Дезинформация для «Короны»
В соответствии с приказом министра от 10 апреля 1970 года за № 127 были произведены работы по проектированию и изготовлению двух макетов «F» и «М». Под этими индексами скрывались макеты самолетов «Мираж» Ф-1С и Ф-4Е «Фантом-II».
Проектировали их ЭМЗ и 10-я лаборатория ЦАГИ по информационным материалам и данным разведки. На проектирование обоих макетов было израсходовано 516 рублей.
Для изготовления агрегатов были привлечены ММЗ «Скорость» – ОКБ А. С. Яковлева, ММЗ «Опыт» – ОКБ А. Н. Туполева, ММЗ «Стрела» – ОКБ С. В. Ильюшина, ММЗ «Кулон» ОКБ П. О. Сухого, ММЗ «Зенит» – ОКБ А. И. Микояна, МВЗ – ОКБ М. Л. Миля, филиал ЛИИ и ЭМЗ – ОКБ В. М. Мясищева.
Сборка макетов производилась силами ЭМЗ. Трудоемкость производственных работ составила 22 000 ч.
Ради чего же городился весь этот огород с привлечением почти всех ведущих авиационных фирм Советского Союза?
Надо сказать, что хотя на ЭМЗ В. М. Мясищева постройка макетов значилась в государственном задании как «Тема № 1», первой серьезной и длительной темой завода были исследования по УЛО – управление ламинарным обтеканием.
Но это к слову. А по теме № 1 документов сохранилось крайне мало и только старожилы ЭМЗ им. В. М. Мясищева помогли восстановить истину.
Первоначальные предположения, что макеты создавались для исследования ЭПР (эффективная поверхность рассеивания) не подтвердились.
По воспоминаниям старейшего работника ЭМЗ Петра Алексеевича Алексеева постройка макетов «Миража» и «Фантома» имела банальную цель – дезинформировать американские спутники-шпионы системы «Корона». В течение дня макеты таскали на буксире за машиной по всему ЛИИ, затем они еще долго стояли на площадке за территорией завода, когда при очередных учениях пожарного расчета не были уничтожены.
В начале 1970 года во всех войсковых частях вели журналы пролета спутников и в определенный день и час техника, представляющая интерес для западных спецслужб, укрывалась в ангарах или чехлилась. Памятник тем временам до сих пор сохранился на ЭМЗ им. В. М. Мясищева – странное сооружение, состоящее из крыши и четырех поддерживающих балок, – служило укрытием «Бурана» от спутников.
Для неискушенного читателя будет несомненно интересным небольшой экскурс в историю создания спутников-шпионов как за рубежом, так и в СССР.
(Опускаю - А.В.) Более подробно об этом можно прочитать у Н. Аселкана и С. Борисова на сайте
www.liter.kz.
В том же 1970 году Главное Техническое Управление (ГТУ) Министерства авиационной промышленности (МАП) приказом № СГ-4/5881 от 13 мая обязало ЭМЗ провести исследование образцов конструкции самолета «Фантом» и составление итогового заключения.
На ЭМЗ были выполнены следующие работы:
инвентаризация и систематизация остатков самолета МакДоннелл Дуглас Ф-4Е «Фантом-II»;
разборка и изучение каркасных агрегатов и элементов систем;
фотографирование наиболее полно сохранившихся агрегатов, узлов и деталей до и после препарирования;
взвешивание некоторых образцов конструкции самолета.
По окончании исследования образцов конструкции ЭМЗ провело выставку, которую посетили спецы других ОКБ, представители машиностроительных и агрегатных заводов, НИИ и войсковых частей.
Заключение № 1473 от 1 июля 1970 г., справка № 1645 из отчета № 11 от 24 сентября 1970 г. были отправлены в МАП.
Изучение остатков конструкции самолета МакДоннелл Дуглас Ф-4Е «Фантом-II» позволило существенно дополнить материалы отчета ММЗ «Зенит» (ОКБ А. И. Микояна) по аналогичному самолету.
Копии отчета № 11 были также направлены на ММЗ «Зенит» и ММЗ «Кулон» (ОКБ П. О. Сухого).
По номеру отчета, аналогичный номер получила и сама тема – «11».
На снимках справа представлены отдельные элементы крыла самолета Ф-4Е «Фантом».
Здесь необходимо отметить, что как и в других странах, так и в Советском Союзе техника противника внимательно и весьма тщательно изучалась. Первый Messerschmitt-109 СССР получил в 1938 году из Испании, оттуда же пришел и новейший на то время германский бомбардировщик Heinkel-111.
В предвоенные годы и во время войны в Летно-исследовательском институте побывали самолеты основных типов практически всех воюющих стран. Опыт, полученный при их изучении, использовался в авиационной промышленности.
Иностранная авиационная техника не только закупалась официальными делегациями, но и захватывалась после воздушных сражений (как было в случае с «Фантомом») или угонялась. И тому есть немало подтверждений.
После падения режима Южного Вьетнама на авиабазу Дананг была послана группа советских специалистов для отбора трофейных образцов американской авиатехники. Спецов более всего заинтересовали легкие сверхзвуковые истребители F-5 «Фридом Файтер», легкий штурмовик A-37, тяжелый транспортный вертолет CH-47 «Чинук» и легкий UH-1 «Ирокез». Все они были исследованы в ЛИИ.
На сайте дан сокращенный вариант. Полный текст и иллюстрации читатель найдет в альманахе «Наши Крылья».
К. Удалов