба – фигвам называется”. Диски – копия хасегавских. Шины красивые, но не протектром колеса красны…
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
На прилагаемом фото показана еще и смоляная передняя стойка шасси. Это копия хасегавской, и, кажется, тоже сделана «Экипажем».

Вот пластина фототравления от чешского Eduard. Деталей – масса. И ведь кто-то назовет “Эдика” спасителем-избавителем! Будто не знаете, что, ежели прийдет к вам некто и пообещает решить все ваши проблемы за небольшую сумму денег, надлежит выставить такого “доброхота” за дверь? Потому как иначе денег лишитесь, а неприятности останутся. Ну вот смотрю я на травло, и вижу, что тормозные решетки неправильные – не тот рисунок отверстий. Да, в модели они тоже не совсем те, что надо, но какой резон менять пластиковое шило на металлическое мыло (или наоборот? В смысле, это шило металлическое…)?
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
Вот ниша носовой стойки. Интересно, почему на ней не отмечено посадочное место под стойку? Это потому, что, используя новую нишу, надо пропорционально нарастить стойку –в модели она слишком короткая.

Наверное, можно собрать створки шасси – но, блин, проще сделать их самому из пластика, чем гнуть металл. Зачем нужны внутренности створок основного шасси, вообще не понять – они ж все время закрыты, за исключением взлета, посадки и некоторых форм ТО. Рассмотреть все их изящество сможет только некрупный таракан, но ежели это насекомое сравнит увиденное с реальной “Пантерой”, то даже с помощью пары нервных узлов, с успехом заменяющим представителям отряда Blattoidea мозг, осознает, что “Эдик” сделал многое не так, как было “в натуре”.

Добавим сюда некоторое количество деталей, неприемлемых в силу их плоскости (один из примеров – наружные диски колес). Выходит, что многие из деталей, данных чехами, как минимум не лучше, чем имеющиеся в модели аналоги. Так что рыцарь в сияющих доспехах, изображенный на упаковке “Эдуарда”, нас не спасет. Поможет в чем-то малом – может быть, но за сумму, в полтора раза большую, чем стоимость самой модели. Нехорошо, очень нехорошо! Так что берм в руки Modelling Manual, изданный в Японии и насыщенный картинками из руководства по эксплуатации реальной “Пантеры” (они же, только помельче, есть и в D&S, и в «In action»), и делаем все сами. Вот.

Но декалей, тем более белых, мы сами делать не умеем – надо искать и покупать. Найти и купить – задача нехитрая, ума не надо, но на руки мы запросто получим обыкновенный Lumpf. Поклонники Фрейдов-Юнгов знают, о чем я. Но я хоть и не хрестоматийный Маленький Ганс, а придется мне этим руки замарать. Перехожу к рассмотрению третьего аксессуара хасегавской «Пантеры» - декали от Superscale.

В «Detail & Scale», буржуазном издании, обыкновенно имеющим в своей ревьюшной части некоторый рекламный подтекст и/или особое, я бы сказал, пофигистско-восторженное, отношение к рецензируемым изделиям, ранний «Микроскейл» заклеймен каленым железом как один большой косяк. Если милейший Берт Кинзи так по нему прошелся, то я б вообще камня на камне не оставил! Вот сейчас мы и начнем крушить направо и налево более современное изделие от Superscale, номер 72-601.

Но ведь это же декаль на F9F-5, а не на производимую Hasegawa F9F-2! – скажете вы. Ну да,- соглашусь я,- но ничего другого вообще не было. Если конвертнуть “двойку” в “пятерку” в домашних условиях еще можно, то сделать декаль – нет!

Увы, описания подвигов на ниве модернизации Panther или скрещивания хасегавской двойки” с матчбоксовской “пятеркой” (буде таковая попала бы в мои руки) вы не увидите никогда. Потому как декаль по качеству разработки такая же, как и то, что обозревал мистер Кинзи, но, приобретая ее, я, естественно, об этом не подозревал. Но вам, по доброте душевной, я все расскажу и объясню – чтоб не наступали на те же грабли.

Итак, дека на три варианта. Первым идет легендарный Blue Tail Fly – «сборная солянка» из двух Panther (синей и некрашенной), летавший одно время с «Принстона» в Корее. Фото – в «Ин экшне» на стр 30. Это фото очень качественное, его наверняка видели разработчики декали, но супротив уговоров врага они ничего поделать не смогли.

Номера на серебристой части самолета не в том шрифте, надпись “Blue Tail Fly» на декали идет слишком слито, надпись NAVY на борт отчего-то дана черным, а не белым, VF153 – не тот шрифт... Короче, не подходит.

Может, подойдет вариант 2 – тот, что с “Боксера”? А вы бортовой номер на нем видали? С фото сравнивали (там же, где вариант 1, но на предыдущей странице)? Посмотрите, сравните и расслабьтесь – и машина “Стингерс” поборникам точности не светит, тем более что кое-что в декаль не вошло. Это BuNo самолета, нанесенный на носовой съемный обтекатель (чтобы не потерялся). Нет номерка, а на фото есть. Техничка на “Пантеры” выпускается отдельно (Superscale номер 72-343, ничего особенного, разве там на одном листе вроде шесть комплектов, на фото - один), но там, естественно, номера тоже нет (в декали Hasegawa, кстати, такой номерок присутствует).

Третий вариант – морпех, что уже само по себе плохо. Ну не люблю я их, и в этом не одинок – их не любит и Враг. Ну шрифт не тот – понятно. Но “языки пламени” ж совсем “не в кассу”! Помянутого в прошлом варианте номерка на нос тоже нет. Зато есть прикол в инструкции.

Боковики там сделаны именно с декального листа и с фотографиями имеют столь же мало общего. Но как вам вот эта надпись : “F9F-4 структурно идентичны F9F-5. Единственное различие – тип двигателя». Ой, заботливы-ы-ыя!!! Морпех – это F9F-4, так? А почему у него под хвостом на декали написано F9F-5? То есть «четверка» с «пятеркой» еще и маркировкой не различались? НЕ ВЕРЮ!!! Ну а вам советую полюбоваться в «Detail & Scale» на нижнее фото на стр 34, и убедиться в моей правоте. Посмотрите внимательно на борт этой «Пантеры» между хвостовым оперением и крылом, частично этим самым крылом и закрытое. Может там поместиться «натюрморт», присутствующий в декали? Ответ однозначен – «да ни в жись»!
Некогда таинственный Pan therion после научного изучения скукожился до обычной пантеры – зверя опасного, но не более. “Пантера” с кучей аксессуаров пала до неплохой модели без декали.

Да, F9F-2 можно собрать из коробки, и получится несомненная и в целом похожая на себя зверюга. А декали нет, не было никогда и… не будет? Модель известнейшей фирмы в производстве четверть века, а декалей нету? За это время на бронированную гусеничную тезку нашей “Пантеры” сделали декалей и моделей (разных!) столько, что хватит на все “панцерваффе”, да еще и останется! Декалей на “Мессершмитты” – “Фокке-Вульфы” наплодили – обои в ангаре для цеппелинов можно ими клеить! А про ветерана Корейской войны, пламенного борца с “коммунистической чумой”, первый боевой реактивный палубник - напрочь забыли! Враги вокруг! У-у-у!!!

P.S. Когда эта статья была уже написана, наш коллега novo получил-таки полагавшуюся ему в качестве приза от Администрации сайта хасегавскую “Пантеру”, приобретенную в магазине travlenka.com. Наряду с изъявлениями благодарности за оказанную ему высокую честь, бвана novo поклялся отрецензировать свое новое приобретение, но недостаток времени (семья, работа…) помешал ему это сделать вовремя, а чувство такта - пустить свой материал вперед уже готового моего. Посовещавшись, мы решили дополнить мою статью его наблюдениями на тему “Царя зверей и его свиты”.
Для начала, о самой модели:

«Как всякий «профессиональный» (хе-хе!) моделист, я вложил модель в чертежи. Использовал те что есть, от мистера Каруаны из журналки Scale Aviation Modeller (Vol. 5, № 3, 1999) где есть его статья по сабжу с веселыми картинками. Так вот: моделька в чертежи ни разу не ложится. Фюзеляж мал, как по длине так и по высоте. Форма крыла в плане не совсем совпадает с «начерченным», стабилизатор – то же самое.»
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
Вот такие дела. Я вот намеренно не вкладываю модель в чертежи, чтобы не слишком огорчаться, а теперь из-за коллеги novo пребываю в задумчивости. Конечно, сир Каруана мог и облажаться, и его художество – не истина в последней инстанции, тем более что желающие могут поприкладывать модель и к чертежам из «Детейл энд скейла», и из французского Air Fan, и к нашим, из «Моделиста-конструктора» и подивиться на разнообразные несовпадения модели с чертежами и чертежей друг с другом. Это не удивительно в свете того факта, что, скажем, на куда более известный «Хеллкет» по миру ходит около десятка разных чертежей, и все они не похожи ни друг на друга, ни на одну из моделей этого самолета. Видимо, не похожи они и на настоящий «Хеллкет», так что не в чертежах сила. Novo хорошо – он вообще не заморачивается копийностью, довольствуясь надписью на коробке, что, мол, здесь покоится “Пантера” (а не “Шутинг стар” или “Фантом”); ну а я буду верить, что в общих чертах модель похожа на самолет больше, чем чертежи. Именно верить – проверять на фотках не буду!!! А то разревусь и убегу в пампасы…

А теперь – к аксессуарам, коих к призовой «Пантере» прилагалось немало (вакушный фонарь, колеса и кресла «вайт металла», покрасочные маски и травло). Снова слово novo:

Falcon сделал фонарь. Он, конечно, не плох, но каких-то отличий от фонаря Хасегавы я не заметил. Очевидно, пригодится, если что-то случится с родным фонарем. Кстати, параллакс на изделии «Сокола» присутствует - по мне изделия НеОмега так получше будут.
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
[А по мне так хороший фонарь! Ведь некие блики присутствуют даже на настоящем фонаре на настоящей “Пантере”– прим. Снорри]

Eduard сделал покрасочную маску. Используя набор можно окрасить фонарь (в два этапа) так, что будет виден герметик между «стеклом» и обечайкой, также представлены маски для окраски колес шасси. Вообще я обходился при подобных процедурах скотчем производства «3М», матовый такой в зеленой коробке, а колеса красил своими прямыми и ни разу не дрожащими руками. Представился случай поюзать Эдика – хорошо, «поглядим, какой это Сухов».
Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
[Оно, конечно, когда что-то делают за тебя – это хорошо. Но, как отметил побывавший в Тридевятом царстве Вовка, если за нас и кушать будут, то это совсем не хорошо. Eduard за наши денежки кушает, а герметик на многих машинах вообще не виден, а когда виден, то его роль может с успехом сыграть само остекление модели за счет его толщины. Эх, не дали чехи масок, чтоб фонарь изнутри красить в интерьерный цвет! А могли бы! А еще очень интересно, подойдет ли маска на фальконовский фонарь и на те же аэроклубовские колеса? Ответ сами угадаете? – прим. Снорри]

Металл от Aeroclub… Стойки шасси и колеса – весьма полезная штука, по крайней мере передняя стойка с колесом так точно, ибо при всем моем попустительстве относительно «точной масштабности» модели, я поставлю в «Хасю» именно «эрвэйвзовскую» - она похожа на оригинал более своей литой в пластике сестры. Задние стойки и колёса тоже, вероятно, будут заменены – ибо комплект сей отлит весьма лепо, несмотря на те ужасные фото, которые я сделал.

Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свитаHasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
[Не знаю, не знаю…И Aeroclub, и Hasegawaсделали стойки и колеса приблизительно на одном уровне, и там, и там не похожие на себя. Проще всего сравнивать их с упомянутыми прорисовками из руководства пилота – их делали точно по фото. Быть может, аэроклубовские колеса основных стоек и похожей, чем те, что в коробке, но далеки от идеала, про носовую стойку вообще говорить нечего – такая же лажа, что и у «Хаси». Но зато для настоящих металлистов! – прим. Снорри]

Кресла….очевидно более соответствуют оригиналу, чем то что дает Хася. В наборе их 2 штуки. Используя имеющееся травление от Airwawes, можно сделать что-то красивое и изящное.

Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
[Используя руки, можно сделать гораздо лучше из пластика, и не мучаться с металлом. Насчет изящества – не знаю, но качество аэроклубовского литья меня не вдохновляет совсем. Особенно, если за это надо платить деньги. – прим. Снорри]

Травло от Airwaves:
Набор АС72-52, потроха кабины для F9F/E/RF-8G (O_o) Крусейдером там, конечно, не пахнет, также как и какой-то непонятной «Е»… В наборе представлены детали для того чтобы нашпиговать кабины Пантер двух модификаций одновременно, истребителя и разведчика. Кроме приборных досок и боковых панелей, в наборе представлены всеразличные ремни для кресел, зеркала заднего вида унд… Jet Pipe Ring (круглая конструкция которая вклеивается в сопло модели).

Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
[На кой дали фоторазведчик – не понятно: для него же надо нос переделывать, да и декали нет! А еще я взял да и сравнил травло с руководством для пилота. И оказалось, что консоли там не имеют характерного излома, приборная доска - тоже, плосковато все, а так вдохновившее коллегу “Jet Pipe Ring” сделано гораздо грубее, чем в модели. У «Хаси» оно прячется на дне колодца, изображающего сопло двигателя и, чтобы там покрасить, видимо, придется его сначала отрезать от трубы – кистью в нее не пролезешь. И вообще, все это для любителей заглядывать самолету под хвост. А что туда смотреть, если “Пантера” – самолет палубный, гак, хоть и убирающийся, есть, значит – самец! – прим. Снорри]

Набор АС72-214, узлы складывания крыла + детали кабины+ремешки+зеркала. Ну что же, меня посещает мысль о том, что крыло можно сложить… причем качество травления не может не радовать. Хотя в обоих случаях к приборным доскам не прилагаются какие-либо потроха с изображением или подобием приборов… Ну да ладно, я это как-нибудь переживу.


[Мне бы такой оптимизм! В этом травле приборная доска не в кассу совершенно, равно как и консоли. Насчет узлов складывания крыла – ну похожи они в общих чертах, но для доведения до ума требуют массу времени и сил на изготовление недостающих деталей. И никто ведь особо не оценит, потому как на реальном самолете узлы складывания можно хорошо рассмотреть только снизу. Ну есть и есть… - прим. Снорри]»

Ну вот, в сем нетленном творении мы с бваной novo рассмотрели, помимо модели, видимо, почти все аксессуары, которые страждущий моделист может прикупить к своей “Пантере”. И снова верной оказалась старая как мир истина: “От суммы аксессуаров результат не меняется”, как не меняется он от замены исходного мыла на литое или фототравленое шило. Т.е. все (ну ладно, почти все) надо делать и переделывать самому. И модель (не только «Пантеры») красна не баблом, в нее вложенным, а трудолюбием моделиста. Так что ну его, этот афтермаркет, тем более что весна за окном. И на сэкономленные деньги можно приличную пьянку-гулянку по этому поводу устроить… Или наоборот, книжек для самопросвещения купить. Ну, в общем, каждый пусть сам решает!
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 6571
Опубликовано:
Лучшая публикация - апрель 2008
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_832.htmlЛучшая публикация - апрель 2008 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_832.html
Aardvark в 05.04.2008 - 19:05
Тема: Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь звере...(#832) - обсуждение

Из афтемаркета еще есть кресло от Obsqureko.
Отлито не плохо, но почему-то мне кажется что оно мелковато.
Anonymous в 06.04.2008 - 13:07
Собственно статья из Scale Aircraft Modeller - чертежи отсканированы с разрешением 600 pix
Надеюсь что я не сильно напакостил, как мистеру Каруне так и журналу _http://rapidshare.de/files/39035911/F9F_JPG.rar.html_
Aardvark в 06.04.2008 - 17:20
Тема: Re: Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
В Air Fan (номер точно не скажу, статья про Panther там размазана по четырем номерам – с ноября 1988 по февраль 1989, соответственно, № 120-123)

А где его в сети увидеть можно?
Anonymous в 06.04.2008 - 19:58
Тема: Re: Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
кого "его"?
Снорри в 07.04.2008 - 09:34
Тема: Re: Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
если "его" - это статья из Эр Фан, то видимо нигде - я лично эту статью сканировал. Текст могу выслать, он в ворде, а фотки там велики и ужастны и у меня через интет не пролезают. Но их можно ужать!!!
Aardvark в 23.04.2008 - 19:46
Тема: Re: Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
если "его" - это статья из Эр Фан, то видимо нигде - я лично эту статью сканировал. Текст могу выслать, он в ворде, а фотки там велики и ужастны и у меня через интет не пролезают. Но их можно ужать!!!

Дык, хотелось бы графики!



С уважением,Сергей
Aardvark в 13.12.2010 - 10:03
Тема: Hasegawa 1/72 F9F Panther - Царь зверей и его свита
Вот почитали эту статью :wink: на фирме
http://www.resinart.cz
да и сделали, нос и колесы к Пантере: :wink:
Grumman F9F-2 Panther (Hasegawa)
http://www.resinart.cz/galerie/7318/target1.html
А потом подумали :roll: :idea: и учудили такое же к Кугару:
Grumman F9F-8 Cougar (Hasegawa)
http://www.resinart.cz/galerie/7317/target0.html
А потом решили ну как же Кугар без кабины? :idea:
Учудили и ее :shock: :
7205 Grumman F9F-8 Cougar interior set (Hasegawa)
http://www.resinart.cz/galerie/7205/index.html
Почему я этого всего не купил? :roll:
А я еще хочу дождаться когда это доделают :razz:
(дяденьки РезиновыеАртовцы :mrgreen: ну сколько ждать-то можно :evil: , с весны ж ваяете и все никак? :twisted: )
7204 Grumman F9F-8 Cougar exterior set (Hasegawa)
http://www.resinart.cz/pripravujeme.htm
...и взять все скопом! :twisted: (ну чего по нескольку раз в магазин-то гонца посылать? :mrgreen: )
А к тому моменту и ХБ, может выйдет! :roll:
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_27382.html
Вот такие новостя! :wink:
Реакция, так сказать на критику с мест! :twisted:
ЗЫ. Гдеб еще деку Микроскейловскую к Кугару подкупить? :roll:
Aardvark в 23.04.2011 - 20:08
Меж тем и Хобби Босс подкрался незаметно! :mrgreen:
В смысле некоторые уж и продают:
http://www.hobbysta.pl/mysliwiec-f9f2-panther-p-16185.html?language=en
http://www.model-making.eu/hobby-boss-87248-grumann-f9f-2-panther-p-1-1980593.html
Фото отливок и инструкций (большие!):
http://1.bp.blogspot.com/-mC686ROGr4c/TYfuOOVPbEI/AAAAAAAADZw/t5MO4sNZqR8/s1600/10140 675a.jpg
http://www.model-making.eu/zdjecia/8/9/5/1981_hbb87248-1.jpg
http://www.model-making.eu/zdjecia/6/9/5/1981_hbb87248-2.jpg
http://www.model-making.eu/zdjecia/7/9/5/1981_hbb87248-3.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-Oao7baiq4fI/TYftvm69koI/AAAAAAAADZI/27huMrkvAjc/s1600/5-110 312105120114.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-YxnG5JhxUMk/TYftpfAegHI/AAAAAAAADZA/RzDhSEKtG4U/s1600/5-110 312105123115.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-rwRaODVltkU/TYft30x8nUI/AAAAAAAADZQ/l9MbD597rR8/s1600/5-110 312105103113.jpg
http://2.bp.blogspot.com/-AfvDWDLf4gE/TYft_25pUhI/AAAAAAAADZY/WJfxaJQtygM/s1600/5-110 312105100112.jpg

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy