Представляю второй ретро-обзор на корабли серии «Поющие фрегаты» - на самый известный корабль этого проекта - сторожевой корабль Сметливый. Модель во многом схожа по деталям с моделью большого противолодочного корабля Образцовый, обзор которого уже вышел недавно.
В отличие от остальных кораблей проекта 61, Сметливый не нуждается в представлении интернет-аудитории, которая застала его еще живым, на ходу, а теперь может лицезреть в виде корабля-музея в Севастополе.
Тем не менее, немного истории все-таки напишу и выложу его фотографии, сделанные в доинтернетные времена.
Сметливый был 15-м кораблем в серии из 20. Заложен 15 июля 1966 г. на ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве (заводской № 1710). Спущен на воду 26 августа 1967 г. Вступил в строй 25 сентября 1969 г. в состав Черноморского флота. 21 октября 1969 г. включен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ.
Более интересным для модели будет информация, когда корабль проходил модернизации. А их в его карьере было всего 2:
С 1976 по 1977 гг. средний ремонт и установка ЗРК Волна-Н, 3-х антенн ТВ-системы наблюдения ближней надводной обстановки, станции обнаружения теплового кильватерного следа подлодок МИ-110КМ и системы орошения погребов Карат-М.
С 1987 по 1995 гг. – модернизация по проекту 01090 в Севастополе.
В 1987 г. корабль встал на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе на модернизацию по проекту 01090. На месте бомбометов РБУ-1000 установили контейнеры противокорабельного комплекса Уран, демонтировали вертолетную площадку, кормовую артиллерийскую установку АК-726, надстроили помещение неакустической системы распознавания кильватерного следа подлодок Кайра МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановки помех ПК-10, ПК-16 и дополнительные РЛС. Временно, с 2000 по 2002 г. корабль носил контейнеры Уран от ракетного катера Р-44.
Для модели это означает, что, если вы хотите построить Сметливый на период с 1969 по 1976 гг. – вам подойдет набор БПК Образцовый.
А теперь немного фоточек. Авиабазу я еще не выкачивал, как это делал по Щуке и Кузнецову. Так что, сенсаций тут не ждите.
Сметливый в 1969 г.
В 1974 г.
В 1975 г.
На модернизации на Севморзаводе в 1992 г. Справа плавказарма из эсминца проекта 30-бис.
В августе-сентябре 1995 г. во время ходовых испытаний после модернизации.
На параде в июле 1996 г.
В апреле 1998 г.
На параде в июле 2000 г.
На параде в июле 2002 г.
Полезное фото надстройки, снятое в 2003 г.
Сметливый возвращается из похода в Индийский океан 2 июля 2003 г.
В 2005 г.
После 2005 года его фотки исчисляются сотнями и тысячами, поэтому нет смысла их публиковать – каждый может без труда найти их на различных форумах типа Авиабаза, Цусима, прочих интернет-ресурсах и СМИ.
Про модель
Вся серия из 5-х моделей больших противолодочных кораблей проекта 61 (проект 61 Образцовый, проект 61МП Славный, проект 61Э Проворный, проект 01090 Сметливый и эсминец INS Rajput -он же БПК проекта 61-МЭ Надежный) была выпущена Комбригом в 2000-х годах. Поэтому серия моделей делалась по тем мурзилкам, что были к тому моменту напечатаны и тем фоткам, которые гуляли в только зарождавшемся интернет-сообществе судо/моделистов и любителей истории. Спустя почти 15 лет модель уже выглядит немного анахронизмом из того прошлого и от нее не стоит много ждать и требовать. Современные модели Комбрига уже сильно ушли вперед по качеству, деталировке, проработке поверхностей и количеству прилагаемого травления.
Коробка и инструкция
Коробка типично маленькая «комбриговская». На коробке написано “Large antisubmarine ship Project 61E Smetlivy”. Но это ошибка, в действительности это «Сторожевой корабль проекта 01090 Сметливый». Мелкие детали на питателях в пакете, а корпус лежит в коробке с наполнителем. В отдельном пакете 2 маленькие платы травления. Всего в наборе 187 смоляных и 82 травленых детали. Часть деталей не используется.
Инструкция примитивная – лист А4 с двух сторон. С одной стороны схема корабля, история, ТТХ и описание окраски, а с другой стороны то, что вроде напоминает сборочную схему. Детали не пронумерованы. Собрать по этой инструкции модель довольно сложно. Без фоток прототипа тут не обойтись.
Декали в комплекте нет, поэтому бортовые номера, название и российский герб на корме, красные звезды на носу надо печатать где-то на стороне.
Травление
Травление максимально упрощено, местами неверно. В нем много чего нет и без дополнительного травления модель все равно будет пустой. Из родного травления пригодятся детали мачт, площадок, радаров и антенны. Остальная мелочевка сделана крайне сомнительным образом. Леера, рейлинги, двери, спасательные круги, лючки и прочую стандартную мелочевку надо докупать отдельно.
Корпус
Корпус с первым ярусом надстроек отлиты зацело. К сожалению, с корпусом есть несколько проблем. Начну с литья. На корпусе есть много дефектов – пузырьки в смоле. Также есть щели по стыку носовой надстройки в районе передней пары дымовых труб с обоих бортов, а также щель по правому борту в районе кормовой дымовой трубы. По правому борту на корме не пролилась расшивка трех дверей. В районе носовой надстройки на корпусе с обоих бортов плохо пролиты грани скул корпуса. Придется немного поработать шпаклевкой и наждаком, чтобы более четко вывести ребро на борту.
А теперь самое веселое - с геометрией. Большой проблемой является полностью неверная корма. Придется сильно поработать напильником, чтобы исправить обводы кормы. Второй глобальной проблемой является то, что крышка отсека буксируемой гидроакустической станции ЛГС-3П Платина (если не ошибаюсь) на реальном корабле была утоплена в корму, а на модели сделана снаружи. Даже не знаю, что проще исправить – обводы кормы или утопить крышку отсека в корму поглубже и укоротить кормовую надстройку. Также нет уклонов с палубы и обтекателей на транце в районе ватерлинии. Форштевень тоже нужно доработать по форме - в модели он более прямой чем у прототипа, где стрелка прогиба штевня больше. Но так как он очень тонкий, то лучше всего его приводить в порядок в процессе грунтовки модели. Также вдоль борта по краю палубы необходимо будет снять фаску, которой нет в модели.
Ну а теперь попытка сравнить пропорции и длину корпуса модели с фотками прототипа. Если выровнять по штевням, то все надстройки выглядят сильно смещенными вперед. Ок, выравниваем корпус и фотку прототипа по форштевню, дымовым трубам и надстройке с кормовой установкой ЗРК Волна. И получается, что корпус модели длиннее в корме примерно на 5-7 мм, а кормовая надстройка длиннее почти на 1 см и из-за этого сильнее смещена в нос. В результате чего, расстояние между кормовой надстройкой и надстройкой с ЗРК Волна на модели сильно меньше, чем на прототипе. Так как корпус модели у меня сейчас не под рукой, то мне сложно провести замеры габаритов корпуса с проверкой их на соответствие масштабу. Это будет сделано в следующем обзоре БПК Славный. Также относительно форштевня немного смещены якорные клюзы, но это не так сильно бросается в глаза, как неверные пропорции кормовой надстройки и неверных обводов кормы. Тут уже каждый должен принимать решение, исправлять это или оставить как есть. На мой взгляд, работы с кормой слишком много, чтобы так упарываться с этой моделью. Что я, собственно, и сделал.
Деталировка
Деталировка в модели условно есть. Но именно что условно. Некоторые детали узнаваемы, некоторые вообще настолько сильно упрощены, что не похожи на себя. Копать соответствие деталей дальше самых крупных элементов не стоит – вас будет ждать разочарование. С дымовыми трубами вообще веселее всего. Это, пожалуй, самая яркая и заметная часть в модели этих кораблей. Мало того, что дымоходы и верхние части труб сделаны максимально просто и убого, так еще и сама форма дымовых труб при виде сбоку не совсем верная. У них было куда больше граней и ребра граней были более плавными, чем сделано в модели. По сути, в дымоходе было 2 контура – внешний по форме как многогранник и внутренний – овальной формы. Между двумя контурами было свободное пространство, которого в модели нет. Также число вентиляционных отверстий во внешнем кожухе дымовой трубы не соответствует тому, что было на прототипе – ни по числу, ни по расположению, ни по размерам. Зашпаклевать и насверлить заново.
С орудийными башнями 76,2-мм артустановок АК-726 тоже не все гладко. На башнях нет дверей, передняя часть башни имеет неверные грани, а выступ в левой части передней стенки башни имеет неверные размеры. Сами стволы слишком толстые, они больше похожи на 130-мм орудия, чем на 76-мм орудия. Поэтому стволы надо менять однозначно.
И если вдаваться в каждую из деталей модели, там будет примерно такая же ситуация – внешне издали похоже, но при рассмотрении вблизи все надо дорабатывать и переделывать.
Афтемаркет
Так как на модель никогда не было специализированного афтемаркета, то и выбирать особо не из чего. Разве что для сборки понадобятся леера, рейлинги, двери и люки для кораблей ВМФ СССР. Если отбросить универсальные наборы травления на корабли советского ВМФ от WEM и GMM, которые сейчас и так не купить (а GMM вообще ушел на пенсию), то есть вариант покупки травления от Микродизайн для эсминцев проекта 956 Современный. Из него можно использовать рейлинги (3-х, 4-х и 5-нитиевые рейлинги), двери и детали мелких локаторов. Также пригодится универсальный набор с кницами от Rainbow в масштабе 1/700. Раньше были полезные наборы на советский флот от North Star Models, но сейчас они уже ушли в историю.
Так то травло от GMM было поприкольнее, поинтереснее, потоньше чем у Микродизайна. В нем был выбор большего числа элементов от СКР проекта 1135, эсминцев проекта 956, БПК проекта 1155, ТАКР проекта 1144. На всякий случай пруф оставлю - Gold Medal Models 700-9 Soviet modern cruiser/destroyer set.
Можно упомянуть травлениеWhite Ensign Models (WEM) 700-59 Sovremenny class. Но оно довольно «дубовенькое» и уступает по качеству GMM. Микродизайн как бы не хуже данного набора.
Также можно поискать следующие наборы травления:
Flyhawk 700101 Russia modern radar
Flyhawk 700103 Russian modern water-tight doors (в наборе есть двери и звезды на носовую часть корабля)
Lion Roar 700029 USSR NAVY radar (набор постарее чем Флайхок)
Флаги и герб можно взять из декали в магазине Судомоделист, но проще напечатать все сразу - с номерами, гербом и названиями.
Днище
Многим судомоделистам не очень нравятся модели кораблей в масштабе 1/700, выполненных без подводной части корпуса. У этой проблемы есть решение. У Дмитрия Бекешова из Новосибирска я заказал подводную часть корпуса, разработанную и выпущенную в частном порядке для этой модели. Днище отлито из бежевой смолы. Отлито с пузырьками, придется шпаклевать. Возможно, что появятся новые каверны. Сложнее всего придется со скуловыми килями, у которых пузырьки проходят насквозь. Их придется заменять на новые из листового пластика. К днищу не прилагается ни гребных винтов, ни пера руля. Если руль можно сделать из пластика самостоятельно. То вот 4-х лопастные винты придется искать где-то в других моделях, к примеру, в модели РКР Москва/Варяг от Trumpeter, немного уменьшив им диаметр лопастей.
При тестовой примерке к уже окрашиваемой модели СКР Сметливый, выяснилось, что днище короче надводной части корпуса. Отчасти это обусловлено тем, что корма Сметливого сделана слишком длинной и неверной. Корму можно немного укоротить в районе ватерлинии, немного добавить шпаклевочки и будет уже немного «норм». Также придется немного доработать форштевень по фоткам. А так как он очень тонкий, то, чтобы избежать проблемы с переточкой форштевня по толщине, днище стоит изначально чутка сместить в корму.
В общем, днище пойдет на модель БПК Славный.
Так как модель у меня уже была ранее начата, то могу показать фотки процесса и тестовой сборки модели. Модель довольно быстро собирается узлами. А вот мелочевка собирается довольно долго, так как не понимаешь, что это за запчасть, откуда она и куда и как ее ставить. Приходится по фоткам реального корабля методом исключения отбирать детали и как-то их собирать.
Резюме
Модель Сметливого вышла более противоречивой, чем исходная модель Образцового. Общую картину портит неверная корма и непропорциональная кормовая надстройка. И все это на фоне примерно 15-летнего возраста модели и технологии тех лет, по которым она сделана. Поэтому ждать «легкой прогулки» со сборкой и идеального исполнения не приходится. Почти вся деталировка модели нуждается в доработке и переделке, что усугубляется отсутствием специализированного афтемаркета под этот тип кораблей, которого в связи с непопулярностью данных моделей у моделистов скорее всего никогда не будет.
Стоит ли со всем этим упарываться – скорее всего нет. Так как эта модель в масштабе 1/700 представляет скорее собирательный образ последнего «поющего фрегата» и не претендует на большее.
Корпус имеет смысл немного доработать: «подрезать» обводы кормы (чтобы она стала более похожей на оригинал), сделать более четкие грани на борту, насверлить недостающие иллюминаторы, добавить травленых рейлингов, дверей и мелких антенн радаров из травления от Микродизайна. Где-то напечатать декальку со всем необходимым, и все.
При должном желании можно поправить все недостатки модели, но это будет слишком трудоемко, особенно в масштабах такой небольшой модели. А главное в чем смысл? Если проще приложить усилия, самому построить модель в более крупном масштабе или напечатать на фотополимернике основные детали.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.