Австро-Венгрия вступила в первую мировую войну с гаубицами «15 cm Schwere Haubitze M 99/4», уступавшему противникам в скорости и дальности стрельбы. Орудие с бронзовым стволом без устройства отката/наката было чистым анахронизмом и Двуединой империи пришлось срочно перевооружаться.
Времени на разработку нового орудия не было, и поэтому на вооружение приняли полевую гаубицу фирмы «Шкода», разработанную ещё в 1908 году для… России. В 1908-м году Российская Империя проводила конкурс на оснащение армии новой 152мм тяжёлой гаубицей, в котором принимала участие и «Шкода». В ходе испытаний на вооружение была принята французская гаубица фирмы Schneider, а австро-венгерское орудие возможно не имело шансов победить также и по политическим мотивам: отношения между странами были, мягко говоря натянутые, со времён Крымской войны.
Зато новые пушки захотела себе заиметь Румыния, которая закупила 12 штук. На этом про неё и забыли до 1914 года, когда австрийцы с удивлением обнаружили, что их 15-см тяжелая гаубица «15 cm Schwere Haubitze M 99/4»
совершенно устарела. Присвоив новому орудию название «15 cm Feldhaubitze M 14» её экстренно приняли на вооружение, развернув производство в чешской Пльзени.
Интересной особенностью было то, что к щиту орудия были приделаны сиденья для двух артиллеристов, хотя австрийцы были здесь не оригинальны: они позаимствовали такую компоновку у крупповских пушек. В межвоенный период некоторые орудия получили резиновые шины и лишились сидений для артиллеристов, что позволило буксировать их автотранспортом. После первой мировой гаубицы попали в Италию, Грецию, Албанию Польшу и Югославию, где стояли на вооружении до второй мировой войны.
С 1919 года в Чехословакии выпускали модернизированную версию гаубицы под названием Škoda 100-mm vz. 14/19 с удлинённым стволом, что увеличивало дальность стрельбы.
(На фото "Шкода" в Афинском музее.
Лицензию на производство этой пушки и купили поляки, после чего производили её на заводе в Стараховице с названием «100 mm wz.1914/19P».
Часть из них в 1939 году досталась Красной Армии, часть (плюс захваченные у других стран) Вермахту.
На фото vz.14/19 на площади Маяковского. Оборона Москвы. Осень 1941 года.
Кроме того, гаубицами Шкода был вооружён 1-й артиллерийский Новгородский полк дивизии им. Ф.Э.Дзержинского входящий в состав
артиллерийской бригады ВВ НКВД.
Именно «100 mm wz.1914/19P» выпускает в 72-м масштабе польская фирма First to Fight. Но этой моделью они не ограничились, и выпустили позднюю версию гаубицы без сидений для орудийного расчёта, и ещё одну на широкопрофильных шинах DS.
Обратите внимание на редкое явление: на третьей коробке написано "Губица". Если поляки устранят грамматическую ошибку, то коробки с неправильным названием станут редкостью.
Сборка модели особых трудностей не представляла, хотя и пришлось очень сильно уменьшать толщину крыльев, чтобы нормально влезли колёса. Из доработок я также отпилил кусок ствола и сделал поручни.
alli_sв 03.01.2021 - 04:34 Тема: First to Fight 1/72 15 cm Feldhaubit...(#14709) - обсуждение
Шикарная работа , единственное что режет глаз - толщина щита . С этим определенно нужно было что то делать ....
Кристобаль_Хунтав 03.01.2021 - 17:07 Тема: Re: First to Fight 1/72 15 cm Feldhaubit...(#14709) - обсужд
Шикарная работа , единственное что режет глаз - толщина щита . С этим определенно нужно было что то делать ....
Да, это вечная беда всех пластиковых пушек.
Тема: First to Fight 1/72 15 cm Feldhaubit...(#14709) - обсуждение
Шикарная работа , единственное что режет глаз - толщина щита . С этим определенно нужно было что то делать ....