Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Масштаб цвета

Допустим, что Вы построили модель того или иного самолета (танка, автомобиля), и получив возможность добыть именно те краски, которыми был окрашен реальный прототип, окрасили ими свою модель. Правильно ли она окрашена? Если Вы ответили - "неправильно", то Вы правы!

 

  Точность окраски, как и точность формы и размеров модели всегда были для моделистов недостижимым идеалом. В погоне за ним многие считали, что достаточно лишь узнать, в какой цвет окрашен прототип. Если узнать удавалось, то модель, окрашенная в этот самый цвет, вдруг разочаровывала владельца - на оригинал она была не похожа. Пытались делать это и фирмы - кое-кто из производителей моделей автомобилей в М1/43 пытался окрашивать модели теми же красками, что и реальные машины на конвейере. Однако, отзывы от коллекционеров обескураживали: "не похоже!" - говорили они. Видимо, что-то тут было не так...

Почему модель другого цвета

  Восприятие цвета нашим глазом - довольно сложное явление, оно зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных. Влияет спектральный состав света, которым освещен объект, чувствительность нашего глаза в той или иной области спектра, фактура окрашенной поверхности (матовая поверхность выглядит более светлой, нежели блестящая, окрашенная в тот же цвет), а так же многие другие факторы, о которых здесь мы говорить не будем - интересующихся отсылаем к специальной литературе. А вот о чем мы здесь поговорим, так это о влиянии РАССТОЯНИЯ, на котором Вы воспринимаете объект.

  Все дело в том, что воздух - штука не совсем прозрачная. Из-за наличия в нем пыли и водяных паров он рассеивает часть проходящего через него света. Более удаленные объекты воспринимаются менее насыщенными и более светлыми, нежели объекты, находящиеся вблизи нас. Это прекрасно известно художникам - если вы посмотрите на траву, нарисованную пейзажистом, то обнаружите. что цвет ее гораздо светлее цвета реальной травы, а кроме того он еще более светлеет на удалении. Лес, правда, наоборот выглядит темнее, но это из-за тени, царящей в нем. Еще одним фактором, влияющим на оттенок при увеличении расстояния, является то, что рассеивание происходит неодинаково для разных цветов, В голубой части спектра воздух пропускает свет лучше, нежели в красно-желтой, поэтому холмы на горизонте кажутся нам голубыми. Теперь попытаемся разобраться с тем, какое отношение имеет вся эта теория к нашей модельной практике.

  Всем разумеется известно, что чем дальше предмет от нас находится, тем меньше он кажется. Дело тут в том, что человек воспринимает размер предмета в зависимости от величины угла зрения. Модель в масштабе 1/72, которую Вы рассматриваете с расстояния около 300 миллиметров (на таком расстоянии держит перед собой книгу человек с нормальным зрением) имеет такой же угловой размер, как и реальный самолет, наблюдаемый с расстояния около 18 метров. Иными словами говоря, с расстояния в 300 мм мы видим модель также, как и самолет с 18 м. Теперь если мы хотим, чтобы модель была точной копией оригинала, то нам следует окрасить ее в такой цвет, чтобы находясь вблизи наших глаз он выглядел так же, как цвет реального объекта с 18-ти метровой дистанции. Естественно этот цвет должен быть светлее, и тем светлее, чем мельче масштаб.

Какой цвет дается на схеме окраски

  Сложный вопрос, но попытаемся разобраться. Схемы окраски, предлагающиеся в сборочной инструкции к модели вообще всерьез принимать не следует. Во-первых, там часто бывают грубые ошибки. Во-вторых, фирмы обычно дают просто похожий (весьма приблизительно) цвет из своего каталога красок, ну а если похожего нет, то и непохожий. В третьих, никогда не понятно, о чем идет речь - о цвете реальной машины без учета масштаба, или же о том оттенке, в который Вам рекомендуют окрасить именно данную модель именно в данном масштабе. На хороших схемах окраски из специальных журналов дается, разумеется, цвет реальной машины, поскольку автор не имеет представления в каком масштабе Вы будете строить модель. Здесь мы позволим себе небольшое отступление, поговорив о том, как этот цвет обозначать.

  Существует несколько систем классификации цветов, но в модельном мире в последнее время находит все большее применение американская система классификации, установленная Федеральным Стандартом 595 (принят в 1968 г.). Обозначение цвета в этой системе состоит из обозначения стандарта (FS595), а также пяти цифр, которые и обозначают цвет, например - FS595 25648. Первая цифра обозначает матовость краски (1 - блестящая, 2 - полуматовая, 3 - матовая). Вторая цифра - группа цветов (0 - коричневая. 1 - красная, 2 - померанцевая, 3 - желтая, 4-зеленая, 5- голубая, 6 -серая, 7- черная, белая или металлическая, 8 - флуоресцентная). Остальные три цифры обозначают конкретный оттенок и позволяют найти цвет в каталоге. Каталог представляет из себя кусочки картона, выкрашенные в соответствующий цвет по специальной технологии и снабженные номерами. Полиграфия, к сожалению, не позволяет точно передать оттенок. Это связано как с технологией печати, так и самим принципом цветопередачи в полиграфии. В печатной машине имеется всего четыре краски (голубая, пурпурная, желтая и черная), а остальные оттенки могут быть получены комбинацией маленьких точек этих четырех цветов, именуемых растром. Таких комбинаций имеется более миллиона, но все-таки абсолютно точно оттенок не передается - есть некоторый допуск.

  Итак, на схеме окраски дается цвет РЕАЛЬНОЙ МАШИНЫ, для модели его следует высветлять.

Какой цвет дается на "боковике"

  Рисуя боковую проекцию в цвете, художник стремится максимально передать облик машины, воспринимаемый им. Поэтому обычно он использует не цвета прототипа, а те цвета, которые видятся с расстояния, на котором находится наблюдатель. Если проекция в том же масштабе, что и Ваша модель, то Вам следует красить ее максимально близко к картинке, помня о том, что во-первых. глаз художника - не идеальный инструмент (художники, как известно, видят по-разному), а во-вторых о том, что типография, которая это печатала, еще менее идеальна. Следствие: будьте осторожны, критикуя художника. Как-то в журнале "Мир Авиации" я увидел отлично выполненный и весьма, с моей точки зрения, реалистичный, боковик В-25. Однако, присутствовавший знакомый заявил, что "цвет не тот, настоящий - гораздо темнее". Мне пришлось ему объяснить, что он имеет в виду совсем другой цвет - цвет реальной машины, но, по-моему, он так и не понял, о чем я говорю. Если же художник хочет дать цвет оригинала, то он просто дает выкраски - квадраты соответствующих цветов. Из этого правила, правда, есть одно исключение. В последнее время в некоторых журналах (в частности - в FineScale Modeler) даются силуэты машин, "залитые" реальными цветами камуфляжа. Смотрится это совершенно нереально, но зато вы можете получить представление о реальных цветах оригинала (с точностью до полиграфии, конечно).

  Что делать?

  Во-первых, о том, чего не делать - не судить модели на конкурсах, тупо прикладывая к ним цветовые образцы Федерального Стандарта. Не одна хорошо выполненная модель получила сниженную оценку из-за этого неправильного подхода. Реализм модели лучше оценивать по представленному автором цветному фото - при всей неидеальности фотопроцесса это все-же ближе к масштабу, чем цвет прототипа, особенно если фотография качественная и отпечатана в нужный размер.

  Если же Вы решили высветлить цвет прототипа в соответствии с масштабом, то пользуйтесь графиком, сделанным британскими моделистами, который мы приводим. Вам необходимо найти масштаб модели по горизонтальной оси (1/72?, 1/43?), затем подняться по вертикали до нужной вам кривой (новая краска? Выцветшая?), и напротив, на вертикальной оси найти количество осветлителя в процентах по объему. Легко заметить, что чем мельче масштаб и "обтрепанней" Ваш прототип, тем его больше. В качестве осветлителя используется цвет Off White - "почти белый". Фирмы, торгующие стройматериалами, иногда называют этот цвет "только что белый". В общем и целом это белый цвет, в который добавлено несколько капель черной краски, а также тонирующего компонента, в качестве которого используется желтый или голубой - в зависимости от тона основной краски. Большинство любителей, правда, используют просто белый цвет с очень малым количеством черного. Следует сказать, что такой подход - упрощенный. Реально любой художник скажет вам, что изменение цвета краски при удалении от объекта - штука достаточно сложная, кроме изменения насыщенности происходит и изменение оттенка, причем в какую сторону - зависит от конкретного цвета.

И последнее...

 Выбирая цвет, не лишне учесть освещение места, где модель будет стоять. Если Ваша полка сделана из темно-коричневого дерева, то в отраженном стенками свете будет преобладать красный компонент. Часто оказывается, что покрасив модель при искусственном свете, человек просыпается утром, и приходит в ужас от того, что он натворил. Искусственный свет имеет другой спектральный состав, нежели дневной, а кроме того, учтите и то, что в час ночи (особенно после напряженного трудового дня) вы можете видеть все немного иначе. Конечно, очень хочется докрасить проклятый аппарат сегодня, чтобы за ночь он просох, а утром навесить всю эту мелочевку, тонировать, перевести декали и... но не торопитесь - сэкономив пару часов, вы можете легко испортить труд нескольких месяцев.

"М-Хобби", №2, 1994
» Информация о статье
Просмотров: 19781
Опубликовано:
Любитель в 31.03.2008 - 19:27
Тема: Масштабное осветлевние цветов!
Постоянно натыкаюсь на этот термин на форуме. Как я правильно я понял исходя из этого топика, для 1/72 будет где то 15-30% Является ли эти значения верными?

P.S. Есть интересная прога на этом сайте - Scale Lightning Calculator. С ней удобно работать, надо только определить нужный %!
erwin_rommel в 12.07.2009 - 18:27
Тема: Re: Масштаб цвета
вся эта статья - на 80% просто статья и ничего более.
Crow2A в 02.10.2010 - 18:52
Тема: В чём суть масштабного осветления?
Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Хочу спросить -- в чём суть явления масштабного осветления?

Есть статья в которой написано, что для такого-то масштаба надо столько-то белой краски, а для другого масштаба -- другое количество. Я её читал... Или, там, есть спецсоставы, которые делают это осветление автоматически...

Однако, хотелось бы понять -- почему именно столько краски именно для этого масштаба? Можно ли измерить требуемую степень осветления приборами? Или, если это явление чисто субъективно-физиологическое, то в чём заключается поражающее действие?

Добавлено спустя 3 часа 24 минуты 42 секунды:

Да... Не ту статью я читал...
Поиском значит мне нужно пользоваться тщательней :roll:

Значит дело в рассеянии атмосферы помноженной на угловые размеры.
alex79 в 12.02.2015 - 18:58
Тема: Масштаб цвета(#61) - обсуждение
Я так думаю, что высветлять необязательно белой краской. Можно светло-голубой, светло-серой, светло-..... в общем...-индивидуальный подход (творческий)

p/s Статья дает лишь направление, над которым надо, безусловно, экспериментировать. Спасибо автору за это!
JohniGo в 12.02.2015 - 22:45
Вот что пишет про масштабное осветление тов. Аканихин:
alekom в 12.02.2015 - 23:53
Вот что пишет про масштабное осветление тов. Аканихин:

Интересное мнение... основанное на изучении снимков с цифромыльниц)) Только скажите.. почему горы, зеленые, на горизонте мы видим бледноголубыми? Если по логике Ананихина, они должны быть черными..
alex79 в 13.02.2015 - 17:00
JohniGo
Мне вступление к статье понравилось...-поругал всех в "кавычках", и сказал,
что только он знает- как надо-...но на "истину" не претендует :mrgreen: Дальше читать не стал :grin: Ибо осветление белого белым -это конечно передёрг (или перебор)...

alekom
Черные горы просто освещать хорошо надо...желательно, чтоб в глазах бело было, от света :mrgreen:
kkus в 24.03.2015 - 12:58
Тема: Масштаб цвета
Эта статья напечатана не в "М-Хобби", №2, 1994, а "М-Хобби", №5, 1995
serg-m в 29.07.2017 - 18:33
Тема: Масштаб цвета
Очень интересно!
Как я вообще жил без этого раньше!!!
Коли уж до этого дошло, то при окраске моделей следует учитывать и еще некоторые факторы:
1) условия, в которых летательный аппарат (ЛА) эксплуатировался, что бы определить величину их воздействия на его лако-красочное покрытие (ЛКП), может ЛА нещадно эксплуатировался день и ночь, а может простоял в ангаре...
2) время, прошедшее с момента выхода летательного аппарата (ЛА) с конвейера (кода он был только что покрашен) до того состояния прототипа, которое моделист пожелал запечатлеть (когда краска потускнела, выгорела и т.д. и т.п.), чтобы точно знать, насколько нужно осветлить, обшарпать, и покрыть матом рекомендуемые в разных источниках краски для использования именно относительно данной модели;
3) количество ремонтов ЛА с его перекраской и их время, ну и, естественно, необходимо тщательно проверить, не была ли при этом изменена схема окраски, а то получится конфуз - окраска не будет соответствовать состоянию прототипа в именно в тот день, в который ЛА запечатлен моделистом! Или ЛКП облупилось, поцарапалось совсем не в том месте, где это воспроизвел моделист. Особенно тщательно в этом случае следует отнестись к масштабности потертостей и пятен ржавчины;
4) неплохо было бы учесть и метеоданные - вдруг в тот день прошел дождь, а на пневматиках, стойках и др. деталях отсутствуют шматки грязи!
5) ну и самое главное - толщина ЛКП модели должна строго соответствовать масштабу!
Не возражаю, если кто-нибудь дополнит список...
danil1973 в 30.07.2017 - 01:50
Тема: Re: Масштаб цвета
...Не возражаю, если кто-нибудь дополнит список...
А ещё - важно чем красили аппарат. Какой-нить акзель-нобель что сейчас, что через год, а ХВшка, нанесённая на ремзаводе в Шахтах с Яка просто мокрой тряпкой стиралась... :shock:
Да и как красили - тоже влияет. МиГ-АТ раз перекрасили не только не смыв старую краску, но и, похоже, просто не подготовив поверхность - облезать стал сразу же. :oops:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy