В начале 1916 года штабс-капитану Виктору Поплавко, командиру 26 автопулеметного взвода Юго-Западного фронта пришла в голову гениальная идея, до конца не оцененная русским командованием и не пришедшая в голову даже изобретателям танка - британцам. Прорывать вражескую оборону он предложил как бы сейчас назвали - бронетранспортерами с штурмовыми отрядами на борту. Машина рвет проволочные заграждения, подавляет противника пулеметным огнем, а бойцы выходят из нее и сворачивают оборону вправо-влево по траншеям. Пехота закрепляет успех, а части особого назначения сразу же пробивают бреши в следующем рубеже обороны. При отсутствии тогда противотанковой артиллерии идея была вполне реализуемая при наличии вездеходной машины. Поплавко обратил внимание на имевшийся у них во взводе американский грузовик Jeffery Quad - уммашины был полный привод и все поворачивающиеся колеса, а соответственно - отличная проходимость.
Этот автомобиль Поплавко и решил использовать для создания "слона Ганнибала" - так он назвал свое средство выхода из позиционного тупика. Машина была, конечно, слабовата для решения такой задачи. Посудите сами - шасси 2-тонного грузовичка должно было быть полностью забронировано, загружено вооружением, боеприпасами и еще тяжело вооруженным десантом с финальным весом в 9-10 тонн. Собственно, выбора у Поплавко не было, в отличие от немцев русские конструкторы жестко зависели от имевшихся коммерческих шасси. Да они, похоже, не очень этим озадачивались, недаром многие русские броневики в буквальном смысле еле ползали. Вероятно поэтому к началу выпуска летом 1916 г. "слон Ганнибала" лишился десантного отделения и превратился в обыкновенный заурядный броневик, правда, повышенной проходимости. Он по-прежнему успешно преодолевал проволочные заграждения, грязь и даже неглубокие воронки и окопчики, но главная идея была утеряна. 30 выпущенных к концу 1916 г. броневиков свели в БАОН - бронеавтодивизион особого назначения, летом 1917 он и еще 90 заказанных машин должны были участвовать в решающем ударе императорской армии по австрийцам. Безусловно Джеффери-Поплавко были бы очень полезны во время Брусиловского прорыва летом 1916 г., но годом позже они опоздали - революционная армия наступать категорически не хотела. После ее развала броневики обрели многообразных хозяев – РККА, белые армии, Чехословацкий корпус, поляки, немцы. В Красной армии машины не были популярны, считалось, что у них неудачное бронирование, тяжелые условия работы экипажа, неудобная установка пулеметов. Шасси признали ненадежным, хотя во всех армиях мира грузовики Jeffery Quad пользовались огромной популярностью и считались очень надежными и ремонтопригодными. В начале 1920-х гг. оставшиеся в РККА Джеффери-Поплавко разобрали на металлолом.
Модель этой неудачливой машины по-моему делала только пензенская "смоляная" фирмочка "Майор" из гипса и белого металла. Мало того, что невероятный раритет, возня с куском глины как-то не привлекала, почему и решил построить броневик самостоятельно.
Наиболее современные чертежи Джеффери-Поплавко были опубликованы в журнале "Танкомастер" 1-2001 под авторством Виктора Мальгинова. Сразу оговорюсь - чертежи косячные и проверять из пришлось по немногочисленным фото, которые тоже качеством не блещут. По шасси информации куда больше, но делать его решил не очень подробно, т.к. на готовой машине его совершенно не видно.
Строить броневики Первой мировой достаточно просто - главное, сделать правильный каркас. Для точности работы удобно нарисовать выкройки деталей в векторном редакторе (в том числе и расположение заклепок), а потом с помощью толстой швейной иглы наколоть с бумаги на пластик. Детали заклепываются еще до установки на каркас. При таком методе здесь и дальше не понадобиться никакой шпаклевки и вообще никакой подгонки деталей.
В данном случае работа началась не с рамы и шасси, а с пола корпуса и его задней части. Именно потому, что рама простая, плоская и конфигурация сзади трудностей не представляет.
Спереди форма сложнее, есть крылья непростой формы, поэтому здесь нужно было предварительно собрать шасси. Как уже говорил, его будет не видно у готовой машины, поэтому можно расслабиться и многое упростить. У настоящего грузовика здесь все намного сложнее - полный привод и все поворотные колеса, все-таки.
Можно переходить к носовой части. Внутри наклеен черный пластик, чтобы через амбразуры не просматривалась пустота интерьера. Боковины рубки готовы к заклепыванию, дверь уже сделана.
Рубка собрана, остался капот двигателя.
Попутно изготовлена разная мелочевка (на этой машине ее совсем немного) - пулеметы Максим, ролики и сдвижной щит передней амбразуры, люк, фара. Прочие щиты были сделаны аналогично.
Собран капот, установлены крылья. Самым сложным в модели было подогнать треугольные косынки, усиливающие крылья спереди.
Первоначально броневики предполагалось оборудовать т.н. "ломающим приспособлением" для втягивания под машину и предоления проволочных заграждений. На фотографиях оно есть только на испытаниях первого образца. Однако, судя по остаткам крепежа на косынках, снимали эти "слоновьи хоботы" уже в войсках и, вероятно, они были штатными. Так что я решил сделать эту примечательную деталь из тавриков Эвергрин.
Наконец, о самом трудном в броневиках Первой мировой - о колесах. В данном случае спиц нет, а есть диск весьма непростой формы. Дабы не маятся, попробовал заказать распечатку с 3D-модели. Получилось сносно, хотя изнутри на колесо лучше не смотреть.
Наконец, модель собрана и загрунтована. "Слоник" готов к покраске.
"Русский зеленый" мог быть каких-угодно оттенков, в России было множество артелей, делающих краски.
На колесные ниши нанес уайлдеровскую пасту, отлично имитирующую грязь и затонировал модель.
Итог промежуточный, потому что модель хочу поставить на виньетку с русской пехотой (когда ICM довезет ее наконец, до России). Там ее придется еще загрязнить.
В заключение - о грустном, навеянном этой моделью. Пару раз был в Константинополе, называемом турками Истанбулом и думал - ведь на их месте сегодня могли были быть мы...
В общем, все. При установке на диораму еще будут загрязнения, все более или менее выровняется. Ну это уже совсем другая история. А пока - всем спасибо, кто помогал и просто смотрел. Очередная самоделка встала на полку - некий кусок жизни был под нее прожит.