Приветствую, коллеги!
В далёком 1986 году, когда учился в Кременчугском ЛУГА, на учебном аэродроме Глобино стояли несколько вертолетов МИ-6А для переучивания пилотов-слушателей. Мне почему-то запомнились две машины 21063 и 21161
По тем временам, огромный красавец, мощь, грация полёта! Когда он пролетал над авиагородком, от лопастей несущего винта издавался характерный свист. Красота!!!! Но как только наступали выходные дни, нас снабжали моющими средствами, щётками на длинных шестах, на аэродромном моющем грузовике отправляли мыть эти вертолёты. Мы елозили, тёрли, отмывали чумазые борта вертолёта. Удовольствие ещё то!!! Но излазили мы по конструкции вдоль и поперёк не боясь свалиться с внушительной высоты. Ну и когда ходили в караул, забирались на вертолет, с которого весь аэродром как на ладони. Особенно ценно было то, что лёжа в ложбине между двигателями, видно было как идет с проверкой начальник караула
С тех пор, у меня осталась незабываемая в положительном ключе любовь к этому вертолёту.
Как только приобрёл набор Амодел в 1/72, сомнений даже не было, что буду строить училищную машину СССР-21063. Один важный принципиальный момент,- вертолёт обязательно должен быть с крыльями. Они ему добавляли какой-то шарм, оригинальность. Жаль конечно, что в те времена, фотоаппараты были большой редкостью. Поэтому найденные в архивах и в сети фотографии, позволят построить собирательный образ на тему 21063.
На военной кафедре, у нас был преподаватель-майор Моцарь Александр Иванович. Это был первоклассный авиационный специалист. К тому же отличный мужик. Он знал конструкцию МИ-6 как 5 своих пальцев. Эх, мне бы его консультации сейчас. Жив ли он? Но, в журнале "Авиация и время" №1 1999 посвященному МИ-6, даже засветился и не случайно. Он тогда увлекался фотографиями и в журнале много фотографий по МИ-6 из его архива.
На сегодняшний день, есть у меня возрастной приятель, который раньше летал на МИ-6. К сожалению, фотографий у него почти нет. А верить его консультациям-воспоминаниям, занятие весьма сомнительное.
Так что принимаемся за модель.
Много уже видел построенных МИ-6 Амодела. Были и хорошие, были и собранные на отвяжись. Пара работ мне понравилась и их взял себе в качестве эталона.
Сам набор, мне достался по обмену, слегка начатый. К тому же, в коробке был ранний вариант вертолета. То есть у него трапецевидные лопасти НВ, створки грузовой кабины без ВСУ. Ну и грузовой трап несколько другой. При открытии коробки, сначала глаз радует изобилие литников и богатая деталировка. Но потом, как выясняется, половину мелочевки, следует заменить на самодельные. Стыкуемость плохая, это если не сказать матом ) Короче, ЛНД во всей своей красе. Долго думал, как переделать лопасти. На моё счастье, я (не помню как) вышел на одного из бывших сотрудников фирмы АМОДЕЛ. Он любезно согласился прислать за вознаграждение литники с лопастями, прозрачным остеклением и даже улучшенной капотной частью от МИ-10. Эти узлы у вертолетов идентичные. Но на литниках от МИ-10, они более ажурные, утонченные и более интересно сделаны воздухозаборники двигателей и вентилятора. В дополнение к набору, я ещё приобрёл смоляные колёса, маски на остекление. Видел как-то в продаже фототравление на эту модель, но цена меня отпугнула и я решил обойтись без него.
Первым делом, отступив от инструкции, я склеил каждую из половин фюзеляжа в две полноценные. И хочу сказать, это решение было правильным.
Интерьер кабины пилотов хоть и предусмотрен в наборе, но я решил его доработать и сделать его ,,вкусней,, не смотря на то, что через остекление почти ничего видно не будет.
Доработаны и переделаны ручки управления, шаг-газ, педали, кресла. Добавлены стоп-кран, аптечки, ремни, оборудование штурмана и другие мелочи.
В половинах передней части фюзеляжа сымитировал зелёную стеганную обивку.
И самое главное… вложил в носовую часть большое количество груза. Иначе есть риск, что будет перевешивать хвостовая часть.
В грузовой кабине, тоже переделал пассажирские сидения, внутреннюю часть дверей, пол, силовой набор гаргрота.
Переделал грузовые створки, аппарель, добавил агрегат ВСУ, баллон противопожарной системы для него же.
Перед склейкой фюзеляжа, приклеил окошки салона, установил фару для погрузочно-разрузочных работ, огнетушители. И внутри будет выглядеть так.
И вот, господа, начинается самое «весёлое». Установил с трудом внутренности в одну из половин фюзеляжа и приступил к их склеиванию. Сходиться они упорно не хотели. В некоторых местах пришлось приложить силу, фиксировать струбцинами и клеить на суперклей с содой. Да ещё и капотную часть от МИ-10, как оказалось, тоже не просто установить. Путем подгона всё же расположил по месту. Около 2 суток эта конструкция высыхала и принимала свою форму. Как видно по фотографиям, шпатлёвки приложил много. И это только начало!
Пока конструкция просыхала, занялся доработкой втулки НВ, автоматом перекоса несущего винта и лопастями у которых вживил контурные огни.
Далее, из тонкого доширакопласта изготовил лючки, выштамповки с последующим сошлифовыванием их на половину толщины.
Установил в задней редукторной части сеточку.
Приклеил остекление пилотов, штурмана. На удивление, они стали на место хорошо. И вот ещё… забыл показать как я переделал ВНА и турбинки двигателей.
Поручни на капотах в наборе не выдерживали никакой критики. Из тонких пластиковых прутков изготовил новые.
Из рефленной самоклеящейся фольги установил противоскользящие площадки на верхней части капотов и горба.
Переделал хвостовую пяту из латунных трубок.
В верхней капотной части и внизу фюзеляжа переделал маленькие воздухозаборники.
На крыльях, поправил расшивку и изготовил строевые огни, штанги тросовой антенны. Клеить крылья к фюзеляжу планировал в конце общей покраски.
Доработал топливные баки, подготовил места куда будут приклеиваться трубки суфлирования и шланги. Заново изготовил ферменные держатели.
Стойки шасси тоже подверглись переделке. Вставил из хромированных трубок штоки амортизаторов. Ну и подготовил колёса к покраске. До этого, смоляные колёса обработал, сточив высокий рисунок протектора и имитировал обжатие шин.
После общей обработки фюзеляжа и основных частей, местами восстановил расшивку, загрунтовал модель и нанес прешейдинг.
Красил красками Mr Hobby. После того как отбил границу серого и белого цветов, накрасил читлайн и серую полосу вверху фюзеляжа. Декальным читлайном решил не пользоваться, так как иллюминаторы мне не подогнать по местам. Антипригарное покрытие на крыльях и вокруг них на фюзеляже, тоже заставили попотеть. Именно поэтому крылья приклеиваются после общей покраски модели.
Декали Алексея Бацких, настолько богаты и качественны, что читается вся мелкая техничка. А на лопастях несущего винта, техничка покрыла все рекорды. Одни номера секций, пришлось каждую цифру в отдельности клеить.
В общем, после обдекаливания, на модель нанес слой полуматового лака и далее общая доводка. Установлены шасси, крылья, фары, БАНО, маяки, ПВД, штыревые антенны, дворники, и еще чего-то…. Как вишенка на торте, натяжка тросовой антенны от крыльев до носовой части и под фюзеляжем. Нижнюю часть расшивки обозначил карандашом, хотя, и без этого она контрастная. На втулке несущего винта от лопастей провел магистрали ПОС. На стойках шасси и топливных баках, так же из проволоки изготовил троубопроводы и шланги. Чуть-чуть тонировки и покрытие остекления футурой.
Предполагаю лёгкое ворчание коллег-художников. Мол моя модель слишком чистая, хотя все МИ-6 довольно закопченные. Тут не поспоришь! Они действительно коптились очень сильно, особенно когда эксплуатировались на северах. Но я сделал модель-память об учёбе в некогда единственном и уникальном лётном училище ГА. Будем считать, что и в этот раз я тщательно помыл вертолет, как в 1996 году.
Всем удачи и здоровья.
Поздравляю с завершением прекрасных работ Ан-12 и Ми-6 ! Но это прежде всего история нашего" золотого века"Гражданской авиации СССР.Сейчас мало таких работ,представляю,что вам пришлось пройти через такой титанический труд,учитывая,что модели были под восстановление.Нет смысла обсуждать недостатки этих работ,все на высшем уровне !
Коллеги. Всем спасибо за то что не прошли мимо и очень тепло оценили работу.
Согласен. Наша советская техника настолько красива и элегантна, что испортить в моделях её трудно, не смотря на то, что в коробках лежат дрова.
Андрей, очень понравилась работа, особенно работа с экстерьером. Очень редкий зверь на форумах.+
Радует, что и разработанный мной макет "технички" пошел в народ. :smile:
Саша, спасибо что заглянул. Да, я в курсе что ты заказывал декаль на МИ-6. Но Алексей щедро предложил её и мне. Мои разработки по МИ-8АМТ тоже с его подачи ушли в народ )))
Тема: A-Model 1/72 Ми-6А СССР-21063