Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

В процессе постройки своей модели Ер-2 из набора от А-модел я, наконец, уже вплотную подошёл к процессу покраски. Очень хотелось сделать самолёт, успевший принять участие в боевых действиях. Однако, когда я стал собирать информацию об окраске и обозначениях дизельных Ер-2, оказалось, что эта тема – вообще «тёмный лес» и достоверных сведений очень мало… Вот и решил написать статью по итогам своих исследований, если их можно так назвать. В первую очередь, чтобы прояснить всё для себя, хотя может кому-то ещё это поможет. Впрочем, эта статья скорее содержит больше вопросов, чем ответов на них, и многое так и осталось невыясненным.

Итак, начну, пожалуй, с библиографии. Использовалось всё, что можно найти на безграничных просторах интернета в свободном доступе.
Это следующая литература:

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

[1] Самая свежая на данный момент публикация, монография Якубовича и Котельникова в «Авиаколлекции» 1-2009. Цветные профили выполнены А.Юргенсоном и взяты из [2]. В целом неплохое издание, хотя и содержит досадные ошибки – к примеру, некоторые фото дизельных Ер-2 подписаны как машины с М-105, плюс неверные боковики. В основном посвящено ранним машинам с М-105, по дизельным Ер-2 новой информации мало, не смотря на указание в библиографии «Инструкции по эксплуатации … Ер-2 АЧ-30Б…». Раздел об окраске и обозначениях написан М.Орловым.
[2] Основной источник информации по Ер-2, объемная монография Медведя и Хазанова в спецвыпуске «Авиамастера» 2-1999. Цветные боковики С.Вахрушева. Всем хороша эта монография, но вот как раз вопрос окраски и обозначений – её слабое место. Такое впечатление, что редакторы не читали текст и не смотрели фото, когда размещали цветные иллюстрации. Они противоречат друг другу. Но об этом позже.
И чертежи Юргенсона (по которым и была сделана модель) содержат много явных ошибок, во всяком случае, что касается дизельных Ер-2.
[3] Польское издание из серии «Typy broni i uzbrojenia». По сути это просто перевод [2] на польский, хотя в библиографии указана и другая литература.
[4] Статья В.Проклова «Послевоенные самолёты КБ Сухого» в АиК 7-2007. Часть информации из этой статьи впоследствии была включена в [1].
[5] Статья М.Маслова «Неизвестный «Ермолай»» в АиК 4-1998. Содержит пару фотографий, до сих пор не опубликованных в других изданиях. Но информация в статье несколько противоречива…

Кроме того, на просторах интернета были найдены несколько фотографий и боковиков, отсутствующих в указанной литературе, но источник этих фотографий неизвестен.

Известно, что М.Маслов собирался выпустить свою монографию по Ер-2, и, учитывая качество его работ по другим самолётам ВВС – там наверняка будет много новой информации. Но, к сожалению, пока выпуск монографии откладывается на неопределённое время. Вот так всегда – известное правило моделиста: стоит сделать модель, как появляется новая информация и в связи с этим оказывается, что-то в модели сделано было неверно.

Для начала подведу итоги по самым важным доказательствам – фотографиям серийных Ер-2 АЧ-30Б. К сожалению, их очень мало – в литературе и сети удалось собрать фотографии лишь 12 различных машин. (Фотографии в статье приведены в уменьшенном виде в ознакомительных целях и являются собственностью их правообладателей). Чтобы было проще ориентироваться в статье, можно присвоить самолётам условные номера.

Итак, самолёт номер 1.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

В [4] эта машина идентифицирована как головной серийный Ер-2 АЧ-30Б с заводским номером 7013901 (хотя и ошибочно указана одноместная кабина). Видны признаки первых серий – фонарь кабины пилотов с гнутыми стёклами и щитки шасси с вырезами под колесо. Самолёт имеет довольно низко нанесённый бортовой номер «1», судя по всему белого цвета, и звёзды на фюзеляже – редкость на дизельных Ерах. Машина имеет хорошо заметный двухцветный камуфляж, нижние поверхности чёрные.

Самолёт номер 2.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

Не удалось найти информации, что это за машина. Фонарь кабины пилотов уже с прямыми стёклами, но щитки шасси всё ещё с вырезами – это также машина ранних серий. Вполне возможно, что этот всё тот же 7013901 после доработок и замены фонаря, но это лишь из области предположений. Бортовой номер, стиль его написания и расположение совпадают с самолётом номер 1, но звёзды теперь только на килях и нижней поверхности крыла – стандартно для Ер-2. Нижние поверхности явно чёрные. Камуфляж отличается от самолёта номер 1, вероятно он трёхцветный, однако недостаточное количество фотографий и их низкое качество не позволяют достоверно об этом судить.

Возможно, эта же машина запечатлена на этой фотографии хвостового оперения.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

В пользу этого говорит и тот факт, что эта фотография, как и фото самолета номер 2, сделаны не с помощью ортохроматической плёнки (соответственно красные звёзды на фото не тёмные), возможно в одно время, одним и тем же фотографом. Хотя вполне вероятно, что оперение принадлежало другой машине – как видим, бортовой номер «1» встречается на фото разных машин.

Самолёт номер 3.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

Опытный самолёт с форсированными двигателями АЧ-30БФ, заводской номер 7023901. Самый отснятый из всех дизельных Ер-2. Встречается около десятка различных фотографий этой машины, сделанных во время испытаний в НИИ ВВС сначала зимой, а потом и летом 1945 года. На фото хорошо видно изменённый фонарь кабины штурмана с астрокуполом и прямыми обводами, который впервые появился именно на этом Ер-2 в конце 1944 года.
Самолёт целиком чёрный, бортовой номер «11» - белый. Но некоторые фотографии летом 1945 года вызывают сомнение – такое впечатление, будто самолёт имеет тёмную камуфляжную окраску (серый + тёмно-серый цвет?). Так ли это, или это всего лишь блики на поверхности – сказать сложно.

Самолёт номер 4.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

В [2] идентифицирован, как машина из 327 бап, одного из двух полков, совершавших боевые вылеты весной 1945 года. Окраска выглядит очень светлой, гораздо светлее, чем на других фотографиях Ер-2. На килях видны белые «пилотки» с красной (?) обводкой сверху. К сожалению, качество фото не позволяет разглядеть, какие номера нанесены на кили, а фюзеляж закрыт оперением. На правой фотографии кусочек киля другой машины – как видно, «пилотка» была не только на этом самолёте, но и, вероятно, на всех самолётах полка.

Самолёт номер 5.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

В [2] идентифицирован, как заводской номер 7063911, 332 бап. Видна камуфляжная окраска верхних поверхностей, бортовой номер, к сожалению, неизвестен. Коки винтов имеют светлую окраску, возможно жёлтые. Остекление с астрокуполом.

Самолёт номер 6.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

Принадлежность машины неизвестна, остекление с астрокуполом. Нижние поверхности чёрные. Коки винтов также имеют светлую окраску. Возможно эта машина тоже из 332 бап, и светлые коки – отличительная черта этого полка?

Самолёт номер 7.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

В [2] идентифицирован, как заводской номер 7043908, 330 бап. Хоть принадлежность и известна, но по фото мало что можно разглядеть. Машина выглядит полностью чёрной. Носок кока винта имеет светлую каёмку.

Самолёт номер 8.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

Машина также из 330 бап [2], вероятно, целиком чёрная. Коки со светлой каймой.

Самолёт номер 9.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

Согласно [2] – машина с заводским номером 7093905, тоже из 330 бап. Нижние поверхности чёрные, верхние имеют камуфляжную окраску. Бортовой номер – «5», вероятно белый. К сожалению, качество скана фотографии очень плохое, рисунок пятен камуфляжа плохо виден. На переднем плане оторванный двигатель – видно тёмный кок винта.

Самолёт номер 10.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

В [2] идентифицирован, как заводской номер 7073911. Увы, помимо бортового номера «113», на этом фото ничего не видно.

Самолёт номер 11.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

Принадлежность неизвестна, самолёт запечатлён на аэродроме среди зачехлённых Ил-4, судя по наличию астрокупола – это зима 1945 года. Окраска полностью чёрная, бортовые номера и другие обозначения не просматриваются.

Самолёт номер 12.

Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

Принадлежность неизвестна, зима 1945 года. Окраска нижних поверхностей и коков – чёрная. Видны вырезы в щитках ниш шасси (следовательно, машина первых серий), фонарь уже с прямыми стёклами.

Примечательно, что на всех фотографиях дизельных Ер-2, где видны лопасти винта, они имеют светлые законцовки, вероятно жёлтые, что встречается достаточно редко среди советских самолётов времён войны. Также на всех фотографиях, насколько можно это разглядеть, самолёты несут звёзды с белой окантовкой, хотя согласно приказу от сентября 1943 года звёзды нового образца должны иметь бело-красную окантовку, как и было на большинстве самолётов ВВС.

Также по фотографиям можно сделать вывод, что было 3 типа остекления штурманской кабины:
  • 1. самый ранний тип – с плавными обводами (самолёты номер 1 и 2);
    2. поздний - появившийся в самом конце 1944 года на самолёте номер 3, с упрощёнными прямыми обводами и астрокуполом;
    3. некий промежуточный тип – с плавными обводами, но с астрокуполом, что хорошо видно на фотографиях самолётов номер 9 и 11. Возможно, астрокупол зимой 1945 года в качестве доработки в полевых условиях устанавливался на машинах более раннего выпуска, имевших плавные обводы остекления. К сожалению, сведений об этом не сохранилось.

  • Фонари кабины пилотов были двух типов:
  • 1. ранний – с гнутыми стёклами и полностью прозрачными боковыми частями (самолёт номер 1);
    2. поздний – с прямыми стёклами, часть боковых панелей зашита, появился с конца октября 1944 года, гнутые фонари ранее выпущенных машин были заменены новыми.


  • Больше ничего найти не удалось. И лишь по половине из этих фото можно хоть примерно восстановить облик самолёта – так что кандидатур на роль обьекта моделирования совсем немного.
    К этому можно добавить ещё фотографию картины, изображающей Ер-2 в полёте, которая висела в кабинете Р.Л.Бартини [5]. На ней виден один из вариантов камуфляжных пятен.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    Теперь перейдём к цветным профилям, которые можно найти в литературе и интернете.
    Для начала – профиль «дизельного Ер-2 №4» - первого Ер-2 с двигателями АЧ-30Б, ещё сохранившего геометрию и особенности Ер-2 с АМ-37.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    В польском издании [3] почему-то изображена уже двухместная машина, что в корне неверно.
    В [2] профиль нарисован почти правильно, за исключением вертикального оперения – отсутствуют весовые компенсаторы рулей направления. Ну и камуфляж сомнителен – на фото самолёт, кажется, имеет однотонную окраску верхних поверхностей, вероятно защитно-зелёную. Впрочем, из Амоделовского пластика эту машину не построить, так что подробнее останавливаться на ней не буду.

    Дальше – профиль, видимо, изображающий самолёт номер 1, первый серийный Ер-2 АЧ-30Б.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    В [2] профиль совершенно неверный – нарисована машина с одноместной кабиной и обтекателем прицела снизу, в то время как все серийные Ер-2 имели двухместную кабину пилотов.
    Фотографии правого борта этого самолёта отсутствуют, но если продолжить линии камуфляжа в профиле на левый борт, то они не совпадают с тем, что видно на фотографиях левого борта. Так что камуфляж неверный, плюс нижние поверхности светлые, а не чёрные. Впрочем, быть может, на профиле подразумевается другая машина из Белой Церкви (упоминаний о дальнейшей судьбе машины 7013901 я не нашёл, может действительно этот самолет после испытаний был передан в школу АДД – неизвестно)? Но если и так – профиль всё равно неверный, так как серийный самолёт должен иметь двухместную кабину.
    В [1] изображён уже левый борт (пожалуй, единственный профиль в [1], не взятый из [2], а нарисованный заново). При этом расположение пятен камуфляжа не совпадает с правым бортом в [2], а бортовой номер стал жёлтым вместо белого. Ну и верхняя турель почему-то стала похожа на опытную ТУМ-2 вместо серийной ТУМ-5.
    Исходя из этого, мне кажется, что на профиле подразумевался всё-таки самолёт номер 1 (единственный попадающийся на фото, сочетающий бортовой номер 1 и фюзеляжные звёзды), а вот камуфляж как в [2], так и в [1] нарисован «от балды». Уже не говоря об одноместной кабине вместо двухместной.

    Ещё один профиль раннего дизельного Ер-2.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    В [1] и [2] почему-то опять изображена машина с одноместной кабиной и турелью, напоминающей ТУМ-2. У поляков [3] на этот раз нарисовано правильно – двухместная кабина, щитки шасси с вырезами, турель ТУМ-5, только обтекатель прицела под штурманской кабиной лишний.
    Однако, в любом случае, никаких фотографий, подтверждающих существование самолёта с бортовым номером «14» ни в одном из этих изданий нет. Соответственно нет никаких оснований этому верить.

    Профиль, изображающий самолёт номер 2, найден в интернете.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    На профиле ошибочно изображён астрокупол, отсутствующий на фотографиях, ну и турель почему-то показана убирающейся, как у ДБ-240. К сожалению, отсутствие достаточного количества фотографий прототипа не позволяет судить о том, насколько точен этот профиль.

    В [3] присутствует ещё один профиль раннего Ер-2 АЧ-30Б.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    Профиль этой же машины был найден в интернете (по всей видимости, это фрагмент иллюстрации к книге «Самолёты Сталинских соколов» 1992 года издания). Подпись к профилю в [3] идентифицирует этот самолёт как принадлежащий 332 бап, июль 1944 года. Однако, это сомнительно, так как согласно [2], первый дизельный Ер-2 появился в 332 бап лишь в сентябре. Опять же, подтверждающих существование этой машины фотографий – нет.

    Профиль, изображающий самолёт номер 3 на конец 1944 года.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    В [1] и [2] всё правильно (за исключением того, что в [1] астрокупол показан закрашенным), а вот в [3] самолёт ошибочно изображён со штурманским остеклением раннего типа, щитками шасси с вырезом, плюс неправильный шрифт бортового номера.

    В интернете найден профиль самолёта номер 4.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    К сожалению, опять недостаточно фотографий, чтобы судить о его правильности.

    Профиль самолёта с бортовым номером «130»

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    Принадлежность самолёта приписывается 329 бап – весьма заманчиво, так как этот полк совершал боевые вылеты в апреле-мае 1945 года. Звёзды с бело-красной окантовкой, в отличие от других профилей Ер-2. Что интересно, в [2] бортовой номер ещё жёлтый, а в [3] и [1] – уже белый. Увы, нет никаких фотографий подтверждающих существование такой машины, и её окраску именно в серо-серый камуфляж.

    Профиль самолёта номер 9.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    Во всех трёх изданиях профили совпадают (только шрифт бортового номера в [3] опять неверный). Непонятно, на каком основании сделали жёлтый кок. Насколько можно рассмотреть оторванный двигатель на переднем плане фотографии – кок тёмный. Помимо профиля в [2] были нарисованы (и соответственно повторены в [3] и[1]) и виды сверху и снизу. Что касается подписи к профилю – это отдельная история.
    В [2] фотография самолёта подписана как машина из 330 бап. Однако в этом же издании в профиле явно этот же самолёт идентифицирован как принадлежащий 4 эскадрильи 328 бап, пилот – командир эскадрильи майор Диденко. Кому верить?
    В [5] есть упоминание о 328 бап и майоре Диденко:
    «Известный московский знаток истории авиации и авиамоделист Александр Леонидович Седун в конце 1944 года, тогда ещё совсем юнцом, был направлен для прохождения службы башенным стрелком самолёта Ер-2 во вновь формируемый 328-й ДБАП. Полк базировался в Белой Церкви, имел поначалу всего два самолёта, на которых велось обучение и отработка навыков пилотирования самолёта. Имелись в 328-м ДБАП опытные лётчики, среди них 4 Героя Советского Союза. Некоторое время спустя весь личный состав перебазировался на аэродром в Умань, куда из Иркутска перегнали 36 самолётов Ер-2. Самолёты в основном были полностью черного матового цвета, несколько машин были камуфлированными. Всего было сформировано четыре эскадрильи, начиная с февраля по май 1944 года шло доукомплектование полка. В этот период наиболее опытные и подготовленные экипажи выполняли отдельные боевые вылеты. Несколько вылетов совершил командир 4-й эскадрильи майор Диденко. В последнем полёте его атаковала группа немецких истребителей, которым удалось буквально издырявить весь самолёт. Поджечь "Ермолая" немцам не удалось. Диденко посадил самолёт на вынужденную уже на своей территории, в Польше
    Весьма сомнительны указанные даты – ведь согласно [2] только в июне 1944 первые четыре дизельные Ер-2 были переданы АДД и перелетели в Астафьево. Возможно, это опечатка, и имелся в виду февраль-май 1945 года? Но даже если и так – в [2] отмечено, что единственными полками, успевшими принять участие в боевых действиях до окончания войны, были 327 и 329 бап.
    Стало быть, история с майором Диденко – выдумка? В поисках информации об этом я наткнулся на интервью со стрелком (а впоследствии и штурманом), служившим в 1944-45 годах в 328 бап – Евгением Петровичем Анкудиновым: http://airbase.ru/alpha/rus/e/er/2/ankudinov .
    В результате дальнейших поисков выяснилось, что Евгений Петрович и поныне здравствует и даже создал собственный сайт, где разместил свои воспоминания: http://www.ean.ho.ua . Там можно прочитать и о его службе в 328 бап. В частности, он упоминает, что боевых вылетов у их полка не было (что совпадает с информацией в [2]). Я написал Евгению Петровичу несколько писем в надежде выяснить некоторые моменты по поводу Ер-2, но, к сожалению, он не ответил.
    Однако вернёмся к профилю. Вот что Евгений Петрович о нём писал: «Кстати это фото Ер-2 имеет подпись (цитирую по памяти ее содержание): редкая окраска, 328 Авиаполк, 4-я авиаэскадрилия майора Диденко. Так вот, я служил именно в эскадрилии м-ра Диденко, но номер ее 3-й (полк трех-эскадрильного состава) и самолетов такой окраски у нас в полку не было. Самолеты имели традиционную защитную (темно-зеленую) окраску, поверхности, обращенные к земле - черную. Бомбардировщики-то ночные. И вообще - я в те времена (до 46-го года) таких камуфляжных расцветок наших самолетов не встречал. Так что это фантазия художника
    Значит скорее надо верить подписи к фото, указывающей, что это машина из 330 бап, а не профилю.

    Осталось прояснить вопрос с цветами камуфляжа.
    В [1] в разделе «Окраска и обозначения» М.Орлов по поводу цветов дизельных Ер-2 написал следующее:
    «В декабре 1943 г. на авиазаводе №39 в Иркутске, кроме 30 Ил-4, выпустили два первых Ер-2. К этому моменту бомбардировщики окрашивались уже в трёхцветный камуфляж. Среди утверждённых схем окраски специального варианта для Ер-2 не было, однако это не помешало самолёту получить новый трёхцветный камуфляж из пятен светло-коричневой А-21м, зелёной А-24м и чёрной А-26м эмалей, последняя позднее могла заменяться тёмно-серой А-32м. В отличие от стандартных схем, где доля темно-серого была меньше, чем любого другого цвета в камуфляже первых серийных "еров" завода №39 все три цвета были "равноправны".
    Иркутский завод, как расположенный вдалеке от центра, не мог не испытывать дефицита в снабжении материалами. Относилось это в полной мере и к авиационным эмалям. В подобных случаях руководство предприятия и военная приёмка могли допустить выпуск самолётов в камуфляже, в котором отсутствовал тёмно-серый или светло-коричневый цвет. Дело облегчалось тем, что как говорилось выше, для Ер-2 отсутствовала официальная схема камуфляжа.
    На заводе нижние поверхности многих машин окрашивались в чёрный цвет. Как исключение, встречались машины, окрашенные в чёрный цвет целиком.
    В 1945 г. на Ер-2 появляется необычный камуфляж. Границы цветовых полей представляли собой ломаные прямые. Такой стиль окраски и время его появления позволяют предположить, что цветами были серо-голубой (А-33м) и тёмно-серый (А-32м). Подобную окраску предполагалось ввести на всех самолётах советских ВВС с ноября 1944 г

    К сожалению, никаких фото- или графических материалов, подтверждающих написанное, Орлов не приводит. Что касается трёхцветного камуфляжа первых Ер-2 – действительно, на фото самолёта номер 2 камуфляж выглядит как трёхцветный. Но вот цвета камуфляжа на остальных фотографиях – вопрос спорный.. Интересно упоминание о серо-сером камуфляже на Ер-2. Сложилось устойчивое мнение, что такой камуфляж был (и не в последнюю очередь благодаря профилю самолёта с бортовым номером «130») – но ни одного доказательства его существования пока нет… Ещё одно «но» против серого камуфляжа - как уже писал Орлов, Иркутский завод №39 наверняка испытывал трудности с поставками эмалей. И если запас А-32м, как использовавшейся в трёхцветном камуфляже при окраске Ил-4 на заводе ещё мог быть, то с наличием эмали А-33м дела вряд ли обстояли столь хорошо – ведь завод не выпускал истребители. Впрочем, это всё лишь предположения, но пока нет ни одного убедительного доказательства существования серо-серого камуфляжа на Ер-2, кроме ничем не подтверждённого профиля. Орлов упоминает о «ломаном камуфляже», якобы присущем Ер-2 с серо-серой окраской - однако, единственная фотография, где отчётливо просматривается ломаный («осколочный») камуфляж – это фото самолёта номер 4. Это фото вообще вызывает много вопросов - самолёт на нём выглядит гораздо светлее, чем Ер-2 на других фотографиях. Гадать о цвете по черно-белым фотографиям – дело неблагодарное, и тем не менее… Как раз это фото не может быть примером серого камуфляжа – ведь тёмно-серая краска А-32м по коэффициенту отражения близка к чёрной и при съемке на ортохроматическую плёнку красные звёзды и поля камуфляжа, выкрашенные А-32м должны были бы выглядеть практически одинаково тёмными. Но на фото звёзды явно темнее (на вертикальном оперении, где разные цвета находятся в одинаковых условиях освещения). Кроме того, светлые поверхности выглядят слишком светлыми для серо-голубой эмали А-33м. Исходя из этого, можно считать, что как раз это фото – отличный пример коричнево-зелёного камуфляжа (А-21м+А-24м).
    Что касается профиля самолёта номер 9, которому также приписывается «осколочный» камуфляж – скорее всего, это фантазии С.Вахрушева. На единственной имеющейся фотографии самолёт снят под таким ракурсом, что о рисунке камуфляжных пятен на крыле можно только догадываться, даже если на оригинале фото они хорошо видны хотя бы на фюзеляже, а не еле-еле просматриваются, как на отвратительном скане.

    Вернёмся теперь к самой модели. Что же предлагает Амодел?
    Декаль на четыре варианта, сделана явно по профилям из [2]. Сама декаль неплохого качества, вот только звёзды с белой окантовкой напечатаны с заметным смещением цветов, и белый цвет выглядит недостаточно укрывистым. Помимо звёзд и бортовых номеров предоставлена незатейливая техничка (о её правильности я судить не берусь) и два комплекта бортовых номеров – 7023901 и 7093905.

    Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2) Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначения (Amodel Er-2)

    Вариант 1 – самолёт с бортовым номером 130. По инструкции предлагается нанести заводской номер 7093905, что совершенно неверно. В разных изданиях разный цвет бортового номера, но во всех показан лишь профиль левого борта. Так что схема камуфляжа на крыле – чистая фантазия амоделовцев. Кому из них верить, и верить ли вообще – дело моделиста, но лично я не стану делать без подтверждающего фото.

    Вариант 2 – многострадальный самолёт номер 9. Любопытно, что принадлежность в инструкции указана к 328 бап – взята с профиля. Однако заводские номера 7093905 взяты с фото, на которых машина подписана как из 330 бап. В отличие от профиля, коки предлагается окрашивать в светло-коричневый цвет, а не жёлтый. Ещё нюанс по заводским номерам. В декали они чёрного цвета – но это весьма сомнительно, так как надписи чёрного цвета будут плохо читаемы на зелёной окраске. Кроме того, на других фотографиях Ер-2, где можно разглядеть наличие номеров – они белого цвета и наносились не только на кили, но и на рули высоты. В декали же всего 4 номера – два на фюзеляж и два на кили, не хватает ещё двух. Ну и самый главный вопрос – верить ли автору профиля (С.Вахрушеву) по поводу рисунка камуфляжных пятен?

    Вариант 3 – должен бы быть по профилю, вероятно изображающему самолёт номер 1 (см выше). Однако схема камуфляжа не совпадает ни с профилями, ни с фотографиями. Камуфляж на крыле 1 в 1 совпадает с вариантом 1, только цвета другие. Опять полная «отсебятина» от Амодел.
    Между тем – самолёт № 7013901 – отличный прототип для создания копийной модели. Схема камуфляжа на фотографиях почти полностью (за исключением пятен на вертикальном оперении) совпадает с камуфляжем на картине из кабинета Бартини – её и можно взять за основу, и не придётся ничего фантазировать. Правда, немного непонятно с окраской коков – на фотографиях самолёта они выглядят двухцветными – более светлая, вероятно зелёная полоска, и чёрный носок кока. Звёзды и бортовые номера подойдут из декали, не хватает только белых бортовых номеров (которые хорошо заметны на фотографиях этой машины). Единственная загвоздка – это фонарь кабины пилотов раннего типа с гнутыми стёклами. Но, по большому счёту, так как фонарь в наборе всё равно совершенно неверный (в этом легко убедиться, если сравнить его с фотографиями – на реальных самолётах боковые стенки фонаря практически вертикальные, а не наклонные как у модели, не говоря уже о неверном переплёте верхней части) и надо его делать заново, то при желании можно сделать и такой фонарь раннего типа.

    Вариант 4 – самолёт № 7023901. С этим всё относительно просто – профиль соответствует фотографиям, фотографий достаточно много – можно сделать копийную (по крайней мере, хотя бы в плане окраски) модель с минимумом фантазии. Есть нюансы с заводскими номерами: на фотографиях летом 1945 года отчётливо виды два номера на вертикальном оперении ( да и на других машинах тоже видно по два номера). А вот на зимних фотографиях – место на руле направления, где должен быть второй номер – ободранное и не видно толком, есть ли он там. В декали, как уже отмечалось выше, лишь по 4 штуки номеров. Так что есть два варианта - либо делать зимнюю машину и все эти многочисленные облезлости (придётся дофантазировать, что на правом руле направления краска под номером тоже облезла), либо купить ещё одну декаль к набору и иметь все 6 необходимых номеров. Единственная проблема – это опять вопрос с остеклением, на сей раз не только кабины пилота, но и штурманским. Ведь для этой машины необходимо остекление с астрокуполом и прямыми обводами.
    Пожалуй, остекление это наиболее трудно устранимая проблема в модели: верхняя турель совершенно не похожа на ТУМ-5, фонарь неверный, и даже остекление кабины штурмана в двух вариантах – неверное. Амодел даёт два варианта – без астрокупола и с астрокуполом. К сожалению, оба имеют неверную форму, заметно искажающую облик модели. Остекление без астрокупола должно иметь «горбинку» - характерную черту Ер-2. Остекление с астрокуполом должно иметь либо прямые обводы (поздний тип), либо «горбинку» («промежуточный» тип), а то, что дано в пластике – это нечто среднее арифметическое между остеклением с плавными обводами и с прямыми. Увы, для максимальной копийности и его надо делать заново (хотя его неверная форма и не так бросается в глаза, как в случае с турелью и фонарём).
    Вот такие неутешительные выводы…

    К сожалению, многие вопросы по окраске остаются открытыми, но на данный момент слишком мало информации, чтобы на них можно было дать ответ.
    Возможно, кто-то сможет что-нибудь дополнить или исправить – буду благодарен за помощь.
    When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

    If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
    » Информация о статье
    Просмотров: 11485
    Опубликовано:
    Лучшая публикация - июль 2009
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1829.htmlЛучшая публикация - июль 2009 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1829.html
    УченикЧкалова в 13.07.2009 - 16:53
    Тема: Re: Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначени
    Собственно, подобное начинание достойно продолжения. Когда делается модель, вся собранная информация или теряется, или лежит мертвым грузом. Спасибо автору, что нашел время и подготовил отличную статью.
    Ястреб-WL в 13.07.2009 - 17:27
    Тема: Re: Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначени
    Привет, Андрей.
    Спасибо за статью.
    Великолепный материал как раз для постройки такой птички.
    Буду признателен в случае необходимости пороконсультироваться у Вас, когда буду строить своего ЕРша ЕР-2.
    Thunderbolt в 13.07.2009 - 18:15
    Нривет, Андрей. Действительно шикарная статья получилась. Не думаю, что когда-то буду делать эту птицу, но для тех, кто имеет желание строить - это отличное подспорье. Прочитал с интересом.
    AndreyK в 13.07.2009 - 19:42
    Спасибо всем за высокую оценку. Надеюсь, кому-то моя статья обязательно пригодится и время для её написания не было потрачено зря. :grin:

    Могу только посетовать что Маслов вашей теме вряд ли помог бы, он работает по раннему Еру. Очень жаль, я так на него надеялся...
    Ястреб-WL в 13.07.2009 - 21:30
    для тех, кто имеет желание строить - это отличное подспорье.
    Именно так, Сережа. Будем строить и будем летать. Меня лежит дожидается мой ЕРшик - купил аж 5 июля 2005 года как раз один из первых. Будем собирать и летать, а сейчас пока тружусь над крылом Пе-8 от Амодела - доработок море.

    AndreyK Андрюша - ещё раз спасибо за статью - это СУПЕР и не слушай никого кто скажет по другому. Держись, старик, Ты на верном пути.
    tsd1991 в 13.07.2009 - 23:58
    Тема: Re: Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначени
    Замечательная статья! Достойный похвалы подход к работе над моделью. Желаю успехов!
    foxbot в 14.07.2009 - 12:13
    +1 автору за такую серьезную работу. Не моя тема совершенно, но прочитал с удовольствием.
    Tomheat в 14.07.2009 - 13:37
    Тема: Re: Строим правильный Амодел 1/72 Ер-2? Окраска и обозначени
    Андрей мои поздравления ! Отличная статья ! Отличный труд ! Молодец .
    Redstar_72 в 14.07.2009 - 23:33
    Статья очень полезная. Большое спасибо, Андрей!

    Вопрос чуть не в тему: вдруг есть фотография интерьера турели ТУМ-5?
    AndreyK в 15.07.2009 - 02:51
    Вопрос чуть не в тему: вдруг есть фотография интерьера турели ТУМ-5? Ответил в теме "Вопросы по Ер-2".

    Добавить свою статью | Обсудить на форуме

    Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
    Зарегистрироваться

    Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
    ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
    Privacy Policy