Коллеги, представляю Вашему вниманию мою модель самолета Су-27СМ3 от отечественного производителя "Звезда". Модель была собрана специально для журнала М-Хобби (№6 (156) 2014).
В начале 2014 года компания «Звезда» порадовала моделистов выпуском новой модели самолета Су-27СМ. К сожалению, несмотря на большой выбор моделей самолета в разных масштабах и разных производителей, качественной и точной копии до сих пор не было. При этом, самолет известный, если не сказать легендарный.
На рубеже 70-х годов двадцатого века, в авиации, погоня за сверхзвуком в ущерб маневренности, тактика нанесения массированных ракетно-бомбовых ударов средствами высоколетящих бомбардировщиков начали казаться ошибочными. Идеи, что самолет превратится в сверхскоростное оружие, стали отмирать. Еще до того как тактика ведения воздушного боя кардинально поменялась, по обе стороны "железного занавеса" начались разработки сверхзвуковых истребителей третьего поколения. В процессе разработок планировалось избавиться от основных недостатков самолетов второго поколения - прежде всего плохой маневренности на низких скоростях, недостаточной дальности, плохих взлетно-посадочных характеристик. Повышение стоимости производства истребителей требовало расширить функциональные возможности таких самолетов, например, в ударных операциях планировалось использовать тактические самолеты с ядерным оружием, но не крупные и заметные для сил ПВО бомбардировщики. Одновременно с такими разработками начались проектные исследования по созданию истребителей четвертого поколения.
Проект самолета Су-27 предусматривал сразу два новшества. Первой была, так называемая интегральная аэродинамическая компоновка, в соответствии с которой, планер выполнялся в виде единого несущего корпуса, в котором крылья и фюзеляж составляли единое целое. Впереди, на эту конструкцию, устанавливалась головная часть фюзеляжа, а под ней, в задней части, размещались две изолированные гондолы с турбореактивными двигателями. Такой вариант исполнения геометрии самолета обеспечивал значительные улучшения аэродинамики. Второй особенностью нового истребителя должна была стать довольно необычная для того времени идея - продольная статическая неустойчивость самолета на дозвуковых скоростях полета. Эта особенность, что было неоднократно подтверждено впоследствии, давала самолету уникальные возможности по маневренности, скорости и длительности полета. Реализация этих решений привела к тому, что новый истребитель оказался способным выполнять фигуры высшего пилотажа, попросту невозможные на других машинах. Одним из таких маневров стала "кобра", во время которого, самолет летит практически хвостом вперед. Вполне естественно, что эти смелые решения были приняты не сразу. То, что самолет стал таким, каким мы его знаем в наши дни, являлось заслугой генерального конструктора П.О. Сухого.
На форуме присутствуют замечательные обзоры и описания набора, поэтому я не буду отдельно останавливаться на этом. Отмечу лишь несколько моментов: боксарт от Андрея Жирнова, ничего не могу с собой поделать – люблю художественное оформление коробок с моделями, а не унылую трехмерную графику или банальные, «интернетовские» фотографии; высокое качество литья – нет шероховатости, которая присутствовала на пластике предыдущих моделей «Звезды», например в модели ПАК-ФА. На некоторых деталях присутствуют следы от толкателей, но, в основном, в незаметных местах, увы, даже в ранних наборах есть облой и усадки пластика, в особенности на толстых деталях, на элементах оперения. Это означает, что с годами качество литья будет становиться ощутимо хуже. Декаль лежит отдельно, без собственного пакета, что, на мой взгляд, увеличивает риск ее случайного повреждения. Выполнена она хорошо - в отличие от многих других моделей «Звезды», на этот раз есть«техничка»; что позволяет собрать наиболее интересную внешне модель, с необходимыми обозначениями и маркировками, а также, не использовать дополнительные декали от «Бегемота», которые иногда стоят дороже самой модели. К сожалению, в декали не хватает трех обозначений для такелажных узлов (такие своеобразные перевернутые «двойки» в декали – номера 20 и 72) для внутренних поверхностей килей, хотя на схеме они показаны и существуют в реальности.
Сборку модели я начал, по традиции с интерьера кабины пилота, я собираю самолеты с закрытым фонарем (не люблю нарушать стремительных обводов самолетов, в особенности, реактивных), так что для меня невысокая детализация кабины каких-то проблем не составила, а мягкие художественные карандаши и покраска с прешейдингом выделили объем.
На схеме сборки перепутаны номера деталей B22 и B57, хотя, спутать их невозможно – это парашют и левый боковой ограничитель руки кресла пилота, так что, ошибка скорее является не более чем забавным курьезом.
Фюзеляж собирается из четырех частей: верхняя часть разделена на две детали, нижняя часть с нижними плоскостями крыла и обтекатель РЛС. Согласно инструкции верхняя хвостовая деталь клеится на нижнюю, затем устанавливается передняя. Я считаю такую последовательность неверной, т.к. на стыке верхних деталей, в результате, образуется хорошо заметная ступенька.
На мой взгляд, необходимо сначала собрать верх фюзеляжа и затем установить нижнюю деталь на получившуюся подсборку. Детализация плоскостей самолета выполнена на достойном уровне. Расшивка тонкая, показаны технические лючки, аккуратно выполнены решетки систем охлаждения, отвода горячего воздуха и кассет тепловых ловушек. Крылья выполнены из 5 отдельных деталей с отличной стыкуемостью: две консоли крыла с закрылками и два предкрылка устанавливаются на нижнюю общую часть, отлитую вместе с фюзеляжем, что после сборки образует прочную конструкцию без ступенек и без необходимости шпаклевать стыки – все они проходят по реально существующим стыкам деталей.
Отдельной деталью отлит воздушный тормоз и его можно показать открытым, но ниша, хотя и имеет рельеф, весьма упрощена. Я решил нишу не показывать и без проблем закрыл щиток – деталь встала на место идеально. На хвостовой балке проработаны элементы крепления откидной крышки контейнера тормозного парашюта.
Очень порадовала геометрия низа фюзеляжа в месте установки воздухозаборников, которые и сами исполнены отлично: собираются каждый из трех частей и образуют реалистичный и верный по форме канал ВЗ. Решетки на мотогондолах показаны правильно, но закрыты и если захочется их открывать, то понадобится травление. В глубине канала можно увидеть устанавливаемую отдельно имитацию лопаток компрессора, кроме того, в наборе присутствуют корректные заглушки для каналов. Сами сопла имеют хорошую деталировку: показана гофрированная внутренняя труба, отдельными деталями отлиты решетки форсажной камеры и очень неплохо смотрятся лопатки турбины. Но при этом, внешняя имитация створок сопла (отлитые в среднем положении) получилось у «Звезды» сильно упрощенной, а торец сопла очень толстый. При покраске я постарался скомпенсировать внешне простую геометрию комбинированной покраской, составленной из нескольких оттенков металликов, в результате получились довольно реалистичные сопла.
К сожалению, стоит отметить пустые ниши шасси, что, в общем-то, традиционно для моделей самолетов в 72-м масштабе. При этом внутри ниш задних шасси показаны рельеф и внутренние стенки, которые по форме и положению соответствуют реальным нишам Су-27; радует верная геометрия передней ниши, на модели она выполнена трапециевидной, как и должно быть на реальном самолете. Все вместе, это дает прекрасный потенциал для доработок: прокладке гидравлики, повышению детализации. Сами створки ниш имеют выштамповки, петли, отдельными деталями идут тяги, а это позволяет легко зафиксировать створки в правильном положении относительно фюзеляжа. На высоте и детализация стоек шасси, показаны элементы гидравлики, грязевой щиток колеса передней стойки отлит из двух деталей и устанавливается отдельно на правильное крепление, что позволяет без проблем покрасить само колесо и стойку. Правда, передние фары изготовлены вместе со стойкой и их предлагается красить в серебро, тем не менее, сточить имитацию стекла и поставить прозрачные детали, при доработке модели, можно без проблем. На колесах задних шасси корректно показаны тормоза, корректно воспроизведены диски и шины. В целом, детализация шасси мне очень понравилась – особенно, если сравнивать их с такими же деталями на модели ПАК-ФА. «Звезда» дает возможность собрать модель с выпущенным или убранным шасси (напомню, что подставка в набор не входит). Для удобства сборки самолета с убранным шасси, отдельно отлиты детали закрытых створок шасси – их очень удобно использовать при нанесении камуфляжа на модель, чем я и воспользовался: предварительно окрасил ниши и закрыл их этими «дополнительными» деталями. В результате, не пришлось маскировать ниши, что не всегда просто.
В наборе идут детали для сборки колодок под колеса, а это, как и наличие заглушек каналов ВЗ, очень полезно при изготовлении диорамы.
Стабилизаторы и кили отлиты аккуратно, но с небольшой усадкой пластика у основания килей. Задние кромки тонкие, корректно показана расшивка, все они были приклеены на самолет до покраски. Вообще, почти все ключевые элементы геометрии самолета я установил сразу, в том числе, пилоны для вооружения. Обратите внимание, при установке хвостового оперения, на то, что расшивка на стабилизаторах показана в инструкции некорректно, при сборке нужно ориентироваться на номера деталей.
Фонарь у «Звезды» получился очень хороший: в сечении он не похож на полукруг и имеет довольно выпуклую форму, при этом не имеет традиционного для «Trumpeter» или, например, «Hasegawa» литьевого шва посередине. Также, он довольно тонкий, прозрачный и не дает больших искажений, впрочем, я все равно покрываю прозрачные детали «Футурой», создающей реалистичный эффект стекла. Как уже было отмечено, «Звезда» дает возможность собрать фонарь открытым, для чего в наборе даны отдельные детали подъемного механизма фонаря. Из минусов стоит отметить некорректное исполнение крепления визира оптико-локационной станции – как и на реальном Су-27СМ он смещен вправо, но на фотографиях хорошо видно, что переход из обтекателя визира в фюзеляж, плавный и не имеет уступа у фонаря.
Панели вокруг 30мм пушки ГШ-301 я красил отдельно, ориентируясь на фотографии, т.к. сами панели и решетки на модели показаны корректно и соответствуют фотографиям самолета, но вот схема покраски не корректна. Вообще наносить окраску лучше по фотографиям, в инструкции присутствуют ошибки - расположение пятен камуфляжа неверное. После покраски, установки мелких деталей и легкого состаривания модели смывками получилась великолепная модель, которая, при сравнении итоговых фотографий с доступными чертежами реального самолета видно, что модель «Звезды» отлично ложится в чертежи, я не увидел ощутимых расхождений. У модели есть минусы – низкая детализация кабины, довольно пустые ниши шасси, дефекты литья. Но и все-таки, подводя итог, хочется заметить, что, на мой взгляд, моделисты получили в свое распоряжение действительно очень хорошую модель самолета Су-27СМ.
Котков_Андрей, Ваши деки ждем-с ))) я собирал модель 25-го на заказ, в витрину в кабинете поставить, ничего так получилось. Но дека ужасная была (производителя не помню) - в итоге частично растрескалась. Ну как-то я ее "стянул", но все равно.
Очень жаль, что в подавляющем большинстве моделей Звезды нет "технички". Это плохо. Особенно, если например, докупать декали на вооружение - получается ощутимо дорого. На тот же Су-24 мне пришлось покупать несколько декалей, получилось около 600 рублей, что опять же сравнимо со стоимостью модели. Здесь таких проблем нет, декаль вполне самодостаточна, кроме проблем с некоторыми обозначениями. Но мне кажется, авторы про внутреннюю поверхность килей просто забыли... а вооружение дано в "учебно-выставочной" окраске, так что тоже проблем нет.
Автор - я, я и промухал, пытаясь впихнуть максимум технички в формат готовой деколи, привязанный к размеру печатного листа.
Кстати есть решение что в дальнейшем деколи для Звезды будут содержать больше технички, чем ранее, и вариантов будет по 2-3 не менее. Модели становятся лучше по проработке, деколи должны тоже подтягиваться. Так например будет с МиГ-29, когда до него дойдет речь.
Но все-таки давать простынищи с техничкой на модели, в подавляющем случае расчитанные на моделистов начального уровня, которые и красят-то зачустую кисточкой, а при виде деколи, которая содержит устращающе много мелюзги, впадают в отчаяние.
Да и потом давать к деколи размера как на Су-27СМ приложение - техничку в 8 раз больше по площади - закладывать в себестоимость модели лишние рубли-копейки, которые будут в 75% просто выкинуты за ненадобностью усредненному пользователю.
Котков_Андрей, согласен. Вопрос цены тут тоже не на последнем месте стоит. А на счет пропущенных элементов - дело житейское (С) - я их не клеил для статьи вообще, потом думал перевести с листов, оставшихся от других самолетов, но погряз в других проектах, и плюнул на них. И так красиво, а страдать перфекционизмом не хочу.
а вот фотографию правого киля, я как ни искал, не нашел
Ну, надо было ко мне в подпись заглянуть (по ссылке), не ахти как, но все же обошел его с фотоаппаратом :wink:
не согласен. Размытие совсем слабое, в масштабе, на мой взгляд, его не должно быть видно
тут имеет место сочетания ряда обстоятельств:
1. Размытие хоть и небольшое, но есть
2. Цвета на реальном самолете менее контрастны, чем на модели
получается, что темный цвет очень сильно выделяется в сравнении с оным на реальном самолете
в остальном ставлю +1
Oleg83ttв 08.03.2015 - 19:28 Тема: Звезда 1/72 Су-27СМ3