Вездеходные цепи (гусеницы) «Оверолл» применялись на отечественных средних бронеавтомобилях для повышения проходимости и представляли собой ленты из 25 траков каждая, которые одевались на задние колеса. При движении броневика по дорогам с твердым покрытием, гусеницы снимались и перевозились закрепленными на корпусе машины.
В галерее нашего сайта представлено немало моделей БА-3, БА-6 и БА-10. Вот только ни одного броневика с «овероллами». Конечно, у каждого моделиста свои резоны оснащать или не оснащать свою модель дополнениями, не входящими в комплект коробочного набора, но, на мой взгляд, отсутствие столь характерного и заметного элемента как гусеницы «оверолл» на моделях советских бронемашин оставляет ощущение какой-то незавершенности, особенно при сравнении с фотографиями прототипов.
Не так давно мною в рамках двух «группбилдов» была закончена модель бронеавтомобиля БА-10А. http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_13035.html На финальных фото пришлось представить модель так же не оснащенную «овероллами», хотя еще на стадии строительства мною был приобретен известный набор фототравления Eduard (35374) для БА-3/6. На тот момент эта покупка мне показалась самым очевидным решением. Помимо, собственно, столь желанных гусениц,
в комплекте присутствовало некоторое количество деталей, которые можно использовать на БА-10. Однако же, не всегда очевидное решение является одновременно и самым верным. Я был изрядно разочарован. То, что чехи дают в своем наборе чем-то напоминает рисунок из М-Хобби,
, но совершенно не похоже на гусеницы с фотографий реальных бронемашин. Поставив на модель отдельные детали, я отложил чешский набор в дальний угол.
Уже после завершения конкурса я заказал отдельный набор «овероллов» польской фирмы Part (35048).
На фото с сайта производителя мне показалось, что у поляков гусеницы ближе к прототипу. Реальность, как это часто бывает, оказалась не столь радужной. Да, партовские «овероллы» действительно в большей степени похожи на настоящие, чем эдуардовские, к тому же вся гусеница собирается из отдельных плиц, в то время как чехи дают нераздельные участки по пять траков. Но без доделок не обойтись. Если быть объективным, то привести к более-менее приемлемому виду можно и гусеницы от Эдуарда, но доработка польских мне видится более перспективной в плане конечного результата.
Интересное замечание! В обоих наборах дано траков меньше, чем в реальной гусенице. Забегая вперед, скажу, что даже того, что есть, хватает с избытком. И еще. И чехи и поляки предлагают устанавливать цепи только на задние колеса,
мне же хотелось расположить их уложенными на броне.
Список того, что попытался исправить в партовском наборе: излишне высокие грунтозацепы, прямоугольные законцовки пластин гребня, почему-то единственное отверстие для соединительных планок, плоские заклепочные головки (тут уж ничего не поделать – технология)
Чертежей «овероллов» мне найти не удалось, поэтому пришлось ориентироваться только на фотографии.
Первое, что было сделано – засверлены недостающие отверстия для соединительных планок. Сами планки из набора при этом уже не подходят, так как они длиннее, чем надо. Новые планки сделаны из полистирола толщиной 0.5 мм, расстояние между отверстиями 5 мм (здесь я допустил ошибку, надо было использовать более тонкий материал – планки вышли излишне толстыми, что плохо сказалось на внешнем виде и сильно мешало при креплении гусениц к кронштейнам на корпусе броневика). Далее сверлятся отверстия для соединения гребня и плицы. Делать разметку и сверлить удобнее до отделения деталей от платы. Все сверлильные работы производились вручную сверлом 0.6 мм. Грунтозацепы я уменьшил вполовину, обрезав лишнее ножницами.
В результате имеем вот такой комплект для сборки траков гусеницы.
Соединение травленых деталей производил пайкой, взаимно ориентируя их по просверленным отверстиям. После пайки еще раз прошёлся по отверстиям сверлом и устанавил заклепки. Использовал набор от «Мастерклуб».
Заклепки сажались на суперклей.
После высыхания клея, выступающие снизу плиц шпеньки обрезал и сохранил,
они были потом использованы для сборки отдельных траков в ленты.
Собственно, получились вот такие гусеницы.
Пару слов о количестве траков. Я выбрал крепление гусениц как на этом фото,
и мне хватило по 18 штук на каждую. Для установки на колеса надо добавить по одному траку к каждой ленте.
Для удобства окраски гусеницу натягивал в рамке старой ножовки.
Красил аэрографом в следующем порядке: серая грунтовка Tamiya, стравленная из баллона, металлик той же фирмы, водорастворимый АКАН темно-серого цвета. Мелкой шкуркой местами снял верхний слой краски до металлика и слегка припылил гусеницы миговскими пигментами.
Готовые «овероллы» закрепил на кронштейнах с помощью проволочных крючков. Мой БА-10 теперь выглядит вполне законченным,
Хотя некоторая несоразмерность гуcениц по сравнению с прототипом заметна. Все же поляки траки переразмерили.
В качестве резюме к написанному могу сказать, что процесс переделки «овероллов» из набора Part получился несколько затратным по времени. Работа заняла две недели по паре часов по вечерам.
Сам набор обошелся в 17$ с доставкой из Польши плюс целый пакет мастерклубовских заклепок – итого чуть более 600 рублей.
Меня результат вполне устроил. Слово за Вами, коллеги.
Gesserв 15.04.2010 - 15:04 Тема: Слово об Овероллах(#2735) - обсуждение
Очень понравилось, спасибо за информацию. Обязательно воспользуюсь.
secularв 15.04.2010 - 16:10 Тема: Слово об Овероллах
+1 спасибо, долго думал что делать с этим элементом, без овероллов модель БА выглядит не настоящей. Теперь ваш БА выглядит на 5 баллов. Правда, конечно же, партовские траки выглядят переразмерно, но если их устанавливать на колеса и делать зимний вариант, будет самое то.
Тема: Слово об Овероллах(#2735) - обсуждение
Очень понравилось, спасибо за информацию. Обязательно воспользуюсь.