История создания этой модели началась еще семь лет назад, когда супруга подарила мне на День рождения заветную коробочку.
Тогда я еще только переходил на 48-ой масштаб, это была третья по счету собранная модель. По большому счету, она была своего рода «кошкой»: первая попытка работы с акрилом (маленький ребенок в квартире), первые попытки визеринга(смывка гуашью)… В общем, в свое время я над ней поиздевался вволю.
И так бы она стояла бы и пылилась в дальнем углу на полке, если бы за победу в турнире «Р-39/40» мне не досталась модель эдуардовского «лайтнинга» ( кстати, еще раз спасибо Юрию Степанову ака Vennom за приз). Модель, несомненно, хорошая: смоляные кокпит, колеса, воздухозаборники, травление, маски, шикарная декаль от «картографа», если бы не одно «но» … Сама модель (пластик) – это «академия», которая, как известно, сильно уступает модели «хасегава». Использовать же отличные «допы» от Эдика на кривой модели «академии» - эта перспектива меня не очень возбуждала, а покупать новую «хасю»- давила жаба. Поэтому, поразмыслив, решил дать вторую жизнь своей старенькой модели. Достал ее с полки, сдул пыль, и отправил на неделю принимать ванны из «крота». После купания, несмотря на количество клея, которое пошло в свое время на ее сборку (ужас!), модель без проблем разобралась на запчасти, многочисленные слои краски смылись, и у меня на рабочем столе оказалась кучка деталей, в разводах от въевшейся в пластик краски и со следами от клея… К тому времени закончил ранее начатые проекты, подсобирал материала по «лайтнингам», свободное время и настроение были, поэтому: «вижу цель, не вижу препятствий!» - чуть больше года назад, стартовал новый проект…
С «бортом», который буду делать, определился сразу, как только открыл инструкцию «эдуарда». Ведь «Мисс Виржиния», на которой лейтенант Барбер сбил самолет с адмиралом Ямамото, наверное, один из самых известных «лайтнингов»…
История
Чтобы поднять боевой дух войск после поражения на Гуадалканале, Ямамото решил лично провести инспекцию войск южного Тихого океана. 14 апреля 1943 годаразведывательная операция США, кодовое название «Мэджик» (англ. Magic), совершила перехват и расшифровку радиопередачи, которая содержала специфические детали о вылете Ямамото, включая расписание прибытия на все объекты, а также номера и тип самолётов, на которых он и его сопровождение будут передвигаться. Джон Пол Стивенс (англ. John Paul Stevens), который позже стал судьёй в Верховном Суде США, был в команде, которая расшифровала это послание. Из шифровки было ясно, что Ямамото полетит из Рабаула на аэродром Баллалае на острове Бугенвиль на Соломоновых островах утром 18 апреля 1943 года.
Президент США Франклин Д. Рузвельт попросил Министра ВМС Фрэнка Нокса (англ. Frank Knox) «достать Ямамото». Нокс передал пожелания президента адмиралуЧестеру У. Нимицу. Адмирал Нимиц посоветовался с адмиралом Уильямом Хэлси-младшим, командующим южно-тихоокеанской группой, и после этого разрешил провести операцию 17 апреля с задачей перехватить и сбить самолёт Ямамото.
Ранним утром 18 апреля 1943 года с аэродрома Хендерсон Филд (Henderson Field) на Гуадалканале в воздух поднялись две группы «лайтнингов» 339-й истребительной эскадрильи 347-й истребительной группы 13-й воздушной армии.
На перехват послали все имевшиеся на авиабазе исправные «лайтнинги» - всего 18 машин. Нанести удар предстояло группе из четырех самолетов под командой капитана Томаса Ланфира, опытного пилота, одержавшего уже шесть побед в воздухе, а прикрытие обеспечивали 14 «лайтнингов» майора Джона Митчелла (на его счету числилось восемь сбитых самолетов противника). Но при рулежке один из самолетов ударной группы был поврежден, и Ланфиру пришлось взлететь всего с двумя ведомыми. Пару минут спустя еще один самолет сообщил об отказе бензосистемы. Итого В «нападении» оказалось в два раза меньше истребителей. Несмотря на строго соблюдавшийся в течение всего полета режим радиомолчания, Митчеллу все же удалось передать указание двум своим летчикам перейти в группу Ланфира. Таким образом, баланс между ударными силами и прикрытием был восстановлен.
Они летели на очень малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными. В 09:34 по Токио, группы встретились, и завязался воздушный бой…
Американцы заметили японский эскорт первыми. Как потом шутили летчики, не обошлось без вмешательства высших сил. Ведь на активную фазу операции у пилотов было чуть больше 9 минут. За это время надо было обнаружить и уничтожить противника, не попав при этом под удар средств ПВО. После чего тем, кому повезет, предстояло вернуться домой и сесть «с ложкой бензина в баках».
Все складывалось удачно, за исключением одного: эскорт летел выше на полтора километра, поэтому атаковать пришлось с набором высоты, то есть теряя скорость. Японцы не ожидали нападения и заметили уже заходящие в атаку «лайтнинги». Но было слишком поздно, хотя реакция японских пилотов была мгновенной: тройка «зеро» немедленно пошла в лоб, а другое звено набрало высоту, прикрывая транспортники G4M «Бетти» с ценными пассажирами.
Решающую роль сыграла мощь вооружения «лайтнинга»: четыре пулемета калибра 12,7 миллиметра и 20-миллиметровая пушка; короткий залп - и японский истребитель буквально разлетелся на куски, освобождая дорогу к главной цели. Транспортники с важными персонами на борту круто ушли вниз, прижимаясь к земле и стараясь «раствориться» на фоне тропического леса.
Лейтенант Рекс Т. Барбер (англ. Rex T. Barber) атаковал первый из двух японских бомбардировщиков, который и был самолётом Ямамото. Он поливал самолёт огнём из пулемётов, пока левый мотор бомбардировщика не задымился. Барбер повернулся, чтобы атаковать второй бомбардировщик; в этот момент самолёт Ямамото рухнул в джунгли.
На следующий день японский спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны, нашёл вджунглях место крушения и тело адмирала Ямамото, к северу от бывшей австралийской береговой заставы Буин. По словам Хамасуны, Ямамото был выброшен из фюзеляжа самолёта под дерево, тело сидело прямо, пристёгнутое к сидению, и рука в белой перчатке сжимала рукоятку его катаны. Хамасуна сказал, что опознать Ямамото было довольно легко, его голова наклонена, как если бы он задумался. Аутопсия показала, что Ямамото получил два пулевых ранения, одно в заднюю часть левого плеча, другое в нижнюю часть нижней челюсти, с выходным отверстием над правым глазом.
Капитан Ватанабе и его сопровождение кремировали останки Ямамото в Буине, пепел был возвращён в Токио на борту линкора «Мусаси» — последнего флагмана Ямамото. Ямамото был почётно похоронен 3 июня 1943 года, и получил звание Адмирала флота и орден Хризантемы (первого класса) посмертно. Немецкое правительство также наградило его Рыцарским Орденом Железного Креста с дубовыми листьями и мечами. Часть его праха была погребена на общем кладбище в Таме, а остаток - на его древнем семейном кладбище у храма Тюко-дзи, в Нагаоке.
«Погибнуть за Императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего. Как говорил Конфуций: «Можно раздавить киноварь, но нельзя лишить её цвета; можно сжечь цветы, но нельзя уничтожить их запах». Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю»
В том бою погиб только лишь один американский пилот — лейтенант Рэймонд К. Хайн (англ. Raymond K. Hine). Его самолёт не вернулся на базу после того, как был подбит пилотом 504 авиагруппы Императорского флота Японии Сёити Сугитой. С учетом того, что истребителям пришлось драться на пределе радиуса действия, с учетом дополнительных топливных баков, подбитый летчик не имел никаких шансов.
Это была самая длинная операция по воздушному перехвату за всю историю войны. В Японии она стала известна как «Военно-морской инцидент А» . Она подняла боевой дух в США, и шокировала Японию, которая официально признала этот инцидент лишь 21 мая 1943 года. Чтобы не поставить японцев в известность о расшифровке их кода, американские газеты сообщили, что гражданские наблюдатели видели, как Ямамото садился на самолёт на Соломоновых островах. Имена американских пилотов также не были опубликованы — брат одного из них был в японском плену, и они опасались за его безопасность.
Сборка
Основное неудобство при постройке возникло при «скрещивании» эдуардовских дополнений с моделью хасегавы. А все потому, что предназначены они для академии, а они (модели) немного отличаются между собой по размерам. Поэтому иногда приходилось подпиливать, подгонять некоторые детали по месту. Некоторые запчасти были изготовлены самостоятельно, из подручных материалов. Работа над моделью длилась, правда с перерывами, больше года, осилил я ее только с третьего подхода…
Ниже можно прочесть и посмотреть, что было проделано с моделью, хотя что-то, конечно, мог уже и забыть.
По традиции, сборку начал с кокпита. К сожалению, фотографии его сборки были утеряны с флешкой, поэтому – только готовый. Единственное, что могу сказать, это то, что смоляную ванну пришлось немного удлинить, а приборную панель приклеить немного выше, чем было предусмотрено производителем (сказалась разница в размерах моделей).
Створки ниш основного шасси облагородил следующим образом. На отожженной медной фольге, предварительно вырезанной по размеру створок, с обратной стороны накатал заклепочные ряды (имитация наружного клепа), заглушки сделал из фольги- самоклейки. Долго думал, из чего сделать кронштейны крепления, которые имеют непростую форму. Перебирая «запасники»,наткнулся на неиспользованное эдуардовское травление для FW-200. Вот из свечной проводки к цилиндрам, вырезая фрагменты, где провода пересекаются, я и сделал эти самые кронштейны. Благо, двигателей у «кондора» четыре, поэтому, даже если что не получалось с первого раза, еще оставалось, из чего вырезать.
Коки винтов слегка увеличил при помощи 0,5 мм полистирола.
Пилоны были срезаны с баков у академовской модели (на «хасю» в свое время их не ставил). Дальше в ход пошли : листовой полистирол, фрагменты каких-то бомб (нижняя часть), остатки травления и отрезки медицинских игл (крепление и дренаж подвесных баков) и фольга.
Створки радиаторов доработал полистиролом и проволокой, воздухозаборник обогрева кабины на выхлопном коллекторе заменил отрезком медной трубки.
В радиаторах были вклеены сеточки подходящие по размеру. В передней части также были изготовлены внутренние стенки радиатора из полистирола.
Стойки шасси были доработаны следующими материалами: штоки – стальные трубки подходящего диаметра, двухзвенники – из набора травления, шланги гидравлики- изоляция проводов радиомоделей, проволока, полистирол, фольга.
Смоляные колеса слегка сточил, придав вид нагруженности. Диски и колпаки окрасил, используя технику солевых маск: сначала «серебро», потом «нейтрал грей», и в конце – осветленный серый.
Хотя на большинстве фотографий на колесах у «лайтнингов» с Тихоокеанского ТВД одеты колпаки, закрывать красоту, которую сделал «эдик», было жалко. Поэтому принял соломоново решение: колпаки прицепил «на один болт» (как бы ТО).
Носовая ниша была доработана травлением из набора и проволокой, брезент на задней стенке- малярная лента.
Достаточно долго пришлось повозиться с основными нишами. В травлении была дана только верхняя часть ниш, а дальше – подручные материалы. Передняя и задняя часть – медная фольга. Рифление ей придал ручкой, продавливая канавки, положив заготовку на кусочек бальзы. Механизм уборки створок – полистирол, трубочки, остатки травленки. Трубопроводы – медная проволока.
Носовая часть фюзеляжа была обклеена фольгой. Предварительно на пластике были процарапаны бороздочки (для имитации хлопунов). Также из фольги были сделаны лючки снизу хвостовых балок , панели вокруг пулеметных портов и отверстий гильзосбросов.
Смоляную ракушку турбокомпрессора нужно было немного сточить по ширине (см. разницу в размерах «академа» и «хаси») , как и травленую жаропрочную панель за ним.
На фотографиях «лайтнингов» хорошо просматриваются «хлопуны», которые я и попытался воспроизвести на модели.
На всей поверхности модели, согласно чертежам, была накатана клепка.
Вот так, неспешно, модель продвигалась к самому интересному – к покраске…
Окраска
Возможно, что одним из факторов, из-за которого постройка модели длилась столько времени, был не самый простой вариант, в который я собирался ее красить. Откровенно говоря, я побаивался: получится ли то, что я задумал..? Решающим фактором стал ГБ «Истребители с индексом Р», на участие в котором я заявился в последний момент. Отступать было уже некуда, раз ввязался, то нужно доделывать (как говорится: «назвался груздем…»).
Пересмотрев множество фотографий «молний» с Тихого океана, понял, что вокруг полос пластыря, которыми заклеивались стыки между панелями при перевозке самолетов на палубах авианосцев, один цвет краски, внутри панелей – другой. Правда,из-за чего так получалось, так и не понял.
Красить, а затем и обдирать краску, решил в той же последовательности, как было на настоящих самолетах.
Первый слой – «серебро» в тех местах, где планировал сколы до металла.
Затем – цвет грунтовки.
Также, поверх «серебра» и интерьерного, нанес слой лака для волос.
Нижние поверхности окрашивал в следующей последовательности: сначала по стыкам панелей на фюзеляже и мотогондол – очень сильно осветленный «нейтрал грей», затем маски по стыкам из полосок малярной ленты шириной 2 мм, потом соляные маски и снова осветленный серый. После того, как смыл соль, намешал еще один, промежуточный, оттенок серого и сгладил переходы от одного оттенка к другому – получилось чересчур контрастно. В дальнейшем, по совету коллег, накрасил имитацию следов от пластыря и на крыльях.
Обозначил «патафиксом»границу между цветами верха и низа, и закрыл нижние поверхности масками.
Верхние поверхности красил в той же последовательности, что и низ: сначала по швам один оттенок «олив драба», маски из ленты, поверх них – основной цвет…
…соляные маски и окраска сильно осветленным базовым цветом…
… и сглаживание переходов жидко разведенным базовым «олив драбом», который наносил попанельно.
Ориентируясь на фотографии , «ободрал» модель до металла.
Сделал это так: сначала в тех местах, где был нанесен лак для волос, для начала хорошенько поработал жесткой щеткой. Затем подкорректировал ободранности модельным ножом и наждачкой, обдирая верхние слоя краски где до металла, где до грунтовки, чего и добивался.
Далее- как обычно: глянцевый лак, декали, снова глянцевый лак.
Декали «состарил», придав им выгоревший вид, при помощи «оффвайта» и очень тонкого слоя осветленного «олив драба». Выгорание краски на хвостовых балках позади турбокомпрессора сделал лаком Super Clear Gray Tone, с добавлением в него капельки белого.
После нанесения слоя полуматового лака занялся визерингом. В ход пошли акриловые смывки Valejo «DarkGrey»,« Oil Earth» и «Sephia», краски для визеринга Hobby Color –«Oil» и «Soot» . После того, как достиг эффекта, который меня устроил, нанес слой матового лака.
Окончательная сборка
После окончания покрасочных работ снял маски с фонаря. И тут меня ждал неприятный сюрприз – соль все-таки просочилась через поролон, и фонарь изнутри был покрыт белым налетом. Заднюю часть получилось аккуратно протереть зубочисткой с намотанной на кончик ваткой, а лобовую часть пришлось демонтировать и полировать изнутри. Дальше – все по плану – приклейка АНО,установка стоек шасси, затем створок (сделанные заранее прорези под кронштейны очень упростили этот процесс). Вооружение, установленное на модели – Master Model: пулеметы Browning и пушка Hispano для «спитфайра». Антенну сделал из силиконовой нити для бисероплетения, изоляторы- тянутая уховертка. Затем – трубка Пито под крылом, и откидная часть фонаря.
Вот как бы и все…
Литература
При постройке пользовался следующей литературой:
Detail & Scale №58 Lightning p.1,2
FAOTW №30
In Action №№25,109
Muschroom №6109
Walk Around №30
AofA №14 P-38 «Lightning Aces of the Pacific and CBI»
Война в воздухе №103.
Также пересмотрел массу фотографий, найденных в сети.
Еще хочу сказать огромное «спасибо» Сергею Дудко ака Slach – за советы, подсказки, за помощь со звездами (у «картографа» традиционно проблемы с синим на американских ОЗ) и предоставленный фотоаппарат для финальной фотосессии. P.S. Фотографии модели, собранной из академовского пластика (я ее все-таки собрал!), которая выступала в качестве «кошки» и донора некоторых деталей показывать не буду, чтобы не портить впечатление…
MID
Миша, спасибо! :wink:
Полковник
Вадим,
:roll: :grin: Спасибо!
DimaADAв 28.08.2014 - 00:21 Тема: Hasegawa 1/48 P-38G Miss Virginia
Великолепная работа по окраске!
Схоронил себе ссылку на статью, так как автор не поленился подробно описать весь процесс покраски, за что ему благодарность и плюс в репу.
dora
Как-то пропустил я эту постройку, серьезная работа проделана, и отличные результат на выходе, отличная работа с мелочевкой.
очень сложный прототип в плане окраски, на мой взгляд покраска удалась, очень понравились фото на темном фоне, эффектно преподносят модель!
Классная работа!
Как-то странно мало отзывов на такую достойнейшую и очень оригинально сделанную модель. Очень понравилось! Много интересного можно взять на вооружение, особенно по покраске.
Несомненно +1!
Только наткнулся на модель - Классно! Плюс конечно поставил.
По происхождению следов от скотча могу предположить, что по прибытию на место скотч сдирали, но клей немного оставался и к нему прилипала всякая грязь-пыль, поэтому потом появлялся другой оттенок у краски.
И статья под стать - лаконично, убедительно и познавательно.
Евгений! Твои работы меня вдохновляют! :wink:
Заслуженный +