Я, как, наверное, и многие из моделистов-любителей весьма не избалован вниманием близких к своему хобби. Обычная реакция заключается в сочувствующей улыбке и фразах типа: «Чем бы дитя не тешилось…». Поэтому приятной неожиданностью стал для меня момент, когда друзья подарили мне на день рождения Tornado ECR от Revell в 1/144.
Надо сказать, что подарок пришелся как нельзя кстати: творческий застой от постоянных запилов и осенний авитаминоз требовали чего-то простого и яркого, а памяти была свежа еще недавняя монография по Торнадо в АиВе. Поэтому сразу же кинулся вскрывать традиционную ревелловскую коробку и раскладывать литники прямо на праздничном столе под умиленные лица присутствующих.
Краткий экскурс в историю.
Многоцелевой боевой самолет Tornado стал продуктом консорциума Panavia в составе английской фирмы ВАЕ, немецкой MBB и Aeritalia. Специально по немецким требованиям на базе основного варианта IDS (Interdiction strike)- ударного самолета был создан самолет прорыва ПВО Tornado ECR (первый полет - 18 августа 1988 года, принят на вооружение в 1989 году). Его оснастили весьма эффективной системой разведки и определения местоположения вражеских радаров, а также подвесной инфракрасной станцией FLIR. Пушки демонтировали. Основным оружием этого варианта стали противорадиолокационные 4-х метровые ракеты AGM-88 HARM. Для люфтваффе выпустили 35 таких машин. Позже еще 16 немецких и 20 итальянских Tornado IDS переоборудовали в вариант ECR.
В целом, несмотря на весьма неоднозначные оценки специалистов, «Торнадо» уже на протяжении без малого тридцати лет остается одной из лучших в мире платформ для применения самых различных видов оружия.
Kit
Мои познания в 144 масштабе до этого момента ограничивались донецким Боингом-707 из далекого детства, отлитого из радикально красного пластика, поэтому рассчитывал увидеть в коробке с десяток деталей и простенькую декаль. Но не тут то было!.. Моделестроительная индустрия 30 лет не стояла на месте и сделала качественный рывок в этом масштабе.
Итак, что мы имеем:
В традиционной ревелловской коробке с ярким boxart-ом, изображающим Торнадо люфтваффе в тигровой окраске, было два литника с основными деталями для варианта IDS, один дополнительный небольшой литник с подвеской для модификации ECR, прозрачный литник с фонарем, инструкция на четырех страницах и лист декали.
Литье из серого пластика отличного качества: облоя, недоливов, следов толкателей на видимых поверхностях нет, расшивка четкая, но как для 144-го масштаба несколько крупновата, утяжины удалось обнаружить только на НЧК в местах крепления осей для поворотных частей крыла. Остекление чистое и прозрачное, переплет довольно тонкий. Всего, если верить инструкции, набор состоит из 63 деталей – неплохо и для 72-го масштаба! Деталировка тоже вполне соответствует 72-ому масштабу: так кокпит собирается из восьми деталей, на миниатюрных приборных досках дано некое подобие приборов, ниши шасси с правдоподобным рельефом, довольно сложные основные стойки шасси также хорошо воспроизведены, поворотные части крыла и стабилизаторы можно сделать подвижными.
Конечно, не обошлось и без весьма предсказуемых для 144-го масштаба минусов: очень уж толсты стабилизаторы ракет и створок шасси.
Геометрию не проверял, а визуальное сравнение с чертежами и фото показало, что в целом все довольно похоже. Единственное, что бросилось в глаза, так это переразмеренный топливоприемный агрегат дозаправки в воздухе, и килевая антенна длиннее, чем надо.
Подвесное оборудование и вооружение представлено в наборе следующим:
- 2 ПТБ на 1500л.;
- 2 УР AGM-88A HARM на АПУ;
-2 УР AIM-9L Sidewinder;
- Контейнер BOZ для отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей;
-Станция РЭБ Cerberus III$.
Отдельно стоит остановиться на декали.
Декаль на два варианта:
1. б/н 46+35 1-ой эскадрильи, 32-ой истребительно-бомбардировочной эскадры с окраской на момент ежегодного конкурса боевых экипажей блока НАТО Tiger Meet в Камбре (Франция) 1994 г.
2. б/н 46+57 32-ой истребительно-бомбардировочной эскадры, авиабаза Лагерлехфельд, 2004 г.
Декаль очень подробная (аж из 48 элементов): цвета четкие, без искажений и смещений, обилие технических надписей и маркировок, несмотря на их микроскопические размеры. Немного размазаны полосы маркировок ракет AIM-88, но это так… придиризмы.
Последующая сборка показала, что подводные камни все-таки есть, но о них позже.
Инструкция традиционно ревелловская, на четырех страницах, с очень подробными схемами окраски и нанесения декалей.
Сборка
Сборка абсолютно никаких проблем не вызвала и заняла буквально два вечера. Шпаклевка понадобилась лишь на заделку пушечных портов.
Кабину собрал и окрасил как есть.
Поворотные консоли крыла решил сделать неподвижными, так как в противном случае надо оставлять щель в фюзеляже для уборки туда части ПЧК, которая заметно портит вид.
Поэтому крыло выставил на минимальный угол стреловидности, а щель, которая в действительности закрыта резиновым уплотнителем, закрыл полосами из фольги-самоклейки, с предварительно нанесенным на них рифлением. Несколько грубовато и не масштабно, но лучше чем зияющие дыры.
Укоротил килевую антенну, сточил стабилизаторы ракет и подвесных баков.
В инструкции не отражен тот факт, что Sidewinder-ы на АПУ крепятся к внутренним пилонам под углом. Это я заметил на чертежах и фото уже тогда, когда приклеил ракеты к пилонам под прямым углом, а выламывать их оттуда уже стало очень проблематично, поэтому решил так и оставить.
Окраска
Изначально мне захотелось поставить на полку яркого «тигра», но смущало то, что найти 46+35 именно в этой окраске никак не удавалось. Хотя весьма подробная инструкция производителя по окраске давала понять, что все-таки она имела место быть. Этот борт за свою службу уже три раза менял окраску, но попадались все кроме искомой. Уже начал было склоняться к другому варианту, как удалось разыскать два фото с искомой окраской.
Первый раз перед мною стояла задача разместить на модели, размером чуть больше спичечного коробка, 15 цветов. И если сборка модели заняла два вечера, то окраска порядка 8 вечеров.
Использовал грунт Mr. Hobby (белый), водорастворимые краски Akan и Hobby Color,
Так как переплет на фонаре довольно тонкий, то решил в первый раз в качестве масок использовать самоклеющуюся фольгу. Расшивку переплета на ней хорошо проявилась и было удобно вырезать. Пожалел о своем выборе тогда, когда пришел черед снимать маски- весь фонарь был мутный от клеевого слоя, оставшегося на прозрачном пластике. Сухие и влажные салфетки абсолютно не помогли, поэтому пришлось оттирать клей спиртом, что пагубно сказалось на окрашенном переплете. Делать нечего – сделал маски уже из тамиевского скотча и перекрасил переплет.
После окраски задул глянцевым лакомMicroscale Gloss.
Наступил черед перевода декалей и здесь наткнулся на проблемы, о которых говорил выше: мало того, что подложку декалей до конца не смогли победить Set вместе с Sol-ом, так и производитель решил, что нанести миниатюрные в таком масштабе тигриные полосы на агрегат дозаправки проще окраской, чем декалью!
Пришлось уже на практически готовой модели делать микроскопические маски из тамиевского скотча и задувать недостающие полосы.
Модель решил сильно не пачкать – парадная машина как никак.
Затонировал ниши и стойки шасси с помощью тонировочного пигмента 96013 от Akan-a . Им же слегка попачкал брюхо и сопло. Расшивку не выделял, так как она довольна глубока для этого масштаба. Не удержался таки, и «закоптил» киль от реверса двигателей, что является очень характерной чертой для Торнадо. В итоге все задул полуглянцевым акановским лаком.
Итог
А итог таков: получено море удовольствия от работы, модель на полке яркими красками разгоняет серое уныние за окном.
Несмотря на мелкий масштаб, крайне рекомендовал бы сей набор новичкам: при малых финансовых затратах и небольших усилиях можно получить довольно сносный результат. А если приложить руки, то может выйти и образец, достойный и более крупных масштабов!
С дебютом! Отличная модель! Особенно впечатлило последнее фото со спичкой :)
Придраться не к чему. Единственное, по-моему немного неровно переплет окрашен, но могу и ошибаться - фото мелкие (впрочем, сама модель тоже небольшая).
Слишком глянцевая, но для парадной это нормально.
Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
И еще, диски носового шасси на фото белые, а у вас серые.
Но, от меня плюсик.
Хорошая модель, для 144го масштаба выполнена аккуратно. Удачи в дальнейшем!
Спасибо!
И еще, диски носового шасси на фото белые, а у вас серые.
Но, от меня плюсик.
Спасибо за отзыв и за "+"! :grin:
Диски на модели белые, но может быть с тонировкой перестарался немного, хотя на активно эксплуатирующихся машинах диски, стойки и ниши шассии довольно "чумазые".
Тема: Revell 1/144 Panavia Tornado ECR - Ti...(#2268) - обсуждение
С дебютом! Отличная модель! Особенно впечатлило последнее фото со спичкой :)
Придраться не к чему. Единственное, по-моему немного неровно переплет окрашен, но могу и ошибаться - фото мелкие (впрочем, сама модель тоже небольшая).
Слишком глянцевая, но для парадной это нормально.
Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
И еще, диски носового шасси на фото белые, а у вас серые.
Но, от меня плюсик.