Здравствуйте ,господа.
Сегодня я хотел бы рассказать о самолете Григоровича М-11
История.
Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались непрекращающейся борьбой с немецкими гидросамолетами. В этих условиях Морское ведомство пожелало обладать боевым аппаратом, способным к сопровождению разведчиков М-9 и к ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими требованиями, Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых размеров, оснащенную двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с.
Конструктивно новая лодка почти не отличалась от других моделей ПРТВ, ее корпус с небольшой поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным отличием стали боковые поплавки, без зазоров пристыкованные к нижнему крылу и характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. Вооружение состояло из одного неподвижного пулемета, размещенного перед пилотом. Для защиты наиболее жизненных частей самолет имел бронирование толщиной 4-6 мм перед двигателем и пилотом. Стальными накладками по передней кромке усиливались и стойки коробки крыльев.
Под обозначением М-11 самолет построили в июле 1916 года. Летные испытания проводил морской летчик мичман Александр Прокофьев-Северский (впоследствии работал в США, основатель фирмы "Северский", советник президентов Рузвельта и Трумена). Он же в ноябре 1916 г. написал инструкцию "Сборка и регулировка летающей лодки М-11", а в декабре спроектировал и испытал лыжи для М-11. Забегая вперед, укажем, что практически параллельно он оборудовал такие лыжи и для разведчика М-15 - в такой комплектации самолет испытывался в феврале 1917 г.
Следом за первым опытным экземпляром лодочного истребителя достаточно быстро последовало его освоение в серии. Уже в ноябре 1916 г. построили 12 М-11 для Балтики и еще 10 - для Черного моря. До второй половины 1916 года летающая лодка М-11 была наиболее скоростной в мире.
Помимо одноместной лодки М-11 далее была спроектирована и построена двухместная М-12, в которой отказались от бронирования, летчика передвинули назад, а впереди поместили воздушного стрелка. Флот долго не мог решить, какой из машин отдать предпочтение. Свидетельством тому является телеграмма Дудорова в Главное управление кораблестроения от 19 ноября 1916 г: "Ввиду происходящих споров о качествах одноместного и двухместного аппаратов, а также невозможности точно определить сравнительные их качества, прошу для Балтийского моря изготовить 50% одноместных истребителей и 50% двухместных из общего заказа с моторами".
Впрочем, мореходные возможности обоих вариантов оказались сомнительными. Достижение максимальной скорости 135-140 км/ч далось ухудшением поведения лодки на воде: взлет был возможен только при малой волне или ее отсутствии, при старте правое крыло, по причине реактивного момента ротативного двигателя, зарывалось в воду. В полете также чувствовалось действие вращающегося двигателя, что заметно осложняло пилотирование.
Уже упомянутые выше сравнительные испытания трофейного "Альбатроса" показали: "...Истребитель Щетинина М-11 с мотором Моносупап имеет очень незначительное преимущество в скорости, не дающее ему возможности свободно маневрировать, благодаря чему атака уже значительно стеснена...". Добавим, что буквально через месяц немцы оснастили свои гидросамолеты еще более мощными двигателями, и они стали превосходить истребители М-11 по всем параметрам.
Модель.Информации на этот самолет мало.Несколько фото и пара схем. Все приходилось делать с нуля.Решив,что М-11-это маленький М-9 или М-5 ,я начал прорабатывать компоновку модели. Прототип-самолет на лыжах, под управлением Северского.
Фюзеляж . Был выклеен из пластика и Тамииевской двухкомпонентной шпаклевки. Так же и гондола двигателя.Крылья-от кого то,кто-не помню,у меня залежи подобного лома. Стойки- из зубочисток.
Не буду останавливаться на том,как я расшифровывал окраску.могу сказать лишь одно-она могла быть и зелено - белая и некрашенное дерево-голубая и... любая.
Когда я уже практически закончил модель... Я...вообще то...я поставил неправильно нижнюю плоскость.Я не знал,что делать.И тогда я сделал то,что делать запрещено.Я отодрал с корнем нижнее крыло и поставил его правильно! Уф...
Кто то заметил,что окраска похожа на окраску кисточкой.Ну в общем то я к этому и стремился. Даже на фото видны неровности в покраске аэроплана. Каюсь,я густо по покраске обвазюкал модель кисточкой. Что получилось-вот
Михаил, шикарная лодка получилась!
Я тоже задумывался над ее постройкой, но в отличии от Максима, дальше мечты дело не пошло.
Вот ты снова зажег огонек... :)
Я понял, что в таком виде модель меня категорически не греет. Переделал все заново. Отодрал нижние
плоскости и передвинул их назад. Заново перекрасил.
Цвет на фото получился какой- то синеватый. Нет, он серый, как на двух первых фото.