Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Как изготовить фонарь для F-5EЭто мой дебют на сайте. После долгого перерыва вновь занялся любимым когда-то увлечением. Так уж получилось, что у меня накопилось несколько моделей F-5, этого достаточно распространенного легкого истребителя. Он до сих пор в строю практически на всех континентах. Все мои киты в 72-м масштабе, но модельные фирмы и модификации прототипов разные. Решил собирать параллельно сразу всю «группировку»… И зря: порядком надоедают многократные повторения одних и тех же операций, а в итоге – кошмарный долгострой… Но об этом – в другой раз, а в этой статье, рассчитанной не столько на умудренных опытом, сколько на начинающих моделистов, хочу поделиться своим решением задачи по борьбе с дефектами фонаря, обозначенной в названии статьи модели. Сначала немного о моделях F-5E Tiger II. В составе моей «группировки» их оказались две: от Моделиста и от Italeri. Обе модели очень похожи, и не только потому, что копируют одну и ту же модификацию. Их отливки будто бы сделаны с одной мастер-модели – уж очень много совпадений по контурам и размерам элементов. Детали из одного набора вполне можно использовать в составе другого. И даже ошибки совпадают, например, крылья имеют одинаковое смещение вдоль горизонтальной оси. Думаю, обе модели имеют одного предка. А до нашего времени дошли две его «ветви», схожие по исполнению:
1) Hobby Boss – Trumpeter – Моделист – …; 2) Testors – Italeri – … Разумеется, у них есть и различия: - разное членение крыла и фюзеляжа; - у первой ветви крой внутренний, а у второй – внешний. Кроме того, среди вариантов китов от Italeri есть швейцарский вариант (он-то и входит в мою «группировку»), имеющий существенные отличия в наплывах крыла и контурах носовой части. Справедливости ради стоит упомянуть и F-5E от Airfix. У меня его нет, но, судя по найденным в Инете фоткам отливок и собранных моделей, эта модель имеет другое происхождение и, на мой взгляд, уступает Италовскому (поправьте, коллеги, если это не так). Честно сказать, обе мои модели современным притязаниям моделистов не отвечают, однако от Italeri изначально сложилось лучшее впечатление, и оно, в процессе параллельной сборки, только укреплялось. С Тигром от Моделиста проблем было предостаточно. Например, далее на фото можно заметить вырезанные из бука воздухозаборники (штатные нуждались в жутком перепиле), а так же переделанные очертания элеронов и закрылков, линии разреза которых были почему-то сымитированы параллельно не оси фюзеляжа, как на прототипе, а его обводам по месту «стыка» с элеронами. Да и красочная декаль на второй вариант от Italeri так и просилась на замену жалкого кусочка от Моделиста – решено было и этот «шедевр» перевоплотить во швейцарца. Однако я увлекся, коллеги, простите! Вернемся же, наконец, к заявленной теме. Фонари обеих моделей состоят из двух деталей, что, безусловно, очень положительно, так как предусматривается возможность сделать их открытыми. Но тогда потребуется усилить деталировку кабины, что в мои планы не входило. Вот тут и ждал меня очередной косяк Тигра от Моделиста:
Многие современные самолеты имеют козырек фонаря, подобный оному на F-5 (F-15, F-16, F/А-18, МиГ-29, Су-27 и др.), а значит, мой опыт может пригодиться и другим коллегам. Такие козырьки имеют кривизну одинарной степени и, следовательно, их можно изготовить, просто обтянув прозрачным материалом некую цилиндрическую поверхность. Известно, что различные сечения цилиндра плоскостями, не перпендикулярными и не параллельными его центральной оси, имеют эллиптические формы, а срез части цилиндра под некоторым углом к той же оси образует псевдо-конусную поверхность. Таким образом, даже один цилиндр с определенным радиусом позволяет получить множество самых различных по эллипсности и конусности козырьков.
Остается только определить требуемый диаметр цилиндра для конкретного случая. По моим представлениям, он равен длине малой оси эллипса, вписываемого в переплет фонаря по контуру соединения козырька с открывающейся частью. Изготовить цилиндр нужного диаметра, думаю, для многих не представляет большого труда. Я в таких случаях предпочитаю дерево, но у каждого могут быть свои предпочтения. Главное, чтобы потом на поверхности цилиндра можно было карандашом и, желательно, по чертежу наметить очертания будущей детали.
Если же вырезать или вытачивать цилиндр, как говорится, влом, можно сделать иначе – просто подобрать требуемую поверхность среди имеющегося вокруг интерьера (разумеется, с учетом того, что на нем придется рисовать, да еще и горячую заготовку к нему прикладывать!). Мне тоже стало влом… И мой взгляд упал на гаргрот склеенного Тигра от того же Моделиста. Не цилиндр, конечно, но что-то общее в кривизне поверхности есть! Теперь берем чертеж… Стоп! А зачем он мне, если у меня имеется «эталон» – козырек из набора от Italeri! Вот, можно сравнить, как отличаются детали фонарей этих двух моделей:
Вот теперь переходим к самому главному, из-за чего и затеивалась эта статья.
Для изготовления нового козырька потребуются:
Технология оказалась настолько простой, что жене, приглашенной в качестве фотографа, оказалось проще сделать козырек, нежели понять, что и зачем нужно снимать, поэтому пришлось уступить ей лавры демонстрации изготовления детали… Прежде всего, нужно на гаргроте найти подходящий по геометрии участок поверхности. Но сначала можно включить утюг, что бы он как следует прогрелся. Далее берем деталь-эталон, прикладываем к гаргроту и осторожно, что бы не поцарапать, перемещаем так, что бы в итоге она прилегала к поверхности без зазоров по всему своему периметру. Когда это будет достигнуто, обводим периметр эталона карандашом. Берем пластинку-заготовку и подносим ее к предварительно прогретому утюгу с зазором от поверхности последнего примерно на 5-10 мм.
Через некоторое время (оно зависит от материала, его толщины, удаления от поверхности утюга и т.д.) часть пластины прогреется и станет мягкой. Вот теперь понадобится сноровка: нужно быстро и точно наложить горячую пластинку на пуансон (у нас – гаргрот модели) с обводами детали и плотно прижать ее бумажной салфеткой по всей поверхности, пока заготовка не остыла. Если не успели – деталь получится неправильной формы и придется снова греть пластину (по опыту знаю, при разогреве заготовка будет стремиться принять свою первоначальную форму с разной степенью успешности…). Разумеется, нужно немного подождать, пока заготовка остынет и затвердеет, а уж потом снимать нагрузку. И особое внимание следует уделить «уголкам» по контуру «основание-переплет» и носовой округлой оконечности детали – здесь заготовка должна плотно прилегать к поверхности пуансона, иначе тоже придется все начинать все сначала. У жены, к счастью, получилось с первого раза!
Затем ножницами очень аккуратно и осторожно вырезаем из заготовки деталь по намеченным точкам. Это самая ответственная операция. Деталь относительно мелкая, удерживать и параллельно резать ее ножницами трудно. Одно неверное движение – и можно начинать прогревать новую заготовку. Если же применить не такой варварский метод, как использование в качестве пуансона склеенной модели, а предварительно подготовить цилиндр с разметкой, как это описано выше, то процесс можно упростить – не снимая заготовку с пуансона, обрезать деталь по контуру ножом. Тогда можно обойтись и без чертилки. И в первом, и во втором случае получим:
И вот тут очень привлекательный метод:
http://scalemodels.ru/articles/4684-termovakuumnaja-formovka-na-primere-fonarja.html В заключение, вот пара моих F-5E в сборке (у Italeri пластик белый)...А вот и вся группировка... |
|
coda69 в 30.01.2012 - 20:27 Тема: Как изготовить фонарь для F-5E Хорошая статья и метода доступная!
Я два 21 МиГаря совместно собрать не осилил, один из них в коробке отдыхает по сей день. А тут 6 штук F-5, офигеть... |
Сан_Саныч в 31.01.2012 - 06:26 Тема: Как изготовить фонарь для F-5E(#4889) - обсуждение Прикольное решение. Остаётся правильно подобрать жену, для грамотного изготовления козырька. :wink: |
N9i9k в 09.02.2012 - 14:41 Тема: Как изготовить фонарь для F-5E Целая эскадрилья получится, интересно будет взглянуть на конечный вариан всех самолетов. Удачи, успешного окончания работ. |
Wishmaster в 01.11.2016 - 12:06 На руках имеется моделисто-хоббибоссовский тайгер.
Козырек-зараза, действительно, мал. Решил я воспользоваться опытом коллеги и сделать этот козырек. В моем распоряжении не было не италовского козырька, не италовского фюзеляжа. Приложил родной к гаргроту, обвел пожирней, и обдавил полоску плекса миллиметрового. Еще сдуру сверху платком придавил. В итоге с внутренней стороны пропечаталась расшивка, с внешней- текстура платка. Толщина позволит все это устранить и отшлифовать заготовку. Поверхность, вокруг которой давим, должна быть гладкой Как то так :oops: |
master_din в 01.11.2016 - 12:24 F-5 от Моделиста это пиратка Итала от китайской Lee расшитая вовнутрь, появилась году в 2001. Хоббибосс тоже имеет корни от Итала, но сделан более менее и вышел лет на 10 позже.
Если понадобится, то здесь продают рамки с фонарями на F-5 от Хобибосса, который должен нормально встать https://ru.aliexpress.com/item/80207B-T2/32709066238.html?spm=2114.13010608.0.0.rtHln p |
Wishmaster в 01.11.2016 - 14:14 продают рамки с фонарями
Спасибо, но выпилю. Будет быстрее. Да и с учетом доставки цена получается не на много гуманнее новой модели. А в свете их одинаковости не имеет смысла А по происхождению ХБ дискуссия в другой веке. Но поверьте наслово, что содержимое коробки моделиста ничем не отличается от представленного :arrow: |
Barbarian в 01.11.2016 - 17:37 Раньше Моделист паковал что-то китайское, сейчас пакует ХоббиБосс. декаль у моделиста хуже, а цена выше :shock: |
master_din в 01.11.2016 - 21:38 Надо будет в выходные Хоббибоссовский фонарь приложить, посмотреть как встаёт, заодно и к моделисту (Lee) приложить.
Я брал фонарь в приведённом магазине Трампобосса на Алиэкспрессе в довесок к фонарю ми-8 для исправления Звезды и литнику на Трамповский F-100 с каналом воздухозаборника, для Италовской модели. В кучке получилась нормальная цена доставки, при цене рамки в 2,5 бакса. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Как изготовить фонарь для F-5E
Seversky!
Спасибо! Думаю, по мере готовности, размещу здесь статьи и фото готовых моделей. Вроде уж и финиш близок, но их шесть, и это жесть!