Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Valom 1/72 Су-6

 Без модели этого штурмовика коллекция ударных (штурмовых) самолетов, как и коллекция авиации СССР будет неполной. Несмотря на то, что он не был принят на вооружение по нескольким причинам, назвать его неудачным язык не поворачивается...

 Хочу представить вниманию коллег обзор продукции чешской фирмы «Valom», а именно штурмовиков Су-6 двух модификаций.
Мне нравится Су-6, давно хотел иметь его модель в своей коллекции (она есть, в смысле коллекция, хотя здесь и не представлена, может, со временем исправлю:-)). Раньше, лет 20 назад, он у меня был, выпиленный из вакуумформованной заготовки Су-6 кооператива «Акустик», но модель канула в Лету (благодаря племянникам и времени восстановлению не подлежит…:-)), да и уровень у меня уже не тот, а смыть нитрокраску, нанесенную кистью на тонкий пластик затруднительно, так что особо о ней не жалею.


Историю создания его можно прочитать например здесь (Су-6 на airwar), поэтому отвлекаться на нее не буду. Могу только выразить свое мнение, что если-бы не проблемы с двигателем М-71 и его форсированным вариантом М-71Ф, то Су-6 мог бы стать достойным самолетом-штурмовиком, а оснащение его АМ-42 привело к достаточно сильному падению всех характеристик.
Valom выпускает три версии Су-6 (китография Су-6):

  1. Су-6-АМ-42 номер производителя 72001. Очевидно, это была первая модель данной фирмы.
  2. Су-6-М-71 (он же СА) выпущен вторым, номер производителя 72009
  3. Су-6-М-71 («81» и «82»), номер производителя 72027, назван почему-то истребителем (fighter), почему так решил производитель, мне не понятно, так как все модификации Су-6 создавались как штурмовики, хотя по результатам испытаний и указывалось, что они могут быть истребителями бомбардировщиков.

В мои руки благодаря коллеге Дмитрию Мудракову aka dima_v_m попали первая и третья модель, Су-6-АМ-42 и Су-6 тип 81/82, у второго в названии еще и СА стоит, хотя это несколько не стыкуется с имеющейся у меня информацией по данным аппаратам.


Обе коробки имеют верхнюю крышку, что удобно в работе, нижняя часть сделана из плотного гофрокартона, верхняя просто из картона, но вероятность повреждения содержимого достаточно низкая. Коробки большие, формат почти А4, с красочным рисунком.
На коробке Су-6-АМ-42 он изображен в полете, а на заднем плане Ил-2-М-82 (вероятно, изобразили один из моментов сравнительных испытаний)
На коробке Су-6 тип 81/82 изображен Су-6 тип 81 в атаке в момент пуска РС-82
Перейдем к рассмотрению содержимого коробок.
Начнем с Су-6-АМ-42.
В коробке все литники, травление, фонари и декаль запечатаны в отдельные пакеты, что удобно при транспортировке.
Обзор Valom 1/72 Су-6
В наборе есть один большой литник со всеми деталями Су-6-АМ-42, дополнительно упакована нижняя часть крыла (хотя на Су-6-М-71 тип 81/82 она находится на общем литнике,но об этом ниже), декаль и фототравление упаковыны вместе дополнительно в пакет зиплок с прокладкой плотного картона. Качество литья среднее для ЛНД, но и не совсем уж фатальное.
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Все вроде по прикидкам подлежит сборке со средними усилиями. В наборе присутствует пластинка фототравления, с использованием которой предлагается доработать кабину (приборная доска, боковые пульты, привязные ремни, прицел, сиденье стрелка(?) (ремень а задней кабине), вход радиатора (решетка), шасси (мелочевка для стоек и створки, но на них еще надо приклеить полистирольные детали), бомбы (оперение и поясок), посадочную фару, фонарь кабины, сделанный по технологии вакуумформования (тонкий, достаточно прозрачный) в двух экземплярах, и обтекатель посадочной фары (5 или 6 штук), декаль (6 звезд с бело-красной обводкой, качество не очень на мой взгляд) и колеса фирмы «Экипаж».
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Насчет последнего пункта я не знаю кому выражать благодарность, прошлому владельцу или производителю, но вроде упаковка фирменная «Valom». Качество колес среднее, диски основных колес несколько различаются, присутствует резиновый облой, но это лучше, чем полистирольные, имеющиеся на основном литнике. В инструкции ссылки на них нет. Кстати, по размеру они больше подойдут на Су-6-М-71, так как там хвостовое колесо по чертежам вроде меньшего диаметра. Кроме того, есть еще приборная доска на кусочке прозрачной пленки (на общем фото содержимого набора видна на фоне нижней левой звезды), инструкция предлагает собрать бутерброд из полистирольной детали, пленки и травления. Результат, думаю, будет достаточно красив. Инструкция формата А3 достаточно лаконична, четверть ее объема на схеме сборки посвящена применяемым краскам с привязкой к четырем производителям: Humbrol, Agama, Revell и Model Master, так-же присутствуют коды красок по FS. На обратной стороне приведена краткая история создания штурмовика Су-6 на чешском, английском, немецком языках, ТТХ, схема окраски и комплект набора со схемой расположения деталей на литниках, пластинке фототравления.
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Про этот пока все.
Открыв коробку Су-6 тип 81/82, я обнаружил тот-же литник Су-6-АМ-42 полностью (вот на нем как раз нижняя часть крыла находится на литнике), такой-же листик травления (с маркировкой Su-6-AM-42 72001), что в принципе вполне логично, дополнительный литник с фюзеляжем модификации с двигателем М-71, выполненный на таком-же уровне, как и основной.
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
В этом наборе присутствует достаточно большое количество смоляных деталей. Это две звезды двигателя М-71 или М-71Ф (смола бежевого цвета, достаточно пластичная), 6 ракетных орудий (пусковых) РО-82 и 6 реактивных снарядов РС-82 (смола серо-бежевого цвета, хрупкая, качество среднее), ниши шасси, которые предлагается вклеить в таковые (если так можно назвать отверстия на нижней части крыла) от Су-6-АМ-42, створки шасси для данного варианта (2 детали на каждую стойку). Качество ниш среднее, рельефа особо нет, кроме 2-х крупных выштамповок. Также даны воздухозаборники, отличающие Су-6-М-71 тип 81 и тип 82 от Су-6-М-71 СА (этот так-же присутствует, но отлит на дополнительном полистирольном литнике).
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Как я и упоминал выше, в наборе присутствует пластинка фототравления от Су-6-АМ-42, но с нее используются только некоторые детали (деталировка кабины, стоек шасси, бомб) (фото 14).
Обзор Valom 1/72 Су-6
Также как и в наборе Су-6-АМ-42, в этом присутствуют 2 вакуумформованных фонаря (фото 15), но здесь они разные.
Обзор Valom 1/72 Су-6
Один с «дутым» козырьком, а второй с козырьком из плоских стекол для «Эталона войсковой серии». Прилагается и такая-же, как в Су-6-АМ-42 пленка для приборной доски. Декаль представляет из себя 6 красных звезд без обводки. Инструкция также формата А3, на которой представлена краткая история создания, теперь только на чешском и английском, состав комплекта со схемой расположения деталей, схема окраски (81 темно-зеленый – светло-голубой, а вот 82 несет зелено-коричневый камуфляж, такого я ни разу не видел на фото).
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Некоторые детали из набора Су-6-АМ-42 инструкция предлагает доработать (напильником) для использования в Су-6-М-71.
Обзор Valom 1/72 Су-6
На этом рассказ про содержимое наборов в принципе можно закончить. Из афтермаркета можно найти колеса «Экипаж» на Су-6 (как я и писал качество не очень), вроде были патрубки фирмы «Москит» на Су-6-АМ-42 и Ил-10, но я их не видел, хотя очень не помешали-бы. По поводу колес, на Су-6 вроде можно поставить таковые от Су-2, размер основных 800х260, хвостового 400х150 для Су-6-АМ-42. Их выпускает еще и белорусский «Эльф», качество получше, чем у ранней продукции «Экипажа», да и втулка на них сделана из полистирола, удобнее в работе.
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Хотелось бы кратко рассмотреть вопрос соответствия чертежам. Мне попалась одна схема из древнего выпуска Крыльев Родины и 3 чертежа: Н. Гордюкова из журнала «Моделист-Конструктор» №1 за 1976 год (далее МК), доработанный чертеж того-же Н. Гордюкова из журнала «Самолеты Мира» (СМ), и непонятная схема чертеж (скачал с airwar, исходник не знаю, возможно, «История Авиации»). Сравнение с отмасштабированными чертежами Су-6-АМ-42 достаточно обнадежило, крупных ляпов нет. Я нашел расхождения в форме законцовки крыла, немного в хвостовом оперении (верхушка киля) и, как мне показалось, борода радиатора у него маловата по высоте, но для проверки этого надо делать подсборку и промерять более тщательно. Крыло похоже, но, как мне кажется, чуть уже, примерно в районе 1-1,5 мм ближе к законцовке.
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Приборная доска (травление и пленка) похожа на приведенные в МК и СМ. Однозначно требуют замены пулемет УБТ и пушки (их стволы можно элементарно сделать из иголок подходящего диаметра в зависимости от того, что Вы захотите поставить на свой штурмовик, 11П-37 или ВЯ-23). Расшивка грубовата, неравномерна, но с чертежами совпадает (похоже, модель делалась по чертежам из МК), но достаточно просто доводится до нормальной. Если же сравнивать с более поздними чертежами Н. Гордюкова из СМ, то необходимо переделывать некоторую мелочевку, как то выштамповки на лючках обслуживания пушек и т.п., ну и нанести недостающую расшивку.


Сравнение же Су-6 81/82 с чертежами приводит в уныние, но все равно это лечится. Как я и указывал в обзоре, крыло там дается такое-же, как и на Су-6-АМ-42, но у последнего площадь крыла была больше (28,6 для АМ-42 и 26 для одноместных М-71), так что не зря приведено изображение напильника на инструкции. Но меньше это не наращивать, дорабатывается проще, пластик толстый. Вот результат сравнения, для


Су-6-М-71 чертеж не отмасштабирован, но видно сильное сужение консолей, до которого нужно доработать имеющиеся в наборе. Кроме того, для Су-6 "82" необходимо еще и обозначить/сделать предкрылок, которого не было на 81, а для "81" заделать отверстия пушек и сделать новые под 6 ШКАСов.
Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6Обзор Valom 1/72 Су-6
Оба варианта производитель предлагает вооружить 2-мя бомбами ФАБ-100 под крылом, пушками 11П-37 или ВЯ-23 на выбор, а в наборе Су-6 81/82 еще и 6-ю РС-82.
А теперь хотелось бы упомянуть о скрытых возможностях этих наборов.


Как я уже писал выше, из Су-6 81/82 вполне можно сделать Су-6 (СА), который «Valom» выпускает и отдельным набором. Кроме того, посадочное место фонаря на Су-6 81/82 сделано абсолютно таким-же, как и на Су-6-АМ-42, так что путем несложной доработки, если у Вас есть фонарь от Су-6-АМ-42 или возможность выдавить новый, можно без большого запила крыла сделать Су-6-М-71Ф «двухместный» С2А, что я возможно и сделаю. Кабина стрелка в наборе уже присутствует, а крыло полностью идентично Су-6-АМ-42, включая ниши шасси (створки есть на пластинке фототравления, но обозначены неиспользуемыми).


В принципе, имея даже эти 2 набора можно собрать в своей коллекции все варианты штурмовика Су-6, за исключением разве что проектного Су-6-М-82 двухместный.
Наборы рассчитаны не на начинающего моделиста, но любой середнячок, ИМХО, с их использованием может пополнить свою коллекцию советских самолетов или самолетов-штурмовиков достойной моделью-копией.
На этом краткий обзор в принципе можно закончить...:-)
P.S. Если у кого-нибудь еще есть материалы по этим самолетам, буду рад любой информации, а особенно фото, так как на просторах интернета таковых нашел мало.

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 3997
Опубликовано:
organic в 26.04.2011 - 15:49
Чертежи я полностью не проверял, надо будет посидеть и в кореле полностью отмасштабировать, но это уже в процессе работы. Мне кажется, что чертежи у меня чуть меньшего масштаба, где-то 1:73,5-74. Движок не виден на версии М-71, да и вырубать из облоя не придется, он сам выпал из круглого литника практически без облоя(а это и не облой был, он порядка 1мм толщиной):-). Стабилизатор находится не строго посредине, а смещен вверх, но тут ракурс съемки такой, что съел этот сдвиг, он порядка 1 мм. А вот по поводу окраски, так коричневой она могла казатся при нанесении тонкого слоя черного лака из распылителя на зеленую основу. Но все-таки она не была зелено-коричневой. Вот только я на Су-6 вообще двухцветного верха не видел. Кстати, альтернативы ему в принципе нет... Вакушки, так Акустик искать очень тяжело, пластик тонкий, дорабатывать тяжело, да и уровень пониже, сделан по тем-же чертежам, а производитель PSC 72 мне вообще не знаком, так что на данный момент альтернативы нет. Из основных недочетов я вроде все описал, крыло уже для двухместных, но не намного, и значительно шире для одноместных. Кстати, Александр. На фото, которое вы взяли для примера еще и проем фонаря больше, чем на чертеже. Так что масштабность я еще проверю и перемеряю позже.
dabbler в 26.04.2011 - 15:58
organic
Крыло только для АМ-42. У всех самолетов с М-71 крыло меньшей
площади и по геометрии ближе к Су-2. Капот для М-71 во всех
наборах - на выброс.
organic в 27.04.2011 - 14:59
dabbler, спорить не буду, но вроде по результатам испытаний ранних Су-6 на двухместном Су-6-М-71 поставили крыло увеличенной площади, а потом его-же и переделали в Су-6-АМ-42, а не специально строили планер под АМ-42.

Добавлено спустя 22 часа 56 минут 8 секунд:

Ну, как говорится поехали. Я таки решился на запил всего этого. Более точно прошелся по чертежам, фото, всплыло еще достаточно много. Запил будет долгим. Из прототипов выбрал Су-6-М-71 (СА) одноместный "эталон войсковой серии" с пушками 11П-37 и Су-6-АМ-42 с пушками ВЯ-23. У кого что есть по этим машинам кидайте в эту ветку. Первые фото и впечатления уже есть, выложу позже.
organic в 27.04.2011 - 19:44
Вот наконец есть время выложить некоторые фото.
1. Отдельная губа воздухозаборника. Тут у меня была куча нецензурных выражений... Сказать, что она несимметрична - это ничего не сказать...

Кстати, теперь уже однозначно уверен, что делались они по чертежам из МК, даже колисчество паровозных заклепок, кое где воспроизведенных, совпадает. На Су-6-АМ-42 придется перепиливать всю нижнюю носовую часть, так как там нет ни выхода воздухозаборника (вместо него изображена прямоугольная панель на болтах...), да и вход не похож. На сегодня пока склеил фюзеляжи и крылья для корректировки их геометрии в последующем.

Добавлено спустя 5 минут 14 секунд:

Капот для М-71 по моим измерениям получается примерно на 3 мм длиннее, чем должен быть, + ко всему абсолютно неправильная геометрия передней части, посмотрю, как решить этот вопрос.
Большой_Phantome в 03.08.2011 - 18:29
organic, а чем все закончилось? Доделали модель?
Поделитесь, пожалуйста, опытом, если не затруднит. :smile: Взялся за набор с АМ-42.
organic в 03.08.2011 - 20:46
На данный момент вгоняю геометрию крыла для версии с М-71. Так пилить нужно по задней кромке, а потом профилировать заново. Так что делаю по настроению, также разработал развертку кабины, нужно вырезать или вытравить. А так ничего особо серьезного пока больше не обнаружил. Скину на днях фото процесса. Времени маловато, да и запил получился нехилый.
Большой_Phantome в 04.08.2011 - 23:27
По какому источнику делали кабину? Перерылл всю свою библиотеку, покопался в сети ничего, кроме схемы расположения летчиков не нашел.
organic в 05.08.2011 - 15:20
Схему бронировки взял из разреза "Эталона войсковой серии", и подгонял непосредственно под профиль кабины. По другому никак особо понять не удавалось.
Большой_Phantome в 28.08.2011 - 03:46
Где там щиток управления радиостанцией? Кстати, кое-как сообразил, что там у стрелка 3 запасных магазина к пулемету.
Ersiarch в 05.04.2012 - 20:01
а я ж его, едрицкий комар, из вакухи пилял. ох и работа! зато навык серьезных получаешь. но тогда не было еще инет магазинов. и Валом только где-то появлялся. но вакуха тоже хорошая. в чертеж ложится.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy