Добавлено: Вс Янв 25, 2009 12:29 am
Заголовок сообщения: Почему нелзя верить чертежам. Реальный пример
Надеюсь я не ошибаюсь с выбором подфорума, потому что мой мини-рассказ о корабле и о том, почему нельзя верить чертежам, точнее можно, но не всегда.
Итак: строится корабль. Какой именно не хочу называть, но именно настоящий корабль. Имеем теоретический чертеж надстройки исходя из которого она и строится (между прочим официальный документ). Берем чертеж, делаем трехмерную модель и выясняем, что по тем размерам, что указаны в чертеже никак не добиться желаемого результата, а именно: координаты верхней точки линии пересечения бортов первого блока надстройки первого яруса со вторым блоком не совпадает с координатами в чертеже. Все бы ничего, НО при новых координатах: не вписать на нужное место иллюминатор, т.к. он слишком близко расположен к краю листа, съезжает монтажнный стык по палубе на столько, что при стыковке первого и второго блока у строителей возникли бы серьезные проблемы (пришлось бы сильно отгибать перепуск палубы, чтобы завести под нее соседний блок).
Находим выход: смещаем точку в желаемое место
Результат смещения: бортовина втрого блока надстройки была плоской, но в результате смещения пошла "винтом".
Ну это самый крупный косяк, про маленькие я вообще молчу.
Подобных тем конечно много, так что прошу сильно не пинать.
ЗЫ: вообще корабельные чертежи - дело прозорливое. Очень часто графика не совпадает с тем что имеем на выходе (перенос стыков, ввод комингсов, новых позиций и пр. мутотени)
Добавлено: Вс Янв 25, 2009 9:00 am
Заголовок сообщения:
Это сегодня и при наличии компьютерных систем проектирования и совмещения.Что бывало 50 лет тому назад , да тот же Денис Сергеевич может рассказать как на чертежах 30-х догов прошлого века на кораблике длинною в десяток метров ВСЕГО "ушла" точка схода палубы и бортов на целых 40 мм и получалось что палуба должна быть плоской как стекло для соответствия чертежу и прилагающейся к нему таблице плазовых координат!!!
Вот в веке 19 к таким вещам подходили несколько прще - видимо прекрасно понимали всю невозможность ТОЧНОГО соответствия и написали в СПЕЦИФИКАЦИИ на кр.1 р. РЮРИК :"...все сложные вопросы делать , руководствуясь указаниями наблюдающего инженера"! К слову - это означает что ни один "сложный вопрос" не нашёл отражения в чертёжной документации!
Добавлено: Вс Янв 25, 2009 9:40 am
Заголовок сообщения:
Интересно, зря кораблик в студию не представили с чертежами, на всеобщее обозрение. Я конечно догадывался, что в нашей великой родине до сих пор на глазок строят....но думал это касается автомобилей. Предлагаю начинать выкладывать фото кораблей и чертежей с указанием косяков. А то ветка превратится в переливание воды из стакана в стакан...
Добавлено: Вс Янв 25, 2009 10:28 am
Заголовок сообщения:
Почтенный "AR" , но Вы забыли что Денис Сергеевич говорил о реально строящемся борту и выкладка ЭТИХ чертежей только после Вашего согласования вопроса с Особым Тоделом ЛенВМБ , а я говорил о документах исторических и хранящихся в РГА ВМФ и ЦВММ , а там есть известная ПОДПИСКА о НЕ ПЕРЕДАЧЕ копий документов в "третьи руки" и интернетподвешивание противоречит этим Обязательствам!
Во втором случае - хотите увидеть , тогда идёте в означенные учереждения и там или просто сами читаете или платит гораздо большие деньги (порядкого!!! большие) чем при просто копировании и получаете "Право публикации" и тогда сами "подвешиваете".
В противном случае , как не печально , но остаётся только делиться на "профессионалов" и "любителей" и если первые видят и читают , то вторым остаётся или ловить просачивающиеся крохи или верить профессионалам на слово!
А на чертежах линейные допуски указаны? +/- сколько? Потом как +/- сделали и снова измерили. Грядишь на длинне 100 метров или 2 метра лишку, или нехватает.
В свое время интересовался, нашел ГОСТ на измерение линейных размеров ... точно запямятовал, но грубо до 2000 мм.
Для моей конторы это покрывает 80% продукции.
А дальше как? в ответ метрологи пробурчали что-то несвязное.
Интересно, зря кораблик в студию не представили с чертежами, на всеобщее обозрение.
не хочу в слух произносить название, но фото выложу
http://shipyard.yaroslavl.ru/images/gallery/shows/14-02-08_big.jpg
Этих кораблей построили уже целую серию, правда не на всех стоит удлиненная надстройка (я описывал именно такую, но на фото укороченный, т.е. первоначальный вариант).
Проблема, точнее косяк чертежа в том, что один грамотный "человек" пристыковал к старой надстройке новый "кусок", но при этом пересчитать координаты видимо поленился (плоскости-то стали пересекаться под другими углами, а цЫфИрьки-то остались старыми).
Andrey_65 писал(а):
А на чертежах линейные допуски указаны? +/- сколько? Потом как +/- сделали и снова измерили. Грядишь на длинне 100 метров или 2 метра лишку, или нехватает.
не знаю как было раньше, но, если стоит размер 1000, значит мы деталь и делаем исходя из этих размеров без "щелей". Погрешность может случиться на стадии изготовления детали и ее монтажа, но вообще у нас допуск на монтаж +/- 2 мм
Конечно корпус может удлиниться и на 50 мм, но этого стараются избежать
Я живу не в С. Петербурге, и не поеду за тридевять земель, что бы посмотреть на чертежи. И я гуманитарий по образованию, что бы в даватся в вопросы конструирования и проэктировки. Мне вот действительно интересно, как во время строительства они детали подгоняют.
Я живу не в С. Петербурге, и не поеду за тридевять земель, что бы посмотреть на чертежи. И я гуманитарий по образованию, что бы в даватся в вопросы конструирования и проэктировки.
предлагаю всем никого никуда не посылать, а просто обсудить вопрос. Возможности и знания у всех разные и во многих случаях пока не капнешь - ничего не всплывет, поэтому всякого рода "нюансы" всплывают не всегда.
AR писал(а):
Мне вот действительно интересно, как во время строительства они детали подгоняют.
а все очень просто: вообще есть такая бумаженция, называется "схема припусков". Вот идут 3 секции, которые стыкуются последовательно: допустим центральная из них - закладная и ее делают "в чистую", т.е. без припусков. А те 2 соседние, которые ставятся по обе стороны от закладной идут с монтажным припуском. Таким образом выдерживается длина и убираются мелкие косяки. Так же и по высоте: даем припуск, например, к палубе. Вот ставится фундамент на пулубу и чтобы выдержать все высоты даем к палубе припуск. При монтаже все дело причерчивается, отрезается и монтируется. И все.. все счастливы и довольны.
ЗЫ: кувалду пока никто не отменял и ей частенько пользуются
Добавлено: Пн Янв 26, 2009 9:07 am
Заголовок сообщения:
Не стоит вообще , даже и за другого человека - он работает и то что он старается хоть на пальцах помочь другим и даже иным "гуманитариям" это его РИСК! В былые годы люди вполне обоснованно боялись даже называть сферы и места своей трудовой деятельности.Сейчас многое возрождается!
Добрый день, коллеги! В тему топика.
Занимаюсь восстановлением чертежей пр. 861 для постройки модели корабля на котором служил. Ошибок много, хотя корабль и польской постройки (наши кораблестроители тут не при делах... ). К примеру, теоретический чертеж в масштабе 1:50 и чертеж общего вида в масштабе 1:100 после наложения друг на друга (теория перенесена в Автокад 1:1 с линейкой и карандашом) имеют расхождения по высоте и форме фальшборта, размерам пера руля и ледореза. При этом сам теоретический чертеж выполнен крайне небрежно - вертикальные линии теоретических шпангоутов не перпендикулярны основной плоскости, есть и более мелкие огрехи... На чертеже общего вида 1:100 практические шпангоуты при известной практической шпации 600 мм (в том числе и указанной на практическом чертеже набора корпуса) расставлены крайне небрежно (от 6,5 мм до 5,5 мм), что так же может порождать ошибки.
При разработке чертежа грот-мачты (после модернизации была изменена высота и конфиурация) использовался оригинальный чертеж (выполненный уже у нас в Росляково) в масштабе 1:25 - расхождение между размерения, нанесенными на чертеж, и самим чертежом достигают значительных величин (для модели в масштабе 1:100 - ошибка составит пару-тройку миллиметров).
В общем, есть над чем задуматься.
Спасибо Дениска Сергеевич, просвятили.....Вы я подозреваю в этой сфере работаете или ваши знакомые. В нашем строительстве тоже самое....Одна моя знаккомая архитектор , на мой вопрос как она рассчитывает, что то, что она чертит реально будет строится. Ответила просто, это не её забота, она архитектор, а вопросом расчётов и технологий занимается конструктор. А она лишь чертит (рисует) саму концепцию, без учёта технического воплащения. Так вот и получается один рисует, другой считает и думает как это воплотить, а другие думают как это реально воплотить в жизнь. Но становится не по себе, что у нас в росии всё делают с припуском. Не штаны ведь шъют...
Но становится не по себе, что у нас в росии всё делают с припуском.
"Среди людей делающих ремонт в российских квартирах ходят упорные слухи о существовании прямого угла" (С). Это я собственно к тому, что при таком подходе очень многие вещи делаются "по месту" и тоже не могут быть отражены в документации.
пасибо Дениска Сергеевич, просвятили.....Вы я подозреваю в этой сфере работаете или ваши знакомые.
я работаю на заводе. Обратите внимание на мою подпись - она не шуточная.
AR писал(а):
Но становится не по себе, что у нас в росии всё делают с припуском. Не штаны ведь шъют...
Не, вы не правы. Припуск - необходимая вещь, т.к. кто знает как поведет себя стальная секция корабля? Как ее поведет, на сколько даст усадку (на алюминиевых кораблях дают на каждую шпацию по 2 мм в плюс из-за усадки при сварке). Так что припуск - это не от нашей лени и халтыры, а от необходимости и свойств металла.
Добавлено спустя 4 минуты 33 секунды:
AR писал(а):
пасибо Дениска Сергеевич, просвятили.....
не за что.
Вообще корабль - штука предсказуемая. Зная практическую шпацию и расстояние между продольным набором палубы можно много добиться. Никто не будет ставить фундамент мимо ребер или вешать стенку надстройки мимо шпангоута. Есть конечно исключения, но они - редкость. Так же никто не будет ставить иллюминатор или вырез люка, горловины и пр. на шпангоуте.
Всегда конечно найдутся исключения, но правила остаются правилами
Добавлено: Вт Янв 27, 2009 10:01 am
Заголовок сообщения:
Денис Сергеевич прав.
Просто Корабль является столь "большой системой" что иной раз проще не высчитывать всё , а отдать на откуп заводскому отделу и заводскому КБ.
Допуски же , припуски и посадки проходят по курсу "Технология Конструкционных Материалов" и там их изучают вкупе с чистотой и точностью измерений и различных технологий обработки материалов.
Вообще наде понимать что если реально интересует история техники то желательно хоть самообразованием "подковаться" примерно до уровня мастера в цеху по производству данной техники.Читать нас всех обучили , документы в библиотеках есть , технологии библиотечного дела широко известны!
Всем успеха.
Любой технический объект строится с допусками - у нас(бывшем СССР), в Германии или Японии. От микросхемы до небоскреба, корабля и самолета. И ничего страшного в том, что рисует архитектор или дизайнер, обкатывают гидро- или аэродинамики и конструируют конструкторы нет, главное чтобы вся цепочка плюс изготовители работали по допускам, не халтурили и т.д. Насыпанный в бетон вместо цемента нужной марки лишний песок(а цемент кому-то в домашнее хозяйство) гораздо опаснее всяких припусков, правда ошибки конструкторов и прочнистов еще опаснее, но именно ошибки, а не припуски, допуски и т.д.
И это верно!
Просто есть одна "фишка" - мы не проектируем или строим технические объекты , но занимаемся их ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИЕЙ в моделях и от этого все на реальном объекте нестыковки и "местные решения" нам дико портят жизнь.Вот это надо понимать в первую очередь.
Пример в догонку . Рассказывал человек, учавствововший в создании и испытаниях самолета А-50. Когда дело дошло до монтажа антенного комплекса на Ил-76 , оказалось, что в то место, которое определял чертеж разработчика , он не встанет- провалится. В результате делали по месту. Теперь представим , что по прошествии лет некий исследователь добудет комплект чертежей с ТАНТК им. Бериева , и сколько ж праведного гнева будет в словах : Люди, вы ВСЕ не так А-50 делаете ! У меня чертеж есть !!!
Пример в догонку . Рассказывал человек, учавствововший в создании и испытаниях самолета А-50. Когда дело дошло до монтажа антенного комплекса на Ил-76 , оказалось, что в то место, которое определял чертеж разработчика , он не встанет- провалится. В результате делали по месту. Теперь представим , что по прошествии лет некий исследователь добудет комплект чертежей с ТАНТК им. Бериева , и сколько ж праведного гнева будет в словах : Люди, вы ВСЕ не так А-50 делаете ! У меня чертеж есть !!!
обобщаю описанный вами случай: Выпускается чертеж, по нему что-то собирается (ну смотря что в чертеже нарисовано). Потом выясняется, что что-то не так и нужно это что-то переделать. Выпускают ОР (оперативное решение), эскиз доработки (так и называется "эскиз номер такой-то") или извещение. Чертеж правят только в случае выпуска извещения. ОР и Эскиз - это самостоятельные документы. Чертеж конечно могут откорректировать с учетом всех изменений, но я что-то сомневаюсь.
Вот берем палубу, на участке с такого-то по такой-то шпангоут 5 вырезов - это по чертежу. А по ОР добавляем еще 3 и один из имеющихся (старых) заделываем. ВСЁ! Как вы узнаете об этом, если у вас на руках только неоткорректированный чертеж? А никак. А как вы узнаете, что чертеж, который вы держите последний и что нет новых версий? Если вы не работаете на предприятии, то наврядли вам что-то станет известно (на ледокол, который мы строим есть чертежи, которые перевыпускались по 4 раза).
В общем верить можно только фотографиям реального объекта на определенный период. Т.к. есть еще переделки "по просьбе моряков", типа перенос уток с внутренней стороны фальшборта, т.к. они штаны ими рвут или введение нового "прохода" в фальшборте.
Коэффициент температурного расширения стали (упрощенно, без конкретной марки) 0,000012 на 1 градус (1,2х10-5град-1). Берем корабль длиной 100 метров. Берем температурный диапазон от -30 до +50 (кто его знает, где придется ходить). Итого получается, что в этих пределах, только из-за температурного расширения, длина корабля будет "гулять" на 96 миллиметров!
В 350-м масштабе это получается около 0,3мм при длине корабля около 286мм. Допуска и "подогнать по месту" в подобных случаях - единственный способ вообще создать такую огромную конструкцию, так как обеспечить постоянную температуру хотя бы при сборке не получиться, ввиду длительности процесса (до нескольких лет).
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы