Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем

Доброго времени суток уважаемые коллеги! Мое творчество по созданию моделей делится на два периода: до того как я узнал о существовании scalemodels.ru и после. Постройка модели Ту-16 от Trumpeter относится к первому периоду. Тогда я не знал даже, что такое шпаклевка, красил кисточками, не говоря уже о каких-либо доделках-переделках, тонировках и т.д. и т.п.! 

Модель была просто собрана из коробки, окрашена кистью серебристым цветом со всем пониманием и философией о создании моделей на то время. Через четыре года, после того как я начал собирать модели (не считая детства) в интернете я набрел на наш глубоко уважаемый сайт. И «О УЖАС!!!», как в старом анекдоте: «Сара, оказывается то, что мы 40 лет принимали за оргазм, оказалось – астма!». Мир перевернулся!

Увидев, как уважаемые господа коллеги творят модели, я был, мягко говоря, огорчен (результатами своего творчества). Пришлось засесть за теорию. Перечитал все возможные рубрики, статьи по постройке моделей. После этого был куплен аэрограф, нужный инструмент. И началась новая эра в моей модельной деятельности.

Постепенно от модели к модели я пробовал новые методики и способы. Чем лучше у меня получалось – тем больше меня расстраивали мои старые модели. Но больше всего мне не нравился мой Ту-16. Я принял решение его просто отреставрировать. Долго думал, в какой окраске сделать самолет. Рассматривал различные варианты, включая камуфляжный ВВС Египта. Но потом на Палитре крыла я нашел рисунок Ту-16НМ «Циклон» в «Аэрофлотовской» окраске. Меня очень заинтересовал этот вариант. Я начал поиски в интернете по этой модификации. Как оказалось информации по этому самолету практически нет, фотографий и того меньше.

Тяжелая судьба «Циклонов»

Вообще деятельность отряда «Циклон» — тайна покрытая мраком. Самолеты, которые несли эмблему «Циклона» имели одинаковую окраску, но принадлежали разным ведомствам. По этой программе летали Ан-12, Ан-26, Ил-18, Ту-16, Ту-104. Как я уже говорил до сих пор информации по этим самолетам практически нет. Ту-16 было две машины по этой «теме», бортовые номера СССР-42355, СССР-42484. В начале 70-х в рамках создания метеолабораторий было решено переоборудовать бомбардировщики Ту-16 в модификацию «Циклон-Н» и «Циклон-НМ». Эти самолеты предназначались для активного воздействия на облака и исследования термодинамических параметров атмосферы. Самые знаменательные моменты применения этих самолетов: разгон облаков в Московском небе на период проведения Олимпиады-80. «Циклон-Н» СССР-42484 принимал участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы – производил «борьбу с Чернобыльскими тучами», так как была угроза заражения значительно части территории страны, включая Москву. Самолеты перекрасили в цвета Аэрофлота и присвоили им гражданские регистрационные номера. Случай по истине уникальный. По сути, самолет оставался бомбардировщиком, с него только было снято часть вооружения. Установлено дополнительное метеорологическое оборудование. Подробнее о способе применения и условиях работы самолетов можно прочитать в интервью с Алексеем Грушиным, командиром экипажа «Циклона» Ту-16 в «Российская газета» — Неделя №4049 от 21 апреля 2006 г. http://www.rg.ru/2006/04/21/ciklon.html.

Раздумья мои

Поначалу я думал строить борт СССР-42355 так как по нему фотографий немного больше. Даже макет декалей под него изготовил. Однако случилось так, что двое коллег уже делали эту машину. Поэтому для разнообразия, а скорее под влиянием «Чернобыльской темы» и игры S.T. A.L. K. E.R. решил строить СССР-42484, так как 42355 в Чернобыле не работал. Только вот мне удалось найти всего две фотографии этого самолета, да еще не лучшего качества. Вот они:
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем

Матчасть

Чем же отличался «Циклон-Н» от обычного Ту-16? Ну, в первую очередь на нем отсутствует обтекатель РЛС в носовой части фюзеляжа. Зато в районе центроплана имеется более крупный обтекатель, к сожалению неизвестно какой РЛС. Пушки со всех огневых установок демонтированы. В районе кормовой кабины стрелка по бокам на фюзеляже размещались аэрозольные генераторы. Боковые окошки кабины штурмана зашиты. Сверху на мотогондолах и фюзеляже установлены так называемые ПНП (приборы напряженности поля). На подкрыльевых пилонах подвешивались контейнеры КМГУ-2. Пожалуй, на этом все. Опять же не судите строго, если что-либо неверно изложил, так как информация собиралась по крупицам из уст в уста.

Поехали

Я не буду описывать достоинства и недостатки модели от трампа так как всем они известны, а кому нет – легко смогут найти нужную информацию.
Исходный материал был таким:
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Ободрал всю старую краску. Благо она отделилась очень легко. Хотя в некоторых местах пришлось соскабливать-сошкуривать. Отрезал носовой обтекатель РЛС. Его место заклеил тонким сыростиролом, подогнанным по месту.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Новый обтекатель РЛС решил изготовить из похожего от Boeing B-29 с дополнительной накладкой из сыростирола. Правда, потом я еще очень сильно намучился, чтобы придать ему похожую форму. Пришлось накладывать очень много слоев шпаклевки, чтобы он стал немного выпуклым.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Самый большой недостаток модели, на мой взгляд – это форма воздухозаборников. Короче говоря, ни в какие ворота не лезет. Найти смоляные мне не удалось, и я отважился пилить их сам. Из литника соответствующего диаметра по чертежу по внутреннему контуру выгнул переднюю кромку воздухозаборника. Старую отрезал и на ее место приклеил новую. После этого схема стандартная – шпаклевка-напильник-шпаклевка-наждачка. Долго думал из чего сделать канал воздухозаборника. Вариантов было несколько. Самый простой – тупо наложить шпаклевки побольше и вышкурить. Задавила жаба. Потом запихивал туда 5-кубовый шприц. Но что-то мне не понравилось, очевидно, круглая форма. В итоге в ход пошел мой любимый тонкий сыростирол. Без шпаклевки снова естественно не обошлось.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
В конце мотогондол решил заморочиться и из фольги сделал жабры. Предварительно на их месте вырезал прямоугольное отверстие.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
После этого пришел черед шасси. Стойки из набора для самолета такого размера чересчур примитивны, особенно передняя. Переднюю стойку сделал с «0», основные немного модернизировал. В период постройки модели меня угораздило заболеть воспалением легких (холодная снежная зима была в наших краях). Пока лежал в больнице насобирал игл от систем и шприцов.

Переднюю стойку делал следующим образом: выточил литник нужного диаметра, с торца высверлил отверстие, в которое вошла игла от системы, имитирующая шток амортизатора. Короче все штоки гидравлики делал из игл различного диаметра. Различные крепления вырезал из сыростирола. Рычаги и тяги из литников.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Основные стойки немного доработал и добавил шланги гидравлики тормозов из проводника от наушников.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Из всего афтермаркета на Ту-16 мне удалось лишь найти маленькую пластинку травленки для дисков колес шасси. Дремелом я выбрал выпуклости наружной стороны дисков колес основных стоек и наклеил суперклеем травленку. На передних дисках пришлось выбирать полностью внешнюю сторону диска. Внутрь наклеил кружок сыростирола, на него подготовленный элемент травленки (каждую пластинку ребра жесткости выгнул на 90 градусов).
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Полностью обновил расшивку на самолете. Добавил лючки, заклепки. Изготовил и приклеил ПНП (прибор напряженности поля).
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
АНО изготовил заново из оргстекла. Сперва подогнал кусок оргстекла в посадочное место. Затем высверлил в нем имитацию лампочки, залил в нее краску соответствующего цвета. Приклеил. Далее обточил, зашлифовал, отполировал до идеальной прозрачности. Таким же образом делал АНО на правую створку передней стойки шасси, только приклеил после окончательной покраски.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
И вот пришла пора покраски. Замаскировал все остекление малярным скотчем. Блистеры кормовой кабины замаскировал клеем ПВА. Сделал першейдиг. В соответствии стандартам Аэрофлота покрасил низ самолета серым, верх белым.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над ЧернобылемTrumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
В ходе дискуссий на форуме установили, что передние кромки крыльев и стабилизаторов вопреки стандартов были окрашены в серый цвет. Синие полосы накрашивал через маски из малярного скотча. Надпись «Ту» на синей полосе делал трафаретом – перед покраской синим цветом на белую основу наклеил вырезанные буквы из малярного скотча.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Декали делал сам в «фотожабе» - с Corel не было времени разбираться. Заранее делал и на другие модели, на которые у меня нет декалей.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Но после того как я их отпечатал, я понял, что упустил момент – надпись «Аэрофлот» была намного темнее, чем полосы. И я решил использовать придуманную мною же методику. Нужную надпись я печатаю на обычном листе бумаги. Затем беру малярный скотч и уменьшаю его липучесть путем наклеивания-отдирания его несколько раз на любой гладкой поверхности. Потом клею его на отпечатанную надпись и снова в принтер на распечатку. Получается, что нужная надпись, в данном случае «Аэрофлот» отпечатывается уже на малярном скотче. Аккуратно отделяем скотч от бумаги и наклеиваем его на кусок оргстекла, желательно контрастного цвета. А дальше все зависит от ловкости рук. Острым лезвием по контуру вырезаем нужный трафарет, который переносим на модель и задуваем аэрографом. В результате никакого отличия в цвете межу полосами и надписью. Да и смотрится намного живее и естественнее. Еще один нюанс, касающийся надписи «Аэрофлот», это буква «Ф», которая должна располагаться немного выше строки на обоих бортах.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Красный флаг также задувал через маски. Задул модель глянцевым лаком. Наклеил декали. Сделал смывку. В некоторых местах тонировку делал простым карандашом, так называемый «обветренинг». В некоторых источниках упоминается, что самолет после выполнения заданий возвращался весь обтрепанный. Я совсем немного прошелся сухой кистью серебристым по передним кромкам крыла. Законцовки крыльев и стабилизаторов покрасил красным цветом.
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Радиопрозрачные части покрасил темно-зеленым цветом, по аналогии с 42355. На правом борту возле кабины пилотов я сделал антенну «заборчиком» или «полотенцесушитель», но в процессе окраски я ее сломал, но не сильно расстроился, потому, что внимательно посмотрев две имеющиеся фотографии самолета ее там видно не было. А на ее месте располагается «птичка» аэрофлота.
Изготовил аэрозольные генераторы и приклеил их к фюзеляжу возле кормовой кабины стрелка. Модель задул матовым лаком. Из тянутых литников натянул растяжки антенн.

Выкатка

И вот, спустя больше, чем полгода работы мой «Циклон» вырулил на летное поле!
 Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобылем
Это моя первая серьезная (для меня) модель. Очень надеюсь, что Вам, уважаемые коллеги она понравится.

Огромную благодарность выражаю Лёне aka Atlant, Антону Довбушу, Олегу М из Полтавы, Кузнецову Андрею aka Silver Chost за оказанную помощь в создании модели.

С уважением, Михаил Близнюк!

 

» Информация о статье
Самый радиоактивный самолет
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_2789.htmlСамый радиоактивный самолет http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_2789.html
Сбитый_летчик в 29.04.2010 - 08:11
Спасибо, Андрей! Я думаю по этой теме надо будет в фарцовке повисеть :wink:
ghoormo в 10.05.2010 - 13:05
Тема: Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобы
Весьма и весьма неплохая работа. Глаз радует.
kyryll в 08.03.2012 - 22:08
Тема: Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобы
Единственный недостаток модели это декали на верхних плоскостях крыльев точнее то как они приклеены. Крыло состарено , а декаль и вся подложка новенькая.
Vig-gen в 03.03.2013 - 10:25
Тема: Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон...(#2789) - обсуждение
А колёса Экипаж для Ту 16 никак?
Сбитый_летчик в 03.03.2013 - 19:35
На мой взгляд диски колес с дополнением травления выглядят более копийно, чем смлояные колеса.
Ltl в 22.01.2014 - 10:17
Тема: Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобы
К сожалению буква Ф в аэрофлоте вылезла куда то вверх
Сбитый_летчик в 22.01.2014 - 12:04
Не к сожалению, так надо, смотрите внимательнее фото прототипа.
Ltl в 23.01.2014 - 00:30
Внимательно пересмотрел, остался при своём. Посмотрите теперь Вы. Жаль что Вы сами не видите этого... Ну, не переделывать же из-за одной буквы...
Сбитый_летчик в 23.01.2014 - 03:29
А вот это видели:
# ?
Этот вопрос очень активно обсуждался еще при постройке. Куда-то половина темы исчезла, после опубликования статьи. Кроме меня эту модель строили Леонид (Атлант) и Антон Довбуш (АН), посмотрите их работы. Одна из них: http://karopka.ru/community/user/10261/?MODEL=177670
ДмитрийХ в 05.03.2015 - 15:04
Тема: Trumpeter 1/72 Ту-16 конверсия Циклон-Н - В небе над Чернобы
Хорошая моделька.

Уточнения: локатор там стоял "Рубин", форма обтекателя локатора была немного другая, сверху не хватает прибора астронавигации. А и ещё, что это за фигня на мотогондолах сверху?
Поправьте ссылку на статью в РГ - http://www.rg.ru/2006/04/21/ciklon.html
у вас там точка с вопросом на конце затесалась ))))

Грушин умер, пару лет назад ((((

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy