Добавлено: Сб Авг 26, 2023 3:22 am
Заголовок сообщения:
Так, коллеги, разрешите и мне свои пять копеек внести, да.
По имеющейся у меня информации, на 30.04.1975, большинство А-37 и новейших на тот момент истребителей F-5E ВВС РВ былы перегнаны в Тайланд (на а/б Убон и Корат), часть из которых позже ввели в строй тайских ВВС, а часть вывезли в Штаты по морю. ВВС Народной Армии Вьетнама достались в виде трофеев от 41 до 114 (по разным данным) этих самых F-5 разных модификаций и пара десятков А-37. Всего же было затрофеено 877 ЛА разных типов и моделей.
За обслуживание старых-новых машин взялась свежесозданная а/ч - 919-й авиационно-транспортный корпус. Часть машин привели в боеготовое состояние, остальные были законсервированы для дальнейшей «каннибализации». Дела происходили на а/б Тан-Шон-Нят (Сайгон) и а/б Дананг. Бóльшая часть машин находилась на сайгонском аэродроме.
Базы в Бьен-Хоа уже практически не существовало. Перед самым наступлением на Сун-Лок (14-15.04), она была практически полностью уничтожена огнём ствольной 130-мм артиллерии (!!!) и диверсантами-подрывниками: склад РАВ, ВПП, самолёты и вертолеты на стоянках. Однако диспетчерская вышка оказалась нетронутой... Таким образом, основная база ВВС РВ надолго вышла из строя, и нормальную воздушную поддержку с воздуха командование 18 дивизии ВС РВ в лице её командира, генерала Ле Минь Дао, получить так и не смогло, чем, кстати, и был интересен период боёв под Сун-Лок: ВВС РВ в качестве вынужденной меры использовали грузовой С-130 для сброса 340-кг кассетных(кластерных) боеприпасов CWU-55 и семитонных «Daisy Cutter’ов» (в сайгонском музее можно увидеть оба образца, кстати. Потом могу выложить фото). Это были этакие «Зееловские высоты» Второй индокитайской… А до Сайгона оставалось всего немногим менее 70 км и ещё десяток дней войны. 21.04 Сун-Лок (теперь он называется Лонг-Кхань и там стоит памятник в виде Т-54 на постаменте) пал.
Далее северяне наступали без боя.
Кажется, я отвлекаюсь.
Кстати, ещё один интересный факт насчёт F-5 и Дананга.
08.04.1975 пилот ВВС РВ л-т Нгуйен Тхань Чунг, взлетев с а/б Бьен-Хоа, развернул машину в сторону столицы и произвёл прицельное бомбометание двумя 227-кг бомбами Мк.82 по президентскому дворцу. Президент Тьеу не пострадал. Дананг, кстати, к тому времени уже находился в руках северян (с 29.03), и генерал Народной Армии Вьетнама Вар Тьер Зунг, узнав об этом, передал пилоту Чунгу приказ перелететь на а/б Дананг (южаки нередко именовали её «авиабаза Туран» на французский манер), чтобы готовить пилотов северян для полётов на нескольких затрофееных там А-37 и F-5.
В парке Дворца Независимости стоит F-5, на котором официально летал л-т Чунг, и Т-54, выбивший ворота и въехавший во двор этого самого дворца, ознаменовав победу в долгой, тяжёлой, кровавой и такой непростой войне за единство Вьетнама. В этот парк охрана пускает лишь до 16:00, имейте в виду!
Воздушных боёв между МиГ-21 и F-5 так и не случилось. Южаки летали на F-5 лишь на поддержку наземных войск, несмотря на то, что F-5 было вооружено специально созданное подразделение - 522 ИАЭ. Авиация северян появилась в небе Южного Вьетнама лишь тогда, когда американцев в стране уже не было (ну, как бы не было - политика т.н.вьетнамизации в полный рост), а из Тайланда «Фантомы» уже не летали, потому что в ЮВА американцы уже сворачивались: 12.04.1975 была официально начата эвакуация из Камбоджи, так что южан «Большой брат» просто бросил на растерзание злым и голодным северянам…
МиГ-21, однако, тоже использовался на тот момент именно как истребитель-бомбардировщик: две ФАБ-250 под внутренними и две С-13 - под внешними пилонами, бак на 490 л - под фюзеляжем. МиГи летали уже в сером колере (вот вам и эдуардовский МиГ-21МФ!) С 1976 года СРВ получает уже МиГ-21Бис, и они тоже серые.
И я опять отвлёкся…
Вернемся к нашим F-5.
В ноябре 1975 года несколько F-5 в летающем состоянии, с двумя дополнительными двигателями, вооружением, лётно-технической документацией и ЗиПом были переданы в дар СССР, Чехословакии и Польше, но это уже другая история…
41 (восстановленный и уже находившийся в лётном сосотянии) F-5 был передан в состав 935 ИАП, базирующегося на Тан-Шон-Нят, и вооружённого как МиГ-21МФ, так и F-5A/C/E (есть информация, что и F, но подтверждения не имею).
F-5 ВВС СРВ активно принимали участие в начальный период войны в Камбодже (1978-79), а в феврале 1979 года не менее активно работали по наземным целям в Северном Вьетнаме, отражая агрессию Китая.
Стоит отметить, что в виде помощи ВВС РВ американцы в своё время организовали срочную поставку F-5E, которые были выкуплены у ВВС Тайваня, Тайланда и даже императорского Ирана (прошу поправить, если тут ошибся).
Мало-помалу, американское эмбарго, технический износ и просто недостаток запчастей привели к тому, что к началу 2000-х практически все F-5 ВВС СРВ «встали на прикол», оказавшись на базах глубокой консервации и в музеях (Ханой, Сайгон). В 2017 году порядка 15-17 F-5 ещё были в летабельном состоянии, но СРВ закупило Су-30, и оставшиеся F-5 переместили в разряд оперативного резерва.
МиГ-21 (МФ, Бис и У/УС/УМ) ещё состоят на вооружении ВВС Вьетнама, уже единого и неделимого.
Помимо «сино-вьета» и раннего этапа камбоджийской кампании, F-5 в составе ВВС СРВ участия в БД больше не принимали. И даже во время стычки с китайцами за острова Спратли (Чыонг-Ша) в 1988 году по наземным целям работали уже новенькие Су-22М3.
Официально ещё «живые» F-5 во Вьетнаме можно увидеть в ханойском Музее ВВС (вход бесплатный, кстати), причём машина в феврале 2023 была в оригинальном, но сильно выцветшем окрасе; ну и 2 F-5 я наблюдал в Сайгоне: парк Дворца независимости (самый интересный на мой взгляд) и Музей войны ( вход для иностранцев - 40 кД, для вьетов - 10 кД; здесь машина в жутком свежем окрасе, имеет странный набор вооружения и вот прямо-таки ощипанные сопла!)
На этом непростая судьба F-5 во Вьетнаме вроде как заканчивается, а оставшиеся машины этого типа в скором времени рассосутся по частным коллекциям , музеям и свалкам списанной военной техники.
Добавлено спустя 13 минут 51 секунду:
P.S. Я строю такой. Коллеги, у кого есть фото с номерами этого F-5E?
Коллеги, добрый вечер.
Приобрёл хоббибоссовский F-5E и некоторые допы (экипажевские колёса и рескитовские сопла)
Строить намереваюсь вьетнамский самолёт на период войны в Камбодже.
Фото оригинала уже выбрал:
Жаль, но номера на хвосте не видно не было.
Через пару часов поисков и озадачивания знакомых вьетнамцев-авиаторов, удалось найти ещё одно фото этой машины:
Вот и чудненько, да.
Однако тут возник вопрос с окраской. На алюминий это не похоже. Думаю, это такой же серый, в который МиГ’и вьетнамцы окрашивали… Странно, но чем им не «зашла» тропическая штатная окраска?
Возможно, это 935-го ИАПа машина. В нём использовали параллельно МиГи и F-5.
Со вьетнамцами вообще непросто общаться на вопросы, связанные с войной: многозначительное молчание с репликами типа «это касается вопросов национальной безопасности» нередко означает только то, что они об этом ничего попросту не знают, но не хотят терять лицо перед слишком информированным «тэем».
Ну и ладно. Есть дядя Иштван, дядя Габор и дядя Гугл.
Прошу помощи, я не гордый. Буду благодарен за подсказки по делу. Может, у кого-то ещё есть фото серых (или всё же серебристых?) строевых машин ВВС СРВ на период до начала 90-х.
Благодарю!
P.S. Фото музейных машин прошу не предлагать. Уж этого-то достаточно имею гов…Ой, добра то есть! Ещё раз благодарю.
Коллеги, добрый вечер.
Приобрёл хоббибоссовский F-5E и некоторые допы (экипажевские колёса и рескитовские сопла)
Фото оригинала уже выбрал:
Только это не F-5E а более ранний F-5A/C.
Вы правы, коллега. Что-то я на морду (конус) не поглядел.
В рот компот, придётся красить в стандартную трёхцветку, а я уж было губу раскатал и даже миг-аммо’вские фильтры для серого приготовил в предвкушении интересного проекта!
Впрочем, вопрос остаётся заданным.
Добавлено спустя 2 минуты 17 секунд:
alekom писал(а):
Paul-Meier писал(а):
Коллеги, добрый вечер.
Приобрёл хоббибоссовский F-5E и некоторые допы (экипажевские колёса и рескитовские сопла)
Фото оригинала уже выбрал:
Только это не F-5E а более ранний F-5A/C.
Вы правы, коллега. Что-то я на морду (конус) не поглядел…
В рот компот, придётся красить в стандартную трёхцветку…
Впрочем, вопрос остаётся заданным.
Добавлено спустя 8 минут 27 секунд:
Ещё вот таким фото поделились.
Мордой это точно RF-5 неясной модификации, но отчего авиапушки не демонтированы?
Всё же это серый, а не алюминиево-серебристый.
Добавлено спустя 19 часов 3 минуты 10 секунд:
alekom писал(а):
Paul-Meier писал(а):
Коллеги, добрый вечер.
Приобрёл хоббибоссовский F-5E и некоторые допы (экипажевские колёса и рескитовские сопла)
Фото оригинала уже выбрал:
Только это не F-5E а более ранний F-5A/C.
Вы правы, коллега. Что-то я на морду (конус) не поглядел…
В рот компот, придётся красить в стандартную трёхцветку…
Впрочем, вопрос остаётся заданным.
Ещё вот таким фото поделились.
Мордой это точно RF-5 неясной модификации, но отчего авиапушки не демонтированы?
Всё же это серый, а не алюминиево-серебристый.
Это RF-5A т.к. у RF-5F другой носовой обтекатель, а пушки не демонтировались, оставаясь штатным вооружением.
Да, и он всётаки серебристый, постараюсь найти фото в закромах.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы