Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Eduard 1/32 Messerschmitt Bf-109E

Когда появились первые слухи, что чешская фирма Eduard готовит к выпуску новую модель Bf-109E, одни коллеги оживились (Ну вот! Ещё один "мессер"! Ну наконец-то!), другие вздохнули (Ну вот! Ещё один "мессер"? Сколько можно?!). Но всем было интересно, что же сделают чехи на этом паханом-перепаханом поле "мессеростроения". А сделали они чудо. Причём, логичнее это слово взять в кавычки. Вот так - "чудо"...

В этот раз у меня получилась не совсем обычная статья о собранной модели, а эдакий симбиоз обзора и описания сборки. Часть этого текста была использована в публикации в журнале М-Хобби, здесь же привожу полный вариант, исправленный и дополненный новыми фотографиями. В результате, текста многовато, за что я извиняюсь перед теми коллегами, кому было не интересно читать всю ту ерунду, которую я тут понаписал.

Итак, начали...

Комплект содержит литники с деталями из пластика светло-коричневого цвета, литник с прозрачными деталями, два скромных листика фототравления (как же без этого фирменного аксессуара?!), листок с самоклеящимися масками для защиты остекления кабины при окраске и декаль. Инструкция выполнена в виде книжицы формата А4, на страницах которой подробно показан процесс сборки, схема нанесения декалей с техническими надписями и 4 варианта оформления готовой модели. Все цвета указаны в номерах палитры красок фирмы Gunze.

Качество пластиковых деталей хорошее - дефектов литья совсем немного, смещений почти нет, присутствует минимальный, легкоудаляемый облой. Мелкие детали отлиты отлично, но вот на верхних половинках крыла имеются неприятные утяжины в районе посадочных мест стоек шасси. Расшивка на деталях тонкая. Очень аккуратно имитированы заклёпки. Детали остекления выглядят отлично – тонкие, чистые, почти идеально прозрачные, отсутствуют какие-либо дефекты.
Платы фототравления содержат элементы деталировки кабины и сетки для радиаторов системы охлаждения двигателя и маслорадиатора. Большинство деталей интерьера уже окрашены и требуют только аккуратной установки.

Декаль отпечатана фирмой Cartograf и превосходна по качеству печати, что неудивительно. Все, даже самые мелкие надписи, чёткие, смещения цветов нет вовсе.
Деталировка кабины сделана довольно подробно, рабочее место пилота собирается легко, благо, инструкция подробно и доходчиво поясняет весь процесс сборки. Некоторые детали интерьера сделаны на плате фототравления. Приборная доска собирается по принципу бутерброда и уже окрашена, поэтому никаких сложностей вроде прорисовки шкал приборов нет в принципе. Можно, конечно, взять имеющийся в наборе аналог доски в пластике и нарисовать приборы самостоятельно, но это, как говорится, на любителя. Аккуратно собранная, окрашенная и тонированная кабина выглядит очень здорово, но ещё остаётся широкий простор для самостоятельной доработки всевозможными шлангами, трубками, проводами и т.п.

Eduard 1/32 Messerschmitt Bf-109EEduard 1/32 Messerschmitt Bf-109E

«Движок» DB-601 собирается почти из 30 деталей и выглядит превосходно. Вот только выхлопные патрубки отлиты с «глухими» выходными отверстиями и их необходимо дорабатывать, что не очень удобно – патрубки имеют квадратное сечение. Желающим раскапотировать силовую установку остаётся только добавить отсутствующие магистрали и проводку. Если нет желания нарушать характерный облик «мессера» «снятыми» капотами, то двигатель можно сделать как отдельный объект, например, на ложементах в ящике для транспортировки. Впрочем, всё зависит от желания и фантазии. Кстати, производитель также предлагает имитацию пулемётного отсека и патронных ящиков.

Собираемость моделей Eduard уже стала притчей во языцех – при внешней красоте и аккуратности деталей, их стыкуемость, в ряде случаев, мягко говоря, довольно проблематична. Но, насколько я знаю, это не относится к моделям самолётов периода Первой мировой войны. В данной модели узкое место тоже есть – это стык нижней части центроплана с фюзеляжем. Кроме неприятной, но небольшой ступеньки, за масляным радиатором образовалась ещё и щель. Пришлось заполнять это место листовым полистиролом. Процесс несложный, но неприятный – на модели современной разработки, да ещё совсем не дешёвой, подобного встречать совсем не хочется… Вследствие всего вышесказанного, была применена шпаклёвка и зачистка наждачной бумагой проблемных мест. Так же были ликвидированы утяжины над креплениями основных стоек шасси. В результате, местами пропала расшивка и исчезли «заклёпки».

Крыло собирается довольно просто, без проблем и недоразумений. Единственное, что хочу посоветовать, так это немного изменить порядок сборки – сначала приклеить к фюзеляжу нижнюю часть крыла, а уже потом верхние. Таким образом, можно минимизировать проблемы стыковки крыла и фюзеляжа в районе зализов, ведь это место очень неудобно в плане шпаклевания, зачистки и восстановления расшивки и «заклёпок».

Вообще, имитация заклёпок на модели сделана очень приятно и аккуратно, но немало этой красоты «погибает» в процессе зачистки клеевых швов, а восстанавливать «заклёпки» дело долгое и нудное. Это можно делать маленьким сверлом, но я просто накатал пропавшие участки с помощью ревитера. Правда, новый «клёп» отличается от оригинального и шагом, и диаметром точек, но незначительно.
Откровенно не понравилась имитация обшивки на рулевых поверхностях. Мало того, что очень преувеличено провисание полотна, так ещё показана грубая «прострочка» поперёк элеронов, закрылков и рулей. По-хорошему, всё это безобразие надо удалять с помощью шпаклёвки и наждачной бумаги. В наборе фототравления предлагаются тяги руля направления, тонкие и изящные, но не совсем правильные – настоящие тяги круглого сечения, но никак не плоские. Поэтому, их лучше сделать из тянутого литника или проволоки, благо, это совсем не сложно.

Основные стойки шасси сделаны неплохо и требуют только добавления имитации шлангов тормозной системы. Створки ниш масштабной толщины, имеют рельеф на внутренней стороне и аккуратную имитацию заклёпок. Колёса собираются из трёх деталей каждое - покрышка, лицевая и обратная стороны диска, что очень удобно при покраске. Хвостовая опора отлита одной деталью, но неплохо проработана, а, для удобства её покраски, в наборе масок предусмотрены два колечка для защиты диска при окраске покрышки.

Остекление кабины радует своей чистотой и устанавливается буквально «на щелчке» - нет необходимости подгонять детали, а откидная часть фонаря отлично держится на своем месте за счёт трения!
Фототравлением выполнены пластины крепления антенны. Надо только рассверлить в них отверстия под нить и приклеить одну пластину на мачту антенны, а другую - на вершину киля.
После наклеивания масок на остекление и защиты внутренних полостей обтекателей радиаторов и ниш основных стоек шасси, на модель нанесён слой белого грунта Tamiya. При окраске использовались эмали Tamiya XF-27 «Black Green» (кок и лопасти винта) и XF-18 «Semi Gloss Black» (диски колёс), Акан 81025 «RLM02 Grau» (этой же краской окрашивались и внутренние поверхности), Gunze №17 «RLM71» и №115 «RLM65», акриловая Tamiya XF-69 «NATO Black» (покрышки колес шасси).

Eduard 1/32 Messerschmitt Bf-109E

После окраски, был нанесён слой глянцевого акрилового лака. Из 4 предлагаемых вариантов оформления, был выбран вариант камуфляжа, пожалуй, самый характерный для ранных Эмилей - с высокой линией раздела цветов на фюзеляже и без тёмных пятен на бортах, а именно жёлтый «11» с красным гриффоном в районе кабины. Декали прекрасно легли на поверхность, лишь местами самые «непослушные» участки пришлось приварить с помощью изопропилового спирта. Ещё один слой акрилового лака сделал невидимыми лаковые поля изображений.
Масляными красками, разведёнными бензином для зажигалок Zippo, сделана смывка и тонировка расшивки, которые были закреплены финишным покрытием Акан 84025 с осветляющим эффектом. Следы эксплуатации (потёки, копоть) имитированы пигментами Tamiya и MiG Production. Выхлопные патрубки открашены акрилом Model Master и натёрты пигментами ржавого оттенка.
Антенна сделана из бисерной нити, добавлены «изоляторы» из тянутого стержня ватной палочки. Сложнее всего было изготовить обтекатели на нити в виде колокольчиков. После рассмотрения различных вариантов, был выбран следующий – на листе тонкого полистирола (крышка от какого-то быстросупа) с помощью зажигалки нагрето пятно и в его центр быстро вдавлена зубочистка. После остывания, получается большая тонкостенная воронка, от которой отрезается самый кончик. В него продевается нить и готово.

Предварительный вывод таков. Набор очень интересный, вполне заслуживает внимания, а, при небольшом приложении усилий, можно получить красивую модель знаменитого немецкого истребителя, одного из героев начального периода Второй мировой войны и «Битвы за Британию». Но вся проблема в том, что, в этом случае, модель будет только просто "красивая". А что же с копийностью?
И оказалось, что поставить окончательный диагноз значительно труднее… Есть большие вопросы к соответствию модели прототипу, т.е. к тому качеству, которое позволяет модели называться копией. Насколько чешская новинка соответствует своему оригиналу, попробовал разобраться Александр Шпигунов (Alexander), знающий предмет не понаслышке – именно он принимал (и принимает!) участие в разработке линейки моделей Bf-109G в 148 знаменитой украинской фирмы UM.

«Появление любой новой модели всегда вызывает дискуссию о ее масштабном соответствии прототипу. Параллельно, (и регулярно!) всплывает вопрос о точности чертежей. Появление новой модели Мессершмитта 109 всегда вызывает гамму реакций: интерес, удивление – «зачем еще один Мессер?», недовольство сходством (или несходством) с прототипом. Вот и появление нового 109-го модификации Е от Эдуарда привело к дискуссиям среди моделистов всего мира. В русскоязычном интернете накал стоял такой, что едва не начали плавиться клавиатуры у спорщиков. После некоторого успокоения решено было сравнить и рассмотреть модель внимательнее.
Поскольку герой этой статьи к этому моменту был уже собран и окрашен, то пришлось взять для препарации еще один экземпляр модели, но только в варианте Е-4 – более свежее предложение чешской фирмы. Различные модификации модели, на самом деле, представляют собой одинаковые комплекты литников, отличающиеся только коробкой, декалью и инструкцией. Модель для обзора предоставлена киевским моделистом С.Фурсой.

Ближайшее рассмотрение на предмет копийности дало, увы, не слишком приятные результаты. Для анализа геометрии модели были использованы несколько чертежей из доступных печатных источников - это чертеж D. Carrick (хорошо известен по журналу Аэромоделлер), не слишком точный, но сделанный по замерам трофейного 109Е-3 чертеж Paul Matt из Historical Aviation Album, два японских чертежа - из сборника чертежей самолетов 2МВ и из публикации Aero Detal Bf-109E, чертежи Koichiro Abe на Bf-109F и Bf-109G-6 – эти взяты по причине достаточного соответствия менее доступным материалам, которые также использовались – это несколько книг «Техописаний ЦАГИ» на Bf-109Е-3 и бескорыстно предоставленные Мансуром Мустафиным фрагменты заводских чертежей 109-го. По поводу чертежей широкодоступных – за исключением работ Koichiro Abe, они в разной степени отличаются от заводской документации и, соответственно, друг от друга. Потому естественно главный акцент был сделан на материалы ЦАГИ и заводскую документацию. Подготовка чертежей по этой, достаточно достоверной, информации занимает время, а потому проиллюстрировать статью ими не удалось. Также были использованы модели фирмы Хасегава в 32-м масштабе:Bf-109G-2 и Bf-109G-6 – они достаточно близки к заводской документации.

Замеры производились штангенциркулем с точностью до 0,1мм, разметочной линейкой с разбивкой 0,5мм и старинным геодезическим транспортиром. Поскольку модель при замерах не снималась с литников, то могут быть некоторые отклонения размеров, не влияющие на саму суть оценки.
Первый взгляд на фонарь, ведь именно он вызвал первую волну критики, и, как показывает справедливой. Размеры остекления явно не соответствуют оригиналу. Так по вырезу фюзеляжа он уже примерно на 0,8мм (и это хорошо заметно) и выше (по откидной части) почти на 2 мм. Да и длина средней части, например, на те же 0,8мм больше. Изучение этой проблемы привело к тщательному изучению фюзеляжа.
Вот тут и проявились главные проблемы модели – геометрия фюзеляжа имеет значительные отклонения от реальности. Высота фюзеляжа по первому, за кабиной, шпангоуту (шп.№2 по заводской нумерации) должна составлять 1288мм – это 40, 25мм в масштабе 1:32 и почти 42мм на модели, а образующая верхней поверхности фюзеляжа проходит выше, чем нужно, до шп.№7. Разница по высоте в зоне шп.№3 и 4 достигает почти 3 мм. Нижняя образующая также неправильна – вместо перехода в почти плоское «брюхо» под кабиной и небольшие «уплощение» за зализом крыла, на модели шпангоуты эллиптического сечения переходят в такую же неправильную поверхность задней части низа фюзеляжа и снова появляются в месте стыка с нижним капотом двигателя.
Сам фюзеляж в зоне кабины (мидель) немного уже и на почти 3 мм выше. Единственным слабым утешением является правильная длина основной секции – от противопожарной перегородки до шп.№ 9 – 162 мм (5184мм в натуральную величину), что совпадает с 5182мм по заводской документации и 5200мм по замерам ЦАГИ(эта разница укладывается в допуски на настоящий самолет и может зависеть от точек, выбранных для замеров) . Сечения фюзеляжа также имеют значительные отклонения – так ширина по шп.№ 2 у модели составляет 24,2 мм, что, примерно, совпадает с 780мм (24,375мм) по строительной горизонтали самолета(СГС), но максимальная ширина шпангоута составляет 795мм(24,84мм) и расположена на 120мм ниже СГС . Это на первый взгляд небольшое отличие вызвано тем, что сечение модели слишком округлое по низу и имеет уплощенные образующие выше СГС. И это же, в сочетании с завышенной образующей «спины» приводит к появлению «раздутия» в районе шп.№ 2-5.

Сечения нижнего капота двигателя не совпадают ни с документацией , ни с фото машин из английских музеев. Верхний капот ближе к реальности, но имеет уплощенные боковые поверхности. После всего этого намного лучше выглядит крыло, вернее его консоли – угол стреловидности по передней кромке около 4 градусов , корневая хорда у модели 68мм (по документам 2143мм или 66,97мм в масштабе), концевая хорда (без законцовки)- у модели 32,5мм (у реального самолета 1050мм или 32,8мм в масштабе).

Но центральная часть нижней детали крыла имеет искажения, упомянутые при рассмотрении фюзеляжа. Также неудачными выглядят обводы обтекателей на крышках отсека вооружения в крыле. Радиаторы, расположенные под крылом, имеют рубленую форму, будучи в реальности более изящными, с плавными переходами. Вызвала вопросы и величина поперечного V , но без снятия с литников правильно замерить угол было затруднительно. Киль и руль направления по обводам больше соответствуют модификации F, особенно киль. Все выступы по нижнему капоту имеют очень четкие формы, будучи в реальности довольно плавными .Диски колес примитивны даже для 72-го масштаба.

После открытия всех этих неточностей и ошибок, дальнейшее изучение модели стало утомительным. К «начинке» - интерьеру, нишам и двигателю особых претензий, на первый взгляд, не обнаружено, но «копать» глубже особого смысла уже не имело. Эти мелочи опытный моделист может дорабатывать до бесконечности.»

Итак, какой вывод можно сделать из всего написанного выше? Прежде всего, возникают два вопроса:
1. Можно ли исправить недостатки?
2. Стоит ли, вообще, строить эту модель?
И ответы, которые мы можем дать:

1. Исправление весьма затруднено, «малой кровью» тут не обойтись. Поэтому, наилучшим решением будет замена фюзеляжа или, как минимум, изготовление копии хвостовой части из эпоксидной смолы, используя в качестве мастер-модели Bf-109G-2 или Bf-109G-6 от фирмы Hasegawa, откуда можно позаимствовать и скопировать вставку низа фюзеляжа. Капоты можно доработать с помощью эпоксидных композиций, типа «Миллипут» или «Эпоксилин». Также надо изготовить новый фонарь, для передней детали которого может служить заготовкой лишняя деталь из хасегавовского набора. Ну, и так далее…

2. Если же абсолютная точность не требуется, то сборка этого «мессера», без особых вмешательств и доработок, будет довольно приятной и достаточно несложной. В итоге, получится модель, хотя и не соответствующая прототипу по геометрии на все 100%, но все-таки, в результате, представляющая Messerschmitt Bf-109Е. И это будет именно знаменитый «Эмиль», ставший символом Люффтваффе начала 40-ых годов XX века.
Eduard 1/32 Messerschmitt Bf-109EEduard 1/32 Messerschmitt Bf-109E
Модель получилась, мягко говоря, противоречивая. Рекомендовать могу тем, кому безразлична копийность, а хочется просто отдохнуть на сборке модели знаменитого самолёта. Тем же, кто ставит соответствие во главу угла, советую или взять эту модель и пилить-лепить-заменять, или отказаться от этого 109Е в пользу Hasegawa.
Eduard 1/32 Messerschmitt Bf-109EEduard 1/32 Messerschmitt Bf-109E
И всем, без исключения, предлагаю посмотреть на фото того, что получилось у меня после приложения минимальных усилий. То есть, в результате самой настоящей изкоробочной сборки в своё удовольствие.

Демченко Вячеслав.

Eduard 1/32 Messerschmitt Bf-109EEduard 1/32 Messerschmitt Bf-109EEduard 1/32 Messerschmitt Bf-109E
Eduard 1/32 Messerschmitt Bf-109EEduard 1/32 Messerschmitt Bf-109EEduard 1/32 Messerschmitt Bf-109E

» Информация о статье
Просмотров: 20879
Опубликовано:
mmoustaf в 22.10.2009 - 15:40
Это если судить по надписи на bf-109.com

А если судить по фотографии. то непонятно вообще, а по списку потерь - то Е-1

Добавлено спустя 2 минуты 50 секунд:

Но что самое интересное, Е-4 с таким обозначением был, но чуть позже, - это был Е-4/B 11+I (прилетел на замену Бризе), который столкнулся с 3+| 5-го ноября 1940. От него пилон остался.

А Бризе - потеряли 24 августа 1940 года.
Вячеслав_Демченко в 22.10.2009 - 15:48
...а должен быть Е-4
Кому должен? ;-)
Может, Эдик, вместе с фюзеляжем, изменит и деку с инструкцией? Кто знает...
CTS в 22.10.2009 - 16:32
Это если судить по надписи на bf-109.com
А если судить по фотографии. то непонятно вообще, а по списку потерь - то Е-1
Почему только bf-109.com? Колдуэлла ещё посмотри, по списку потерь - то Е-4. Я поэтому и сказал, о Е-4. Ну и то, что, машины, проходящие в потерях как единички, на фотках уже перевооружены пушками, то же факт известный. Ты сам сильно веришь, что он в первой линии, в августе 40-го, ещё на пулемётном летал? Я за тот период, в 26-й, ни одного пулемётного не нашел. Собственно разговор не о этой модели. Мне просто интересно стало, с каких пор, ты начал крайне сомнительные, ни чем не подтвержённые деки отстаивать? просто действительно интересно было.

Это всё конечно без относительно собранной модели. Что делает фирма, и что переводят на модель моделисты, это их дело, я не об этом- у самого такие, «сделанные по боковику» есть :mrgreen:


ЗЫ. А у Акана два отличных друг от друга по цвету набора 70/71.(По крайней мере было когда-то) Один как раз очень зелёный.
mmoustaf в 22.10.2009 - 20:42
Я не отстаиваю, я по Барбасу сужу.

Aircraft of the Luftwaffe Fighter Acess первый том стр 149.


У Колдуэлла это в истории 9./JG26? Да, вижу, там написано E-4
УченикЧкалова в 25.10.2009 - 20:04
Должен сказать, что, к счастью, удалось воочию увидеть работы Славы. Согласитесь, судить о модели только по фото - дело немного лукавое...
Но что однозначно присутствует (про модель Эдуарда как таковую - это не здесь, ветка о работе нашего уважаемого коллеги) - очень чистая работа, выполненная не просто с любовью, но с душой. Единственное, что хотелось бы пожелать - снимать на нейтральном фоне. Причем даже от силы отраженного свет а сильно зависит цветопередача - издалека на "автомате" снятая модель выглядит на белом фоне более темной, чем при более близком экспонировании (выкладываю свои попытки съемки для иллюстрации). Так что дискутировать об оттенках (не о цвете как таковом) не особенно коректно. А этот мессер - образец чистой, фирменной работы Славы.


Zhevnerov в 25.10.2009 - 20:18
А этот мессер - образец чистой, фирменной работы Славы.
Какого именно? :grin:
Сперва был Ме-109, а теперь уже в 110 переродился. :lol:
УченикЧкалова в 25.10.2009 - 20:36
Какого именно?
Этот 110 - просто иллюстрация изменения цвета- только лишь от расстояния сьемки, к теме дебатов об оттенках...
omega в 25.10.2009 - 20:54
Две фотографии одной модели с разной цветопередачей - лишнее подтверждение бессмысленности дебатов о правильности цвета... :wink:
С уважением - Олег.
Zhevnerov в 25.10.2009 - 21:16
Этот 110 - просто иллюстрация изменения цвета- только лишь от расстояния съемки, к теме дебатов об оттенках...

А понял. :oops:
Так это каждому должно быть ясно, кто свои модели фотографирует. я постоянно этот эффект замечаю при съемке, и последующей обработке фотографий.
Вячеслав_Демченко в 25.10.2009 - 21:30
Саша, спасибо за добрые слова и за поддержку! :grin:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy