Наши проекты: : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Roden 1/72 Junkers D.I

Появившийся слишком поздно для того, чтобы внести вклад в ход воздушной войны, Junkers D.I, тем не менее, самолет безусловно эпохальный. Первый цельнометаллический истребитель-моноплан со свободнонесущим крылом, Junkers D.I на годы вперед определил облик самолета-истребителя и стал родоначальником целой вереницы удачных конструкций – железный гость из будущего на фоне хрупких конструкций из дерева и полотна...

 

Roden 1/72 Junkers D.I

Когда я решил поучаствовать с этой моделью в конкурсе, посвященном авиации Первой Мировой, мне виделась сравнительно простая, почти "изкоробочная" сборка, но реальность внесла свои коррективы. 

Итак...

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I

Модель в коробке выглядит весьма симпатично. Гофрированная обшивка воcпроизведена сравнительно аккуратно и масштабно, чрезвычайно радуют тонкие задние кромки. Мелочь отлита неплохо, но большую ее часть все-таки стоит заменить на более масштабный и копийный самодел. Декаль на первый взгляд выглядит вполне прилично, но это иллюзия. Толстая, не поддающаяся размягчению и склонная трескаться, она абсолютно непригодна для нанесения на гофрированную поверхность и требует замены. 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 

В качестве основного источника информации по Юнкерсу D.I выступил Windsock #33. Больших расхождений модели с чертежами из этой книги я не усмотрел, по ним она, надо полагать, и делалась, но беда в том, что сами чертежи во многих моментах сильно расходятся с реальностью. Это отчасти объясняется тем, что за основу этих (да и всех остальных, по-моему) чертежей был почему-то взят предсерийный J9, заметно отличающийся от серийного Юнкерса D.I. 

По результатам сравнения модели с чертежами, чертежей с фотографиями, а также форумных обсуждений проступила следующая довольно мрачная картина:

  • [*]Линии гофра на гаргроте параллельны, в то время как на самом деле они должны располагаться под углом к осевой линии и сходиться в центре. 

    [*]Роден, судя по всему, унифицировал формы для двух вариантов модели – с длинным и коротким фюзеляжем, причем часть формы с хвостовой частью фюзеляжа является сменной. Результатом этого блестящего инженерного решения стало заметное смещение задней части относительно передней (задняя часть не только сдвинута вверх, но и слегка повернута вокруг продольной оси). Это особенно ценно в свете того что, на самолете в этом месте вообще не должно быть никакого шва, что бы ни говорили по этому поводу чертежи – обшивка боковой части фюзеляжа серийного D.I представляла собой один гофрированный лист, идущий от носа до хвоста. 

    [*]Еще одна претензия относится к интерьеру. Стенки фюзеляжа очень толсты, и их внутренняя поверхность совершенно плоская и гладкая, в то время как на самом деле стенка должна представлять собой тонкий лист гофрированного металла. Да и сам интерьер, состоящий из кресла, ручки, приборной панели на мой взгляд нуждается в замене в силу своей топорности и неправильности.

    [*]Передняя часть фюзеляжа имеет неправильное сечение. В реальности верхняя часть более скруглена, менее «коробчата», и как следствие, передняя часть кабины дожна быть несколько уже, чем показано в модели.

    [*]Все ту же переднюю часть фюзеляжа украшают поперечные утяжины – плата за еще одно красивое решение разработчиков, а именно – отлить половины противопожарной перегородки вместе с фюзеляжем. Утяжина, сама по себе дефект нестрашный, превращается в серьезную головную боль, когда она находится на гофрированной поверхности. Видит бог, противопожарная перегородка не стоила такой жертвы.

    [*]Крылья страдают недоразвитой V-образностью – излом в районе стыка центроплана и отъемных консолей должен быть более энергичным.

    [*]Передняя кромка элеронов у Родена параллельна передней кромке крыла, что неверно – на самом деле элероны находились к ней под заметным углом, и это хорошо видно на чертежах и фотографиях.

    [*]Гладкие выштамповки на законцовках крыла слишком широки.

    [*]Конструкция шасси беззастенчиво упрощена – в частности, ось с установленным под ней изогнутым щитком сложной формы показана в виде плоской прямоугольной пластины.


Уверен, что этот список далеко не полон, но и его достаточно для того, чтобы сделать неутешительный вывод – модель требует глубокой переделки для превращения ее в по-настоящему точный Junkers D.I. Увы, не могу сказать, что мне это удалось. В неравной борьбе с моделью я смог исправить далеко не все из перечисленных неточностей – что-то я заметил слишком поздно, что-то делать поленился, а кое где внес и свои ошибки. 

В первую очередь, в рамках борьбы с проблемой сдвига задней части фюзеляжа (1) я отрезал эту часть лезвием и приклеил ее правильно (3, 4). Удаление шва и восстановление гофра я оставил на потом, а тем временем занялся интерьером. Сначала я удалил внутреннюю структуру фюзеляжа и сильно уменьшил толщину стенок (2). 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 

Затем я воспроизвел гофрированную обшивку. Для этого я взял кусок тонкой фольги и, положив его на крыло модели, провел зубочисткой вдоль каждой бороздки, перенеся таким образом гофр на фольгу. Полученная пластинка была приклеена к фюзеляжу изнутри цианокрилатом. Часть ферменной конструкции фюзеляжа видимая внутри кабины сделана из полосок более толстой фольги, которым был придан соответствующий профиль. Я слишком поздно понял, что установил силовую конструкцию не совсем правильно – ее следовало бы немного сдвинуть вперед. К сожалению, фотография музейного Юнкерса, на которой видна часть кабины попала мне в руки уже после того, как интерьер был закончен... 

Roden 1/72 Junkers D.I 

(Маленькое лирическое отступление. Впервые я попробовал делать фотографии «процесса» на фоне мата, так сказать, не отходя от кассы – как никак, так поступают многие моделисты. Но только лишний раз убедился, что мне это не нравится – пестрый, противного цвета мат отвлекает от деталей, мешает восприятию. Все-таки ничего лучше серого или белого однородного фона пока не придумано. Не будем лениться!)

Приборная доска, состоящая на этом самолете из двух половин, вырезана из пластика, циферблаты приборов напечатаны на фотобумаге, ободки сделаны из проволоки.

Спинка кресла склеена из двух слоев фольги – задняя часть из мембраны от банки, передняя из более тонкой фольги, гофрированной по методу, описанному выше. Все остальное понятно и так – листовой пластик, пластиковые прутки, тянутый литник, проволока. 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 

Кожаная сумка сделана из мятой фольги на пластиковом каркасе. Все остальное – проволока, фольга, латунная трубка. Рукоятки – полиуретановая смола. Ремни сделаны также из мятой фольги, пряжки – фототравление Eduard.

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 

Готовый интерьер был, естественно, покрашен. Сначала я задул его эмалью Aeromaster (RLM02), затем нанес слой Future (кистью!), дал ему затвердеть, после чего по своему обыкновению нанес еще один, но уже добавив в Future чуть-чуть темно-серого Vallejo – это аккуратно, ненавязчиво выделяет рельеф поверхности. Затем изобразил облезлость сухой кистью с алюминиевой краской и задул все матовым лаком Vallejo. 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 


Еще до окончания работы над интерьером я занялся верхней частью фюзеляжа за кабиной. Как уже говорилось, на модели она цельная, с параллельными линиями гофра – такой она была, насколько я понимаю, на предсерийных (ранних серийных?) образцах, в то время как на интересующем нас самолете она состояла из двух половин, причем линии гофра на правой и левой половине находились под углом друг к другу и встречались в центре (см. фото).

Roden 1/72 Junkers D.I 

Проблему эту я решил следующим образом. Сначала, на всякий случай, сделал " бэкап" – скопировал оригинальную деталь в смоле (1, 2). Затем гофр был уничтожен (а вместе с ним и ненужный поперечный шов) и деталь была разделена на две половины (3). Далее, в качестве имитации гофра были наклеены пластиковые прутки (изначально они имели круглое сечение, но были обскоблены лезвием ножа для придания сечению полукруглой формы) (4). Концы прутков были срезаны/сошкурены, и половинки соединены (5).

Затем поверх прутков была наклеена тонкая фольга, в результате сечение гофра приобрело требуемую форму волны (6). В заключение, для получения прочной, однородной структуры, готовая деталь была отлита в смоле (7, 8).

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 


Пришло время собрать фюзеляж. Интерьер был с большим трудом установлен внутрь, половинки склеены, кабина замаскирована, после чего я принялся приводить в порядок поверхность фюзеляжа. 

Не могу еще раз не сказать большое человеческое спасибо Родену за шов за кабиной и за вертикальную утяжину в передней части фюзеляжа, устранение которых отняло массу времени и сил. Я не придумал ничего лучше, как заполнить шов и утяжину густым цианокрилатом, зашкурить заподлицо, после чего восстановить гофр сначала пилкой, потом скрайбером, и в конце концов ребром наждачной бумаги. В процессе работы выяснилось, что гофр на фюзеляже неоднороден, местами практически исчезает, так что в конечном итоге пришлось обработать скрайбером и шкуркой почти всю поверхность фюзеляжа. Лючки, изначально показанные где выступающими, где внутренней расшивкой, были срезаны/заполнены цианокрилатом с последующим восстановлением гофра. Новые лючки были сделаны из фольги. Весь фюзеляж был задут Mr. Surfacer'ом, отлично вскрывающим мелкие недочеты, которые и были исправлены в меру сил. 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 


Крылья, на первый взгляд сделанные неплохо, при ближайшем рассмотрении обнаруживают некоторые неприятные особенности. Толстоватая задняя кромка приводится в порядок легко, благо каждое крыло отлито из двух половин – очень правильное технологическое решение, которое игнорируют многие фирмы. Уже упомянутая ошибка с углом оси поворота элеронов была легко исправлено удалением лишнего пластика с задней кромки крыла (1). Правда, после того как элерон повернулся на пару градусов, гофр на нем перестал быть параллельным гофру на крыле, но это практически незаметно, если делать элероны немного отклоненными. 

Проблема недостаточного излома крыла также была устранена. Немного поколебавшись, я отрезал консоли и приклеил их под правильным углом (2, на фото справа крыло в первозданном виде, слева - исправленное), после чего восстановил выштамповку на ленте, прикрывающей стык с помощью тянутого литника, вписанного цианокрилатом. Из того же литника были сделаны деревянные планки в корневой части крыла, предохранявшие обшивку от обуви летчика, о которых производитель забыл. Посадочное место под крыло на фюзеляже при ближайшем рассмотрении оказалось заметно больше сечения крыла (вернее, крыло немного тоньше чем нужно), что неизбежно привело бы к изрядной ступеньке. Пришлось заровнять его и продолжить гофр примерно на миллиметр, после чего крыло было приклеено, и стык слегка облагорожен (4). 

Roden 1/72 Junkers D.I 

Не теряя времени, я тут же установил и оперение. Оно сделано очень хорошо – ложится в чертеж, имеет тонкие задние кромки и аккуратный гофр, только стабилизатор требует некоторой подгонки к фюзеляжу, а киль нужно перенести назад миллиметра на три.

Задувка Mr. Surfacer'ом и ликвидация выявленных дефектов завершила работу над планером. 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 


Двигатель, предлагаемый Роденом, вполне приемлем для 72-го масштаба, и изначально я собирался использовать его с минимальными доработками. Потом, присмотревшись к нему повнимательней, решил заменить пружины клапанов на самодельные. Затем выяснилось, что цилиндры на двигателе из набора неправильны, и проще сделать их заново. Далее, выхлопной коллектор, отлитый с сильным смещением, сломался при попытке исправить его... Словом, следуя известному рецепту каши из топора, я вскоре отложил искромсаный роденовский пластик в сторону и сделал двигатель с нуля (точнее, его верхнюю часть, ибо все остальное скрыто в недрах капота). 

Детали выполнены из обычных подручных материалов – литник, проволока, латунные и стальные трубки. Выхлопная труба скатана и выгнута из Миллипута (в процессе обработки ломалась и склеивалась раз пять). Повторяющиеся элементы были отлиты из полиуретановой смолы – материала, с которым я пока что на "вы", но зато позволяющего быстро воспроизвести множество одинаковых элементов. Я отлил намного больше копий чем нужно, и ни разу не пожалел об этом – количество потерянных и сломаных в процессе работы деталей оказалось весьма значительным. Выхлопной коллектор был в виде эксперимента отлит из подкрашенной смолы, и не потребовал окраски, только тонировки. 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 

Вот что получилось в результате.

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 


Конструкция шасси, как уже говорилось, на самом деле намного сложнее, чем показал Роден. Колеса на Юнкерсе установлены на одной общей оси, кроме того, параллельно этой оси между стойками распологаются две трубы, в свою очередь прикрытые гофрированным щитком, в сечении напоминающим вопросительный знак. Вместо всего этого Роден предлагает плоскую прямоугольную балку. Несерьезно.

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I 

Я не сразу придумал, как сделать пресловутый изогнутый щиток, но в конце концов набрел на следующее решение. На ручку надфиля я намотал проволоку виток к витку. Затем я взял полоску фольги шириной около 4 мм и длиной немного боьлше длины щитка, приклеил ее к обмотке клейкой лентой с двух концов и прогладил, отпечатывая гофр (инструмент - ноготь), после чего отрезал кусок нужной длины. Повторив операцию, я получил две одинаковые пластинки, склеил их цианокрилатом, зачистил торцы и таким образом получил изогнутую часть. Плоская часть сделана так же, только фольга проглаживалась по гофру на крыле модели, после чего была приклеена к изогнутой части. Заготовка получилась слишком хрупкая, легко гнущаяся, и поэтому была скопирована в смоле. Перемычки между стойками, к которым и крепился этот щиток, сделаны из акупунктурной иглы и приклеены к щитку. Все покрыто Mr. Surfacer'ом, дефекты устранены. 

Roden 1/72 Junkers D.I 

После этого я немного облагородил V-образные стойки шасси, сделав их тоньше и придав им некое подобие аэродинамического профиля, и собрал всю конструкцию. 

Roden 1/72 Junkers D.I 


Затем я занялся пулеметами. За основу были взяты очень неплохие пулеметы из набора, только кожухи и прицелы были заменены на фототравление фирмы Fotocut. Это травление чрезвычайно тонкое и не имеет рамки, от которой его нужно отделять, вместо этого оно приклеено к толстой пленке, с которой я снимал его, купая в ацетоне. Работать с этим травлением непросто – один кожух я сразу запорол, пытаясь его свернуть – он просто порвался (к счастью, у меня их было четыре). Следующий кожух я предварительно отжег, и это помогло, скручивание прошло нормально. 

Винт не потребовал особых доработок, и все силы я бросил на его окраску. В первую очередь он был полностью задут бежевым цветом, и на этом использование аэрографа закончилось, далее все делалось кистью. Сначала винт был покрыт лаком Future. Затем я взял коричневый Vallejo, обильно разбавил его Future, добавил воды, так чтобы получилась жидкая, почти прозрачная смесь, и начал тонкой кистью, слой за слоем проводить полосы. Первые слои почти не видны, но постепенно полосы начинают проступать. В конце винт был покрыт желтоватым лаком (опять-таки Future + капелька желтого Vallejo). Когда все затвердело, я очень нежно обработал винт тонкой шкуркой (где-то в районе 4000). 

Втулку я задул из аэрографа краской Alclad II, предварительно замаскировав винт металлической пластинкой, в которой просверлил отверстие, диаметром точно соответствующее втулке. Затем прошелся по ней кисточкой с все той же смесью Future + Vallejo (на этот раз черный), выделив таким образом рельеф.

Roden 1/72 Junkers D.I


Между тем, пришло время красить модель.

Поскольку я никогда раньше не имел дело с гофром, мне пришло в голову хорошенько поэкспериментировать на "кошке", которую я специально изготовил, скопировав крыло в полиуретановой смоле. Я смешал краски Vallejo, подобрав светло-зеленый, светло-фиолетовый, и светло-голубой цвета. Опробовав несколько методов и набив руку, я в конце концов добился приемлемого результата и перешел собственно к модели.

Roden 1/72 Junkers D.I 


Нижняя часть была покрашена без особых приключений. Все было задуто светло-голубым, затем были нанесены линии и пятна прешейдинга, надут еще один слой светло-голубого, и наклеены маски. С верхней частью пришлось помучиться. Вначале, опять таки, все было окрашено зеленым цветом с прешейдингом, в три слоя – основной цвет (1), темно серые пятна (2, 3) и еще один тонкий слой основного цвета (4).

Roden 1/72 Junkers D.I 

А вот следующий этап оказался намного трудней, чем я ожидал. По результатам эксперимента с пробной отливкой я решил отказаться от масок и нанести камуфляжные пятна вручную аэрографом, что позволяет получить очень специфическую границу цветов, неровную и чуть-чуть размытую. Это непросто, подача краски и воздуха должна быть минимальной, чтобы граница цветов получалась достаточно четкой и краска не бежала по каналам гофра. Нанесение пятен на всей модели заняло около 10 часов – 10 часов работы аэрографа, разделенные на 2 с небольшим сессии. Едва ли не большая часть этого времени ушла на очистку иглы от засохшей краски - все-таки акрил, при всем моем к нему уважении, явно не лучшая краска для такой работы. Следствием этого марафона стал перегрев компрессора, который в свою очередь привел к засорению всей моей воздушной системы маслом. Тем не менее, пятна были побеждены (1).

Затем, не имея возможности сделать полноценный прешейдинг, я нанес тонировочные пятна и линии немного затемненным фиолетовым цветом (2).

Далее последовали опознавательные знаки, которые я без особых проблем надул через трафареты из тамиевской ленты (3). 

После этого вся модель было покрыта лаком Future. Впервые для этой цели вместо аэрографа я применил плоскую широкую кисть, и остался вполне доволен результатом. Когда этот слой затвердел, я занялся декалями. Как я уже писал, декали Родена никуда не годятся. Не видя другого выхода, я отсканировал их, обвел в Фотошопе интересующую меня надпись и распечатал на своем струйном принтере на декальной бумаге, предварительно немного уменьшив надписи в соответствии с фотографией прототипа. Качество печати получается великолепное, лучше чем у Родена, но такая декаль тоже не лишена недостатков – она толстовата, и кроме того есть опасность, что со временем она сильно выцветет. Что-то подсказало мне, что надписей следует напечатать с избытком, и я не ошибся. Нанести декали на гофр оказалось очень трудно – в бороздках оставался воздух, и это приводило к серебрению, в то время как на размягчающие жидкости самодельная декаль реагирует неважно. Не могу сказать, что мне удалось полностью избежать этой проблемы – некоторое серебрение есть, но оно заметно только под определенным углом. 

Декали были зафиксированы лаком, после чего я нанес, опять-таки кистью, еще один слой Future, но на этот раз с добавлением капельки черной краски Vallejo. Получается очень приятный эффект – темный лак собирается в углублениях, аккуратно выделяя их. Затем последовал матовый лак Vallejo, немного сухой кисти с серебрянкой для имитации потертостей, и еще один слой матового лака (4). 

Roden 1/72 Junkers D.I 

Последний, самый нервный этап – окончательная сборка, окраска кисточкой маленьких деталей, мелкие исправления – и работа была завершена. 

Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I
Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I


Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I
Roden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.IRoden 1/72 Junkers D.I Roden 1/72 Junkers D.I

» Информация о статье
Просмотров: 8312
Опубликовано:
Лучшая модель - август 2009
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1959.htmlЛучшая модель - август 2009 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1959.html
Кошкер в 28.09.2009 - 15:41
Комментарий финского коллеги с форума The Aerodrome
Геннадий, спасибо за ссылку.
Ivan7676 в 30.11.2009 - 08:03
Тема: Re: Roden 1/72 Junkers D.I
я новенький где можно задавать вопросы
ssha в 03.04.2010 - 03:46
Тема: Roden 1/72 Junkers D.I
Никто катаные детали цианоакрилатом не клеит! Я катаю машины Первой полностью. Хорошо что там гофр, а так капот после приклейки выглаживается. И вообще цианоакрилаты хватают сразу, а потом отваливаются при повторной выкатке, приглаживании. Попробуйте Моментом,88, однокомпонентным полеуретановым, Наиритом. Вам больше понравится. Для их разведения надо этил. Они позволяют спозиционировать деталь на протяжении 15 минут. И излишки клея убираются бензином, спиртом или ацетоном, а еще резинкой что карандаш стирает. Прочность соединения такая что можно наждачкой до дыр фольгу протереть. Только сегодня клеел круглый капот на Fokke EV Пробывал цианопаном- не получилось, не держит- клея много, криво стоит, цианопана набухал. Взял полиуретановый клей- прекрасно, спозиционировал, прекрастно держит, лучше чем цианопан. Я набухал туда цианоакрилата и потом отколупывал его. Этот я просто резинкой стер. И вообще всякие металические детали надо клеить клеем типа Момент.
Нечаев в 03.04.2010 - 04:41
И вообще всякие металические детали надо клеить клеем типа Момент.
Не аксиома, конечно - но относительно фольги - совершенно согласен. 88-м, "Моментом" - очень неплохо.
Leka в 19.04.2011 - 03:50
Да уж Евгений!!! Такого я ещё не видела! Просто поверить не могу,что такое можно сотворить в 72м!!! Хочется взглянуть на ЭТИ руки! :shock: Рада была,что это увидела!
Максим Былкин в 19.04.2011 - 10:16
Женя, девушка хочет взглянуть на твои руки :grin: ! Срочно фото в студию! Только обе, попроси кого-нибудь щелкнуть.
Кошкер в 19.04.2011 - 13:01
Алёна, спасибо, рад, что Вам понравилось!

Женя, девушка хочет взглянуть на твои руки ! Срочно фото в студию! Только обе, попроси кого-нибудь щелкнуть.
Да что уж там, руки как руки.
ded в 19.04.2011 - 13:28
Leka
Алена привет, рекомендую посмотреть все работы Жени и Игоря Слапыгина, шедевр на шедевре, очень вдохновляет
Leka в 19.04.2011 - 17:09
Спасибо! Теперь уж точно погляжу!!!
Mig-29 в 19.04.2011 - 17:59
Друзья, хочу сообщить вам, что совсем недавно, в рамках "Бойцовского клуба", Алена построила замечательную модель .
Поскольку "Бойцовский клуб" не приветствует хвалебные отзывы, то я воспользуюсь тем что Алена находится сейчас в теме WWI и поздравлю ее с достойным завершением этого проекта.
Алена, прими мои поздравления. Модель получилась, однозначно!
Думаю, что теперь нужна статья. Иначе эта работа не попадет в раздел WWI.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy