Позвольте представить две модели самолёта DH-88 "Comet", известного своим участием в межконтинентальных гонках "Лондон - Мельбурн", прошедших в 1934 году.
Из истории
Гонки "Лондон - Мельбурн", состоявшиеся в октябре 1934 года, были посвящены столетию австралийского штата Виктория. Спонсором перелёта был М. Робертсон, австралийский магнат, владелец кондитерской фирмы "Мак-Робертсон". Экипаж, долетевший первым до конечного пункта маршрута, ожидал золотой кубок стоимостью в 650 фунтов стерлингов и денежный приз в 10 000 фунтов(были назначены призы и за 2 и 3 места). 20 октября 1934 г. в 6.30 утра с аэродрома "Милденхолл" стартовали 20 самолётов участников гонок и среди них три Кометы: красная, зелёная и чёрная.
Эти гонки были насыщены приключениями, по большей части не самыми приятными. Основной маршрут пролегал через Рим, Афины, Багдад, Карачи, Аллахабад, Сингапур, Дарвин, Мельбурн. Первыми на аэродром под Мельбурном 23 октября в 3.33 прибыла красная Комета (экипаж: К. Скотт - Т. Блэк). Зелёная Комета прибыла четвёртой (экипаж: Кэтгард-Джонс - К. Вэллер).
Самой несчастливой из Комет оказалась чёрная, пилотируемая экипажем супругов, Джеймсом и Эмили Моллисон.
Достигнув Карачи, супруги стартовали в Аллахобад в ночь с 21 на 22 октября, но в темноте сбились с курса и выработав горючее, приземлились в Джабалпуре (около 400 км юго-западнее Аллахабада). В городе не оказалось авиационного бензина и самолёт заправили горючим, взятым на местной автобусной станции. До Аллахабада супруги долетели, но оба движка были запороты и на этом гонка для Моллисонов закончилась.
После этих гонок судьба Комет сложилась по-разному. Красная Комета побывала на службе в королевских ВВС, затем сменила двух хозяев, поучаствовав в нескольких гонках и "осела" в ангарах, пока в 1987 г. не была восстановлена до лётного состояния.
Чёрную Комету купили португальцы и использовали её в ВВС. Провалявшуюся более 30 лет на краю аэродрома, Комету в 1979 г. восстановили английские реставраторы и передали в один из музеев.
Третью, зелёную Комету приобрели французы и пытались использовать её для почтовых перевозок (и это с полезной нагрузкой не более 20 кг!). Во время войны следы этой кометы затерялись...
Гораздо более подробно обо всём этом можно прочитать в статье В. Морозова в "Авиация и Космонавтика" №10/2013 г. и в "М-Хобби" №5/2014 г. Почитайте, не пожалеете!.
Модель
Набор НОВО достаточно известен моделистам "со стажем" и честно говоря,ничего хорошего о нём они не скажут. Далёкая от известных чертежей, с примитивной деталировкой, с дефектами литья и "никаким" фонарём. Набор AIIRFIX оказался ничем не лучше, а в некоторых "окаянствах" даже превосходит набор НОВО. Но зато там была прекрасная декаль на чёрную Комету.
Начал с распечатки и масштабирования чертежей, которые нашлись в интернете. А, вот , фотографий реальных машин тех времён нашлось не так уж много, хотя фото современных реплик имеется навалом.
"Прикладывание" к чертежам выявило необходимость корректировки форм фюзеляжа. Толщину потребовалось увеличить с помощью вставок, форму киля - подправить. Самым сложным оказалось переточить центроплан. Стык крыла с центропланом у НОВО дан странной формы. На самом деле такого стыка у реальной машины не было, он шёл параллельно продольной оси самолёта. Зализ центроплана с фюзеляжем был одинаковой формы по всей длине от носка до задней кромки, но у НОВО он весьма объёмный, подобно зализу на Спитфайре. Пришлось долго и нудно стачивать всю эту массу, да так, что толщины материала не хватило и я пропорол в двух местах центроплан (см. две заплаты на правой стороне центроплана).
"Поправив" центроплан, я откорректировал сечение фюзеля, придав ему недостающую "гранёность". Исправив формы фюзеляжа, я взялся за изготовление деталей для интерьера кабин.
То, что даётся у набора НОВО по интерьеру кабин, можно сразу отправить в мусор. Изготовил детали для правого и левого борта, пол кабины с креслами, приборные панели.
Фонарь кабины задумал откидывающийся. Выдавил его из оргстекла и приладил к нему петли из стальных волосков, на которых он откидывается направо. Изготовил также носовую фару с прозрачным обтекателем.
Обточив крылья и подогнав их к центроплану, я взялся за мотогондолы. Пришлось их сильно "доделать-переделать". Срезал днища у мотогондол и вклеил на их места пластиковые вставки, которые обточил до нужных форм. Носовую часть гондол тоже пришлось удалить и заменить их самодельными вставками.
Винты из набора оказались "никакие", поэтому пришлось изготовить новые. То-же было и с шасси. Колёса изготовил, как всегда, "таблеточным" способом, выточив их из листового пластика. Стойки, подкосы - из тянутых литников. Выточил и створки-обтекатели на стойки.
Ээээ! Причём здесь богомол!? Морда наглая, Глаза бесстыжие. Кто пустил!
Горизонтальное оперение настолько не попадало в чертежи, что я отказался от мысли его исправлять и сделал новое. На модель был нанесён новый раскрой.
Оставалось лишь изготовить детали мелочёвки: хвостовую опору, выхлопные патрубки, весовые компенсаторы рулей и пр. Комета была готова к грунтовке и окраске.
Модель от AIRFIX делалась ничуть не проще. По условиям заказа, в ней должно хоть что-то оставаться "родное". Решено было оставить в первозданном виде толстенный фонарь кабины. Это значительно облегчило работы по интерьеру кабин. У AIRFIX даются вместо интерьера "две башки под колпаком" (привычное дело для моделей тех лет). Пришлось вырезать "кабинет" и снабдить его минимальным набором оборудования - всё равно под таким колпаком ничего не разглядишь.
В отличии от НОВО, у Фикса крылья цельнолитые и стыкуются с фюзеляжем приблизительно там-же, где и у реальной машины. Сильно перетачивать центроплан, как у НОВО, слава Богу, не пришлось, хотя выводить профиль крыла и оперения пришлось досконально. С мотогондолами, винтами, шасси, фарой всё повторилось в точности, как у НОВО. Эта модель тоже получила новый раскрой и была подготовлена к грунтовке и окраске.
Окраска
Поскольку модель НОВО получилась более "продвинутой", то роскошную декаль от AIRFIX я решил потратить на неё, а для "Фикса" уготовил участь изображать победившую Комету в период её службы в ВВС.
Конкретной декали не было и пришлось надёргать "значков" из декальных запасов.
Грунтовал обе модели тамиевским грунтом. Окрашивал нитроэмалями. Чёрную Комету затем покрыл футурой, просушив, нанёс декали и ещё раз нанёс футуру, но похоже, не слишком удачно. "Фиксовскую" Комету покрасил под "Йеллоу трайнер" и после декалирования, задул полуматовым лаком.
Заключение
Чтобы иметь в коллекции приличную Комету, на которую можно "смотреть без слёз", желание владельца должно быть большим (или он должен быть весьма неприхотливым) ибо без долгих доделок, из имеющегося в распоряжении материала "приличную вещь" не получить. Правда, есть ещё смоляная модель от "Heritage Complete Kit"
но она у нас труднодоставаема. Самым же терпеливым остаётся ждать появления новой Кометы, отвечающей современным требованиям (если, дай Бог, за это кто-то возьмётся). Но у кого "руки растут из правильного места", те осилят и то, что есть.
Хочу сказать человеческое спасибо за помощь с фотографией Константину и Жене!
С уважением, Константин.
К тому же на приведенной Вами цветной картинке говорится, что вообще-то К-5084 в RAF был окрашен серебристым, а жёлтая схема - сугубый What-if...
Возможно, Вы правы. Фотографии не было, ориентировался на рисунок, а цвет - по Хамбролу "Йеллоу трайнер". К тому-же на фото он сдвинулся куда-то в зелёную сторону.
Гертрудычв 03.11.2019 - 03:38 Тема: Novo/Airfix 1/72 DH-88 Comet - Курс на Мельбурн!
Прекрасная статья! Ностальгия - щемящее чувство молодости...Здорово!Но сейчас.спустя пять лет появилась целая линейка вполне приличных моделей обновленной чешской "КР и шикарная венгерская "смола"(название фирмы из трех букв забыл).Так что ...show must go on !