Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
MM/Siga model 1/72 Су-1 - Первенец ОКБ СухогоИзделие 330, истребитель И-135, Су-1, первенец ОКБ им. П. О. Сухого, маленький и изящный самолет, которому не суждено было стать героем войны. И тем не менее, данный аппарат заслуживает внимания необычными и,в некоторых случаях, новаторскими техническими решениями, которые были на нем применены. Здравствуйте.
Здесь я бы отметил не историю создания сего интереснейшего аппарата, а рассказал бы о его конструкции.
Самолет классической схемы, низкоплан, с классическим оперением, хвостовым колесом. Все стойки шасси - убирающиеся. Основные стойки убираются в крыло с поворотом на 90 град. Выпуск и уборка осуществлялись с помощью гидросистемы. Крыло однолонжеронной конструкции, лонжерон из хромомолибденовых труб. Поперечный набор в виде дюралевых нервюр. Обшивка дюралюминиевая. Крыло с центропланом и отъемными консолями. Металлическое давало выигрыш в весе конструкции и обеспечивало повышение потолка самолета. Кабина летчика не герметична, защищена бронеспинкой. Установлен винт изменяемого шага ВИШ-61. Охлаждение мотора водяное, под давлением. Воздухозаборник водяного радиатора находился под фюзеляжем. Выход охлаждающего воздуха - в верхней задней части фюзеляжа. Вооружение составляла 1 пушка ШВАК, ствол которой проходит через полый вал двигателя с боекомплектом 120 снарядов и 2 синхронизированных пулемета ШКАС в носу самолета с боезапасом 1700 патронов. Предусматривалась подвеска до 100 кг бомбового вооружения. До постройки этой модели я не был близко знаком с нашей авиацией в предвоенные годы, поэтому меня поразило, что описание самолета, по моим соображениям, соответствовало уровню развития авиации к периоду окончания войны, а, как оказалось, уровень развития был не таким уж и низким в предвоенные годы.
Выбор моделей сего замечательного самолета, как оказалось, невелик – в свое время его выпускала фирма AER Moldova в 1/48 и кооперация фирм ММ и Siga model в 1/72. О первой модель слышал, что она переразмечена и, на самом деле, в коробке лежит модель в масштабе 1/50 или даже 1/55. А на второй остановлюсь детальнее, ибо о ней и идет повествование.
Наверное, как и большинство моделей, Су-1 был приобретен совершенно случайно. Заходил в магазин совершенно по другому вопросу, но, увидев давно искомую модель на полке, конечно, приобрел.
Модель мне досталась в полном комплекте, с коробкой, инструкцией и в целлофановом пакетике, что было не лишним. Выполнена по технологии литья под низким давлением. Всего в наборе предлагается 29 деталей.
Коробка выполнена из простого картона с верхней крышкой (удобно складировать части модели, пока она в сборке). Инструкция выполнена на листе бумаги с непонятным форматом. Удобно разбита по этапам сборки, особых проблем вызывать не должна (не то, что в макетовском Ка-60). Декаль отсутствует, ибо прототип не нес опознавательных знаков, бортовых номеров и технички. (Есть фото с опознавательными знаками, но они относятся к Су-3) ПластикДетали модели размещены на 5 литниках + фонарь. Пластик серый, умеренно мягкий, поддается обработке и расшивке. Крупные детали модели покрыты жирной пленкой смазки/разделительного слоя (хорошо, детали были в пакете, иначе бы вся коробка была в ирных пятнах). Литье и мелочевка грубоваты, местами просто переразмеряны и представляют собой, скорее не деталь, а заготовку для детали. Присутствует облой.Расшивка тонкая, внутренняя, и также несколько грубая.Клепка присутствует, лишь, на значимых деталях (в районе центроплана и воздухозаборника). Фюзеляж выполнен из 2 половинок. Как и на прототипе, киль сделан одним целым с фюзеляжем. У крыла, несколько, странное членение, в ходе сборки модели это доставило некоторые неприятности. Кабина представлена полом, задней стенкой, креслом, ручкой, приборной доской и фигуркой летчика. Винт модели состоит из 3 частей. Фонарь - толстый и мутноватый. Переплет присутствует, показан внешними линиями. Поначалу, модель меня, несколько, отпугивала, но после начала работы, появился интерес устранить недочеты и собрать красивую модель. На старте имелся данный набор и инструмент. С учетом качества исходной модели на выходе хотел получить аккуратно собранную и покрашенную модель, с минимальными доработками и, практически, без тонировки – самолет новый, только что с завода, сильно его пачкать не хотелось.
Начал с операции, характерной больше для любителей росписи фигур – мойки крупных частей модели, после чего они приобрели нормальный серый цвет и чистый вид. После чего и приступил к сборке.
В начале убрал облой, лишний пластик и приступил к примерке модели по проекциям из журнала Моделист-конструктор. Выяснилось, что крыло и стабилизатор лежит в чертеже, практически, идеально, придраться, особо, мне было не к чему. А вот с фюзеляжем были некоторые вопросы: киль по передней кромке имел не выпуклую кривую, а вогнутую + к этому чуть позже выяснилось, что фюзеляж оказался, несколько, короче. Приняв во внимание найденные недочеты, принялся «облегчать» фюзеляж – при помощи бормашины уменьшил до масштабной толщину пластика в районе кабины, хвостовой стойки, прорезал отверстия в районе решеток охлаждения и для имитации стволов синхронных пулеметов. Далее, последовали работы с фольгой – из нее изготовлена имитация решеток охлаждения и имитация силового набора фюзеляжа в районе кабины. Одновременно с этим, из иголок от шприца установил стволы пулеметов и приступил к склейке половинок фюзеляжа и сборке кабины. Части кабины были, также, вымыты, с них удален облой, с приборной доски была удалена старая и изготовлена, довольно, примитивная новая имитация приборов. С фигурки летчика счищен облой, лезвием подправлены элементы одежды и позже она была окрашена. После облагораживания и сборки кабины отделил и очистил части винта от облоя и отложил в сторонку. После высыхания фюзеляжа был зашпаклеван и зачищен стыковочный шов. С этого момента началась интенсивная терапия – киль по передней кромке был частично удален, а сам фюзеляж был разрезан за кабиной для удлинения. На фюзеляж и киль были наклеены вставки. Пока все сохло, занялся крылом. Операции практически те же: очистка, подгонка, склейка. После склейки образовались приличные ступени, которые были зашкурены и зашпалеваны. Снова сушка. В ходе образовавшегося перерыва была очищена от облоя оставшаяся мелочевка, собран и зашпаклеван винт и кабина. Изготовлена ниша хвостовой стойки и пуансон для выдавливания нового фонаря – базовый из набора меня не устраивал и пугал объемом работ по его доводке. Наконец, крупные части высохли и пришло время собрать воедино фюзеляж и хвост + зашпаклевать место стыковки. «За компанию» был установлен и стабилизатор. После высыхания частей в фюзеляж установил заранее подогнанную кабину. Дабы время не терять, занялся расшивкой крыла. После окончания расшивки крыло приклеил к фюзеляжу и зашпаклевал место стыка – в результате образовались приличные щели (до 1,5-2 мм), частично, по моей вине. Снова образовался временной перерыв, который был заполнен изготовлением нового фонаря. Фонарь был выдавлен из упаковочной пленки. Переплет изготовлен из самоклеящейся алюминиевой фольги. С первой попытки изготовить фонарь не удалось – помешал акриловый глянцевый лак, который, почему-то, помутнел и пришлось переделывать всю работу заново. Однако, опыт не пропал даром, на втором фонаре нанесение переплета производил непосредственно на пуансоне, при этом фонарь заранее не вырезал и не подгонял по месту к модели (все по разметке). Позже, переплет был загрунтован и окрашен уже вместе с моделью. Но, вернемся непосредственно к модели. Стык крыла и фюзеляжа был тщательно зашпаклеван и ошкурен, на модель была нанесена расшивка и установлен маслорадиатор. Отдельное спасибо Р. Бутримову за предоставленные мелкие сеточки, коими был перекрыт ВЗ водорадиатора. После установки, модель еще раз была осмотрена, ошкурена, подшпаклевана, после чего была направлена в "покрасочный цех" для покрытия грунтовкой. Грунтовка автомобильная, из баллончика, отдельно разбавленная растворителем до консистенции молока. Грунтовка легла не совсем гладко, но главную задачу выполнила – проявила явные недочеты: царапины, ямы и т.п. ,которые были ,вскоре, устранены. После, последовала вторичная грунтовка модели. Уже по ней была нанесена клепка (к слову, опробовал новый «заклепочник»), вышкурены поверхности, подправлена расшивка, в общем, осуществлена доводка модели до предпокрасочного состояния. Перед покраской модель обезжирил хозяйственным мылом. Красил модель аэрографом – низ голубой Звезда Акрил и Звезда Супер, верх – зеленый защитный акрил от Ганзы. Краска Звезда акрил оставила у меня неприятные впечатления, в дальнейшем, я ограничу ее использование, в отличие от краски фирмы Gunze – нареканий нет: укрывистость и адгезия хорошая, цвет соответствует заявленному. После покраски снял маски с кабины, шасси, решетки водорадиатора и винта, приступил к окончательной сборке.
Установил заранее подогнанные и окрашенные стойки шасси, створки их ниш, установил фонарь, подкрасил выхлоп, изготовил и установил ПВД, накрасил огни БАНО. Слегка притонировал модель черным акрилом для придания объема. На этом постройка сего замечательного аппарата была завершена, и он занял свое место на полке собранных моделей. Итоговая оценка модели складывается из следующих факторов... Слабая стыкуемость, грубоватая мелочевка и очень слабый фонарь. Однако, хочется отметить отличный выбор прототипа для модели, хороший пролив крупных частей модели, в основном, правильная геометрия и присутствие оформления – коробки и инструкции. Так что в итоге, по моей субъективной оценке: 3+ О своей работе хочу сказать, что, на мой взгляд, поставленных целей я достиг, но не без недочетов:
В заключении, могу сказать, что результатом я доволен, удалось опробовать некоторые новые для меня технологии, нормально изготовить фонарь, нанести клепку и, более-менее аккуратно, покрасить модель.
Спасибо за внимание к моей работе.
|
|
» Автор | |
---|---|
Любомирский | |
Опыт: | 1436 |
Репутация: | +77 |
Откуда: | город-герой Одесса |
Любомирский в 28.06.2010 - 18:54 Расположение знаю, я за цвет интересовался. Спасибо. |
Кошкер в 28.06.2010 - 21:39 Респект автору за то, что победил эту кошмарную модель! Знаком с ней не понаслышке, и, увы, не могу похвастаться тем, что тоже закончил ее (хотя, надеюсь вернуться). Меня больше всего мучило в процессе работы то, что пластик слоился. Ну и тот факт, что я из Су-3 (у меня был именно этот набор) решил сделать Су-1... :shock:
Вот, если не возражаете, некоторые этапы моей неравной борьбы. Прошло несколько лет, и уже не все мне нравится, так что если вернусь к работе, придется многое переделывать. Прошу прощения, что влез со своей моделью, но, может быть, кому нибудь будет интересно... |
Любомирский в 28.06.2010 - 22:18 Теперь я уже сомневаюсь, а победил ли...
У вас он получился, именно получился, значительно лучше! Я вот и не знаю чего мне не хватает, чтоб получалось ну хоть немного похоже на ваши модели. Для себя отметил интересную технологию имитации провиса полотна, возможно, в будущем пригодится. Так что, ничего страшного, что "...влез со своей моделью...", это действительно интересно. |
Redstar_72 в 28.06.2010 - 22:32 Евгений - как всегда Супер! А почему не хотите закончить его: ведь всё самое трудное уже позади, осталась фактически покраска? |
Кошкер в 28.06.2010 - 22:43 Теперь я уже сомневаюсь, а победил ли...
У вас он получился, именно получился, значительно лучше! Спасибо! Но законченная модель всегда стоит большего, чем заброшенный долгострой... Для себя отметил интересную технологию имитации провиса полотна, возможно, в будущем пригодится. Вот как раз ее я бы применять не стал, это первое, что я переделаю, если когда-нибудь доберусь до этой модели. Нереалистично. Евгений - как всегда Супер! Спасибо, Александр! А почему не хотите закончить его: ведь всё самое трудное уже позади, осталась фактически покраска? Беда в том, что пока модель валялась на полке, ее уровень перестал меня удовлетворять. :smile: Как я уже выше говорил - многое придется переделать. К тому же, кажется, маленько повело крыло - с этим тоже придется попотеть. В общем, не все так просто... |
Любомирский в 28.06.2010 - 23:11 Хорошо, а что бы посоветовали применять, в качестве имитации провиса? |
Кошкер в 28.06.2010 - 23:27 Хорошо, а что бы посоветовали применять, в качестве имитации провиса?
Например, мэтры используют такой метод: У меня это пока не получается, и я делаю так: Более трудоемко, но результат получается сходный. |
vnl в 02.07.2010 - 11:11 Коллеги, приветствую.
Работа по доводке проведена значительная, мне понравилось. Достоинства и недостатки, вроде как, перечислены. На мой взгляд, кабина выглядит узковато, получился какой-то загиб борта фюзеляжа внутрь, не думаю, что в жизни было именно так. И пилот сидит как-то низко, над бортом виден только его лоб. А в общем, приятная модель. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|