Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию модель советского тяжелого танка Т-10М – машины с достаточно интересной судьбой.
В конце 1948 года ведущему советскому конструктору танков Жозефу Яковлевичу Котину было выдано техническое задание на проектирование нового тяжелого танка. Первые образцы «Объекта 730» на базе танка ИС-3 были переданы на испытания в 1950 году. В целом, испытания танк прошел успешно, но требовалось его доводка и доработка. По итогам испытаний танк получил индекс ИС-8. Позже при доработке танк именовался как ИС-9 и ИС-10. Работы по доводке танка завершились в 1953 году, и в этом же году началось его серийное производство. При этом индекс танка сменился на Т-10.
Модификация Т-10М начали производить в 1957 году. Она отличалась типом пушки (М-62-Т2 (2А17), 122 мм), наличием стабилизирующего оборудования, обновленным вспомогательным вооружением, модернизированной подвеской, более мощным двигателем (В-12-6, 750 л.с.) и др.
Через три года, в 1960 году, разработка тяжелых танков в СССР была прекращена и Т-10М стал последним советским тяжелым танком. Прекращение разработки подобного рода машин связана с эволюционным развитием танков и появлением такого класса этих машин как основные боевые танки. Они были несколько хуже бронированы, но намного более мобильны при почти одинаковой огневой мощи. Эра больших бронированных машин-гигантов закончилась.
Единственным большим боевым применением Т-10М стала операция «Дунай» в августе 1968 года – ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии.
Модель от Meng радует хорошей детализаций и качеством литья. Однако, в процессе сборки были отмечены следующие моменты:
- при сборке ведущих звездочек присутствует люфт двух половинок в радиальном направлении, что может привести к сборке звездочки со смещением зубьев. Требуется выравнивание половинок.
- малое трение втулок в механизме подъема ствола, что приводит к его слабой фиксации в одном положении. Для увеличения трения между втулкой и осью были вставлены скрепки.
В целом, сборка не сложная, детали отлично стыкуются между собой. Особо хочется отметить процесс сборки рабочих гусениц: легкость отделения траков, наличие кондуктора и простота сборки. Гусеница подучается действительно рабочей и прочной. Все это делает один из самых скучных процессов при сборке модели БТТ – сборку гусеницы – легким и быстрым.
Наверное, каждый моделист хочет чем-нибудь выделить свою модель из ряда таких же моделей, собранными его коллегами по увлечению. Поэтому в процессе сборки данной модели были сделаны следующие доработки:
- подвижный фиксатор ствола. Немного проволоки в местах его крепления к кормовому бронелисту, отверстие и проволока для подвижности крышки и фиксатор становится рабочим. Эта особенность имеет и вполне прозаическое объяснение – в таком положении башни танк занимает меньше места на полке.
- поручни из проволоки на надмоторной плите и башне. Поручни из проволоки прочнее пластиковых и их можно немного погнуть.
- крепления задних ящиков ЗИП из обрезков фототравления. Так как правый задний ЗИП устанавливать не планировалось, то крепления и его и противоположного ящика заменены на более достоверные.
- стяжные ленты задних ящиков ЗИП из жести. К лентам из жести правого заднего ящика ЗИП добавлены пряжки из проволоки.
Окраска началась с нанесения грунтаTamiya Fine surface primer (L) из баллона. Далее - «прешейдинг» цветом XF-69 NATO BLACK.
В качестве основного цвета использовался XF-58 OLIVE GREEN. Высветления производились путем добавления белого цвета в основной.
Бревно окрашено цветом XF-68 NATO BROWN и XF-78 WOODEN DECK NAN.
Пулемет и тросы - Mr.Hobby H38 STEEL RED, рукоятка пулемента - XF-78 WOODEN DECK NAN.
Резина бёрызговиков - XF-69 NATO BLACK.
Гусеницы,так как они изначально отлиты из черного пластика, сверху покрыты слоем XF-68 NATO BROWN.
Слой глянцевого лака X-22 CLEAR, декали, снова 2 слоя глянцевого лака и можно производить тонировку танка. Кстати, из предложенных производителем вариантов, был выбран вариант танка из состава 1-ой гвардейской танковой армии ГСВГ, на парад в Берлине, 1960 г.
Тонировка производилась масляными красками «Сонет» и «Ладога»: смывка – Сажа газовая, потеки – смесь цветов Сажа газовая, Белила титановые. Несколько слоев глянцевого лака позволяют несколько уберечь краску от Разбавителя №4 для масляных красок. Он хоть и имеет ненавязчивый древесный запах, но если его нанести не чуть влажной кистью, а хорошим влажным слоем, то краску, все же, разрушает. Осторожней надо с ним.
Тонировка сверху укрыта матовым лаком.
Потертости до металла на катках, корпусе и гусеницах имитированы методом «сухой кисти» цветом XF-16 FLAT ALUMINUM. Этим же цветом выполнены элементы светотехники танка.
Завершающим этапом постройки модели стало применение пигментов фирмы ZIPmaket на «мокрый» матового слой лака.
Модель готова. Процесс ее постройки был легким и приятным. Бронированный динозавр занят свое место на полке.
По модели приму конструктивную критику и отвечу на возникшие у Вас вопросы.
Приятного и Вам досуга за постройкой моделей!
С уважением, Marakar.
P.S. Следующий проект – модель совершенно необычной гусеничной машины на базе танка Т-55.
По фото есть такой момент... В редакторе специально увеличивал яркость.
С уважением, Marakar.