Представляю обзор на единственную существующую модель легкого крейсера типа Светлана – Червону Украину. Рассмотрим повнимательнее модель крейсера, ставшего первым новым крейсером Советского флота, но оставшегося в тени своих известных собратьев – Гвардейских крейсеров Красный Кавказ и Красный Крым. Здесь будет как про модель, так и про историю самого корабля.
Легкие крейсера типа Светлана
В июне 1912 г. была утверждена «Программа усиленного судостроения флота 1912-1916 гг.» в которую помимо линейных крейсеров Измаил, эсминцев типа Новик, подводных лодок типа Барс вошли и 6 легких крейсеров – 4 для Балтийского флота и 2 для Черноморского флота. Проект крейсеров для Черноморского флота немного отличался в мелких деталях и нюансах от крейсеров для Балтики, и в целом это позволяло выделить 2 подтипа в рамках одного типа крейсеров.
19 октября 1913 г. на заводах Руссуд и Наваль в Николаеве были заложены крейсера для Черноморского флота: Адмирал Нахимов и Адмирал Лазарев. 24 ноября 1913 г. на Русско-Балтийском заводе в Ревеле были заложены крейсера для Балтийского флота - Светлана и Адмирал Грейг, а 16 ноября на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге заложили крейсера Адмирал Спиридонов и Адмирал Бутаков. 11 ноября 1915 г. на заводах Руссуд и Наваль заложили дополнительные 2 крейсера по программе спешного усиления Черноморского флота 1914 года – Адмирал Корнилов и Адмирал Истомин.
Первым был спущен на воду Адмирал Нахимов – 24 октября 1915 г. За ним последовала Светлана 28 ноября 1915 г. Следующие крейсера уже сильно отставали по срокам готовности и были спущены на воду только в 1916 г. – со третий попытки был 8 июня 1916 г. был спущен Адмирал Лазарев, 23 июля 1916 г. Адмирал Бутаков, 27 августа 1916 г. Адмирал Спиридонов и 26 ноября 1916 г. – Адмирал Грейг.
Постройку первых 6 крейсеров первоначально планировали завершить в 1915-1916 гг., но начавшаяся Первая Мировая Война и нехватка агрегатов и узлов, заказанных в Германии, постоянно сдвигали эти сроки. Накануне Революции, постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 г. была приостановлена постройка 6 крейсеров из 8. Разрешалось проводить достроечные работы только на Светлане и Адмирале Нахимове. В ноябре и декабре 1917 г. при эвакуации из Прибалтики корпуса Светланы и Адмирала Грейга на буксирах привели из Ревеля в Петроград вместе с материалами, заводским оборудованием, запчастями и рабочими Русско-Балтийского завода. Достройка Светланы продолжалась на Адмиралтейском заводе до марта 1918 г., пока не прекратилась на готовности в 80%. Корпус крейсера Адмирал Корнилов был спущен на воду 28 октября 1922 г. для того, чтобы освободить стапель. А вот корпус крейсера Адмирал Истомин так и остался на стапеле завода Наваль и был разделан на месте на металл в 1920-х годах.
В 1923 г. было принято решение достроить 6 из 8 заложенных крейсеров по первоначальному проекту. Адмирал Нахимов был переименован в Червону Украину, Светлана в Профинтерн, Адмирал Лазарев в Красный Кавказ, Адмирал Бутаков в Ворошилов. Но нехватка средств, ресурсов, агрегатов, затягивание сроков сдачи кораблей и одновременное их устаревание на фоне современных крейсеров позволили достроить по первоначальному проекту только Червону Украину в 1927 г. и Профинтерн в 1928 г. Красный Кавказ был перестроен по измененному проекту и вступил в строй только в 1932 г., Ворошилова планировали достроить по измененному проекту со 180-мм орудиями в башнях, но при инспекции корабля выяснилось, что на 2 из 4 роторов турбин высокого давления есть трещины. В условиях нехватки финансирования, наличие подобных дефектов решило судьбу корабля, а выделенные средства были перенаправлены в достройку Красного Кавказа. После этого, в 1928 г. Ворошилов был передан на хранение Кронштадтскому порту в состоянии 40% готовности. В течение следующих лет прорабатывались различные проекты достройки в качестве вспомогательного корабля – минного заградителя, глиссероносца. В конце 1930-х годов его собирались достроить в качестве учебного крейсера, был разработан проект переоборудования корабля в учебный крейсер проекта 78, кораблю дали новое имя – Аврора. Но в январе 1941 г. достройка корабля была отменена из-за неудовлетворительного состояние проржавевшего корпуса и большого объема работ, сравнимого с постройкой нового крейсера. Имя Аврора перешло новому крейсеру проекта 68, закладка которого планировалась в 1941 г. 25 апреля 1942 г. при стоянке в Ленинградском порту от попадания в подводную часть снаряда и близких разрывов нескольких авиабомб корпус бывшего крейсера Адмирал Бутаков затонул с большим креном на борт. В 1948 г. его корпус был поднят и в 1952 г. разделан на металл.
Корпуса двух спущенных и недостроенных крейсеров Адмирал Грейг и Адмирал Спиридонов было решено достроить в качестве танкеров. После Гражданской войны на Черном море не хватало танкеров, поэтому для решения этой проблемы решили приспособить 2 ненужных корпуса. При перестройке корпусов крейсеров в танкера, были демонтированы надстройки, котлы, турбины, а в качестве силовой установки были установлены коломенские дизели. Адмирал Грейг был переименован в Азнефть, а Адмирал Спиридонов в Грознефть. Оба танкера вступили в строй в 1926 г. Но карьера их была недолгой. Конструктивные особенности, позволявшие им быть хорошими крейсерами, не делали их хорошими танкерами – корпуса оказались слишком слабыми для большой массы грузов. Уже в 1934 г. Грознефть стал несамоходной баржей в Мариуполе, где был затоплен в октябре 1941 г. В 1942 г. корпус был поднят немцами и превращен в бункер, затем снова затоплено при отступлении из города. В 1944 г. корпус был повторно поднят и до 1952 г. использовался как бункеровочное судно.
Азнефть 23 декабря 1937 г. был выброшен штормом на волнолом в Туапсе.
В 1929 г. крейсер Профинтерн вместе с линкором Парижская Коммуна был переведен с Балтики на Черное море. В 1939 г. Профинтерн был переименован в Красный Крым. Великую Отечественную Войну все 3 достроенных крейсера этого типа встретили вместе. Но только Красный Крым и Красный Кавказ прошли всю войну, стали Гвардейскими крейсерами и обессмертили свое имя. Оба крейсера после войны стали учебными кораблями. Весной 1952 г. Красный Кавказ стал кораблем-целью и был потоплен 21 ноября 1952 г. у мыса Чауда при испытаниях крылатой ракеты КС-1. Красный Крым 7 мая 1957 г. стал опытовым судном ОС-20, а 18 марта 1958 г. был превращен в плавказарму ПКЗ-144 и через год был сдан на слом.
Червона Украина не пережила войну, она затонула 13 ноября 1941 г. у Графской пристани в Севастополе в результате полученных повреждений в ходе авианалетов 12 ноября 1941 г. Крейсер так и остался в тени двух своих Гвардейских собратьев.
История корабля
Крейсер Адмирал Нахимов был заложен 19 октября 1913 г. на заводе «Русского судостроительного общества» (Руссуд) в Николаеве. Спущен на воду 24 октября 1915 г. В конце 1917 г. после Октябрьской Революции работы по достройке крейсера были остановлены. Степень готовности корабля была высокая, более 70%: была смонтирована вся энергетическая установка с большей частью вспомогательных механизмов, установлены мачты, трубы. В январе 1920 г. крейсер был отбуксирован белогвардейцами в Одессу, где был брошен в виду невозможности дальнейшей буксировки в Севастополь и Константинополь из-за отсутствия достаточно мощных буксиров. В конце 1920 г. после возвращения Одессы, Адмирал Нахимов был снят с мели в Одессе и отбуксирован обратно в Николаев. Там он находился на хранении, пока 1 апреля 1923 г. не было принято решение о достройке корабля. Тем временем, 7 декабря 1922 г. Адмирал Нахимов был переименован в Червону Украину, что дало возможность совету народных комиссаров УССР 8 мая 1923 г. выделить дополнительные средства на достройку корабля и взять шефство над ним. Работы на крейсере возобновились в апреле 1923 г. на Николаевском заводе им. А.Марти (бывший Наваль). С конца 1924 по конец 1925 года шли обсуждения по какому проекту достраивать крейсер: первоначальному и измененному с артиллерией в башнях и новыми торпедными аппаратами на палубе. В итоге было принято решение о достройке корабля по первоначальному проекту, но с небольшими корректировками. Устаревшие 63,5-мм противоаэропланные пушки были заменены на 75-мм зенитками на станках Меллера, а также усилено торпедное вооружение палубными трехтрубными 457-мм торпедными аппаратами. В конце апреля 1926 г. достроенный крейсер начал швартовые испытания, после чего, в мае 1926 г. его ввели в док для осмотра, окраски корпуса и днища. 13 июня 1926 г. крейсер приступил к ходовым испытаниям, которые завершились 7 декабря 1926 г. 21 марта 1927 г. Червона Украина официально вошла в состав возрождающегося Черноморского флота.
С 27 мая по 7 июня 1928 г. крейсер в сопровождении эсминцев Петровский (бывш. Корфу), Шаумян (бывш. Левкас) и Фрунзе (бывш. Быстрый) совершил дружественный визит в Стамбул. 24-25 июля 1929 г. крейсер совершил поход из Севастополя в Сочи вдоль берега Крыма и Кавказа со Сталиным и Орджоникидзе на борту. С 2 по 16 октября 1930 г. крейсер вместе с эсминцами Незаможник (бывш. Занте) и Шаумян (бывш. Левкас) участвовал в походе в Средиземное море с посещением Стамбула, Мессины и Пирея. В октябре 1931 г. участвовал в осенних маневрах МСЧМ (Морские Силы Черного Моря). С 26 августа по 6 сентября 1932 г. крейсер вместе с Профинтерном, 3 эсминцами и 3 канонерскими лодками совершил поход по Азовскому морю. С октября 1933 г. по сентябрь 1936 г. командиром крейсера был будущий нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов. В октябре-ноябре 1933 г. Червона Украина с Профинтерном сопровождали советскую делегацию во главе с Ворошиловым в Стамбул на празднование 10-летия Турецкой республики.
В 1934-1935 г. Червона Украина прошла модернизацию на Севморзаводе, в ходе которой с фок-мачты крейсера была демонтирована рубка минного поста. Летом 1935 г. крейсер снова ходил в Стамбул, доставив на родину тело умершего посла Турции в СССР Васыфа Чинара. В июле корабль доставил из Сочи в Ялту наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. В 1935 г. Червона Украина заняла первое место по всем видам боевой подготовки на флоте. В марте 1937 г. Червона Украина вместе с Красным Кавказом совершила круговой поход вдоль берегов Черного моря, в ходе которого 5 марта встретились с турецкой эскадрой в составе линейного крейсера Явуз и 3 миноносцев.
26 августа 1939 г. крейсер встал на капитально-восстановительный ремонт на Севастопольском морском заводе. В ходе ремонта с корабля было демонтировано авиационное вооружение и навесная палуба для хранения летающих лодок, проведен ремонт машин и котлов. 1 мая 1941 г. крейсер снова вернулся в строй. В мае корабль совершил поход по всем портам Крыма и Кавказа, а в июне принял участие в последних довоенных маневрах флота.
23-24 июня 1941 г. крейсер провел установку оборонительных минных заграждений, 6 июля 1941 г. корабль сменил место базирования с Севастополя на Новороссийск. 29 августа Червона Украина прибыла в Одессу с отрядом из 720 моряков-добровольцев из Севастополя и приступила к оказанию огневой поддержки войск и обстрелу немецких позиций с 29 августа по 1 сентября в рамках обороны Одессы. 17-18 сентября крейсер сопровождал войсковые транспорты Армения и Украина, шедшие с десантом до Одессы. В конце сентября на крейсере смонтировали обмотку размагничивания. 2-3 октября Червона Украина эвакуировала часть полка морской пехоты с Тендровской косы в Севастополь, а 14-16 октября участвовал в заключительном этапе эвакуации одесского оборонительного района, приняв на борт 1164 бойцов и командиров. На корабле был организован штаб контр-адмирала Г.В. Жукова, командующего одесской обороной. В ночь с 30 на 31 октября крейсер снова участвовал в эвакуации частей с Тендровской косы. 5 ноября произошла смена командиров крейсера – капитан 1 ранга Басистый был назначен командиром отряда легких сил ЧФ, а на замену ему был назначен капитан 2 ранга Заруба, который прибыл на борт только спустя несколько дней. Отсутствие боевого опыта на крейсере у нового командира негативным образом сказалось на дальнейших событиях.
С 8 ноября 1941 г. Червона Украина принимала участие в обороне Севастополя, обстреливая немецкие позиции из бухты. В связи с тем, что крейсер регулярно не менял свою артиллерийскую позицию и не проводил маскировочные работы, то стал желанной целью для авианалетов. 12 ноября после утреннего обстрела позиций немецких войск под Балаклавой в 12:00 начался массированный авианалет на базу флота. Стоящий у стенки Графской пристани крейсер был атакован 3 группами самолетов. Первая атака бомбардировщиков была отражена зенитным огнем, один из самолетов был подбит, а вот вторая атака бомбардировщиков и завершающая атака пикировщиков позволили прицельно сбросить бомбы. В 12:08 100-кг бомба взорвалась в 5-7 м от борта, потом такая же 100-кг бомба взорвалась в районе торпедного аппарата №4 на шкафуте левого борта. Взрывом торпедный аппарат сорвало с фундамента и сбросило за борт, возник пожар. Через 3 минуты 500-кг бомба взорвалась в грунте у правого борта в носу, перебив якорную цепь и швартовые концы. В 12:12 500-кг бомба взорвалась под днищем в районе 48-54 шпангоутов. От взрыва перебило киль крейсера, корабль начал крениться на левый борт и возник дифферент на нос. Носовая часть корпуса имела многочисленные осколочные пробоины, заклинило 6 орудий главного калибра, вышли из строя все 100-мм зенитки Минизини и половина 45-мм зениток 21-К, часть погребов боезапаса были затоплены. Во 2, 3, 4 и 5 котельные отделения после взрыва хлынул мазут с водой. Для спрямления крена были затоплены отсеки правого борта, но это не помогло. Через пробоины крейсер принял около 3300 т воды. Носом корабль сел на грунт, а левой скулой оперся на причал, половина котельных отделений была затоплена. В 16 часов был отдан приказ покинуть корабль, но несмотря на это на корабле частично осталась команда БЧ-5 и была продолжена работа по спасению корабля. В итоге эвакуацией экипажа была нарушена вся логика борьбы за непотопляемость. Вечером начался демонтаж артиллерии и выгрузка боезапаса с помощью плавкрана и баржи. Несмотря на усилия экипажа и борьбу за живучесть, после полуночи 13 ноября ситуация стала выходить из под контроля и крен на левый борт начал увеличиваться с 6.5 градусов и постепенно к 4 утра достиг 40 градусов. В результате этого капитан Заруба отдал приказ покинуть корабль оставшейся части команды. Между 04:10 и 04:20 крейсер скользнул по откосу грунта и погрузился в воду с креном 50-55 градусов на левый борт на глубине 13-16 м. Над водой остались только мачты, правая кромка шкафута и часть средней дымовой трубы.
Выживший экипаж крейсера вошел в состав частей, оборонявших Севастополь, а из 8 130-мм орудий, снятых с крейсера, сформировали 4 береговых батареи. Позже были сняты еще 4 орудия главного калибра, вся зенитная артиллерия, торпедный аппарат, гребной винт и боезапас. 2 спаренные 100-мм зенитки Минизини, снятые с крейсера, переправили в Поти и установили на крейсере Красный Кавказ.
С 16 января 1946 г. начались затяжные судоподъемные работы на корабле. К 29 апреля 1947 г. корпус был спрямлен, а 3 ноября 1947 г. крейсер был поднят и поставлен в Северной бухте на плиту. 8 февраля 1948 г. Червону Украину вторично подняли и ввели в док для осмотра корпуса заделки пробоин. Восстанавливать старый крейсер не было никакого смысла. 11 апреля 1949 г. бывший крейсер под названием СТЖ-4 был передан учебному отряду в качестве учебно-тренировочной станции по борьбе за живучесть, а с 30 октября 1950 г. он стал кораблем-целью ЦЛ-53. 10 мая 1952 г. бывший крейсер посадили на грунт в районе косы Бакая в качестве мишени для бомбардировщиков морской авиации. Останки корпуса крейсера и по сей день лежат на мелководье у косы и привлекают охотников за черметом.
Чертежи
На копиях чертежей видны даты 1916 и 1927 год. Крейсер вступил в строй практически без изменений исходного проекта от мая 1916 года.
Крейсер перед спуском на воду на стапеле завода Руссуд 24 октября 1915 г.
Крейсер после спуска на воду на реке Ингул, 24 октября 1915 г.
В достройке в 1917 г.
Червона Украина в 1927 г. хорошо заметна двухцветная окраска борта.
В 1928 г.
В первой половине 1930-х гг. На киле летающей лодки КР-1 отчетливо виден бортовой №5.
В 1935 г. после первой модернизации. Рубку минного поста с фок-мачты уже демонтировали, но 100-мм и 45-мм зенитки еще не установили.
Червона Украина в 1937-1938 гг. Уже установлены 100-мм зенитки Минизини и 45-мм орудия 21-К
Вид на шкафут с фок-мачты весна-лето 1941 г. Навесную палубу для летающих лодок уже демонтировали.
Червона Украина в сентябре-октябре 1941 во время обороны Одессы.
Последнее фото крейсера, сделанное перед авианалетом 12 ноября 1941 г. в Севастополе
Одно из 12 снятых с крейсера 130-мм орудий на береговой батарее в Севастополе.
Торчащая из воды фок-мачта крейсера, Севастополь 1942 г.
Судоподъемные работы на крейсере в 1947 г. Корабль уже стоит на ровном киле.
В 1948 г. перед вводом в док на понтонах
Ввод крейсера в док в феврале 1948 и его современное состояние на дне у косы Бакая.
Коробка
Коробка типично «комбриговская». Смоляной корпус, пакет со смоляными деталями, пакет с платой травления, инструкция и наполнитель для сохранности. Модель вышла в свет в 2013 году. Всего в наборе 195 смоляных деталей и 173 травленых (с учетом гидросамолетов).
Инструкция
В отличие от ранних моделей, инструкция уже достаточно подробная – на 9 листах А4. Предлагается вариативность постройки модели крейсера на 1928, 1930, 1935, 1937 и 1941 г. Плавсредства в инструкции опять не показаны, их расставить на модели предлагается уже самому моделисту.
Травление
Так как модель вышла в 2013 году, то уже комплектовалась неплохим (по меркам отечественного смоляного судомоделестроения) травлением, позволяющим в первом приближении построить модель из коробки. В травлении даются детали для 3 гидросамолетов – Поликарпов МУ-1 (копия британского самолета Avro 504K), КР-1 (Heinkel HD.55) и бонусный гидроплан Григорович М-9, который никогда на данном крейсере не был. Лееров в комплекте нет, поэтому их надо приобретать отдельно. На мой взгляд, главная ценность данного травления – минные рельсы, дефлекторы на дымовых трубах, запчасти гидросамолетов и 3 варианта кранов для гидросамолетов. Леера, трапы, лесенки, рейлинги и двери можно уже надергать из травления Flyhawk.
Корпус
Корпус модели отлит одной деталью вместе с палубной деталировкой, первым ярусом кормовой надстройки и основаниями дымовых труб. Качество литья и проработки деталей хорошее. Почти нет дефектов литья, присущих ранним моделям фирмы. Я нашел только пару дефектов на корпусе – у носовых казематных 130-мм орудий №1 и №4 и у кормовых казематных орудий №9 и №10. Также по левому борту плохо пролился 1 иллюминатор. Но все это лечится за пару минут. Форма носовых киповых планок модели не совпадает с оригиналом.
Геометрия
Что касается геометрии модели, то тут с этим полный порядок. Отклонения по достоверно известным размерам корпуса минимальные – 0.4 мм по длине. Отклонение в 1.1 мм от данных по проектной длине по ГВЛ брать в расчет не стоит. А отклонение в 3 мм по максимальной ширине корпуса выглядит очень странным – скорее всего в размер реального корпуса был проведен не по спонсонам 130-мм орудий, а по борту. Отсюда и разница в 3 мм.
Если наложить фото корпуса модели на заводской чертеж 1916/1927 года и на схемы Сергея Балакина, то корпус отлично ляжет в них. За исключение пары моментов. Первый из них – корма. На модели транец кормы слишком «остро срезан». При сравнении кормы модели с фотографиями, видно, что надо более явно прорезать скаты для мин. Также по фоткам видно, что у модели более плавно сделан переход от транца к бортам. И транец на модели не плоский, как надо, а выпуклый. Несколько движений напильником по транцу модели и все будет как надо.
При виде сверху, видно, что на модели спонсоны бортовых 130-мм орудий №5, №6, №7 и №8 в средней части корпуса немного больше, чем нужно, и расположены слишком близко друг к другу. Так что между ними будет крайне сложно установить 6-весельные ялы. В итоге спонсоны оказались немного смещены в корму. В принципе это не критично, можно оставить.
Вооружение
Так как модель дается аж в 5 вариантах, то вооружения тут довольно много. В комплекте дается 10 щитовых 130-мм/55 орудий Обуховского завода образца 1913 г., 6 стволов для казематных 130-мм/55 орудий, три спаренных 100-мм/47 зенитки Минизини, восемь 75-мм/50 зениток образца 1928 г. системы Меллера, восемь 76-мм зениток Лендера 8-К образца 1915 г., восемь 45-мм/46 зениток 21-К образца 1934 г., четыре трехтрубных 457-мм торпедных аппарата, дальномер ДМ-6 на носовую надстройку и дальномер ДМ-4 на кормовую надстройку. Вроде много всего?
Но есть нюансы. В частности, в наборе отсутствуют 7,62-мм пулеметы Максим и 12,7-мм пулеметы ДШК. Пулеметы Максим были на крейсере в количестве 2 штук на крыльях кормовой надстройки с 1927 г. до самой войны. Пулеметы ДШК появились на крейсере в 1941 г. в количестве 7 штук и располагались следующим образом: 3 на кормовой надстройке, 2 на крыльях кормового мостика и 2 на верхней палубе над казематами орудий №1 и №2.
Казенные части 130-мм пушек ооооочень отдаленно похожи на прототип. Сами щиты орудий внешне сделаны нормально, но торцы стенок все равно вышли толстыми и их надо стачивать. Стволы 130-мм я бы заменил на точеные, к примеру на 127-мм/51 орудия для американских линкоров-дредноутов.
С зенитками Минизини ситуация посложнее. Так как казенную часть орудия отлили вместе с щитом, а щит отлили единым куском смолы, то получилось крайне убого. Надо делать станок и казенник орудий заново и выпиливать монолит щита изнутри. Наклон боковых стенок щита надо корректировать. Также надо заново делать платформу для артиллерийского расчета – в модели она слишком короткая. Стволы зениток на выкид в мусорку. Ищем стволы зенитных 102-мм орудий для британских крейсеров. В общем, с Минизини много возни. Но можно облегчить себе участь – сделать крейсер по состоянию до 1935 г. включительно, когда 100-мм зениток Минизини еще не было на крейсере.
457-мм торпедные аппараты сделаны простенько, но хорошей инфы у меня по ним нет. Вроде похожи, но нет ярко выраженной кромки на трубах.
75-мм зенитки на станке Меллера образца 1928 г. вполне похожи на прототип. Но сбоку от станка нет принимающих циферблатов системы управления зенитным огнем. Также еще к станку порой крепили металлические кожухи для защиты наводчика от травм при откате орудия. Но так как она была съемная, ее можно и не делать. К 76-мм зениткам Лендера у меня вопросов нет. Все в норме. А вот 45-мм орудия 21-К вышли крайне неудачными – у них получился убогий низкий станок, простенькая вертлюга и кривые стволы. Использовать их на модели в таком виде невозможно. В общем, эти орудия точно нуждаются в замене.
Итак, что получается – модель можно беспроблемно собрать на период с 1927 до 1935 гг., добавив только пару пулеметов Максим. Для постройки модели на 1935-1941 гг. надо искать замену 45-мм зениткам 21-К, переделывать 100-мм зенитки Минизини и искать пулеметы ДШК (если делать на 1941).
Авиационное вооружение
При постройке крейсеров типа Светлана, планировалось на них установить по 2 гидросамолета французского производства. На балтийские крейсера планировали установить летающие лодки Deperdussin, а на черноморские крейсера Tellier T.3 (или Tellier 200). Лицензию на производство последних была куплена в 1917 г. Временным правительством во Франции для производства на заводе Дукс. Но выполнению заказа помешала Октябрьская Революция и штучные выпущенные самолеты так и не попали на корабли. Поэтому к теме вооружения кораблей самолетами вернулись уже после их достройки во второй половине 1920-х гг. При достройке Червоны Украины, на нее хотели установить 2 поплавковых гидросамолета Junkers Ju 20, но испытания самолетов Ju 20 на крейсере в 1927 г. завершились неудачно.
В комплекте с моделью идут 6 гидросамолетов, 2 из которых не используются: Поликарпов МУ-1 (копия британского Avro 504K), КР-1 (он же немецкий Heinkel HD.55) и бонусный Григорович М-9. По 2 самолета каждого типа.
Начну с учебно-тренировочного гидроплана Поликарпов МУ-1. Осенью 1919 г. в районе Петрозаводска сел на вынужденную посадку подбитый белогвардейский биплан Avro 504K британского производства. Под руководством механика Сергея Ильюшина (в будущем авиаконструктора) и при помощи 5 красноармейцев самолет был разобран и вывезен с болот в Москву на изучение. Спустя 2 года на основе этого самолета Поликарповым был разработан учебный биплан У-1 с отечественным ротативным двигателем М-2. Поплавковый вариант У-1 под обозначением МУ-1 появился в 1925 г. Самолет применялся до 1934 г. Всего было выпущено 73 гидроплана. В 1928 г. 2 гидроплана МУ-1 были размещены на крейсере на навесной платформе, смонтированной между 2-й и 3-й дымовыми трубами. На отливках фюзеляжей МУ-1 наблюдаются следы от 3Д-печати, которые необходимо удалять. Форма фюзеляжа при виде сверху не совсем верная – он слишком широкий позади капота двигателя. При обработке фюзеляжа от следов 3Д-печати это легко скорректировать.
10 мая 1929 г. СССР заказал у фирмы Heinkel пару катапульт К-3 и 6 летающих лодок HD.55. Прототипом для лодки послужила почтовая летающая лодка Heinkel HD.15, разработанная и построенная в единственном экземпляре для пассажирского трансатлантического лайнера Bremen в 1927 г., испытания на котором проходила в конце 1928 г. вместе с катапультой. 28 сентября 1929 г. СССР увеличил заказ с 6 до 20 лодок. В феврале 1930 г. первые лодки стали поступать в СССР в разобранном виде. К концу года все 20 самолетов и одна катапульта были доставлены в СССР. От второй катапульты было решено отказаться. Единственную катапульту смонтировали на крыше башни главного калибра линкора Парижская Коммуна. В 1935 г. эту катапульту переставили с линкора на крейсер Красный Кавказ. 20 поступивших лодок HD.55, которые получили отечественное обозначение КР-1 (корабельный разведчик) распределили следующим образом – 12 на Балтике, 7 на Черном море и одна в НИИ ВВС. Правда 14 октября 1930 г. самолет с крейсера Профинтерн потерпел аварию и врезался в борт при рулении. Самолетов было недостаточно, так как по штату линкору полагалось по 3 летающих лодки, а крейсеру – по 2. К середине 1930-х годов КР-1 морально устарел и были начаты работы над новым корабельным разведчиком – КОР-1. Червона Украина получила в 1930 г. один самолет КР-1 с б/н 5. Также на крейсере эксплуатировались КР-1 с б/н 4 и б/н 3. По штату кораблю полагалось 2 самолета, каждый из которых должен был стоять побортно на кильблоках. Но на практике, на крейсере всегда находилась только 1 летающая лодка. КР-1 использовался на крейсере до 1939 г. после чего все оставшиеся летающие лодки были сданы на хранение или отправлены на слом. Новые гидросамолеты КОР-1 и КОР-2 предусматривали взлет с катапульты, которую на крейсере негде было монтировать, поэтому авиационное вооружение крейсеров Червона Украина и Красный Крым было упразднено. При предвоенной модернизации в 1939-1941 гг. навесная палуба для их хранения между дымовыми трубами была демонтирована.
Теперь к отливкам КР-1 (HD.55). На фюзеляже лодки, крыльевых поплавках и на корпусе мотора присутствуют не зачищенные следы от 3д-принтера. Законцовки консолей крыла и стабилизаторов, сделанные в травлении нуждаются в корректировке. В целом все норм, но придется поработать наждаком и надфилем. В травлении не хватает только пулемета ДА в турели Тур-6. Кильблоков, на которых хранились лодки на палубе в травлении и смоле нет. Там было по 3 кильблока на самолет – один большой под редан фюзеляжа и по 2 мелких под крыльевые поплавки.
Теперь к бонусным летающим лодкам Григорович М-9. Летающая лодка была разработана на основе летающей лодки М-5 в 1915 г., первый полет совершила 6 января 1916 г. Всего за 1916-1917 гг. было построено около 500 летающих лодок М-9. В 1917 г. на Черноморском флоте числилось чуть более 100 штук, которые базировались в Одессе и Севастополе. Лодки были приписаны к авиаотрядам гидрокрейсеров Орлица, Александр I и Николай I и использовались в боевых действиях у берегов Болгарии и Румынии. К моменту вступления в строй крейсеров типа Светлана во второй половине 1920-х гг., летающие лодки Григоровича уже были списаны.
С моделью тут все точно также как и с остальными гидросамолетами – следы от 3Д-печати на фюзеляже и отсутствие 7.62-мм пулемета в травлении.
Деталировка
Деталировка модели проработана неплохо. Но есть небольшие ошибки или неточности. В частности, на передней и задней стенках кормовой надстройки нет двухстворчатых дверей для мин и иллюминатора. Также не совсем верно расположение иллюминаторов по правому борту кормовой надстройки. Недостающие двухстворчатые двери можно установить из стороннего травления, а иллюминаторы зашпаклевать и засверлить как надо по фотографиям (к примеру, фото корабля в достройке хорошо демонстрирует данную проблему). На корме корабля нет кормовых киповых планок.
Палуба модели имеет неверную расшивку. В модели показаны только продольные доски. Тогда как на настоящем корабле палуба представляла собой набор коротких чаковых досок, закрепленных поперечными прижимными брусками. Как на линкорах типа Севастополь и остальных кораблях постройки тех лет. На фотографии кормы и со Сталиным и Орджоникидзе хорошо виден набор досок палубы реального корабля, не имеющий ничего общего с тем, как реализовано в модели. Исправить это в модели невозможно. Поэтому оставим как есть. Также по немногочисленным фоткам видно, что деталировка палубы немного упрощена. Нет различных лючков на палубе, элеваторов орудий главного калибра и прочего. Так как нет качественных фотографий всей палубы, то сложно оценить, что есть в модели, а чего нет. На заводском чертеже 1916/1927 года деталировку палубы видно, но трудно разобрать что это за агрегат/узел и его предназначение. В целом, можно оставить все как есть – пустой модель от этого не станет.
Пара шлюпбалок в наборе оказались немного погнутыми. Головки шлюпбалок почему-то сделаны плоскими, а на самих шлюпбалках нет имитации шкивов для цепных стопоров.
Вентиляционные раструбы котельных отделений имеют не совсем верную форму. На прототипе они имели срез треугольной формы со скругленными краями. В модели срез не имеет четких треугольных граней. Но это легко исправить.
На рубке минного поста фок-мачты передние окна имеют иные пропорции. В модели они более узкие. На находящейся выше рубке артиллерийского поста передние смотровые прорези заходят на боковины, чего на реальном прототипе не было.
На кожухах приточной вентиляции котельных отделений есть небольшие дефекты литья. Прожектора сделаны простенько, но за неимением лучшего и эти сгодятся.
Дымовые трубы сделаны простенько. Нет имитации расшивки, рейлингов в верхней части труб, нет различных паропроводов, трубок сброса пара и мелких площадок. Рейлинги придется брать от Flyhawk (Rainbow в 2022 году достать уже проблематично), а трубки сброса пара придется делать из проволоки. Решетка дымохода второй трубы имеют иную конструкцию. В модели она сделана по мотивам – у нее 12 перемычек, а на реальном крейсере 14, и по центру не круглая конструкция, а овальная. Что до решеток 1-й и 3-й дымовой трубы, то мне неизвестна какая у них была форма. Так что есть вероятность, что они также сделаны по мотивам. Переделывать? Нет смысла, оставим решетки как есть.
Мостики на носовой надстройке хорошо похожи на прототип. Единственное, к чему есть претензия – это толстая имитация брезентового ограждения мостиков. Его надо срезать и менять на 3-нитивые релинги и уже по ним из клея ПВА делать имитацию брезента с провисом. При виде сверху, форма передней части прожекторной площадки на фок-мачте в модели не совсем верна – она прямая, тогда как по центру у нее был хорошо заметный прогиб. Это несложно исправить при замене толстой смоляной имитации ограждения на двухнитивые релинги. На поверхности ростров присутствуют различные царапины и дефекты, которые придется зашпаклевать.
Из плавсредств в наборе даются 2 моторных рабочих катера, 2 6-весельных вельбота, 2 6-весельных яла и 2 14-весельных катера. Согласно монографии Чернышева по крейсерам типа Светлана, в состав плавсредств должны были еще входить командирский моторный катер, 2 16-весельных баркаса и 3 4-весельных яла. Но судя по фотографиям, плавсредств на борту всегда было 8 штук, именно тех, которых дали в наборе. Сравнить моторные рабочие катера мне не с чем. На палубе есть не зачищенные следы от обработки мастер-модели катера. 14-весельный катер имеет недоливы смолы на бортах в районе банок и в одном месте выломан кусок борта. Форштевень катера неверный по форме, нет решетчатого люка в носу. 6-весельные ялы имеют неверные обводы носовой части, нет решетчатого люка в носу, да и вообще имеют довольно странные пропорции и обводы (должны быть более широкими с полными обводами). На 6-весельных вельботах нет носового решетчатого люка, а перо руля с килем на корме сделаны неверно. В целом, не критично, но могло быть и лучше. Все равно менять не на что.
Афтемаркет
Стволы 130-мм/55 орудий Обуховского завода образца 1913 г. можно заменить на схожие американские стволы для 5in/51 (127-мм/51) Mk.7, Mk.8, Mk.9, Mk.14 и Mk.15 для линкоров-дредноутов типа Florida, Wyoming, New York, Nevada, Arizona, New Mexico, California, Colorado. Такие стволы есть у Master (700-039).
Стволы 100-мм зениток Минизини можно заменить на стволы от британской 102-мм зенитки QF 4in Mk.16. Стволы для нее выпускает Aber (700L21).
Шестивесельный ял Ял-6 есть у Scale 3D (70012), но качество печати и уровень проработки мне не известен. На юте крейсера можно разместить на минных рельсах мины. Схожие мины образца 1908 г. делает Scale 3D (70031) – 10 штук в комплекте. Более поздних советских якорных мин пока в афтемаркете нет.
2-х и 3-хнитивые релинги, леера и весла для катеров, вельботов и ялов можно взять у Микродизайна (700204, 700201).
Рейлинги на трубы, вьюшки, кницы можно взять у Flyhawk для японского флота. Также у Flyhawk можно взять и леера с провисом и релинги.
Литература
Чернышев А. – Гвардейские крейсера Сталина – Красный Крым, Красный Кавказ, Червона Украина.
Морская Кампания 2008 №5 – Профинтерн и Червона Украина. Конструктивные особенности и внешние отличия.
В целом модель крейсера Червона Украина у Комбрига получилась. Модель достойно смотрится, хорошо ложится в чертежи, а ее деталировка достаточно правдоподобна. Травление в наборе покрывает некоторые базовые потребности моделистов, оставляя ему пространство для установки уже сторонних лееров, релингов и некоторых других мелких деталей. У модели есть некоторые огрехи, которые можно будет исправить малой кровью, вроде формы транца на корме или следов печати на самолетах. Но вот с зенитным вооружением крейсера стоит быть повнимательнее, так как поздний вариант зенитного вооружения из 100-мм и 45-мм зениток имеет много недостатков. Проще всего с минимальными затратами собрать крейсер по состоянию на 1927-1937 гг. Недостаток с неверной разлиновкой чакового настила палубы увы никак не исправить, поэтому придется смириться с этим.
Конечно, это не современный уровень моделей Flyhawk или YG Model, но для 2013 г. это было очень хорошо. В общем, фанатам отечественной истории и флота – Must Have! При должном умении и навыках выйдет красивая модель.
Как ни парадоксально, но за 10 лет эта модель так и осталась единственной моделью среди всех 8 заложенных крейсеров типа Светлана/Адмирал Нахимов, хотя исторически Червона Украина осталась в тени своих Гвардейских собратьев – Красного Крыма и Красного Кавказа. Я мог бы попытаться уместить в эту статью план перестройки модели в Профинтерн/Красный Крым с учетом всех отличий и нюансов, но я не стал этого делать. Если будет спрос на такой материал – я могу его написать отдельно. Возможно, что в будущем выйдет смоляная модель Красного Крыма в уже более крупном масштабе и подобные переделки будут уже неактуальны.
P.S. Статья получилась еще и с историческим уклоном. Все-таки не про Титаник пишут, да и историю своего флота тоже надо знать, а не только про Бисмарк.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Тема: Обзор Комбриг 1/700 легкий крейсер Ч...(#16008) - обсуждение
Очень добротная статья!