Коллеги! Позвольте представить Вам свою очередную модель. Самолёт довольно известный. Построить "Тайфун" я замышлял давно. Мне, почему-то, нравятся его формы. Руки всё не доходили, но тут возник повод для постройки - турнир по ударной авиации. "Тайфун" был создан на фирме "Хаукер" как истребитель, призванный заменить устаревшие "Харрикейны". Будучи оснащён новым двигателем с непривычно большим количеством цилиндров ( 24 - по шесть цилиндров в четырёх блоках) и "зверской" для рядного движка мощностью в 2260 л.с.,Тайфун полетел гораздо быстрее Харрикейна ( 652 км/ч ), хотя и был оснащён таким-же как у Харрикейна, толстенным крылом. Несмотря на значительно возросшую скорость, новый истребитель не порадовал английских авиаторов. Машина оказалась неповоротливой и не скороподъёмной.
Применение Тайфуна в Дьеппской операции в августе 1942 г. в полной мере выявило несостоятельность его в качестве истребителя. Неизвестно, как сложилась-бы дальнейшая судьба Тайфуна, если-бы не инициатива командира крыла Р. Бьюмонта предложившего использовать Тайфун в качестве штурмовика, благодаря его сравнительно мощной бортовой "артиллерии" ( четыре ствола по 20 мм) и возможности подвески бомб и реактивных снарядов. Именно благодаря штурмовым ударам, Тайфун нашёл, наконец, достойное место в составе боевых машин королевских воздушных сил, оставшись в производстве до лета 1945 г. и дав мне возможность представить его в конкурсе по ударной авиации.
Модель
Перед тем, как взяться за дело, я решил прогуляться по модельным интернет - сайтам, дабы ознакомиться с состоянием тайфуностроения на сегодняшний день. Просмотрев на разных сайтах большое количество работ, посвящённых Тайфуну, я обнаружил немало замечательных работ, достойных обложки глянцевых журналов. К сожалению, все эти работы относились к масштабам1/32 и 1/48 (главным образом, "Хасегава"). А вот в 1/72 дела не так хороши. Добротно сделанных Тайфунов немало, но вот таких, чтобы "челюсть отпала", не встретилось. Я понял, что 1/72 - удачное направление для желающих "потайфунить" и решил попытать счастья именно в этом масштабе, хотя имелась модель 1/48 от "Хаси".
Что-0же мы имеем из Тайфунов на выбор в данном масштабе? Посмотрел собранные Тайфуны от "Академи": какой-то он... смешной. Востроносый. Вид его не увязывался с образом реального Тайфуна. Не больше доверия вызвал и Тайфун от "Хобби-Босс". Чего-то не поняли китайцы в Тайфунах... Имеется и сравнительно новая модель от "Airfix", но о ней речь впереди. Неплохое впечатление производят модели от "Pavla" и чешской "Czeh Master Resin" (CMR). Но, вот доставаемость их (по крайней мере, для меня) проблематична (не говоря уж о такой экзотике, как "CORGI", "Brengun", "Chematic" и пр.) За какой-же Тайфун взяться? Находясь в раздумьях, я случайно натолкнулся на старый недоломанный Тайфун, сделанный когда-то из ташкентского НОВО и служивший игрушкой для моего "младшенького". Теперь младшенький выше меня ростом и "игрушки" у него совсем другие, а вот моделька всё лежит, хлеба не просит. Присмотревшись к ней, я подумал, что если его обтесать как следует и снабдить новой мелочёвкой, то из него вполне можно сделать вещь.
Кто-то подумает про меня: "маньяк", или "обеднел человек до предела и нет бабок на приличную вещь" и будет неправ. Просто было скучно ходить "избитыми путями" и взыграл авантюризм.
Разобрав модель на составляющие, я взялся укладывать детали в чертежи и был неприятно удивлён значительными несовпадениями ташкентского "чуда" с истинными масштабными формами. Фюзель оказался гораздо выше, чем надо:
Красная линия показывает величину несовпадения контура фюзеля от НОВО с истинной формой. У крыла излом между центропланом и консолью оказался несколько дальше, чем нужно, от продольной оси. Пушки тоже оказались не на своём месте.
За занятием по "укладке и замерам" меня застал приятель. Когда до него дошло, чем я занимаюсь, он прослезился и на другой день презентовал мне новенький Тайфун от "Airfix" в красивой коробке. Сердечно его поблагодарив, я ознакомился с содержимым подарочка. Впечатления от осмотра таковы: формы в общем и целом верны, деталировка богатая (например, открытые отсеки вооружения), изображено много подробностей, но средства, коими всё это достигнуто, вызвали протест. Как-то грубо. Поверхность деталей шероховатая - видимо, следствие электроэррозионного способа изготовления прессформ. Расшивка, конечно, уже не "Matchbox", но всё-же выглядит траншейной. Особенно это бросается в глаза в сравнении с замечательным рисунком на коробке. Там очень правдоподобно изображён атакующий Тайфун. Расшивка на нём выглядит естественно и в сравнении с ней борозды на модели, некоторым образом, режут глаз.
Прикинув, сколько усилий придётся приложить, чтобы исправить все окаянства этой модели, я пришёл к выводу, что переделка ташкентской игрушки ненамного "стрёмнее" доводки "Фикса". Ну, а что - же делать с "Фиксом"? Как, что? И до него очередь дойдёт, рано или поздно.
Я решил первым делом избавиться от главного дефекта ташкентского дива - излишней высоты фюзеляжа. Для этого я распилил в длину обе фюзеляжины и выпилил из каждой по полоске, шириной около 2 мм.
Затем, склеил вновь верхние и нижние части. Фюзель влез-таки в чертежи.
Фонарь кабины оказался несколько крупнее, чем нужно и я выдавил новый. Задумано было делать кабину с открытой дверью. Посомневавшись немного, решил и верхнее стекло сделать в откинутом положении. Всё это обязывало подробно делать начинку кабины, дабы всё можно было рассмотреть. Подробности деталировки кабины я решил попросту скопировать с модели "Хасегавы" 1/48 (это дало неплохой результат в случае с работой над Ки-84 от МАВИ) Правда, потом оказалось, что и у "Хасегавы" кое-что сделано недостаточно подробно. Оборудование кабины делал по "Хасегаве", сверяясь с фото и рисунками.
В носовой части пришлось переделать "хайло" радиатора, приблизив его форму к истине. Прорезал щель для установки выхлопных патрубков, которые выточил из смоляноголитника.
На современных моделях Тайфуна крыло состоит из единой детали, изображающей нижнюю поверхность по всему размаху и двух верхних половинок, но у модели НОВО оба крыла в сборе пристыковываются к бортам фюзеляжа. Это несколько усложнило работу над нишами шасси. За них я взялся, доведя до ума выход из радиатора и часть низа фюзеля между крыльями. Пришлось обработать и обустроить пространство ниш шасси, чтобы там было не только соответствующее оборудование, но и "пазухи" под обшивкой ( чего, кстати, нет у роскошной модели "Хасегавы").
С исправлением стабилизаторов решил не заморачиваться и попросту изготовил новые.
Немало сил потребовало шасси, которое пришлось изготовить от нуля. Конечно, нелегко было выточить все эти щитки, стойки, подкосы, но самый большой "кайф" был с колёсами, которые имеют довольно вычурные формы. Изготавливал их "таблеточным" способом: из листа пластика вырезается "таблетка", затем в ней вырезается центральная "дырка", куда будет вставлена ступица. Вот её-то пришлось вырезать с немалым трудом разными резачками.
Взявшись за изготовление винта, я решил использовать родной кок, хотя лопасти с него пришлось отстрич. Сам кок имеет форму, далёкую от истинной, поэтому пришлось его значительно обточить. Выточив новые лопасти, подогнал их по месту.
При первоначальной обточке фюзеляжа были начисто сточены т.н. "фиш плэйтс" - накладки вдоль стыка хвостовой части с фюзеляжем, увеличивающие прочность стыка. Пришлось все эти пластинки вырезать заново и наклеить на прежние места.
При всей этой массе "самодельщины" всё-же не обошлось без афтемаркета. Приятель "подогнал" сразу два набора "Master" со стволами для Тайфуна, закрытыми и открытыми.
К этому времени, наконец, пришли заказанные для Тайфуна декали от польской "Techmod"
Я выбрал вариант окраски машины, имеющей стволы, закрытые кожухами.
Крыло с немалым "скрипом" подгонялось к фюзеляжу. Ниши шасси на крыле плохо стыковались с частями этих-же ниш на фюзеляже, но после подтачиваний, вклеек, вставок они, наконец, приобрели надлежащий вид.
По кабине осталось изготовить из оргстекла открытую дверь и откинутое верхнее стекло.
Когда возник вопрос: "что подвесить под крыло", я выбрал 1000 - фунтовые бомбы, решив взять их из набора "Airfix" ( всё равно, Фикса нужно делать с ракетами). Стабилизаторы у бомб неимоверно корявые, поэтому пришлось срезать кольцевые части, обточить стабилизаторы на 3/4 толщины, затем выточить и вклеить на место новые кольца.
Основные части были изготовлены и подогнаны. Осталось ещё сделать кучу деталек "мелочёвки": фары, подножку, мачту антенны, БАНО, ПВД и пр. Пожалуй, можно приступать к лакокрасочным работам. Прикрыв "дыры" в нужных местах, я нанёс грунтовку, используя грунт "Тамия". Затем, подобрав на глаз что-то, вроде "Medium Sea Gray" из нитроэмалей, нанёс первый слой и по нему нанёс "прешейдинг" чёрным цветом.
Далее была окраска в три камуфляжных цвета всё теми-же нитроэмалями. А вот цвет "Sky" не удался.
Внимательно изучив декаль, я пришёл к выводу, что литеры цвета "Sky" там чересчур тёмные. Вся беда в том, что кольцевая полоса на хвостовой части и кок винта должны быть одного цвета с кодовыми литерами, но их цвет исключал всякую возможность использовать такую тёмную краску. Долго ломал голову в поисках выхода и наконец, решил, что кодовые литеры вполне можно изготовить самому, поскольку в выбранном варианте окраски литеры состояли из прямоугольных "палочек". Подобрав цвет из тех-же нитроэмалей, я окрасил кок винта, кольцевую полосу на хв. части и выкрасил кусок декальной бумаги, из которой вырезал тонкие полоски для изготовления элементов литер. Впоследствии обнаружил, что в подобранном цвете недостаёт "зелени". Видимо, маловато я её добавил. Обычно, зелень, в составе других цветов, "вылезает наружу", забивая собой все остальные оттенки, но тут этого не произошло и зелень лишь слегка ощущается. Литеры я, однако, изготовил и нанёс. К счастью, в остальном декаль не подвела. Перед её нанесением покрыл модель футурой, после обдекаливания вновь нанёс футуру и после просушки покрыл всё это полуматовым лаком. Мелочёвка была окрашена отдельно, красками "Модел Мастер" и "М-р Калор". После окраски я нанёс смывку и "следы эксплуатации" с помощью масляных красок. После установки отдельно окрашенных частей, у меня в результате вышло следующее:
Плохо-ли вышло? Хорошо-ли? Ну, это как посмотреть... Всё в мире относительно.
Заключение
Будучи человеком гуманным, я ни в коем случае не стану рекомендовать коллегам такой способ постройки моделей. Слава Богу, теперь есть из чего выбрать и качественных моделей навалом. "Тогда, что-же это было?", - спросят некоторые. Отвечу так. Это был мой прощальный гимн моделям НОВО, из которых как-раз и вырос массовый отечественный стендовый моделизм. Вспоминайте про НОВО хотя-бы иногда.
С уважением, Константин.
P. S. Большое спасибо Константину и Жене за помощь в работе!
Только не понравился стык задней части фонаря с фюзеляжем:
Извиняюсь, не совсем понял, что именно не понравилось. Вообще-то в этом Тайфуне есть места и похуже...
Насчёт цвета "Sky" Вы правы. Зелени не хватило (как и отметил в статье). Наверное, пора переходить на аутентичные краски, покончив с самодельной мешаниной.
А ещё автор всех снимков подсказывает, что всего отснято три фотосессии при разном освещении, а надо-бы одну, при естественном солнечном свете. Он считает, что она получилась лучше остальных.
мне тоже понравился. у меня тоже такой,но признаюсь хуже.А вот вопросик-чем удалял старую краску.у меня все нитроми красились причём кистями и обильно хотя и не плохо.вот на пример-
там вполне приличная расшивка, и стойки достаточно приемлемы.
Всё в мире относительно...
.А вот вопросик-чем удалял старую краску.
Ну, насмешили -"удалял". Да просто напильником всё сточил и использовал полученное в качестве болванки!
А Корсар понравился. Светлая расшивка оригинальная.
Константин, Ваша статья, и проделанная работа впечатляют!!! Умеете красиво излагать, респект!
Двигатель Нэпир видел в музее в Хендоне, этакая квадратная тумбочка. Спасибо за НОВО!!!
Матвей, Корсар очень хорош, на Ташкентский не похож (фонарь слишком чистый)
Зачем такую красоту перекрашивать ???
не, корсар академ-моделист,я не собирался его именно перекрашивать.то что пират понравится кому нибудь даже и не надеялся. просто показал как я раньше кистью красил пока аэр. не подарили.
Извиняюсь, не совсем понял, что именно не понравилось. Вообще-то в этом Тайфуне есть места и похуже...
Насчёт цвета "Sky" Вы правы. Зелени не хватило (как и отметил в статье). Наверное, пора переходить на аутентичные краски, покончив с самодельной мешаниной.
А ещё автор всех снимков подсказывает, что всего отснято три фотосессии при разном освещении, а надо-бы одну, при естественном солнечном свете. Он считает, что она получилась лучше остальных.