Уважаемые коллеги, позвольте представить вам модель истребителя МиГ-9, которая была изготовлена для участия в турнире "Ранние реактивы-2".
Почему именно МиГ-9? Какое-то у меня странное влечение к нему, хотя машина и не из красавцев. Но есть в нём что-то притягательное. Потому и приобрёл эту модель с прицелом на то, чтобы сделать его "в охотку". Модель, как и положено, отлёживалась в запасе и вот прозвенел колокольчик (бухнул колокол) : турнир, как раз по этой теме.
О самолёте
Эта машина - одна из двух первых серийных реактивов (на пару с Як-15) в СССР. Создавалась она под трофейные немецкие реактивные движки БМВ 003 (в нашем производстве - РД-20) - отечественных турбореактивных создать ещё не успели, а отставать с реактивной боевой техникой в окружении западных "заклятых друзей" нам никак нельзя было - сожрут!
Коллективу микояновского КБ пришлось решить огромное число технических проблем, прежде чем первый прототип поднялся в воздух. Вооружение новой машины было весьма неслабым: пушка Н-57 (57 мм) и ещё две НС-23 (23 мм). Расчёт таков, чтобы одной очереди хватило завалить "атомный бомбер" Б-29. В процессе испытаний выяснилось, что с "главным калибром" погорячились. Одного отстрела в воздухе хватило, чтобы понять, что пушка для этой машины великовата. Поэтому в серию машина пошла с пушкой Н-37 (37 мм). Но и с этой пушкой не всё было благополучно: когда на максимальной высоте "пальнули" из неё, то сразу встали из-за помпажа оба движка. В общем, инструкции предусматривали безопасную стрельбу из всех стволов лишь до высоты 3000 м. Конечно, новая машина страдала многими "детскими болезнями" и её доводили даже после передачи серийных машин в строевые части. Тем не менее, свою "пугающую" функцию машина выполнила исправно, хотя в последствии кое-кто называпл её (как и Як-15) "бутафорским истребителем". Эта машина позволила нашим пилотам освоить эксплуатацию реактивной техники и конечно-же дала бесценный опыт конструкторам, создававшим вовсе не бутафорский МиГ-15.
Ни в наших ВВС, ни у эксплуатировавших МиГ-9 китайцев, машине не довелось поучаствовать в реальном бою. И, наверное, это для нас большая удача.
Технические данные
Размах--------------------------------10,0 м
Длина---------------------------------9,83 м
Высота-------------------------------3,225 м
Взлётный вес-------------------------5117 кГ
Скорость у земли---------------------950 км/ч
Скорость на высоте 3000 м-----------965 км/ч
Потолок------------------------------13000 м
Дальность----------------------------800 км
Разбег--------------------------------850 м
Пробег--------------------------------700 м
О модели
Можно сказать, стало традицией называть доводку раннего А модела чуть-ли не "героизмом" Модель МиГ- девятого, думаю, на все сто соответствует сложившемуся представлению, ибо доводить там надо буквально всё. Главная проблема, однако, не в модели, а в недостатке графического материала. Добротных чертежей на МиГ-9 никто не сделал. Есть чертежи от В.Панькова и В.Пономарёва из "Белой серии" за 1995 г. и есть чертежи более ранние - за 1979 г. Особыми подробностями они не блещут и особой точностью не страдают. К счастью, есть музейный экспонат в Монино. Именно фотообходы с него и являются источником подробностей для деталировки. Конечно, кое-что можно почерпнуть и из фото китайских музейных Мигов.
Кто-то на "Скале" высказал предположение, что монинский МиГ - одна из экспериментальных машин, которая могла отличаться от серийных. Однако, в книге Н. Якубовича о ранних реактивных машинах приводятся довольно конкретные данные о монинском Миге. Эта машина с заводским номером "114010" была выпущена в 1947 г. и отлетала в строевых частях солидное количество часов. Последний полёт - 9 мая 1951 г. В начале шестидесятых эту машину восстановили до лётного состояния на фирме МиГ для съёмок худ. фильма "Им покоряется небо" (об испытаниях МиГ-9). Правда, на съёмках машина лишь "подлётывала". После съёмок машина заняла своё место в музее. Таким образом, делаем вывод: деталировку для модели серийного МиГа с музейной машины брать можно. Хотя и с оговорками. Например, трудолюбивыми работниками музея, под козырёк фонаря установлен здоровенный прицел от МиГ-15 (как только он там поместился). Об его практическом использовании речь не шла - стекло коллиматора "выезжает" поверх лобового бронестекла.
Такой прицел мог стоять на одной из экспериментальных машин (МиГ-9 ФР). Но на ней был установлен более крупный фонарь кабины.
Видимо, испытывался фонарь для МиГ-15. Ну, а в реале, на МиГ-9 устанавливался прицел ПКИ-1, а в последствии - гироскопический прицел АСП-1Н
Описания особенностей серийных машин разных производственных серий я нигде не встречал, поэтому вся надежда была на "пролетарское чутьё" и и здравый смысл. Я взялся за Миг ранних серий, без лобового бронестекла.
Пластик достался мне от МиГ-9Л с двумя кабинами и бульбой радара на носу (взял то, что нашёл в продаже). От базового набора это отличается несколькими дополнительными деталями, так что серийный Миг из этого сделать можно. Геометрия деталей модели вполне соответствует чертежам из "Белой серии", по которым, очевидно и делалась, так что подгонять формы особо не пришлось, за исключением контура "верхней губы" носовой части. Об этом недостатке набора "Амодел" писалось много лет назад ещё в "М-хобби", в статье, посвящённой тогдашней "новинке". Пришлось срезать эту верхнюю часть вплоть до фонаря кабины и заменить её самодельной пластиковой вставкой.
Поскольку "крутизна контура" стала другой, то и деталь воздухозаборника с вертикальной перегородкой пришлось делать новую, под эту крутизну.
Наполнение кабины деталями было предусмотрено куда богаче, чем дано было в наборе, поэтому машина была задумана с открытым фонарём. Родной фонарь вид имел непрезентабельный, да и толщина его была-бы неприемлема в разрезанном виде. Пришлось выдавить новый фонарь из оргстекла, подогнать его по месту, а затем разрезать его на козырёк и сдвижную часть, обточив сперва фонарь до приемлемой толщины, отшлифовав и отполировав его.
Родная деталь с "ванной" кабины и воздушными каналами движков оказалась вполне приемлемой, однако заднюю стенку кабины, представляющую собой наклонный шпангоут,пришлось переделать. На бортах кабины воспроизвёл силовой набор и установил детали оборудования.
Была изготовлена новая приборная доска. В "ванне" установлены необходимые рукоятки и приборы, чашка сидения и ручка управления с педалями - всё делалось в соответствии с рисунками и фото кабины музейного Мига.
Кабина окрашена и можно, наконец, склеить фюзеляж, загрузив нос свинцом.
В пылу созидания не обошлось без потерь: бесследно пропал один из стабилизаторов. Отскрипев зубами сколько положено, решил сделать новые. Оба. Для меня случай типичный.
Взявшись за изготовление крыла, отметил, что его профиль как-то далековат от итстины. На самом деле он должен быть близок к ламинарному.
Поэтому, после склейки его следовало обточить, дабы приблизить профиль к реальному. Ну, а до склейки следовало позаботиться о наполнении деталями ниш шасси. Изображенный на деталях крыла силовой набор в нишах довольно примитивен и я всё это сточил и углубил ниши. Затем взялся наполнять их самодельными деталями, используя такие вещи, как "доширак", тянутый литник и прочие подножные материалы и руководствуясь в работе фотоснимками из "уокераундов".
Так или иначе, ниши наполнились детальками и я счёл их вид "вполне на уровне".
Пришлось покопаться в фотографиях, выясняя подробности расшивки на поверхностях крыльев, фюзеля, оперения. Родная обшивка выглядит довольно оплывшей, что для ЛНД неудивительно. Поэтому всю родную расшивку залил и нарезал новую. На фюзеляже, до монтажа крыльев, предстояло выполнить ещё ряд работ: доделка ниши передней стойки и дополнение её гильзоотводами нижних пушек, сдвинутыми друг относительно друга, замена бортовых воздухозаборников на более точные, изготовление ствола центральной пушки с двумя прямоугольными окнами дульного тормоза, установка прицела ПКИ-1 в кабине и приклейка элементов остекления фонаря.
Следовало также доделать детали задней части двигателей и сопел.
И наконец, наклеил и обточил изготовленные из "доширака" жабры для выхода охлаждающего воздуха снизу хвостовой части. Пожалуй,можно устанавливать крыло. Я долго его подгонял и сопрягал с фюзеляжем, пока оно, наконец, не "сопрягнулось". Крыло при установке выравнивалось по килю, места стыка "художественно обрабатывались". Затем были установлены самодельные стабилизаторы, которые выравнивались уже по крылу.
Итак, планер, в основном, собран и можно перейти к изготовлению мелочей. Внимательно осмотрев и попримеряв стойки шасси, я решил их доделывать. На основных стойках пришлось понизить положение осей колёс, чтобы колесо заняло правильное положение относительно деталей стойки. На носовой стойке заменил вилку колеса. Пришлось дорабатывать колёса. Чтобы основные колёса соответствовали тем, что на фотоснимках серийных Мигов, пришлось наклеить на них пластиковые колечки в область тормозных барабанов. Наконец, на всех трёх колёсах нарезал протектор.
Когда примерил щитки на основные стойки, то понял, что их форму придётся значительно корректировать: уменьшить длину и расширить в области колеса. Колёсные щитки на крыле дооборудовал мелкими деталями. А вот створки носовой стойки изготовил новые, стараясь изобразить рёбра жёсткости и учитывая в их форме положение гильзоотводов.
Обеспечив шасси всеми деталями, я доделал те немногие мелочи, которых ещё не хватало: мачта антенны, ПВД, БАНО.
Дабы проверить общую геометрию, я собрал модель насухую и убедился, что всё нормально "сидит".
Вот и подошёл черед малярки. Разбираясь с окраской МиГ-9, я просмотрел множество фотографий. Меня интересовала окраска серийных строевых МиГов. Как-раз таких фото оказалось крайне мало и много лет я считал, что их вообще нет. Лишь в последние года два - три на "Гугле" (и на "Скале") отыскал то, что хотел.
Особым разнообразием окраска советских МиГ-9 не отличалась. На момент возникновения МиГа в "моде" у истребителей ВВС СССР была светло-серая окраска на всех поверхностях. Собственно и вся серийная продукция весь срок эксплуатации МиГов имела такой цвет. И монинский МиГ попал в музей именно в таком Цвете
И долго в таковом оставался,пока не так давно неугомонные музейщики не выкрасили его в дурацкий аллюминиевый цвет.
Бортовые номера на МиГах могли быть как на носовой части, так ит на киле. В Интернете имеется много моделей МиГ-9 (в советской окраске) и абсолютное большинство из них имеет бортовой номер на носовой части (в основном, красный "22" ,из декали к "Амодел"), а мне захотелось чего-то нестандартного и я выбрал окраску МиГа, принадлежавшего Харьковскому ВАТУ. Несколько таких машин попало в училище, видимо, в качестве учебных пособий, отлетав своё в строевых частях.
На фото хорошо видно, что это ранние МиГи, без лобового бронестекла. Бортовые номера на машинах нанесены на кили. Именно эта окраска "покорила меня своей суровой простотой". Декалей с такими номерами у меня не было и вся надежда была на свои способности.
Окраску начал с грунтовки. Использовал грунт "Тамия" из баллона. Затем нанёс прешейдинг чёрным цветом. Основную краску приготовил, намешав из нитроэмалей. Закончив задувку модели я осмотрел её и нашёл множество огрехов, исправить которые было весьма проблематично. Пересидев и переждав жуткий стресс по этому поводу, я решительно очистил модель от всяческой окраски и начал малярку с нуля. И вот снова прешейдинг.
На этот раз окраска завершилась успешно. Задув в основной цвет кусок декальной бумаги, я взял тоненькие кисти и вдев в глаз лупу , взялся рисовать на нём пару "пятёрок", в соответствии с фото харьковских Мигов. Вырезав эти номерочки, я вполне успешно перевёл их на киль. Наверное, надо было нарисовать их получше, но моим способностям, увы, есть предел. Прочие декали перевелись тоже неплохо. Оставалось покрыть модель финишным лаком (мебельный матовый нитролак, матовость которого я научился регулировать)
Установив антеннку из "бантика" и некоторые детальки, окрашенные отдельно, я осмотрел модель и решил, что её можно считать законченной.
Заключение
Работа с моделью была интересной и доставила удовольствие. Правда, такое удовольствие "на любителя". Не каждый согласится на такой объём доделок. И чешская модель от МРМ ненамного лучше. Однако, рассчитывать на то, что какая-нибудь элитная "Хасегава" возьмётся за производство этой модели, было-бы несерьёзно(хотя, кто знает...) И потому желающим иметь качественный МиГ-9 1/72 остаётся взять в руки "Амодел" и "...стиснув зубы, плечом к плечу, в едином порыве..."
А по-другому пока - никак.
С уважением, Константин.
P.S. Выражаю огромную благодарность Константину за помощь с фотосессией!
А.Козыревым ака КАЮК, публиковались чертежи Петрова. С клепкой. Собственно как я понимаю по ним и делалась его модель в 48м.
Да, именно так. И к величайшему сожалению, чертежи Г. Петрова по крайней мере при виде сбоку оказались жутко неправильными
Монтёр
Замечательная модель, жаль только не исправлены сечения фюзеляжа в хвосте за соплами. Там углы при переходе бока на днище не такие острые
Жаль общая ошибка его посетила - звезды в 8-ми позициях, чего быть не должно...
Есть-ли достоверные данные, что не в восьми?
Вам уже ответили - на фото МиГ-9 по которому лазают техники видно что нет звезд на крыле. Да и в целом - звезды сверху на крылья были возвращены документом от 1955 года, им же убрали звезды с фюзеляжа. А до этого их наносили по схеме 1941 года в 6 позициях - снизу на крыле, на киле и по бортам фюзеляжа. Были например исключения - те же Ла-9/11 21-го завода, у них почему-то ОЗ наносились по довоенной схеме 1928 года (сверху и снизу на крыльях и по бортам фюзеляжа, а на киле звезд не было). А выпускавшиеся за ними Ла-15 несли уже ОЗ в восьми позициях (КМК единственный наш ЛА с такой схемой ОЗ). Но на МиГ-9 такая схема не применялась, т.к. МиГ-9 ГАЗ-21 не делал.
Usatiymenв 05.11.2015 - 09:58 Тема: Amodel 1/72 МиГ-9 - Тот, который не стрелял
Большое всем спасибо за отзывы и замечания, с которыми вынужден согласиться! Ну, что-ж. похоже есть повод сделать ещё один МиГ-9 - более правильный!! :grin:
Belorussв 06.11.2015 - 01:31 Тема: Amodel 1/72 МиГ-9 - Тот, который не стрелял
Отличная и очень красивая модель!
Приятно видеть работы в которых не просто сборка и красивая покраска,
а есть большая составляющая творчества - то есть сам моделизм.
Очень достойная работа, Поздравляю!
Отличная работа. Автор модели еще раз доказал, что плохих моделей не бывает, если есть желание получить хороший результат и если руки растут из правильного места.
тьфу ты блин, два раза смотрел! И куда смотрел?
:roll: :oops: