Приветствую Вас коллеги!
В далёких 2000-х, для Московского конкурса я собирал МИ-4 пограничника из чешского набора КР. Хотел сделать гражданский вариант в красной шапочке, но интернета тогда особо небыло, и хороших фотографий гражданского варианта не нашёл. За то, наш командир эскадрильи, в прошлом военный вертолётчик-пограничник, обеспечил меня хорошими фотографиями в пограничной окраске. Пришлось делать его.
Он занял на конкурсе призовое место, и до сих пор стоит в коллекции почти четверть века!!!! Я считаю, что из того набора я сделал весьма не плохую модель, даже по сегодняшним меркам. КПшный МИ-4 отлично ложится в чертежи из Крыльев Родины. А вот чертежи АиВ сильно врут и из них бралась только деталировка.
Спустя столько времени, мысль собрать гражданский МИ-4, меня не покидала. Даже нашёл в архивах нашего Тобольского авиапредприятия, фото отличного прототипа с бортовым номером 29032.
Это одна из последних машин эксплуатируемых в Тюменской области. Числилась в Тобольском ОАО вплоть до 1976 года пока на замену не пришли новые МИ-8. Согласно реестра, вертолет имел обозначение МИ-4ПС (поисково-спасательный), но наши ветераны говорят, что он ничем от других вертолетов не отличался и даже не имел бортовой спасательной стрелы.
Ну, нашим легче.
Встал вопрос, из какого набора сделать модель. Многие коллеги-моделисты, твердили….Покупай ХоббиБосс (далееХБ), он лучший! Хотя я все же склонялся к набору от КР (он же Моделист, Smer, Master Craft, KP Models). Послушал коллег, купил МИ-4 ХБ, и.... сделал вывод. ХБ не лучший! У всех вертолетов от ХоббиБосс (Ми-2/4/8) есть отвратительный косяк. Они страдают худобой и лечится она с большим трудом. Не совсем верная форма носа. Хвостовая балка короче на 4 мм, не верная кабина пилотов. Хоть гаргрот грузовой кабины и имеет силовой набор, но к сожалению, салон пустой. Ни тебе пассажирских сидений, ни стремянки, ни систем обогрева и вентиляции. Короткие передние, широкие основные стойки шасси.
Модель ХБ сама по себе аккуратная и собирается приятно. Из афтермаркета, прикупил колеса Экипаж, маски KVmodels, фототравление Микродизайна. Оно предназначено для модели КР и подходит к ХБ весьма условно. Всё остальное самодел отлитый в смоле и из пластика.
Первым делом на капотах выбрал пластик под установку сеточек.
Сразу же добавил воздуховоды и доработал пассажирскую дверь.
Как следствие, чтобы подкапотное пространство не просматривалось насквозь, решено было с нуля изготовить двигатель. От какого то бомбера отлил из смолы его копию и с помощью смолы, пластика, проволочек изготовил подобие АШ-82В.
Понимаю, что это жирный суслик, но на душе то тепло от того, что он там есть. Далее, начал приводить в порядок кабину пилотов. Хоть я и приобрёл травление Микродизайна, но в модель ХБ оно подходит очень условно из-за худобы модели. И всё пришлось переделывать. В том числе переделал лаз между грузовой и пилотской кабинами, заново изготовил защитный кожух над валом от двигателя к редуктору.
Внутри грузовой кабины, доработал стенку за двигателем, добавил систему отопления и кондиционирования.
С нуля изготовил лесенку бортмеханика. В задней потолочной части сделал короб для доступа к системам радиооборудования. Начал потихоньку собирать и красить внутреннее пространство.
Грузовые створки, шикарные. Причём они даже лучше сделаны чем у его брата в 1/48 от Трумпетера.
Установил на место двигатель, пассажирские лавочки с ремнями и сделал общую внутреннюю сборку салона.
Примерил половинки фюзеляжа и убедился, что внутреннее убранство стоит нормально и не помешает общей сборке.
Общая сборка модели прошла без проблем. Но так как носовая часть модели ХБ врёт, то пришлось провести коррекцию.
Пилотская кабина стала смотреться как-то так.
На моём прототипе, под фюзеляжем нет кабины стрелка. И даже нет накладного листа с выштамповкой. Обычное гладкое днище.
Дальнейшая работа с фюзеляжем, согласно фотографиям прототипа и чертежам. Винты РВ и НВ сделаны чуть лучше чем КР, но на лопастях нужно стачивать толстые швы между секциями. Стойки шасси, хвостовой опоры получили штоки из игл. Колею основных шасси уменьшил. Так же и ПВД заменил пластик на иглы. Все остальные мелочи, поручни, антенны, подножки изготовил заново из пластика, проволочек. К сожалению, из-за ряда причин, последующих фотографий сборки нет. Прошу верить на слово. Получилось только снять на смартфон загрунтованный фюзеляж. Грунтовка показала косяки, которые устранил.
После грунтовки, сделал легкий прешейдинг. Красил химией Mr. Hobby. Декали изготовил Бацких.
После покраски и финальной отделки, получился вертолет очень похожий на оригинал. Хотя понимаю, есть ошибки и небольшие не соответствия из-за дефицита фотографий прототипа. В салоне часто устанавливали дополнительную бочку для бензина. Даже есть умышленные отступления. Перед правым блистером вверху, есть какой-то кронштейн. Возможно для зеркала. Перед правым пилотом на окошке бывали термометры. Как найду убедительные фото, доделаю.
Ну, а общий результат таков.
P.S. Модель не пачкается следами копоти умышленно и принципиально!
Прекрасно вышло!😉Токмо если двери и задница не открываются , то ...суслики невероятно жирные , и душу греют лучше водки !😱😉Мои искренние поздравления!👏Работа была интересной , и уверен , что принесла массу удовольствия .Статья , тоже , получилась интересной. Чертежи из АиВ есть , а вот из некогда любимых "Крылышек" - не видел .🤔Как-то не совсем уразумел , что именно было зашпатлевано на морде лица , выше ноздрей и сбоков?🤔
Роман, приветствую! Спасибо за фирменный твой комментарий ))
МИ-4 всегда вызывал уважение у вертолётчиков, моделистов. Поэтому, сделать его из коробки, это верх предательства по отношению к нему. Многое не сделал. Многие вещи не получились. Сказывается и возраст и отсутствие свободного времени.
Чертежи из Крыльев Родины, как мне кажется совсем не проблема и они есть в свободном доступе.
Что касается носовой части, то она со всех сторон изменялась и потом зашпатлевывалась, придавая форме более округлую форму и правильные очертания.
Как всегда - отлично! +1
Многое не сделал. Многие вещи не получились. Сказывается и возраст и отсутствие свободного времени.
Вот, вот...... И у меня также. Хотя и стараюсь делать по-максимуму :smile: