28 мая 1916 года на заводской аэродром английской фирмы «Сопвич» выкатили из ангара необычный аппарат. К фюзеляжу от серийного самолета «Пап» были прикреплены не две, а три пары узких и тонких крыльев. Это была попытка улучшить обзор пилоту нового истребителя.
Летчик-испытатель Г. Хокер, подняв новый самолет в воздух, отметил высокие летные данные триплана и, прежде всего, его превосходную маневренность. В августе был облетан еще один прототип с более мощным двигателем, показавший еще более высокие летные данные, и в сентябре 1916 года начался серийный выпуск нового истребителя, названного не слишком оригинально «Сопвич Триплан».
На вооружении триплан оставался до середины 1917 года, когда он стал уступать место другой новинке фирмы Сопвич – «Кэмел», но даже за этот короткий срок многие пилоты RNAS (а триплан поставлялся только во флотскую авиацию) добились на них неплохих результатов. Триплан в то время настолько превосходил по маневренности самолеты противника, что у немецких пилотов даже появился термин «трипланобоязнь». Это заставило немецкие фирмы разработать несколько прототипов аналогичных самолетов, самым известным и удачным из которых стал знаменитый Fokker Dr.I, но это уже другая история.
Модель этого интереснейшего самолета в масштабе1:48 в настоящий момент не выпускается, но есть достаточно раритетный набор фирмы «Эдуард». За помощь в его приобретении большое спасибо коллеге sergio_vitalio.
В набор входит две литниковые рамки из довольно твердого пластика светло-серого цвета. Детали выглядят грубовато, но отлиты очень аккуратно: утяжин нет, облоя очень мало и он весьма тонкий.
Для улучшения деталировки в набор входит очень качественная и довольно богатая плата фототравления, а также пленка с циферблатами приборов.
Помимо этого, в коробке находилась инструкция по сборке модели и листок с двумя цветными вариантами окраски.
Сборку модели начал с кабины.
Она собрана практически полностью из коробки. Самодельные доработки: тумблера и пульсометр на панели приборов, а также расчалки каркаса. В задней стенке кабины прорезал окно, т.к. на самолете данного типа поперечный каркас не затягивался тканью.
На половинках фюзеляжа доделал каркас и расчалки позади кабины, покрасил все в цвета ткани и дерева и поставил собранную кабину на место.
После этого склеил воедино половинки фюзеляжа, приклеил хвостовое оперение и нижнее крыло. Швы на днище потребовали большого количества шпатлевки, что, очевидно, связано с износом пресс-форм.
В хвостовой части фюзеляжа сделал вырез, в котором из тянутого литника сымитировал каркас фюзеляжа и механизм изменения угла установки стабилизатора.
На правой половине фюзеляжа при помощи фототравления фирмы «Part» сымитировал шов, который скреплял между собой основную обшивку и откидной тканевый клапан.
Параллельно сборке фюзеляжа сделал двигатель «Клерже» из набора фирмы «Вектор».
Настал черед окраски. Т.к. выбранный прототип был окрашен английской эмалью PC-12, относительно цвета которой давно ведутся споры, то после длительного обсуждения на форуме пришли с коллегами к выводу, что оттенок должен быть похож на цвет молочного шоколада. Возможно, это и не точно, но т.к. абсолютно достоверной информации о цвете данной эмали нет (да и быть не может, т.к. ее оттенок сильно «гулял» из-за своеобразной технологии производства), то решил остановиться на этом варианте, который одновременно и выглядит красиво, и не противоречит информации о прототипе. Цвет намешал из нескольких эмалей АКАН и окрасил им верхние и боковые части фюзеляжа, а также верхние поверхности всех крыльев и стабилизатора. Нижние поверхности окрасил в цвет лакированного полотна.
Декали из набора оказались совершенно непригодны к использованию, т.к. из-за пересыхания лаковой подложки и самого слоя краски при размачивании и попытке нанесения на поверхность модели они крошились на мелкие кусочки. Издержки раритетности набора, однако... Но благодаря коллеге sergio_vitalio (за что ему огромное спасибо!) у меня появился набор очень качественных декалей фирмы «Aero Master», которые и были переведены на окрашенный планер.
После перевода декалей, покрыл модель слоем глянцевого лака и сделал небольшую смывку по рельефу.
После этого поставил на место пулемет и собрал крыльевую коробку. На крыльевых стойках из самодельного травления сделал усиливающие косынки, которых не было на изкоробочной плате фототравления.
Настал этап расчаливания. Сразу хочу отметить, что «Сопвич триплан» в плане расчаливания довольно сложен, но не количеством расчалок, а их нестандартным расположением. Поэтому пришлось внимательно изучать как чертежи, так и фото музейных трипланов, чтобы понять, куда именно идут отдельные расчалки. При этом возникла непредвиденная проблема: из-за ошибки производителя, отверстие в середине консолей среднего крыла дано с небольшим смещением вперед, из-за чего расчалку, проходящую от верхнего крыла к нижнему через это отверстие, пришлось тоже сместить к передней кромке стоек, хотя она должна проходить через их середину. Для тех, кто будет иметь дело с этим набором, советую сразу просверлить данное отверстие на 1.5 мм ближе к задней кромке, т.к. иначе, если крепить расчалку к середине стоек и пропускать через данное производителем отверстие, то она получает заметный излом посередине, что выглядит некрасиво и неправильно. Кроме того, нужно сразу предусмотреть двойное отверстие под расчалку в передней кромке среднего крыла, т.к. данная расчалка двойная. Просмотрев этот момент на стадии обработки среднего крыла, мне пришлось ставить спереди одинарную расчалку.
После расчаливания поставил на место шасси и оставшуюся мелочевку. После покрытия полуматовым лаком, собственно, триплан был готов.
Настала очередь подставки. Сперва сделал заправочные принадлежности и расписал фигурку механика, работающего под самолетом.
Фигурка и заправочные принадлежности из наборов аксессуаров для моделей танков фирмы «Tamiya». При этом фигурка меня разочаровала: для 48-го масштаба у нее очень «замыленная» поверхность с плохой проработкой деталей. В то же время поза передана естественно и живо. Так что механик получился «серединка на половинку»: издали смотрится хорошо, а вблизи – не очень. Утешает только то, что по сюжету он должен был почти полностью скрыться под самолетом, и плохая проработка поверхности была бы почти не заметна.
Первоначальный сюжет виньетки был такой:
Но коллеги предложили немного его разнообразить и внести чуть-чуть юмора. В результате родился второй персонаж (скомбинированный все из тех же «танкистов»):
Все, кроме фигурки и вещмешка самодельное. Стаканы и бутылка выточены из тянутого литника, газета (кстати, вполне аутентичная, 1914 года издания) напечатана на цветном лазерном принтере, хлеб и бекон на газете – из эпоксилина, нож – из фольги.
На саму подставку нанес слой «земли» и «травы» по уже привычной технологии, используя наборы фирмы «Масштаб». Разместил на подставке самолет и фигурки. В результате получился вот такой вот «пикник на обочине неба»:
В заключение хотелось бы поблагодарить всех коллег, принимавших участие в постройке за ценную критику и полезные советы, и отдельно коллегу sergio_vitalio за модель и декали.
и то не уверен, что их еще делают
Делают.
А подержанный ЭЛТ -- так лучше обычный LCD.
Это верно. Неравномерная деградация катодов пушек приводит к смещению баланса в сторону одного из цветов, которое не поправить калибровкой. Как в старом советском анекдоте:
- У вас цветные ТВ есть?
- Есть!
- Мне зеленый, пожалуйста!
обратите внимание на эппловские LCD, они реально хороши
Простые - разве что по надежности. А профессиональные - все примерно одинаковы.
Простые - разве что по надежности
"Простые" эппл сует разве что в имаки-моноблоки, и то уже не уверен. В мониках даже крайних макбуков-про цветовой охват близок к полному сргб, а уж отдельно стоящие моники подавно "простыми" не назовешь. Имел случай сравнить не самый свежий и довольно простецкий 24-дюймовый лцд-эппл с моим лцд-неком околографической линейки -- нек слил по всем статьям, кроме цены.
Простые" эппл сует разве что в имаки-моноблоки, и то уже не уверен.
Сует-сует, и в макбуки тоже сует.
В мониках даже крайних макбуков-про цветовой охват близок к полному сргб
Черт его знает (хотя у меня как раз "про") - хороший моник, но у крайних дорогих самсунгов не хуже как минимум. Похоже, матрица одна, надо поглядеть спецификацию.
Имел случай сравнить не самый свежий и довольно простецкий
Давно не имел такого случая, возможно, что таки есть. Все же я откровенно недолюбливаю снобистских "яблочников", хотя сам начинал с Mac IIfx
Ну меня тоже к упоротым яблочникам не отнесешь (пингвиноид детектед, ага), но моники у них таки неплохи. Матрицы, может, и сам-себе-суневские, спецификации не смотрел, а насчет цветового охвата см. . Хотя рассказывают, что крайние неки графической линейки тоже весьма хороши, сам не видел и не щупал. Впрочем, мы уезжаем в оффтопик, кажется ;)
Кстати, хочу добавить - крайне удивлен блестящим качеством экрана iPad (достался на халяву, как премия - кот теперь с ним играет, есть игрушки для котофф на него!). Тормоз он жуткий - но цветопередача отличная.
Обычно мне не так уж и нравится конечный результат постройки модели (в мечтах она выглядит всегда красивше Wink ), но в этот раз даже самому понравилось, что "на выходе" получилось!
Ну, мне и предыдущие работы нравились. Глядя на твои работы, все больше и больше хочу сделать диораму. Пока, правда , мои попытки неудачны. :oops:
А бекон какой аппетитный!
Нормально, может, чуть отодвинуть его от края рамки?
Или наоборот, посадить на рамку. :wink:
Делают.
А подержанный ЭЛТ -- так лучше обычный LCD.
Это верно. Неравномерная деградация катодов пушек приводит к смещению баланса в сторону одного из цветов, которое не поправить калибровкой. Как в старом советском анекдоте:
- У вас цветные ТВ есть?
- Есть!
- Мне зеленый, пожалуйста!
обратите внимание на эппловские LCD, они реально хороши
Простые - разве что по надежности. А профессиональные - все примерно одинаковы.