Наверняка многие видели фильм Air America с Мэлом Гибсоном в главной роли и помнят этот необычный транспортник, который ЦРУ-шники использовали в своих грязных целях под видом перевозок гражданских грузов в Лаосе и Южном Вьетнаме. Если мне не изменяет память, этот же самолет засветился еще и в фильме «Воздушная тюрьма» с Николосом Кейджем…
Впрочем, не буду пересказывать содержание фильмов: кто видел, тот знает, кто не видел – будет полезно посмотреть. Также не вижу особого смысла рассказывать о самом самолете: кому интересно, может почитать в Интернете .
Скажем честно, очень своеобразный самолет и явно на любителя. Аппарат с аэродинамическими свойствами кирпича и изящными обводами, присущими истребительной авиации, явно не сверкает. Но те, кто увлекается темой вьетнамской войны, явно не откажется иметь модель данного самолета на своей полке. Первый подарок для моделистов в виде нескольких модификаций C-123 в 1/144 масштабе преподнес А-модел. Это С-123В/К, C-123J, НС-123В и NC/AC-123K. И вот наконец-то пришла очередь 1/72 масштаба – еще один украинский производитель Roden выпустил модель С-123В в этом немаленьком для транспортного самолета масштабе.
Итак, что мы имеем.
Коробка
Коробка довольно большая, пожалуй, самая большая из коробок, которую мне когда-либо приходить обозревать. Она имеет следующие размеры: 440х300х80. Верх из обычного плотного картона, низ из гофрированного картона. Открывается сверху. Можно быть уверенным, что содержимое будет надежно защищено от повреждений при хранении, транспортировке или пересылке.
Боксарт. На коробке изображена сценка из жизни на каком-то из южновьетнамских аэродромов: группа американских солдат разгружают С-123В. Кроме того на коробке указано название модели Fairchild C-123B Provider, логотип компании Roden, масштаб и каталожный номер 056. На торцах дублируется изображения и надписи с верха коробки. На одной из боковин даны три боковика представленных в декали вариантов, а также предупреждения на английском и украинским языках. На второй боковине дается информация о самолете на украинском, русском, английском, немецком, итальянском, испанском и французском языках.
Модель в коробке занимает примерно половину пространства, потому лично мне не совсем понятно, зачем нужно было упаковывать модель в такую большую коробку.
Внутри коробки в одном пакете десять литников, один из которых прозрачный, во втором пакете инструкция и декаль. В принципе, многие производители стараются разложить литники в отдельные пакеты, чтобы они не повреждали друг друга при транспортировке. По крайней мере прозрачный литник, наиболее подверженный разного рода царапинам, обычно упаковывают в отдельный пакет. Потому такая «экономия» упаковочного материала в XXI веке лично меня несколько смущает.
Инструкция
Представляет собой ч/б распечатку на трех листах формата А3, сложенных вдвое. На первой странице дается информация о прототипе и ТТХ самолета на украинском, английском и немецком языках. На второй странице предупреждения на тех же трех языках и схема размещения деталей на литниках. На третьей странице также дается схема размещения деталей на литниках. Третья-девятая страницы – инструкция поэтапной сборки модели. Десятая-двенадцатая страница – схема окраски и нанесения декалей. Печать четкая, разборчивая, сама инструкция достаточно подробная, имеется даже пример фрагмента грузовой кабины в разрезе для наглядности. Так что все вполне ясно и понятно.
Декаль
В декали представлены три варианта:
57-6291,ВВС США, Южный Вьетнам, начало 1964 года;
56-4362, Patches, ВВС Южного Вьетнама, Южный Вьетнам, 1964 год;
54-576, авиакомпания Air America, Юго-Восточная Азия, Таиланд, 1966 год.
Кстати, не мешало бы отдельно отметить, что в коробке два листа декали. Один большой, фактически половина листа формата А4, плюс еще небольшой лист с серийным номером на борт Air America и две пары черных полос. То ли забыли напечатать в основном листе и решили допечатать отдельно, то ли не хватило места в основном листе и решили сделать в виде небольшого дополнения.
Техничка присутствует, но в минимальном количестве. Впрочем, думаю, и имеющейся технички вполне достаточно.
Качество печати декали вызывает смешанные чувства. С одной стороны, видимых смещений цвета вроде бы не заметил. С другой – большие надписи USAF имеют неровные края. Кроме того, на одной большой «А» какая-то белая точка. Возможно, дефект печати. Аналогичные точки заметил на одном из южновьетнамских и одном из американских ОЗ. Если с буквами можно разобраться, изготовив трафареты, то с ОЗ все гораздо сложнее, особенно с южновьетнамскими.
Пластик
Пластик темно-серый, с шагренью. В некоторых местах имеется небольшой облой, впрочем, не критичный. Утяжин вроде бы не заметил. Вот что неприятно удивило, так это обилие следов толкателей в самых разных местах. Часть из них приходится на внутреннюю часть и не будет заметно, а часть явно придется зачищать. Особенно это заметно на силовом наборе в грузовой кабине. Казалось бы, зачем было так стараться над всей этой красотой, если в процессе удаления следов от толкателей часть из всего этого великолепия явно будет повреждено и ее придется либо восстанавливать, либо переделывать заново.
Первый и второй большие литники – половины фюзеляжа и детали интерьера грузовой кабины. Третий и четвертый большие литники – половины крыла. Пятый и шестой средние одинаковые литники содержат половины стабилизаторов, пропеллеры, ПТБ, колеса и разная мелочевка. Седьмой средний литник – детали интерьера кабины, приборная доска, стойки шасси. Восьмой и девятый мелкие одинаковые литники – детали двигателя. Десятый прозрачный литник – остекленение кабины пилотов и иллюминаторы. Пустое место в рамке наводит на мысль, что будут другие модификации самолета с иной формой лобового стекла.
Честно говоря, есть сомнения относительно того, как состыкуется крыло с фюзеляжем, т.к. место стыка очень неудобное и имеет непростую форму. Кроме того, есть у меня сомнения, что крыло таких размеров и соответственно немалого веса сможет удержаться в проеме на таком сравнительно небольшом держателе. Как бы эти крылья со временем не сложились. В этом плане более массивная конструкция крепления крыла бомбардировщиков с вертикальными поперечными вставками, как мне кажется, была бы более уместна.
Крой широкий, с округлыми краями. Думаю, это не совсем хорошо. Мелочевка отлита достаточно подробно. Но есть у меня сомнения, что стойки, хоть и выглядят немасштабно толсто, смогут выдержать вес модели. Фонарь, насколько я могу судить, тонкий и прозрачный.
Вывод
Итак, что в итоге имеем? Модель явно не относится к легко собираемым. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться, потребуются доработки и доводки. Впрочем, немалый размер аппарата говорит о том, что объем доводочных работ может быть настолько большим, насколько хватит у сборщика терпения.
С другой стороны, сам прототип явно не из разряда популярных. Лично мне, не относящего себя к любителям транспортной и гражданской авиации, само появление данной модели кажется довольно спорным. Не знаю, сколько наберется желающих иметь в своей коллекции эту не совсем идеальную модель далеко не привлекательного самолета, но что-то мне подсказывает, что ажиотаж эта модель вряд ли вызовет и вряд ли фанаты начнут выстраиваться в длиннющие очереди за этим «летающим кирпичом». Хотя, наверно, транспортники уже прокляли меня за это высказывание и уже протыкают куколку вуду с моим фото цыганскими иглами. Что ж, только фото собранной модели сможет заставить меня изменить свое мнение.
Павлыгин Александр (foxbot).
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Я сей аппарат приобрел за 2150 в Новосибирске и вовсю сейчас собираю. Модель очень даже ничего - не хуже Ан-12 от этой же конторы. Технология изготовления форм аналогична - т.е. шагрень пластика и утяжины на фюзеляже от силового набора. Проработан очень достойно и довести до ума не составит труда, особенно если кто видел аналогичный аппарат от MACH 2 :wink:
Всем поклонникам транспортной авиации рекомендую!!!!
На следующей неделе начну выкладывать. Сейчас его собираю во время вынужденного "отпуска" - щас на больничном появилось время заняться моделями.
Добавлено спустя 9 минут 16 секунд:
Вопрос к моделистам - у кого есть фигурки гражданских в 1:72? Производство Priser и СМК. У СМК есть хороший набор CMK F72181 Viet Cong 1966 (3 fig.). Если у кого лежат фигурки без надобности - продайте! Очень нужны для диорамы в большом количестве.
Ещё одну деку заявил серьёзный производитель, техасский "Caracal". Пять вариантов, по большому счёту- два. В камке и светленький. Отрадно, что есть вэлквеи но мало технических маркировок. Покупка у производителя со всеми комиссиями пересылами встанет примерно в двадцатку гренок.