Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор Trumpeter 1/48 F9F-2P Panther - Китайская засадаЯ всегда знал, что читать обзоры по конкретной модели полезно. В этих обзорах иногда, умные люди аргументированно рассказывают об ожидающих тебя сюрпризах производителя, о том какую деталь желательно исправить, а какую сразу отнести на помойку. Особенно полезно обзоры читать до покупки модели – трезво оценив необходимый объем работ или приобретений афтермаркета иногда понимаешь, что уксус не всегда сладок даже на халяву. Иногда это чтение начисто отбивает охоту покупать конкретную модель (правда, она ведь Вам не так уж и была нужна?), иногда понимаешь, что лучше переплатить за этот же самолет от другой фирмы и избавиться от бескрайнего моря геморройя и мелких косяков. Но разве у Вас не бывает так – увидел модель, загорелся, трясущимися ручонками схватил коробку, обнял как любимую женщину и потащил в берлогу. И пусть весь мир подождет! Слаб человек и моделист в особенности, а ведь еще в школе нам внушали, что знание – сила! Представляю Вам мой небольшой обзор трумпетеровской модели F9F-2P Panther, всяческой приблуды к ней и трудного пути к знаниям. Не назову себя бешенным поклонником темы Корейской войны, но, в принципе, она меня греет. Поэтому, на F9F Panther я всегда поглядывал с интересом, особенно, после появления модели фирмы Trumpeter – ну как же, новая модель, внутренняя расшивка … Нет, есть конечно F9F-5 Panther от Revell-Monogram. В далекой юности я его не раз держал в руках, немножко хотел, но не срослось. А сейчас уже и не хотелось – наружная расшивка, фамильная монограмовская стыковка. Несмотря на его несомненные плюсы – геометрию, хорошую кабину и ниши – покупать модель 70-х годов прошлого века… нет, извините, а трумпетеровская Пантера – вот она в коробочке лежит, чудесный представитель уже нашего, 21-го века, плод компьютерных технологий и китайского трудолюбия.
Ага, размечтался…
Ну, во-первых, Trumpeter на поверку оказался совместной разработкой с Hobbycraft, известной своей любовью накосорезить с геометрией. Во-вторых, кроме трудолюбия китайцы в последние десятилетия прославились еще и морем откровенной халтуры во всем, к сожалению, и многие модели не миновала чаша сия. И чем ближе я знакомлюсь с моделями Трумпетера, тем меньше я начинаю им доверять. Говоря об их продукции у меня постоянно вертится на уме фраза о том, что «нет здоровых людей, есть плохо обследованные». Боюсь, конечно, возвести напраслину на все их модели, но из трех изученных мной моделей Trumpeter на предмет геометрии – в двух откровенные косяки, в третьей сравнение с моделью конкурентов показывает очень большие отличия и тоже вызывает обоснованные сомнения в правильности именно Трумпетеровской модели.
* * *
Итак, что же мне подсунули братья-китайцы в добротной картонной коробке? Прежде всего, три рамки серого полистирола с достаточно стандартным для Трумпетера уровнем проработки. На первый взгляд все достаточно прилично – модель как модель. Расшивка внутренняя и такого патологического лентяя и расшивальщика-неумеху, как я, это весьма порадовало. Единственно, чего я не могу понять, так это богато проклепанных внутрь поверхностей крыльев и фюзеляжа, впрочем, возможно, что я несколько отстал от последнего писка моделистской моды и теперь так принято? Любителей компактности порадует возможность собрать модель со сложенными вверх крыльями, впрочем, довольно сложный узел складывания, на мой взгляд, дан в зачаточном состоянии – есть где приложить умелые руки или вложить лишние деньги. Закрылки даны отдельной деталью, а вот все рулевые поверхности, увы, нет. Тормозные щитки особой копийностью не поражают из-за отсутсвия сквозной перфорации. Ниши шасси присутсвуют, в каждой из них отпечатаны три худосочных волосинки, которые тщетно пытаются имитировать нагромождение трубопроводов в нишах реального самолета. Овальные выштамповки в нише выполнены неправильно. Кабина тоже присутсвует, но впечатление не производит абсолютно – все довольно плоское. Приборка дана бутербродом — крохотной пластинкой травленки и пленкой с приборами, но чем больше в нее вглядываешься, тем меньше веришь в ее правильность – дана только центральная часть и исполнение довольно примитивное. Фонарь кабины разрезной, неплохого качества. Комплект отливок универсален – то есть присутсвуют два носа – для разведчика F9F-2P указанного на коробке, так и для базового истребителя F9F-2. Имеется полный комплект бомб, ракет и пилонов для их установки, изнутри крыла намечены и места установки пилонов, которые надо просверлить до сборки крыла. Более того, инструкция это и предлагает сделать, навесив на разведчик боекомплект. Но на мой взгляд, это неверно в корне – разведчики были весьма редким зверем, F9F-2P вообще переделали из истребителей, сняв вооружение и прорезав в носу два нижних и один боковой люк для фотоаппаратуры. На 36 авианосных эскадрилий истребителей F9F-2 и F9F-5 учавствовавших в Корейской войне, имелась только одна авианосная разведывательная эскадрилья VC-61 оснащенная разведчиками F9F-2P, а позже также и новыми, специально изготовленными на базе новой модификации истребителя, разведчиками F9F-5P, а также считанными F2H-2 Banshee. Самолеты VC-61 распределялись звеньями по авиносцам прибывавшим в Корейские воды, всегда сопровождались Пантерами истребительных эскадрилий данного авианосца, поэтому их участие в нанесении банальных авиаударов по северокорейским объектам крайне сомнительно. В остальном к инструкции претензий нет — все очень понятно. Отдельно дан цветной лист с окраской двух вариантов, в том числе вышеупомянутой эскадрильи VC-61. Декаль отпечатана на голубой бумаге, что весьма кстати, так как почти все надписи белые. О качестве пока сказать ничего не могу – главное, чтобы они не просвечивали на темно-синем самолете, а для этого надо пробовать. … Блин, ну вот все-таки было у меня предубеждение к Trumpeter, одним местом чувствовал, что человеки так проклепывающие реактив (на котором клепки вообще не видно), чего-то, но наколбасят. И точно, смотрю — нос пустой, то есть дырки под фотоаппаратуру есть, а внутри — пустота. Ну дело, думаю не хитрое – нашел «Detail & Scale № 15 — Grumman F9F Panther» издание старое, но американское — чертежи, фотки и прочая радость моделисту. Качество скана, правда, паршивое. Заодно, между делом, решил глянуть афтермаркет — и вот тут начались ужасы нашего городка. Сначала я натолкнулся на вещицу, которая называется Tekniks TK48090 F9F-2P Corrected nose. Этот самый «корректед носе» сразу вызвал у меня какие-то нехорошие предчувствия в адрес модели Трумпетера. Когда я на фотографиях увидел разницу между носом модели и правильным носом, вырвалось непечатное: «...., вляпался!» Cмотрим фотки, где приведен нос Tekniks TK48090 F9F-2P Corrected nose и трумпетеровский F9F-2Р (на фото – снизу), увы, длина носа и его гордый профиль отличаются очень сильно — абыдно, да? Боковой фотолюк, тоже явно не на месте и подозрительно маловат. Но самое печальное то, что этот чудненький резинкит из двух половинок носа, камеры внутри и стеклышка фотолюка, стоимостью своей не то чтобы впечатляет, убивает наповал – 20 фунтов в известном британском магазине на букву Х. Поискал на Еbay – в общем, хрен редьки не слаще – 40 баксов. Напала жаба и долго душила, в конце концов взяла на голый понт – слабо мол самому ручками такое выпилить? Ладно, хрен с тобой, попытаемся – наши руки не для скуки, купить всегда успеем. А что нужно в первую очередь для очумелых ручек? Правильно – чертеж, а вот тут нас с напильником и ждала вторая засада, причем тоже конкретная. В одном из англоязычных обзоров этого резинкита я прочитал следующее: «Новый смоляной набор Teknics включает F9F-2P Corrected Recce Nose & Cameras для Trumpeter/HobbyCraft. F9F-2P был модифицирован из истребителя F9F-2, окна фотолюков были прорезаны в обычном носовом обтекателе истребителя. F9F-2P имел один большой фотолюк в верхней части слева и два маленьких квадратных фотолюка внизу по оси самолета. (заметьте, что поздняя разведывательная Пантера F9F-5P имела более длинный нос от истребителя F9F-5 и по одному большому фотолюку с каждой стороны носового обтекателя. К сожалению, модель Trumpeter F9F-2P имеет такой же слишком острый нос как их истребители F9F-2 и F9F-3. Фактически носы всех трех моделей имеют одну и ту же форму. Более того, большой фотолюк имеет неправильную форму, неправильный размер и неправильное месторасположение, также Trumpeter/HobbyCraft не дали ничего, чтобы изобразило находящиеся внутри камеры. Этот набор Teknics имеет правильную форму носа, правильные расположение, размер и форму верхнего фотолюка, а также включает объективы камер, видимых через прозрачные фотолюки». На странице 24 издания Detail & Scale читаем – длина носа не увеличилась при конверсии в разведчик F9F-2Р. А дальше начинаются приколы с чертежами. После упорных утверждения автора D&S об одинаковой длине носов F9F-2 и F9F-2Р на странице 24, открываем страницу 31 и лицезреем подозрительно длинный нос F9F-2Р и подозрительно низко прорезанный боковой люк. Озадачиваемся. В фотошопе копируем нос F9F-2P с верхнего чертежа и накладываем его на нос «базового» истребителя F9F-2. Ясно видим разницу в длине… Открываем страницу 32 и невооруженным глазом опять видим длинный нос у F9F-2Р. Ну и кому прикажете верить? А чего спрашивается на раннем разведчике F9F-2Р делает второй боковой люк, который имелся только на поздней, длинноносой модификации разведчика — F9F-5Р? Похоже все очень просто – в D&S поместили чертеж носа разведчика F9F-5Р, подписав его как F9F-2Р. Нда, как говаривал Козьма Прутков, если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим… При помощи фотографий, сканов истребительного носа из D&S, а также Фотошопа, в конце концов удалось получить необходимый рабочий чертеж разведывательного носа F9F-2P. Но энтузиазм по выпиливанию этого чуда кривыми ручками из болванки к тому времени сильно поугас. В конце-концов, душившая меня жаба и семейный бюджет получили сокрушительный удар – нос для разведчика был тупо куплен вместе с некоторыми другими вкусностями. Ну, а раз пошла такая пьянка, начал искать, чем еще улучшить несчастный Trumpeter – чехи, конечно, постарались и Eduard и Pavla в ассортименте. Вообще, мне кажется, сейчас выбор афтермаркета для кабины усложнился – например раньше, при наличии альтернативы, я был поклонником Aires – травленая приборка с пленкой и остальное отличная смола, то теперь выбор становится все более мучительным — пощупав эдуардовские крашеные приборки хочется их. С другой стороны собирать кабину из плоских рычажков и разверток Эдика меня совсем не привлекает. Да и дубовые комплектные кресла, как их не украшай ремнями остаются весьма примитивными в сравнении с resin kit… Деньги, к сожалению, ресурс всегда ограниченный. Вначале думал, что стоит купить только Эдуардовский Zoom EDFE378 F9F-2 Panther interior за 5 фунтов, в основном из-за крашенной приборки, так как крылья складывать я ни капли не хочу, но посмотрев фотографии весьма дырявых тормозных щитков в нижней части фюзеляжа реального самолета, не стал жадничать и заказал полный эдуардовский набор ED49378 с обоими пластинами травленки за 16 фунтов, где эти перворированные щитки имеются в наличии. По поводу Pavla решил все-таки сэкономить, их литье меня никогда особо не впечатляло, боковые панели кабины вроде не плохи, но эдуардовская травленка позволяет улучшить оригинальные панели, приборку с эдуардовским крашеным Self-Adhesive даже нельзя сравнить, поэтому заказал я только катапультное кресло, хотя качество (для смолы) в лучшем случае на троечку. Учитывая, что кокпит Pavla PAVC4812 стоит 15.5 фунтов, а катапультное кресло PAVS4828 только 2.25 – разница весьма существенная. Уже несколько позже я узнал о существовании еще одного варианта кабины к Пантере – от американской фирмы Lone Stars Models. Эта фирма выпускает сразу несколько наборов для F9F, причем как для модели Monogram, так и для Trumpeter/Hobbycraft. Если сравнивать по фотографиям оба набора, видно, что у Pavla вместе с приборкой и прицелом идет еще и передняя часть кабины, а также ручка управления, у LSM этого нет, зато есть две внутренние отбортовки фюзеляжа. Учитывая цену – 12 USD на сайте производителя, более чем в 2 раза ниже аналогичного комплекта от Pavla – неплохой выбор, только вот доступность этого американского набора у оставляет желать много лучшего.
Для любителей экстрапрозрачности бельгийская фирма PJ production выпускает хороший вакуумформованный фонарь под кодом PJ 481204. Стоит это удовольствие относительно недорого – чуток больше чем 3 британских рубля. Чтобы больше не возвращаться к этой фирме упомяну, что она производит конверсионный набор для превращения обычного F9F-2 в вариант F9F-2KD (самолета управления летающими мишенями), изображения содержимого этого набора за 12 евро я не видел, но судя по коробке туда входит и декаль. Вопрос с нишами шасси на этой модели также не прост. Они далеки от копийности, но нишы основных стоек самолета практически на всех фотографиях наполовину закрыты фюзеляжними створками, кстати, так и рекомендует сделать Trumpeter. Видимо, исходя из этой особенности, Pavla выпустила свой набор U48–22 только с передней нишей шасси и примыкающим к ней отсеком воздушных тормозов. В комплект включены и сами перфорированные поверхности тормозов. Правда, если сравнить этот щиток с фототравленым щитком от Eduard возникают подозрения в правильности щитков Pavla. Американский производитель Lone Star Models в своем наборе LSM 0331-Т поступил несколько иначе – кроме аналогичной детали ниша+отсек, даны и высокодеталированные ниши основных стоек, а вот самих тормозов у них нет. Цены отличаются несильно — Pavla U4822 – все те же 15.5 фунтов, а LSM – 21 USD. Часть наборов выпускаемых обеими фирмами не конкурируют между собой. У Pavla это PAVU4823 Control surfaces and Jet pipe — набор рулевых поверхностей и сопло двигателя в придачу за 7 фунтов, а также PAVU4824 Fuselage flaps – фюзеляжные закрылки и их отсек за 6 фунтов. Впрочем, для установки этого набора потребуется серьезное хирургическое вмешательство в пластик, так как на модели этот элемент выделен лишь расшивкой. Lone Star, в свою очередь, производит набор LSM 0329-M/T стоимостью 12 USD, включающий топливные баки на законцовках крыла Пантеры и саму законцовку плоскости, который годится для любой модели (в том числе и Revell-Monogram) Фирма Quickboost выпустила QB48121 Gun nose (Trumpeter) ценой в смешные 3.30 евро на сайте производителя. На картинке этот кусок носопырки смотрится очень даже замечательно, но при некотором осмыслении выплывают большие сомнения в ее необходимости. Во-первых, видимо, предполагается ее вживление в оригинальный, то есть абсолютно неправильный нос модели. Во-вторых, как я могу судить по Detail & Scale, подобные красиво торчащие пушечки с набалдашниками дульных тормозов были только на 10 конкретных истребителях с известными серийными номерами и измененным подводом боекомплекта к пушкам, у остальных истребителей были ничем не примечательные, практически утопленные в обтекатель стволы, прекрасно изготавливаемые из медицинских игл. Следовательно, оно нам надо? Как уже упомяналось, на поле усовершенствования F-9F отметилась еще одна фирма – Teknics. Увы, как и остальные торговые марки, вроде Cutting Edge, принадлежащие Meteor Productions, они умерли вместе головной компанией, поэтому приобрести эту продукцию достаточно сложно. Не рекламы ради, а только информации для, сообщу, что более-менее широкий выбор этой продукции впоследствии я обнаружил на AviationMegaStore, но цены Вас удивят, и весьма неприятно. Например, смоляной набор для истребителя ТК48086 F9F-2/3 Corrected nose стоит 21 евро, «мой» разведывательный ТК48090 F9F-2P Recce Corrected nose – 25 евро. Тем не менее посмотрим, что еще производилось этой компанией. Во-первых, это комплект TK48085 F9F 2/3 Corrected Outer Wing Set, который включает внешнюю (складную часть крыльев) и продается за 30 евро. TK48089 F9F-2/3 «Down & Dirty» Wing and Flap Set включает все из предыдущего комплекта, а также нижнюю часть крыла с фюзеляжным закрылком и основной нишей шасси, впрочем на фотографии эта ниша не выглядит шедевром. За это хозяйство просят почти 40 евро. Для любителей прототипов и пилотажников выпускался TK48088 XF9F and Early Blue Angels Conversion Set, с плоскостями без баков, за 33,5 евро. За 10 евро можно купить TK48087, который включает подфюзеляжный обтекатель антенны AN/ARA-25 UHF. Вообще я видел лишь один снимок Пантеры с такой антенной, видимо в основном они шли на F9F-8 Cougar, но написано, что антенна устанавливалась и на F9F-2/3, и на F9F-5. Набор универсален по «носителям» — подойдет и для Trumpeter/Hobbicraft, и для Revell-Monogram, и для F9F-8 от Fondierie Miniature. Итак, что же мы имеем в сухом остатке касательно модели F9F-2/2P/3 фирм Trumpeter и Hobbycraft? Первое и главное – все они имеют абсолютно «косячный» нос, причем речь не идет о миллиметре туда-сюда, а именно о серьезно нарушенном зрительном восприятии модели. То есть даже такой злобный враг милиметристов как я, считает, что этот косяк требует обязательного устранения. А с этим большие проблемы – фирма Teknics, производившая правильные носы, почила в бозе и найти эти смоляные комплекты уже трудно и однозначно дорого. Хотя, если ваш девиз — «мы за ценой не постоим!» — то еще возможно. Второй вариант применить очумелые ручки, килограмм шпатлевки и огромный рашпиль для наращивания родного носа. Третий – это как говорят скульпторы — взять кусок чего-нибудь и отсечь все лишнее. Для этих двух вариантов понадобится подходящий чертеж – причем этот вопрос не так прост, как думалось, по крайней мере относительно разведчика F9F-2P – готового чертежа мне найти не удалось. Фактически надо брать чертеж носа истребителя F9F-2, делать его внешние обводы, и потом по фотографиям размещать фотолюки. Ну, а вся остальная вышеперечисленная, как полезная, так и абсолютно безполезная, моделистская приблуда служит в основном для «облагораживания» или конверсии модели. И в этом Пантера ничем не отличается от остальных моделей – их все можно бесконечно улучшать, вопрос только в желании, умении, финансовых возможностях и наличии свободного времени. Мой личный вывод – кроме внутренней расшивки и большого количества модного «фарша» на рынке, F9F-2/2P/3 Trumpeter/Hobbycraft не имеет никаких реальных преймуществ перед древним, но геометрически более правильным, «длинноносым» F9F-5 от Revell-Monogram. Поэтому с F9F-2/2P/3 от Trumpeter лучше вообще не связываться, если не уверен в своей способности преодолеть проблему неправильного носа. Есть умение выстрогать новую носопыру и готов потратить на это время – честь, хвала и уважуха. Нет умения или времени на этот горький запил, но есть возможность заплатить – отлично, не парься и будь счастлив. Нет ни первого, ни второго, ни третьего, а модель уже лежит и ждет своего часа – плюнь на все, собери как есть, забыв об афтермаркете – просто получи удовольствие от процесса. Какой смысл наводить шикарный марафет на самолет, если его морда лица вовсе не похожа на прототип? Дмитрий Шевчук ака dagger. When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us. |
|
Снорри в 26.02.2010 - 23:22 Увы, на фото F9F-2P BuNo 123706 с авианосца Boxer. Пятерку буду искать - должна найтись!!!
Добавлено спустя 41 минуту 38 секунд: НАШЕЛЪ!!!! Книжка сквадроновская, USN aircraft carrier units vol 1, стр 60, два F9F-5P с Боксера, 1953 год. Бортовые номера 25 и 26, регистрации не разглядеть :) Эх, оригинал бы этой фотки - была бы реконструкция... Правда, это вроде не совсем Корея... А может, и не Боксер - не видно ничего :( А вот несколько более реальное фото: пятерка BuNo 126273, серебристая, на Принстоне, год не указан, но, кажется, 1953. В книжке Jet fighters of the US Navy part1 Early designs, стр 21. Собственно, вот оно: [url=http://www.postimage.org/image.php?v=Ts4M9I0][/url] Надеюсь, сим искупил я (хотя бы отчасти) грехи свои по поводу предыдущего ляпа... |
lavka в 27.02.2010 - 00:11 А там разве был этот экспериментальный окрас?
Если да, то очень интересный вариант! |
Снорри в 27.02.2010 - 00:43 А там разве был этот экспериментальный окрас?
Серебристые Пантеры в Корее были в изобилии, были даже две сине-серебристые. The Blue tail Fly и Vice Versa ;) Так что вполне вероятно, что на фото самолет из Кореи. Но точно сказать не возьмусь - не было меня там ;) |
lavka в 15.04.2010 - 01:14 Вот ещё на такой боковичек наткнулся, эх, как бы фото найти, проверить..
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aVc5qmi][/url] А пока, видимо, в качестве прототипа, остановлюсь на серебристом, главное верить, что он "с той войны")) |
Снорри в 15.04.2010 - 01:44 как бы фото найти, проверить..
Так я ж сверху ссылу давал, там, правда, отметок о вылетах больше. И номера на этот пантер неизвестно. Видал я недавно фото других ФотоПантер, но каких и были ли там номера - не помню. |
lavka в 15.04.2010 - 12:37 Снорри
А можно фотки в студию?)) Пожа-алуйста)) Добавлено спустя 8 минут 40 секунд: Ой, да, ещё хотел по статье добавить - вчера изучал картинки на эдиковский зум на F9F-2, и с радостью обнаружил, что они приборку дали на F9F-5, собственно, которая меня и интересовала.. подозреваю, что владельцев трамповских "двушек" это наоборот, не обрадует. Такое чувство, что они (Эдики) не долго думая, раскрасили старое травло, которое делали на монограмм.. И назвали "for trumpeter kit" :shock: |
Юрий_Тепсуркаев в 17.04.2010 - 10:38 А пока, видимо, в качестве прототипа, остановлюсь на серебристом, главное верить, что он "с той войны"))
По вере да воздастся [url=http://www.postimage.org/image.php?v=TsIpU7r][/url] |
lavka в 18.04.2010 - 00:03 По вере да воздастся
Юра, большое тебе, "блин, спасибо!" (с) ))) Душенька успокоилась, буду делать с него, видимо) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Код PP на хвосте - верная примета VC-61 Eyes of the Fleet, а там тока фоторазведчики были :)
Только это, естественно, двойка ;) Я облажался!