Не могу сказать, что Миг-19 относится к числу любимых мною советских самолетов.
Как-то не отметился он в моем сознании значимостью. Понимаю, что не прав, а ничего с собой поделать не могу.
Тем не менее, про историю его создания и применения конечно же читал. Еще в детстве. Тогда, в 1988 году, в журнале «Крылья Родины» была целая серия публикаций об этом этапном самолете. Со всеми схемами, чертежами, а также с описанием опытных работ по вариантам развития модели. Оттуда же узнал, что китайские товарищи организовали у себя выпуск Мигаря, улучшили, сделали 2-х местную модификацию и даже продавали его в страны третьего мира.
Были в журнале и красивые боковики, на одном из которых я увидел вроде Миг, а вроде и нет — длинноносый самолет с боковыми воздухозаборниками в камуфляже. Прочел о том, что это самостоятельно разработанный китайскими товарищами на базе Миг-19 (точнее J-6) легкий штурмовик Q-5. Мне он тогда показался очень красивым, стремительным.
В подсознании почему-то засела мысль заиметь такую модель в коллекцию. Правда, со временем, понимая, что ВСЕГО не соберешь, немного поостыл в хотелках.
Вообще, собирать модели самолетов НОАК, такое себе занятие. Пусть их китайцы собирают. Учитывая, что Су-27, Су-30, Су-35, не говоря уже о Миг-19 и Миг-21, интереснее собрать с ОЗ отечественных ВВС. Но. Всегда есть какое-то «но».
Имеются среди китайских самолетов и изделия именно их отечественной разработки. Мало похожие на какие-то иные аппараты. К их числу относятся J-8-II, J-10, ударный JH-7A, но прежде всего, конечно Q-5. И ясное дело, что выпуск данной модели был возможен только китайцами (а кому оно еще нужно?). Просто это было делом времени.
Уже не помню, в какой хронологии начали выпускать трубачи этот аппарат, меня заинтересовала самая массовая модификация, поименованная, как Q-5C. Однако, посмотрев на цену модели, когда она наконец вышла, посчитал ее крайне негуманной и опять забыл про данный самолет.
Меж тем, пути наши неисповедимы. И осенью ушедшего года я на распродаже у одного из коллег со Скалы увидел модель Q-5 по вполне привлекательной цене. Понятое дело, что не смог удержаться. Скажу больше, начал ее сразу, как только получил. Это очень «темная материя», как знают многие — ведь, начиная новое, ты бросаешь незавершенное старое и беда заключается в том, что и вновь начатую модель может постичь та же участь.
Но — не в этот раз, как оказалось.
Задачей поставил сборку «из коробки». Информации по китайским аппаратам чуть больше чем ноль. Особенно это касается модификаций и оборудования, соответствующего той или иной букве в коде машины. Несмотря на надпись на коробке Q-5C реально предлагается собрать модель Q-5A, самую, насколько я понял, распространенную на период 80-х годов в составе НОАК. Это меня вполне устроило. Вместе с тем, разработчики дали только пару подфюзеляжных пилонов для подвески бомб, в то время как почти на всех строевых машинах их четыре. Приладил неиспользованные пилоны от хоббибоссовской модели F9F Panter, сточив лишнюю высоту.
Была мысль воткнуть в модель ниши шасси Амиго для Миг-19, но данного девайса у меня нет, а сборку, как писал ранее начал сразу, посему счел, что обойдусь без них.
То ли на Скале, то ли Каропке, было высказывание кого-то из коллег, мол модель так себе, слабо деталирована… Ну что сказать? А какую деталировку вы ждали? Все в ней есть, аккуратно, подробно. Расшивка в стиле Trumpetera. Кнехтов, якорей, наборных траков тут нет, согласен. Но они и не предусмотрены конструкцией, извините…
Вот чего стоило бы сделать, так это сопла двигателей. Они в модели отсутствуют. Только турбины. И голые трубы в детали хвостовой части. Впечатление такое, что подмастерье эту часть модели проектировал.
Проблему решил, установив соответствующие детали от нового Миг-19 чешской КР. Уж в него-то смолу Амиго запихну, надеюсь.
Окраска… Инструкция предлагает красить самолет в белый цвет. В издании «Авиаколлекция» пишется, что самолеты окрашивались серым цветом. Но… разглядывая многочисленные фото Q-5 в сети, серого я там не обнаружил, хоть убейся.
Посему, нанес прешейдинг тонкими линиями серой краски, а потом в несколько слоев красил белым. Причем убедился, что белый белому рознь, в связи с чем в палитре Акана перебрал несколько вариантов этого цвета.
После глянцевый лак и декали.
Декали… Родные деки от Трампа легли прекрасно, подложка практически не видна, более того, они отлично втянулись в линии расшивки и клепки. Техничка отсутствует напрочь. Тем не менее, китайские самолеты, если приглядеться, испещрены иероглифами техническими.
Давным давно, лет 15 назад, бороздя интернет в поиске интересных редкостей, наткнулся на аукционе E-bay на невиданного зверя, можно сказать — единорога: декаль на китайские варианты самолета J-6, в т.ч., как смог понять, и те, которые отличились у них боями с самолетами нарушителями, какие-то опытные машины и т. д. Все дело в том, что дека полностью на китайском языке и даже установить производителя возможности не было. Для меня же самым интересным фактом было наличие полного комплекта технических надписей (еще и на 2 самолета). Почему? Собирая модели вьетнамской войны, было желание сделать J-6, поставленные Вьетнаму из Китая. Понятное дело, что техничка там китайская))).
И лежит у меня данная дека уже много-много лет. А тут, учитывая общность конструкции, почти всему комплекту технадписей нашлось применение. Так еще и номер бортовой набрал из шрифтов этой же декали. В общем, сплошные плюсы.
Разглядывая фото прототипов, убедился в том, что в правом крыле необходимо установить ПВД. Взял эту деталь от трамповского BAC Lightning. Чуть облагородил толщину и приладил.
Подвесил «оригинальные китайские бомбы», окрашенные, как предлагала инструкция, в оливковый цвет. Немного ошибся с позиционированием отверстий в блоках НАР относительно вертикальной оси. Увидел это уже позже, после сборки.
Кстати, касаемо этих блоков. Китайцы на своих моделях, невольно конечно, по недогляду, приоткрывают завесы тайн военных. Иначе чем объяснить размеры отверстий в данных блоках — 6 штук одного диаметра, а 7-е, центральное — колодец в 2 раза шире. Ну конечно под секретный китайский ядерный НАР)))).
Пришлось заделывать этот ужос и вновь рассверливать.
Еще пришлось сделать распорки изнутри отсека вооружения, ненужного для данной модификации. Его крышка «гуляет» в модели. Но это так, мелочи. Грубоватой вышла и антенна системы госопознавания на вершине киля, однако другой подобной травленной детали не нашел.
Первая, но уже не единственная завершенная мной в 2025 году модель перед вами, коллеги.
Благодарствуем :grin: