Представляю вниманию общественности обзор вышедшей в феврале 2015 г. модели противолодочного гидросамолета Бе-12 от украинской фирмы Modelsvit. Данная модель, выполненная по технологии ЛНД, является безальтернативной моделью летающей лодки Бе-12. Посмотрим, насколько она хороша и что придется в этой модели доработать или переделать.
Сразу предупреждаю, слабонервным и беременным не смотреть. Кому лень читать, нажимаем на кнопочку End и читаем последний абзац.
Обзоры новинок обычно делятся на два типа – first look’и и «обзоры с пристрастием». Первые подогревают интерес к новинке, а вторые могут его охладить. Если из первых «понятно, что ничего не понятно» и «надо брать». То вторые могут по полочкам разложить основные моменты (пусть и не все), с которыми придется столкнуться новоиспеченные владельцы пластика или еще колеблющиеся «брать?небрать». Раньше обзоры на модели фирмы Modelsvit были именно first look’ами и серьезно их модели еще не держали письменный экзамен перед фотообзорами на достоверность и копийность. Попробуем проэкзаменовать этого желанного поклонниками отечественной авиации новичка.
К сожалению по воле обстоятельств обзор вышел не сразу после начала продаж, а спустя почти год, когда все, кто хотел, уже купили модель. Но лучше поздно, чем никогда. Ведь "фёстлуков" от других авторов будет явно недостаточно, чтобы понять насколько сложна/хороша/проблематична модель.
Китография самолета
В 1992 г. вышла модель первая модель Бе-12. Ей стала модель от фирмы Master-Kit (арт. 98-010) в масштабе 1/144. В 1997 г. вышла первая модель этого самолета в масштабе 1/72. Ей стала британская вакушка от Sanger (арт. 7216), которая комплектовалась деталировкой из белого металла. Также Возможно, что еще была вакушка от Contrail. В 90-х вышла ЛНД модель от OKB-144 (арт. 005) в масштабе 1/144, которая комплектовалась травлением. Потом в первой половине 2000-х годов вышли чешские смоляные модели от RVHP в масштабе 1/72 Бе-12 (арт. 72122) и Бе-12П (арт. 72123), которые комплектовались деталировкой из белого металла. В свое время была заявлена модель от Amodel в масштабе 1/72, но она так и не вышла.
В 2011 г. Amodel выпустила базовую модель Бе-12 в масштабе 1/144 (арт. 1438). Далее фирма выпустила на базе этой модели ограниченной серией модель Бе-12НХ (арт. 1438-02). Потом появились на свет модели Бе-14 (арт. 1441), Бе-18П (арт. 1441-01) и Бе-12П (арт. 1442). Все эти модели были отлиты по технологии ЛНД.
В феврале 2015 г. наконец вышла обозреваемая в статье модель от Modelsvit (72012).
Упаковка и инструкция
Упаковка стандартная для Моделсвита. Литники в трех пакетах и сложены в один общий. Декаль, инструкция, лист масок на остекление, травление и резиновые пневматики колес. Инструкция следуя моде последних лет на трех языках - украинском и двух "экспортных" - английском и французском.
Декаль
Декаль прилагается на 2 варианта окраски:
Бе-12 ВМС СССР, б/н 30
Заводской № 9601502, серийный № 15-02. Построен Таганрогским заводом в 1969 г. Летал в составе 318 оплап Черноморского Флота в Донузлаве. В 1997 г. передан в ВМС Украины. Летал с аэродрома Саки-Новонефедовка. С 2006 г. стоит на хранении на территории Евпаторийского АРЗ без двигателей.
К декали вопросов нет, а вот к инструкции один есть - неверно указана граница радиопрозрачного обтекателя магнитометра на хвосте.
Бе-12 ВМФ Украины, б/н 02
Заводской № 0602004, серийный № 20-04. Построен Таганрогским заводом в 1970 г. Летал в составе 318 оплап Черноморского Флота в Донузлаве. В 1997 г. передан в ВМС Украины. Летал с аэродрома Саки-Новонефедовка. В марте 2014 г. перелетел на аэродром Николаев-Кульбакино.
В инструкции аналогичная проблема с радиопрозрачным обтекателем магнитометра на хвосте. Также в инструкции неверно расположены флаги ВМФ Украины на обоих бортах. А один флаг вообще зеркально перевернут. В остальном все нормально, разве что на лопастях винтов нет маркировки их номеров. Про кабину будет позже.
Литники и литье
Всего 18 литников (2 с прозрачным пластиком), 249 деталей (204 из серого пластика, 28 прозрачных, 3 из резины и 14 травленых). Местами присутствует облой. Он даже встречается на линиях расшивки. Усадки пластика присутствуют на различных деталях. Не сказать что на всех, но малым их число уже не назовешь. Особенно сильно им поражены иллюминаторы на фюзеляже и поверхность вокруг них. Расшивка неоднородная, очень тонкая, местами пропадающая. По-хорошему, надо углублять, так как при обработке стыков существующую легко стереть. Довольно часто попадаются дефекты поверхности мастер-модели - царапины, бугры, незашпаклеванная дефектная расшивка, каверны, а также следы механической обработки самой пресс-формы - глубокие царапины, следы от фрезы и так далее. Практически на всех деталях питатели заходят на лицевые поверхности деталей и присутствует мелкий облой. Все это нуждается в устранении.
Фюзеляж
Фюзеляж состоит из 3 сегментов - остекление штурманской кабины, центральная и хвостовая секции фюзеляжа. Лучше сразу отступить от последовательности сборки модели по инструкции и на ровной поверхности отдельно собрать правую и левую сторону из всех сегментов, а потом уже склеивать получившиеся половинки фюзеляжа. Приступаем к самому интересному - поиску неточностей на этой большой модели. И я их нахожу сразу и большом количестве. Неверно сделаны некоторые силовые накладки на местах крепления брызгоотражающих щитков к фюзеляжу, особенно задние и 10-я накладка на стыке отсека экипажа с техническим отсеком. Усиливающие накладки по бокам от переборки между этими отсеками расположены слишком близко друг от друга. Их желательно перенести подальше друг от друга. По всему фюзеляжу нет различных мелких антенн, такелажных рымов и киповых планок.
Форма обтекателей осей складывания подкоса стоек шасси на фюзеляже неверна. На фюзеляже отсутствует расшивка различных лючков (показана стрелочками на фотографиях прототипа).
Нет решетки оттока воздуха из отсека турбогенераторной установки (ТГУ). На корме между рулем и хвостовой нишей шасси нет маленького обтекателя. Расшивка на зализе со стабилизатором в районе рулей высоте и в районе хвостовой ниши шасси неверна. Гребень перед пером руля в модели сделан немного другой формы.
В районе задней входной двери нет различных лючков, антенн, проушин, планок, водостоков. Нет имитации петлей защитного щитка на фюзеляже по правому борту (на самом щитке они есть, а ответных петлей на фюзеляже).
В носовой части по правому борту проблемы с деталировкой аналогичны проблемам на левом борту. С одной лишь разницей - нет одного иллюминатора под кабиной пилотов. В работе над обзором я использую детальные фотографии 9 различных Бе-12. У многих из них есть отличия друг от друга и модель более менее соответствует какому то срединному варианту по деталировке. Но есть то, чего на модели сделано неверно и не соответствует ни одному из реальных прототипов. Фюзеляж модели не имеет ярко выраженной седловатости сверху между центропланом и кабиной пилотов. С боков она имеется. Это заметно на последней приведенной фотографии. На модели переход от кабины к центроплану практически плоский, а на реальном самолете - с прогибом. Потом этот момент я покажу на чертежах, и это будет позже.
На створках донного грузолюка на осевой линии фюзеляжа нет лючка и одного технологического отверстия по правому борту ниже ватерлинии. Рояльные петли створок грузолюка выполнены примитивно и подлежат переделке.
Форма аварийного люка штурмана на форштевне неверна. К обводам фюзеляжа в носовой части есть вопросы. Надо проверять сечения.
Сверху на обтекателе антенны радиолокационной станции Инициатива-2Б нет технологических лючков. На верхней части фюзеляжа вся расшивка неверна. Нет большей части расшивки, мелких лючков, направляющих аварийных люков кабины пилотов.
Стыковочные плоскости деталей кривые - надо сначала подгонять, а потом уже клеить. Кромки ниш шасси, иллюминаторов и прочих отверстий и вырезов надо зачищать. Различные мелкие штырьевые антенны лучше отправить сразу в мусорку и сделать самодельные. Часть антенн можно использовать, доработав их и убрав литьевые дефекты - избыточную толщину, следы от пресс-форм и мелкий облой. По правому борту на обтекателе приемного устройства для дозаправки на плаву нет расшивки. Различные мелкие воздухозаборники на фюзеляже собираются из двух половинок и имеют рассверленный канал.
Крыло
Крыло разделено на 7 деталей - центроплан, 4 половинки консолей и 2 законцовки. Задняя кромка отлита вместе с верхними половинками крыла. Она толстоватая, местами неровная.
Законцовка крыла имеет не совсем верную форму в районе задней кромки – эта разница видна на фото. АНО сделан из непрозрачного пластика и меньшего. Также нет кое-каких мелочей как обтекатели креплений стекателей статического электричества.
Стыковочная лента на нижней плоскости крыла не совсем верно показана расшивкой с уступом в районе передней кромки. Также между закрылком и центропланом на крыле модели есть промежуток, а на реальном самолете его не было. Расположение на нижней плоскости крыла или форма различных лючков не соответствует действительности – какие то лючки потеряны, какие то лишние, другие смещены относительно других элементов. Перечислять все эти недостатки нет никакой возможности.
Сверху на центроплане ситуация такая же - нарезаны лишние лючки, какие то линии расшивки неверны.
На поплавках вдоль идет усадка пластика. Хвостовая часть поплавков толстовата. Также толстоват зализ пилона поплавка с крылом и задняя кромка пилона, а передняя часть зализа пилона с крылом немного другой формы. Но это легко лечится наждаком.
Расшивка на кассета для ОМАБ (ориентирных морских бомб) под левым крылом сделана симметричной. На реальной кассете лючки и почти вся расшивка была только с внешней стороны.
Мотогондолы
С мотогондолами в плане геометрии все более-менее хорошо. Но как и по всей модели, расшивка на мотогондолах хромает. Членение довольно странное - передняя часть мотогондолы дается отдельной деталью не по линии расшивке, а посредине между ними. Из-за этого на этой детали отсутствуют все лючки и расшивка, а также все лючки на мотогондоле по линиям ее членения и пара мелких обтекателей в нижней части капота. Пара линий расшивки в хвостовой части мотогондолы сделаны неверно. Верхний воздухозаборник на мотогондоле сделан с каналом.
Также сымитирован канал сопла. Немного неверно сделан вырез сопла - со ступенькой по стыку половинок мотогондолы с крылом. Но при обработке стыков эту ступеньку на срезе сопла несложно убрать и заострить кромки сопла. Деталировка сопла простая - нету имитации лопаток турбины. К примеру на моделях 2000-х годов Амодела имитация лопаток или стабилизатора пламени была. В новой модели Ту-91 от Моделсвита - лопатки турбины присутствуют. А тут - нет. И дело тут не в ЛНД. Кок винта отлит с облоем, неровными прорезями для втулок лопастей и глубокими царапинами на коке. На нем нет одной линии расшивки. Корневая часть кока винта также отлита не лучшим образом - с облоем по всем граням. Створка выходного отверстия маслорадиатора имеет неверные пропорции, а сам маслорадиатор - неверную расшивку. Края деталей маслорадиатора неровные и в мелком облое.
Хвостовое оперение
Проверяем расшивку. Границы обшивки зализа стабилизатора с шайбами киля неверны. Нет прорези в стабилизаторах, но это компенсируется травлеными тягами (или противовесами). На нижней правой плоскости стабилизатора лючки имеют неверную форму и размеры. Сверху больше. Петли навески рулей толстые, нет различных линий расшивки и лючков.
Хвостовая балка в модели неверно сопряжена с верхней плоскостью стабилизатора. В модели этот зализ длиннее, чем нужно. Передняя часть зализа стабилизатора с фюзеляжем тоже сделана неверно.
Расшивка на зализах с шайбами килей также неверна. На нижней плоскости рулей высоты нет 4 лючков - 3 на триммере, 1 на руле. Расположение лючков на рулях относительно петель неверно. Задняя кромка рулей толстая и нуждается в утоньшении.
Хвостовая часть балки соответствует форме, характерной для ранних серий с 1 по 9 включительно (всего 40 машин). Крышка на ее торце в модели круглая, а в поздних серий начиная с 10-й - каплевидная. В модели она имеет 4 петли как для ранних серий, в поздних 5. Расшивка на балке не полная и не соответствует ни одному из двух вариантов балок. В модели на балке сверху имеется обтекатель. В реальности он был только на поздних серий и был несовместим с такой формой крышки на торце. То, есть в модели балка имеет признаки как ранней так и поздней балки, что не соответствует реальности. В декали даются варианты на 15 и 20 серии, то есть балка должна быть поздней - и крышку с петлями на ее торце надо переделывать. В нижней части вообще незашпаклеванный след от дефекта мастер-модели.
А теперь к шайбам. Зализ с крылом на модели смещен дальше от передней кромки шайбы. Нет различных силовых накладок, лючков (на шайбах и триммерах рулей) и парочки каплевидных обтекателей. На левой шайбе нет обтекателя АНО на задней кромке руля. На внешних сторонах шайб присутствует лишняя пара лючков. Нижняя и верхняя петли навески рулей толстоваты.
Я так и не понял, для чего в наборе дается деталь I6, если оба варианта окраски имели обтекатели поискового магнитометра АПМ-60. Данная деталь характерна для Бе-12П-200, Бе-14 и рекордного М-12. Просматривая фотки Бе-12П-200, видно, что обтекатель имеет неверное сечение снизу (в модели он более округлый).
Интерьер
Интерьер реального Бе-12 изобиловал различной деталировкой, агрегатами, приборами, отсеками, проходами и многим другим оборудованием. По сути представлял собой внутри корабль. В модели 72-го масштаба и тем более в ЛНД воспроизвести это богатство крайне сложно из-за мелких мутных иллюминаторов, удорожания самой модели, стоимости разработки пресс-форм и особенностей литья самого ЛНД. Поэтому от интерьера модели Бе-12 от Моделсвит много ожидать не стоит. Намек на интерьер есть, но не более. В модели присутствуют только 3 кабины - штурманская, пилотская и радиста. Все они сделаны по отдаленным мотивам с максимальной простотой исполнения. Я не буду описывать чего в них нет. Список там бесконечный, а рецепт один - "ручки + Evergreen". Но по некоторым деталям интерьера я отпишусь.
К примеру, в модели на кресле радиста отсутствует мягкая спинка и присутствует ненужное углубление в задней стенке чашки под парашют. Центральный подиум под кресло отдаленно на себя похож. Остальное - переборки и пол из области фантастики. Пол в модели находится значительно выше, чем на реальном самолете, на переборках нет даже намека на двери между отсеками. Про остальную мелочь в виде силового набора фюзеляжа, стоек с оборудованием и прочего - я промолчу. Кстати по фотографиям заметно как отличаются формы переборок на фото и в модели. Проверив их позже по сечениям на чертежах, я убедился в их кривизне и соответственно в несоответствии обводов фюзеляжа с «чертежными». Но они на модели в глаза не бросаются и установить их несоответствие с прототипом довольно сложно.
Переходим в кабину пилотов. На задней стенке кабины между креслами на панели с предохранителями остались следы от обработки пресс-формы и усадка пластика. Пол нижней кабины тоже весь в следах от обработки формы. Стенка между кабинами штурмана и пилотов сделана не совсем верно. По левому борту щитка на стенке не было. А вертикальные выштамповки на щитке по правому борту были внутрь, а не наружу, как сделано в модели. Но я могу ошибаться, так как отсутствие щитка на стенке по левому борту могло быть индивидуальной особенностью Монинского и строевого Бе-12 из Бельбека. Также на детали есть следы литьевого брака. Полы штурманской и пилотской кабины и нижняя часть задней стенки пилотской кабины девственно чисты. Нет даже посадочного места под кресло штурмана. Штурвалы пилотов похожи на оригинал. Лапы якоря похожи на правду, а вот шток излишне короткий. К педалям вопросов нет. На кресле штурмана нет имитации дерматина на спинке и небольшого уступа на ней. Пилотские кресла вполне похожи на себя, только упрощены. Привязные ремни придется делать уже самим. Чашки кресел придется немного доработать, так как по бокам на них присутствует толстый бортик, который в реальности мешал бы парашюту. Центральная консоль между креслами на себя похожа, как и приборная доска. Увы, но в модели нет ручек РУД, различных крупных рукояток, ручек уборки механизации крыла и шасси. Сверху на приборной доске нет одной панели, но возможно ее наличие зависит от конкретной модификации или модернизации самолета.
Часть деталей штурманской кабины даны в травлении. Зачем? Если давать в травлении, то надо весь интерьер, а не несколько деталей. Логика этого решения мне не очень понятна. В целом интерьер модели сделан очень просто и упрощен по максимуму, но от ЛНД ждать детализации Tamiya не приходится. На фотографиях видна эта гигантская разница. Одно лишь оправдывает модель и ее разработчиков - через остекление, отлитое по технологии ЛНД, с такой «прозрачностью» все равно мало что будет видно.
Остекление
Остекление кабины пилотов имеет ровно две проблемы. Одна из них проста, понятна и неисправима - литье ЛНД не позволяет сделать кристально чистую стекляшку равномерной толщины. А вот вторая является следствием проблемы с геометрией фюзеляжа за кабиной. На самолете заметно, что профиль крыши кабины начинает понижаться за креслами пилотов. В модели крыша плоская и такого эффекта нет. Исправить это довольно проблематично.
С остеклением кабины штурмана все в порядке. Единственное замечание будет к форме нижнего углового окошка. Ну как то непропорционально меньше оно по сравнению с прототипом. У блистера радиста нет двух петель, сама деталь имеет сильные оптические искажения. Прозрачность остекления кабины пилотов нормальная, а вот остекление штурманской кабины уже грешит искажениями. Дворники остекления кабины пилотов даны в прилагающемся травлении. Иллюминаторы имеют облой, усадки пластика по центру деталей и шероховатую поверхность. Все это делает их бесполезными для просмотра интерьера, который и так не богат.
Шасси
Ниши основных стоек шасси правильной формы. Проводка в нише сделана грубо и часть ее расположена относительно силового набора ниши неверно. Также неверно относительно силового набора расположены точки крепления подкоса стойки - ровно на 1 стрингер ниже нужного. Гидравлику надо срезать и переделывать. Она представлена не полностью, а некоторые магистрали наоборот лишние. Стенки ниши в районе проема в фюзеляже очень толстые и их надо стачивать изнутри. На боковых стенках ниши нет имитации проводки. На передней боковой стенке неверно расположен по высоте горизонтальный силовой элемент. Это вызвано тем, что крепление подкоса стойки шасси находится ниже положенного. Сам этот силовой элемент треугольной формы. Увы, в модели это не так. Низ ниши сделан условно. Силовые элементы на стенках в нижнем колодце ниши сделаны неверно. На боковых стенках колодца они вертикальны, а на прототипе - под наклоном к вертикали и в гораздо большем количестве. А на двух других стенках колодца, они попросту отсутствуют. Также нет нескольких лючков в этой части ниши.
Переходим к створкам основных ниш шасси. Форма вроде похожа. На створках с внутренней стороны отсутствуют по 1-2 выштамповки. На одной из створок есть следы от дефектов пресс-формы.
Со стойками не все в порядке. Хомуты тормозных шлангов на стойке расположены неверно, а на самой стойке нужно убрать след от пресс-формы. В двухзвенниках стойки нет круглого отверстия. Исправить все это не сложно. В целом, кинематика стоек шасси сделана верно и правдоподобно. Разве что не хватает пары мелких тяг створок шасси, но это мелочи. Гидравлику и прочую мелочь уже можно добавить самим.
Резина на колесах основных стоек шасси отлита с дефектами. Проработка фактуры на боковых поверхностях пневматика слабая, надпись с размером почти не пролита и практически не читабельна. Лицевая сторона диска колеса сделана хорошо и правдоподобна. Тыльная почти хорошо - единственная претензия сводится к тому, что в модели на ней присутствует меньшее количество "спиц", чем на прототипе.
Переходим к хвостовой опоре. Ниша в модели на пару шпангоутов короче и переборка кормового отсека стоит соответственно на 2 шпангоута ближе к хвосту, чем надо. Да и в самой переборке нет технологического лючка для доступа в кормовой отсек из отсека турбогенераторной установки. Силовой набор в нише хвостовой опоры не имеет ничего общего с реальностью. В модели он сделан по принципу "лишь бы был". Потолок ниши имеет выштамповку под хвостовое колесо не совсем верной формы. На прототипе она имела более прямоугольные края, а на модели углы выштамповки сильно скруглены. Створка ниши имеет неверные пропорции, если сравнивать с оригиналом. Все 4 петли на створке ниши расположены неверно относительно углов створки - все съехали вниз относительно створки. Внутренняя часть створок ниши лысая. Отсутствуют по одной выштамповки на внутренней поверхности створок. Раз створки ниши непропорциональны, напрашивается вывод - или вырез под нишу неверен или обводы фюзеляжа в хвосте гуляют. Судя по всему они «гуляют» по всему фюзеляжу, так как переборки в кабине радиста не соответствовали чертежам и фотографиям по форме.
Тяги створок соответствуют монинской машине. На различных строевых я видел только по 1 тяге на створку, в Монинской и в модели - их по 2. Внешне похожи. Нет только одного подкоса у нижней тяги и петли на верхней тяге. На внутренней стороне вилки колеса присутствует след от пресс-формы. Отсутствуют тяги поворотного механизма вилки колеса.
Диск хвостового колеса прост как кирпич и накосячить с ним было нереально. Чего не скажешь про резину. Непонятные вертикальные насечки на боковинах пневматика, нечитабельные обозначения размера и излишне мелкая шашечка протектора.
Геометрия
Мы сравнили модель с фотографиями реального самолета, выявив массу мелких неточностей. Что же нам даст сравнение с чертежами? Посмотрим, насколько хорошо модель им соответствует. Так как чертеж не является точным результатом проецирования реального самолета на лист бумаги, то ориентироваться на результат сравнения сильно не стоит. Чертежи могут содержать ошибки, которых нет в модели. Поэтому проведем сравнение чисто ради интереса. Всего есть 2 комплекта чертежей - АиВ и Руслана Лубнина из какой то книжки.
Результат сравнения с АиВ вышел следующим:
заметно отсутствие седловатости верхней части фюзеляжа между кабиной пилотов и центропланом
фюзеляж в носовой части по высоте меньше на 1 мм
основание блистера радиста имеет чуть большую на 1-2 мм длину
иллюминатор кабины штурмана по левому борту имеет другу форму
отличается расположение лючков на крыле
верхняя часть обтекателя магнитометра АПМ-60 в модели сделана меньше по размерам
зализ пилона поплавка с крылом сделан немного неверно
есть вопросы к форме зализов крыла на центроплане
блистер радиста меньше по длине и ширине
воздухозаборник сверху на мотогондоле немного меньше по длине
форма зализов стабилизатора с фюзеляжем вообще не похожа на то, что нарисовано на чертеже
не совпадает расположение триммеров и лючков на стабилизаторе
створки хвостовой опоры на 1-1.5 мм уже
форма створок основных стоек шасси немного отличается от чертежей
Но некоторые "ошибки", найденные по чертежам АиВ, не внушают доверия и не подтверждаются при сравнении с фотообзорами. В частности, это относится к зализам стабилизатора, центроплана, расшивке, лючкам, иллюминаторам и прочей мелочи.
Я еще располагал чертежами Руслана Лубнина из одного российского печатного издания. Но при первых же вкладываниях модели я получал такой разлет различных параметров, что возникало ощущение, что я делаю обзор не традиционной украинской ЛНД модели, а «Трумпобосса» для китайских пионеров образца начала нулевых годов. Поэтому результат вложения модели в эти чертежи я учитывать не стану.
Тестовая сборка
Так как владелец модели разрешил снять с литников основные узлы и детали, я не преминул этим воспользоваться и проверить стыкуемость модели. Ожидал худшего, но оказалось приемлемо. Левая половинка фюзеляжа оказалась немного поведенной. Из-за этого ее стык с левой половинкой хвостовой части фюзеляжа оказался хуже. Правая сторона без подгонки состыковалась хорошо. Центроплан и стабилизаторы не подгонял, поэтому они встали на свои места с трудом. Крыло на удивление легко собралось без страшных щелей. Стык нижней плоскости крыла с фюзеляжем возможно придется шпаклевать. Зато стоит обратить внимание на стык половинок крыла по задней кромке. Глубина на посадочном месте немного больше, чем толщина детали и при зажатии клеевого шва прищепками по задней кромке возникает неприятная ступенька. Чтобы избежать этого возможно стоит подклеивать на стык половинок крыла полоски тонкого пластика Evergreen. В общем, типичный ЛНД, не ужасный, но и не прекрасный. Заодно прилагаю фото "спины" с разных ракурсов. Если есть к чему приложить или переснять этот узел для проверки геометрии - пишите.
Ну и собранный на скотче птеродактиль.
Итого
Модель вызывает смешанные чувства. Вроде с геометрией все хорошо, модель за некоторым исключением ложится и в чертежи и в фотографии. Но с деталировкой и расшивкой не все ладно, много недоработок, ляпов. Также доставляет литьевой брак и особенности литья по технологии ЛНД со всеми вытекающими из этого последствиями.
Озвучу главные недостатки модели:
не ярко выраженная седловатость верха фюзеляжа между кабиной пилотов и центропланом и связанная с этим отсутствие горбинки на крыше кабины пилотов
отсутствие клепки на модели
неверные зализы стабилизатора с фюзеляжем
обтекатель магнитометра на хвостовой балке не соответствует ни раннему ни позднему типу и совмещает в себе отличительные признаки обоих. Для декалей он должен быть позднего типа
ошибки в линиях расшивки и расположении лючков
скудный интерьер
узкие створки хвостовой ниши шасси
отсутствие выштамповок и рельефа на створках шасси
неверная форма законцовок крыла
усадки пластика на различных деталях и особенно на иллюминаторах
ошибки в деталировке фюзеляжа, ниш шасси, маслорадиаторов
необходимость замены антенн и брызгоотражаюших щитков на травление
литье резины колес и прозрачных деталей
неверная расшивка на тыльной стороне кассет с ОМАБ
отсутствие различных мелких деталей (обтекатели и различная такелажная мелочь) на фюзеляже и мотогондолах
упрощенная деталировка многих узлов
Из сильных сторон модели можно отметить:
хорошая геометрия модели
хорошо сделанная кинематика стоек шасси
пусть и упрощенная, но правдоподобная деталировка
Возможно, я что-то упустил. Не стесняйтесь поправляйте ;)
Афтемаркет
Фототравление NH Detail (72037) Be-12 exterior set
Фототравление NH Detail (72038) Be-12 interior set
Все кроме декали Caracal и окрасочных масок будет полезно в постройке этой модели. Травление решит проблему грубых гребней на фюзеляже и скудной деталировки кокпита. А декаль Бегемота позволит построить самолет на любой цвет и вкус.
Источники
В ходе работы над обзором использовались следующие источники информации:
А. Заблотский, А. Сальников "Самолет-амфибия Бе-12"
Авиаколлекция 2012-03 "Самолет-амфибия Бе-12"
Анатолий Артемьев "Бе-12: самолет трех стихий"
Авиация и Время 1997-03
Чертежи Руслана Лубнина
Резюме
Поздравляю, вы про(мотали/читали) статью почти до конца! Осталось сделать еще одно усилие и прочесть 2 последних абзаца в ней.
Несмотря на большой список мелких недоработок, я не могу назвать модель плохой. Для ЛНД моделей она вышла на уровне, причем на хорошем. Видно, что проектировалась и делалась в спешке, есть много дефектов формы и мастер-модели. Многих ошибок можно было избежать, так как подробная и общедоступная информация по этому самолету была опубликована задолго до выхода модели. Общая геометрия вышла на хорошем уровне, а с пластиком работать намного проще, чем со смолой. При условии, что была соблюдена технология литья и пластик не будет слоиться, как на некоторых последних моделях Моделсвита. В общем получился более чем достойный конкурент RVHP со своими недостатками и преимуществами. Только из украинской модели проще получить хорошую модель, чем из чешской смоляной. Но придется приложить немало усилий, чтобы довести модель до ума. Тут есть где развернуться фантазии и ручкам. Все таки, каким ЛНД не был хорошим, в силу особенностей технологии литья, ЛНД модель будет оставаться "заготовкой" для хорошей и отличной модели на фоне ЛВД или смолы. И не важно где будут лить ЛНД, хоть на Луне, все равно будет пропасть между ним и современными ЛВД моделями и целая вечность до смолы. И модель Бе-12 как раз из таких "заготовок", имеющих свои особенные проблемы помимо стандартных литьевых проблем. Моделист может собрать как есть, получив обычную модель, а может почувствовать себя скульптором и "отсечь все лишнее", чтобы получить если не шедевр достойный Микеланджело, то хотя бы приблизиться к нему...
Все равно многие моделисты выбирают свой особенный путь при постройке модели и необязательно сломя голову побегут и исправлять каждый недочет. Но желающим "отсекать лишнее у камня" и пройти сложной тропой чрез дебри запила, статья поможет с направлением в джунглях доработок. Главное не увлекаться, а то постройка модели может затянуться до выхода китайского конкурента, отлитого уже в ЛВД, с фактурной поверхностью, клепкой и прочими прибамбасами, ништяками, хорошей собираемостью и новыми особенностями или проблемами в геометрии. Да, в 2015 году эта модель можно сказать безальтернативна, ее выпуск скорее всего будет лимитирован. Но в целом, считать ее безальтернативной не стоит. Так как модели Моделсвита и RVHP не делают погоды на рынке, оставаясь вожделенными для истинных поклонников данной темы, фирм и коллекционеров. Китай не дремлет и рано или поздно займет своей моделью пустующую нишу темы Бе-12 в ЛВД. Вопрос лишь в том, сколько ждать будущую модель из Поднебесной или стоит взяться и сделать эту модель?
В итоге, каждому свое. Мне - интерес, поклонникам темы - обзор, а владельцу модели - коробку на антресоль. Надеюсь до нее у него дойдут руки, а они у него золотые. Я рад, что мне довелось копнуть тему этого самолета и модели, погрузиться в интересную и увлекательную матчасть прототипа и представить свое видение этой модели общественности. Я и мой обзор не претендуем на роль последней инстанции, так как мне не удалось полностью выявить все проблемы модели, на каких то я может сделал излишний акцент и так как я не обладаю всей полной информации по самолету, возможно, что некоторые спорные моменты модели могут найти свое оправдание в металле.
В общем, клейте модельки и получайте удовольствие!
С уважением, Андрей SilverGhost
PS. Благодарю Алексея Кузьмина (fishbed) за предоставленную для обзора модель и Игоря Колоколова, без чьих уникальных фотообзоров этот обзор мог бы не состояться.
PPS. Если читателям будет интересно, могу продолжить обзоры моделей Моделсвита. У меня их много...
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Кто-бы предоставил такую модель
Так не вопрос - ты в Ирландию обор...обозрённую моделсвитовскую Чайку, а Женя тебе в обмен ваку для обозрения. Нет? :grin:
omega
Плохо читали статью Олег...
Вы думаете, что я еще трачусь на модели которые потом в обзоры попадают? :lol:
Мне их бесплатно на обзор предоставляют, ну или я когда то ими владел ;) Так что "мопед не мой", тьфу, Чайка не моя.
Как и со многими статьями на скале, с этим сверхполезным обзором случилось страшное - фотки перестали быть кликабельны. Отсюда вопрос: в связи с тем, что статья по-прежнему актуальна, нельзя это как-нибудь поправить?
Так не вопрос - ты в Ирландию обор...обозрённую моделсвитовскую Чайку, а Женя тебе в обмен ваку для обозрения. Нет? :grin: