Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей

Как-то раз просматривая материал, выложенный на сайте, я поймал себя на мысли, что отдельные "знаковые" самолеты незаслуженно обойдены вниманием коллег-моделистов. Например, это относится к такой машине, как советский морской ближний разведчик МБР-2 (именуемый в простонародье "амбарчиком"). И мне, в силу своих скромных способностей, захотелось восполнить этот пробел.

Не так давно, я и мой давний товарищ и неразлучный напарник в модельных делах Сергей Початовский, ака Суоми, закончили работы над моделью МБР-2бис в масштабе 1:72. Модель успев поучаствовать в некоторых модельных выставках, заняла свое заслуженное место на полке (среди других машин с синими свастиками), а мы решив закрепить в памяти непростой процесс ее постройки, набросали кое-какие заметки. Собственно, сей совместный труд и представляю на суд уважаемой модельной братии...       
Итак... С авиацией Финляндии мы впервые познакомились в далеком 1993 году и нас, как и всех, кто занимается данной тематикой, перво-наперво поразила невероятная разношерстность самолетного парка ВВС этой страны. На наш взгляд, эта особенность и является своеобразной "изюминкой" "Suomen Ilmavoimien" (Финские ВВС). Шли годы, объем литературы и различной информации о "Suomen Ilmavoimien" рос, и в итоге, тема финских самолетов времен Второй мировой в моделизме стала для нас одной из основных (наравне с самолетами Люфтваффе в общем, и истребительной авиацией Люфтваффе на Восточном фронте, в частности).  А как же "стране тысячи озер" без гидроавиации? В основном финны использовали в качестве гидросамолетов поставленные на поплавки самолеты наземного базирования (за исключением, пожалуй, НЕ-59 и НЕ-115А). Но были у финнов и летающие лодки. Это были трофейные советские Ш -2 и МБР-2 (была также лодка LeO 246, но летала она с немецкими опознавательными знаками).

Модель

Точно не помним когда, но мы стали "счастливыми обладателями" модели МБР-2 в масштабе 1/72 от украинской группы энтузиастов под названием "Model Group Dnieper", но было это где-то в 2002 – 2003 гг. Досталась нам эта модель просто "насыпом", в полиэтиленовом кулечке, без каких - либо намеков на коробку.
Как "театр начинается с вешалки", так и модель всегда начинается с инструкции по сборке. Хотя собираем мы модели в основном не по инструкции, всегда интересно взглянуть на сей документ. По нашему мнению, качество и оформление инструкции сразу передает отношение разработчиков и производителя конкретной модели к потенциальным покупателям. Данная инструкция состояла из 3-х листов формата А4 качества ксерокса, но с полной информацией: исторической справки, расположения деталей на литниках, вполне понятных рисунков по сборке, вариантов окраски (аж 14 вариантов). Инструкция содержала даже фотографии некоторых прототипов, правда очень плохого качества. Все тексты и пояснения давались на двух языках: русском и английском – с явной претензией на зарубежных моделистов. Особо приятным моментом для нас стало то, что инструкция давала целых пять вариантов окраски МБР Финских ВВС. Словом, вполне сносная инструкция.
При взгляде на литники деталей, настроение начинает меняться в худшую сторону. Отливка напоминает технологию "Short run" и этим все сказано (кто собирал "Amodel", тот поймет). Большое количество "утяжин" и "облоя", стыкуемость деталей под большим вопросом – одним словом, модель явно не для начинающих. Но литник со стеклом оказался очень аккуратным, чистым и прозрачным - как говорится, спасибо и на этом.
Декаль также на вид казалась очень даже приличной. Правда, воспользоваться ею не довелось: наш наш друг из Финляндии Juha Koivunen aka "Juffo" попросил послать ему такую же модель, и был приобретен МБР №2, только уже в коробке от "Eastern Express", где качество литья было то же, но модель явно оскудела на варианты окраски, а финские вариации так и вовсе исчезли. Поэтому, в "Страну тысячи озер" послана была своя декаль, и,следовательно, о ее качестве ничего сказать нельзя.
Чтож, первое впечатление от модели МБР было не очень, но ради модели редкого самолета можно и попотеть. Однако потеть пришлось много и обильно…настоящая финская сауна с элементами мазохизма. Зато есть что вспомнить!

Часть 1. Сборка

Сборка модели получилась в два этапа. Первый подход к "снаряду" был по прошествии года после покупки. Однако, хватило терпения в первый раз только на сборку фюзеляжа и крыла.
Фюзеляж, с точки зрения конструкции самолета, его членение было выбрано удачно, он состоял из двух боковых поверхностей, днища, носовой и хвостовой верхних частей. Центральная часть фюзеляжа была заодно с центропланом крыла. Собрать фюзеляж оказалось непросто. Сначала соединили боковые половинки, затем установили пол кабины пилотов, а в хвостовой части поставили перегородку из полистирола с шириной днища в этом месте, минус толщина пластика боковых половинок. Только после этого конструкция приобрела хоть какую-то жесткость. Поставить днище было сущим мучением – оное имело неестественную кривизну, видимо вследствие остаточных напряжений при отливке, стык боковин и днища местами не совпадал по конфигурации, а положение реданов днища не совпадало с соответствующими местами боковин, образуя щели, величиной до 1мм. Устраняли этот недостаток путем проклейки днища с боковинами поэтапно: сначала от кормы до заднего редана, затем межреданное пространство, и наконец, от первого редана к носу. Сначала прихватывали в нескольких местах суперклеем, затем следовала проклейка полистирольным клеем Revell "Contacta professional" с использованием струбцин и маленьких тисков. Верхние части фюзеляжа также подходили весьма условно. Все стыки шпаклевались

AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофейAVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
Собрав консоли крыла, не без проблем соединили их с центропланом, выдержав положенный угол V-образности в 5 град. Сверили полученное крыло с чертежом из "Моделиста-Конструктора" и… внутри все похолодело: крыло оказалось на 10мм длиннее по размаху относительно чертежа. Решение - пилить, резать и укорачивать, но все же сначала перепроверили масштабность по геометрическим данным оригинала из таблицы в том же журнале. Оказалось, что размер совпадает: 264мм соответствует 19мм в 72-м масштабе, просто чертеж попался подгулявший. От сердца отлегло, но это были только цветочки.
Приставив крыло к фюзеляжу, обнаружилось, что оно абсолютно не стыкуется. Мало того, что фюзеляж был Уже, примерно, на 4мм, профиль нижней части крыла совершенно не соответствовал профилю зализов, отлитых на фюзеляже – на середине хорды ступенька достигала 1,5мм.
На этом, коллективный "запас прочности" иссяк, и было принято совестное решение отложить работу над МБР на некоторое время. В то время подвернулись более интересные и срочные работы по покраске и сборке моделей для друзей и на заказ, и застой в деле МБР затянулся на несколько лет.
Наконец, "очередной" весной было принято решение таки закончить этот "долгострой".
Продолжение начали с установки крыла на фюзеляж. Было выточено некое подобие клиньев из бальзы в форме нервюр и их вбили внутрь крыла для того, чтобы выгнуть нижнюю часть крыла и уменьшить ступеньку с зализами фюзеляжа. Приклеили крыло к фюзеляжу. Щели между фюзеляжем и нижними поверхностями крыла заделали пластиком соответствующей толщины и положили шпаклевку. Еще ни на одной машине наша "команда" не укладывала столько шпаклевки – поверхность центроплана снизу имела местами серьезные ямы, особенно в носке крыла, где профиль отсутствовал, как таковой, полностью. Шпаклевку использовали "Tamiya Putty" - она годится для заделывания серьезных ям и щелей, не дает большой усадки. Эта шпаклевка быстро схватывается, что позволяет вести работы рядом с замазанным участком, не боясь нарушить слой шпаклевки. Обрабатывать ее можно начинать уже через несколько часов после нанесения. "Tamiya Putty" легко обрабатывается, но создает довольно твердое покрытие, что позволяет вести расшивку по шпаклеванным участкам, в отличие от рассыпающихся аналогов типа: "Revell Plasto" и шпаклевки отечественного разлива фирмы "Хобби".

AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофейAVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
Одновременно с центропланом зашпаклевали все "утяжины" и вмятины на фюзеляже. На обработку всех шпаклеванных мест ушло два дня. В итоге, получилось весьма убедительно – стык крыла с фюзеляжем приобрел свою законную форму, и левая поверхность фюзеляжа в районе кабины и задней турели перестала быть в виде шифера.
Элероны и посадочные щитки ставятся отдельно. На МБР-2 элероны были двухсекционные, модель дает цельные. Так что надо либо разрезать, либо имитировать стык секций. Было выбрано второе. Кронштейны навески элеронов имели совершенно невнятную конфигурацию и толщину примерно в 1мм. Они были срезаны и заменены самодельными из пластика и алюминиевой фольги. Посадочные щитки абсолютно не подходили к своим местам, и честно говоря, выглядели ужасно, клепка на них была выполнена неаккуратно, и местами - то внутренней, то наружной. Их пришлось выбросить, поскольку доработка заняла бы больше времени, чем производство новых. Щитки были вырезаны из алюминиевой фольги, клепка имитирована шестеренкой от часов.
Подкрыльевые поплавки не вызвали затруднений. Каждый поплавок оснастили тремя круглыми лючками по чертежу.
Ленты, прикрывающие стык консолей с центропланом, не понравились. Они были спилены с крыла и заменены алюминиевыми.
МБР-2 мог нести на внешней подвеске под крылом от 200 до 500кг бомб. Модель дает подвеску двух ФАБ-250, но мы решили оснастить "свой" МБР бомбодержателями, спаянными самостоятельно из проволоки подходящего сечения, для подвески восьми 50-ти килограммовых бомб, сами бомбы подвешивать не стали.
Стабилизатор дается не отдельными консолями, а цельной деталью, поэтому он ставится в прорезь киля, и естественно, у носка стабилизатора образуется щель, которую надо заделывать. Киль имел большую толщину, чем ответная часть фюзеляжа, и поэтому с помощью "Tamiya Putty" пришлось исправлять этот дефект. Подкосы стабилизатора необходимо доработать усиливающими горизонтальными стойками. Делали их из тянутого литника.
Раскрой капотов на двигателе отсутствовал полностью, его пришлось сделать самостоятельно. Двигатель доработан заливной горловиной, рояльными петлями верхних створок капота. На выступающие из капота головки блоков цилиндров двигателя установлены крышки из алюминия. Высверлены выхлопные патрубки.
Стойки двигателя имели довольно серьезные "утяжины", их надо было шпаклевать, и фактически, вытачивать заново. Родные задние стойки заменены на самодельные из тянутого литника.

AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофейAVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
На фотографии прототипа нами было обнаружено, что самолет оснащен трехлопастным воздушным винтом, хотя стандартным винтом для МБР с двигателем М-34 считается двухлопастный. Трехлопастный винт был взял с "Нововского" "Бленхейма". Oн по диаметру совпадает с советским винтом ВИШ-2, который применялся с двигателями М-103 на бомбардировщиках СБ и на тех же МБРах, но лопасти имеют несколько другую форму.

AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофейAVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
Фонарь кабины пилотов, конечно, также не ставился. Пришлось подтачивать фюзеляж для плотного прилегания козырька фонаря. К имеющейся мелочевке фюзеляжа добавились крышки, закрывающие узлы крепления съемного шасси, причальные серьги в носу, поставили усиливающие ленты скуловых лонжеронов.
На фотографии прототипа видно, что на передней турели установлена кинокамера. Не имея представления, как выглядит эта кинокамера, решили на переднюю турель ничего не ставить. Заднюю турель оснастили пулеметом ШКАС, взятым из набора СБ-2М-100 от "ICM" и доработав его прицелами.
Следует отметить как достоинство этой модели - наличие подставки. Даже Revell для огромного BV-222 "Viking" не предусмотрел эту важную деталь.
В целом, на сборку МБР-2 времени ушло примерно два с половиной месяца с учетом обоих подходов. Но не смотря на многочисленные проблемы со сборкой этой модели, машина получилась очень удачной.

AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофейAVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофейAVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
Вот, вкратце, и все о сборке. Во второй части мы рассмотрим покраску модели МБР-2 и все, что сопутствовало этому процессу.

Продолжение следует...... ;-)

» Информация о статье
Воронин в 23.11.2011 - 22:58
С интересом ожидаю вторую часть :wink: . Мимо "фина" пройти не мог.
С уважением, Андрей
Андрей, так я и знал (учитывая Вашу направленность в моделизме :wink: ) :grin:
Вторая часть будет посвящена окраске. Прототип - VV-182
Oeff@g в 23.11.2011 - 23:30
Тема: AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
работа проведена большая!!! но я вас разочарую: чертежи из моделиста не подойдут, надо брать из Авиация и Время, тогда и фюзеляж придётся пилить очень сильно! сам МБР-2 восточный экспресс сделали примерно в масштабе 1:67...
Воронин в 24.11.2011 - 01:17
Тема: Re: AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
работа проведена большая!!! но я вас разочарую: чертежи из моделиста не подойдут, надо брать из Авиация и Время, тогда и фюзеляж придётся пилить очень сильно! сам МБР-2 восточный экспресс сделали примерно в масштабе 1:67...
Oeff@g, дык, я ж вроде писал, что это разработка не Восточного экспресса, а парней из Днепропетровска. И, тут мы как раз плавно можем перейти на обсуждение темы за чертежи. Какие из них есть правильные, а какие нет. И не факт, что АиВ верные :cry: [/b]

Добавлено спустя 1 час 30 минут 56 секунд:

Кстати, каюсь: когда делали машину, не имели вот этой книги и этих фото:
Чебадон в 24.11.2011 - 09:09
Тема: Re: AVIA 1/72 МБР-2бис - Финский трофей
Кстати, каюсь: когда делали машину, не имели вот этой книги и этих фото:

Полистал вчера эту книгу, трехлопастного винта не увидел, вот и спросил. Просто из собственного опыта знаю, бывает, что в "иностранных" изданиях (сайтах или ещё где..), можно увидеть фотографии которых нет в "родных" финских. Вот и интересуюсь - вдруг фины винт поменяли (хотя сомневаюсь), в книге этого фото нет, а где-то на стороне это фото нашлось. Или это было фото с мотором М-103?
Остап в 25.11.2011 - 20:04
дык, я ж вроде писал, что это разработка не Восточного экспресса, а парней из Днепропетровска
Интересно, загадочные "парни из Днепропетровска" сколько деталей взяли от Восточного Экспресса? Судя по фото - все. Или было наоборот, я не в курсе. Но то, что представленное на фото изделие и содержимое коробки от ВЭ - суть одно и то же, сомнений не возникает ;)
Что касается чертежей МБР-2, то тут копий уже было сломано немало. В том числе и мной. Скромное ИМХО: чертежи от МК - фтопку (ни слова правды!); и точнее, чем в АиВ пока чертежей не сделано.
Так вот, краткое резюме (уж простите, такова правда): модель на ваших иллюстрациях скорее всего ничего общего с чертежами не имеет, так как это - пресловутая модель от ВЭ, у которой нет ни одной правильной детали. Конечно нескромно отправлять в качестве примера к своей ветке, но там много полезного материала по МБР-2, всего не повторишь. И есть некоторые фото, которые больше нигде не публиковались. http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=29527

ПС Мне искренне жаль, если я Вас расстроил.
Воронин в 25.11.2011 - 23:08
Остап, спасибо за участие в обсуждении. Я надеюсь, что Вы не только писатель, но и читатель? И перед тем как написать свое сообщение таки прочли мой пост?
"Точно не помним когда, но мы стали "счастливыми обладателями" модели МБР-2 в масштабе 1/72 от украинской группы энтузиастов под названием "Model Group Dnieper", но было это где-то в 2002 – 2003 гг. Досталась нам эта модель просто "насыпом" в полиэтиленовом кулечке без каких - либо намеков на коробку."
"...был приобретен МБР №2, только уже в коробке от "Eastern Express", где качество литья было то же, но модель явно оскудела на варианты окраски, а финские вариации так и вовсе исчезли. "
Так что, тема "что было раньше - курица или яйцо" вечна. Но, это не суть - дрова и там и там. да и на момент начала работы над машиной материалов в АиВ не было... Посему имеем то, что имеем
"ПС Мне искренне жаль, если я Вас расстроил."(с) :wink:
Остап в 25.11.2011 - 23:58
Я надеюсь, что Вы не только писатель, но и читатель? И перед тем как написать свое сообщение таки прочли мой пост?
Ба, какая заносчивость! Чтобы задавать такие вопросы, писать надо бы как минимум короче и по-существу. Ибо "Краткость - сестра таланта". А выкладывать в виде статьи неоконченную модель, вообще - моветон. Ну да ладно.
Надеюсь Вы тоже не только писатель, и в состоянии заметить, что проработка материала в теме "МБР-2" по приведенной мной ссылке несколько глубже, чем в вашей длинной, но поверхностной статье. Да и рассуждать о копийности этой модели при сборке без серьезного перепила фюзеляжа, крыльев и оперения как-то нелепо :wink:
Воронин в 26.11.2011 - 00:30
Остап, к чему ярлыки с первого поста? Опять же позволю процитировать:
"Не так давно, я и мой давний товарищ и неразлучный напарник в модельных делах Сергей Початовский, ака Суоми, закончили работы над моделью МБР-2бис в масштабе 1:72. Модель успев поучаствовать в некоторых модельных выставках, заняла свое заслуженное место на полке (среди других машин с синими свастиками), а мы решив закрепить в памяти непростой процесс ее постройки, набросали кое-какие заметки. Собственно, сей совместный труд и представляю на суд уважаемой модельной братии... " Или это тоже не прочли?
ЗЫ. И где Вы заметили заносчивость? "Я уже не в том возрасте, дабы быть умнее других" и не уметь прислушиваться к мнению коллег. Жаль, если Вы меня не правильно поняли...
Остап в 26.11.2011 - 14:22
Остап, к чему ярлыки с первого поста?
Какие ярлыки, где?! Прошу цитату...

Опять же позволю процитировать...
Ну что же Вы цитируете самого себя, да так часто? Может, Вы состоите в союзе писателей, а я просто не знаю? Тогда это, наверное, справедливо :oops:

Или это тоже не прочли?
Прочел всё, но ооччень бегло, ибо было скучно (про Союз писателей это я так сказал, не подумав). В статье о половине постройки "модели, участницы некоторых выставок" слишком много ненужных слов. Раз уж Вы любите свои цитаты, то я поясню, что ненужные слова это:
- "Модель успев поучаствовать в некоторых модельных выставках, заняла свое заслуженное место на полке (среди других машин с синими свастиками), а мы решив закрепить в памяти непростой процесс ее постройки, набросали кое-какие заметки."
- "С авиацией Финляндии мы впервые познакомились в далеком 1993 году и нас, как и всех, кто занимается данной тематикой, перво-наперво поразила невероятная разношерстность самолетного парка ВВС этой страны. На наш взгляд, эта особенность и является своеобразной "изюминкой" "Suomen Ilmavoimien" (Финские ВВС). Шли годы, объем литературы и различной информации о "Suomen Ilmavoimien" рос, и в итоге, тема финских самолетов времен Второй мировой в моделизме стала для нас одной из основных (наравне с самолетами Люфтваффе в общем, и истребительной авиацией Люфтваффе на Восточном фронте, в частности). А как же "стране тысячи озер" без гидроавиации? В основном финны использовали в качестве гидросамолетов поставленные на поплавки самолеты наземного базирования (за исключением, пожалуй, НЕ-59 и НЕ-115А)."
- "Хотя собираем мы модели в основном не по инструкции, всегда интересно взглянуть на сей документ. По нашему мнению, качество и оформление инструкции сразу передает отношение разработчиков и производителя конкретной модели к потенциальным покупателям."
И многое-многое другое в том же духе. Читать это было просто невыносимо. Так что Вы не обижайтесь, но цитаты "из себя самого" не надо больше делать, ибо Вы - никак не Акунин.

И где Вы заметили заносчивость?
Вот тут:
Я надеюсь, что Вы не только писатель, но и читатель? И перед тем как написать свое сообщение таки прочли мой пост?
Извините, что пришлось повторяться.

"Я уже не в том возрасте, дабы быть умнее других"
Интересно, кто сказал такую замечательную фразу? Или это снова цитата Себя?

Жаль, если Вы меня не правильно поняли...
"Да как же тебя понять, коль ты ничего не говоришь?!" (к/ф "Иван Васильевич меняет профессию")
А мне кажется, что я таки всё (или почти всё) понял: Вы приложили много сил для сборки непростой модели, сделали много доработок (что лично у меня вызывает уважение) и решили написать очень много текста о своей непростой работе. Вот только то, что ваша модель имеет мало общего с прототипом (опять же, не по вашей вине, а ввиду кривости набора ребят из Model Group Dnieper) Вам так неприятно слышать, что Вы готовы спорить с очевидными для многих вещами. И я, опять же, понимаю, что это неприятно, ибо Вы реально приложили руки к изготовлению МБР-2 в 72-м масштабе.

А теперь я, в свою очередь, прошу понять меня правильно. Попробую выразить свои мысли без лишних эмоций. Как писатель - писателю ;)
Вы приложили руки и (вероятно, я не видел конечный результат) сделали модель с неплохой проработкой деталей. Увы, но с не исправленной геометрией всего планера, эту модель никак нельзя считать копийной. Это - факт.
Статья слишком велика и перегружена всякими ненужными подробностями, а поэтому читать её (у меня лично) не возникает большого желания (хотя, я её все-таки прочитал, хоть и с трудом). При этом, она несет мало полезного с точки зрения технологии изготовления модели, только общие фразы, демонстрирующие ваш подход к делу. В чем идея статьи, я так и не понял. О самом же самолете (если кому интересно) проще прочитать в статье из того же "АиВ" или на сайте "Уголок неба".
Ну вот как-то так.

ПС С первичностью "яиц и кур" я, кажется, разобрался: Вы правы, "M-AVIA" выпускала модель раньше, чем "ВЭ". Хотя, какое это имеет значение для сборки модели? :wink:
Воронин в 26.11.2011 - 20:56
Остап, я не претендую на истину в последней инстанции, и не пытаюсь оправдаться. Мы выложили то, что было сделано и точка. Кривая, косая, неправильная - спорить не стану, да и желания нет. Принимайте или не принимайте модель такой. как она есть.На сем разрешите откланяться, сэр!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy