Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Zebrano 1/72 ЗиС-5

Мой родной дед, Медведенко Михал Михалыч, ушел на войну вполне зрелым мужчиной 36-ти лет, имеющим жену, троих детей и дом в Красноярске. При этом он был исключен из партии еще в 30-м году и успел отсидеть месяц в 1936-м по памятной многим 58-й ч.ч.10,11 и был освобожден за недоказанностью.

 Мой родной дед, Медведенко Михал Михалыч, ушел на войну вполне зрелым мужчиной 36-ти лет, имеющим жену, троих детей и дом в Красноярске. При этом он был исключен из партии еще в 30-м году и успел отсидеть месяц в 1936-м по памятной многим 58-й ч.ч.10,11 и был освобожден за недоказанностью. Как бы это не показалось странным, то, что деда арестовали в 36-м, его же и спасло. В 37-м по этим же пунктам можно было уже и вышку схлопотать. А после того как освободили благодаря вмешательству сослуживцев и руководства железной дороги, где он тогда работал, его приятель сказал- Миша , давай-ка ты дуй отсюда на севера, есть вот должность директора куста рыбных магазинов. Здесь тебя в покое могут и не оставить. И дед до 39-го года принимал рыбу от заготовителей в низовьях Енисея от Туруханска до Дудинки и отправлял ее в Красноярск. К 40-му году он вернулся в Красноярск, был назначен замом управляющего крайрыбтрестом, а в мае 1941-го, будучи техником-интендантом 1 ранга запаса и получив три кубаря в петлицы, был призван на сборы в 257 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион 119 сд.
Zebrano 1/72 ЗиС-5 
С должностью вопрос – отец мой говорит, что вроде как зампотехом дивизиона, но по некоторым соображениям сдается мне, что зампотылом. Если только зампотех и зампотыл по тогдашнему штату не был в одном лице. И оставалось деду совсем недолго быть на сборах, но наступило 22 июня…119 стрелковая дивизия укомплектовалась до штатов военного времени, погрузилась в вагоны и отправилась на Калининский фронт, под Ржев.

Когда я стал вникать в организацию тогдашнего отдельного зенитного дивизиона, то даже с некоторым удивлением узнал, что это было весьма многочисленное подразделение со своим штабом, взводами управления и разведки, боевыми подразделениями (батареи 37-мм и 76-мм зениток, взводы счетверенных пулеметов), политчастью и тылом(кухня, медицина, ГСМ и т.д.). То есть по аналогии с пехотной структурой – это батальон. Еще мне повезло с тем, что у отца хранились мемуары связиста батареи, а затем и командира зенитного орудия(причем трофейного), которое он же сам сотоварищи спер из-под носа у немцев, Абросимова В.В. (На огненной черте –записки рядового зенитной батареи май 1941 – март 1943) которые оказались весьма познавательными . Есть там абзац и о деде , но об этом в свое время.
Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5
Поэтому появилась цель собрать технику, которая имела отношение к организации зенитного дивизиона. Ее там очень много и она разнообразна, это и упомянутые выше 37-мм и 76-мм зенитки и счетверенные «Максимы» , их тягачи, бортовые Зис-ы и Газ-ы, спецтехника и даже эмка командира дивизиона (редкого бежевого(!), по воспоминаниям Абросимова, цвета). Кое-что из техники и вооружения выпускается Звездой, а также белорусскими и украинскими фирмами, есть и то, что в 72-м вообще никем не выпускается, например СТЗ-5.
Одним из представителей автопарка дивизиона как раз и был Зис-5. В 72-м масштабе выбор исходника крайне скуден, Zebrano да PSV. Я приобрел Зис-5 производства Zebrano. Это был мой первый грузовик который я собирал вообще, окончание стройки его из-за доделок-переделок, растянулось аж на два года, ну а сейчас пора пришла представить его публике.

Не хочется подвергать лишний раз зебрановский исходник критике, поскольку есть ведь и другая сторона, которая называется – спасибо и на этом. Вообще удивительное явление, один из двух отечественных грузовиков, которые вывезли на своих рамах и в своих кузовах всю войну и такое бедствие с выбором в 72-м масштабе. Начал я его собирать еще не зная, что на Зис-5 практически нет и афтермаркета, но когда в этом убедился, решил по мелочам кое-что исправить и дополнить. Потому грузовичок со временем обзавелся самодельными :
- ручками дверей (водительская, как водится, сломана, болтается и брякает на кочках)
- стеклоочистителем
- пробкой радиатора
- лючком перед лобовым стеклом
- перемычкой для фар между крыльями и проводкой для фар(сами фары подобраны из Elf)
- проушиной на поперечине для кривого стартера
- передними буксирными крюками (вообще-то, изучая матчасть , вычитал, что крюки ставились только начиная с Зис-5В, но попадались мне и фотки Зис-5 с крюками, потому решил их все-таки сделать)
- решеткой на заднем стекле кабины( видел на фото их в пять горизонтальных прутьев, видел и четыре горизонтальных, реже – четыре и три вертикальных, выбрал последнее…почему? А потому что легче))
- корзиной запаски.
Со схемой механических тормозов я тогда не разобрался до конца , потому решил, что лучше не делать вообще , чем делать неправильно.
Zebrano 1/72 ЗиС-5
И сейчас , глядя на неверно сделанное мною крепление запаски, полагаю, что был прав. Корзина для запаски выполнялась из полос , а не прутка, да еще с характерными изгибами. Я не нашел тогда порядочных чертежей и фото, сделал по «мотивам», сейчас самому глаз режет.
Кроме того, убрал ошибочно отлитые производителем выштамповки –молдинги межу капотом и кабиной.
Кардан переделал на медную проволоку. 
Zebrano 1/72 ЗиС-5
В прошлом году появилось травление для Зис-5 от SG modelling , дай им б-г здоровья, на плате есть кое-что из того, что упущено или невнятно выполнено в стоке, поэтому к Зис-5 я еще вернусь обязательно. Есть для меня что-то притягательное и даже родное в этом грузовике. Я пару раз видел их живьем в конце 60-х годов в Красноярске. Скорей всего это были послевоенные «Урал-Зис-ы» , но тогда таких тонкостей я не знал по причине малолетства, просто смотрел во все глаза на старенький грузовик , настоящий!.., из фильмов о войне.
Мне ужасно не нравились и даже раздражали стоковые колеса, состоящие из дисков и покрышек из резины.
Zebrano 1/72 ЗиС-5 
Эти покрышки мало того, что условно копийны и лысые, так еще и имеют свойство со временем сползать с диска , поворачиваться и вообще жить своей жизнью. Прикасаться к ним тоже не рекомендуется, могут съехать куда-нибудь. Короче вид они портят так же, как лапти к фраку. Потому, как только узнал , что есть смола от Танкограда, то немедля ее начал искать и приобрел. И казалось бы вот оно – счастье, ужасный исходник заменен на красивую смолу, но два падения на пол собранного грузовичка привели к тому, что подвеска и ходовая не выдержала такого издевательства , отлетели и рассыпались не только смоляные колеса (они состоят из диска и покрышки отлитых раздельно), но и отломилась пара ступиц и лопнула пополам рулевая тяга. Ступицы поставил на штифты, колеса опять забортировал , воткнул на место. При том почему-то с большим трудом удалось сделать характерный положительный развал передних колес.
Красил грузовик намешивая оттенок из звездовских акрилов. Тонировал смесями из тех же акрилов и акварельными карандашами позже, когда они у меня появились. Щели кабины и кузова – выделял серой и коричневой смывкой из тех же красок и фэйри. Хотелось сделать грузовик , уже покатавшийся по проселкам Калининского фронта летом 41-го, потому надо было его чем-то запылить. У меня имелись наборы пигментов в виде порошка от Revell, просто обсыпать борта и ходовую ими я даже пробовать не стал, эти фокусы не для 72-го. Потому решил попробовать жидко развести песочный пигмент водкой, что и сделал и задул из аэра получившейся смесью. Самый первый вариант был офигенным, просто верьте мне, я его не сфотал, но было красиво. Решив, что я самый умный, попробовал его закрепить навсегда , чтоб не осыпался и не стерся, покрыл матовым лаком и…вся моя красивая пыль потемнела и почти исчезла к моему огорчению. Но я продолжал считать себя самым умным, осветлил желую пыль белым пигментом «снег» и еще раз уперто покрасил необходимые места. После лака история повторилась, хотя результат был лучше, чем после лака в первый раз. Третий раз по граблям скакать не стал, прошелся 2000 наждачкой, чтоб пыль выглядела пылью , а не грязью кусками, слой пыли стал тоньше и снова дунул из аэра , осветлив пигмент « снегом» еще больше, чем во второй раз. Убрал жесткой кистью излишки , немного подсмыл водкой и закончил с этим опылением. Еще с появлением в копилке полуматового лака Тамиии вернулся к кабине. Попробовав предварительно на кошках, подобрал смесь полуматового и матового лака, чтобы подкрасить кабину. Ибо одинаковая краска на металле и на дереве, по моему глубокому убеждению , выглядит по-разному. Стекла кабины пачкал самолично. Переднее для того, чтобы модно показать работу и наличие дворника. Боковые , по моей , подчеркиваю , имхе, протерты шофером по-быстрому тряпкой либо…рукавом). Поэтому они не хрустальной чистоты. Пыль на них наносил аэром, потом стирал ватной палочкой с водкой.
Кузов без поклажи выглядел голо, потому из набора Виллиса была похищена бочка, пробита и заткнута чопами, одно из стоковых колес превратилось во вторую запаску , брошенную в кузов, в него уложена буксирная веревка из крашеной суровой нити, дополнено все это шоферское богатство трофейной 20-л канистрой и самодельным брезентом из салфетки. Трофейная канистра ….летом 41-го –это конечно сильно притянуто за уши, сознаю, но были у меня очень симпатичные канистры с фтд-ручками от Armory, грех было не использовать, потому одна из них попала в кузов.

По такой запыленности –загрязнености конечно просится к машине подставка с участком, скажем, пыльной полевой дороги , как справедливо вот заметил Александр Пировских. Совершенно согласен, дособираю флокатор, попробую изобразить, самому интересно. Даже на простой деревянной подставке модель выглядит по- другому. Ну а пока представляю то, что есть на сегодняшний день.
Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5
Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5
Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5
Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5 Zebrano 1/72 ЗиС-5
Zebrano 1/72 ЗиС-5

Все, вроде бы. Спасибо за внимание. С уважением, М. Коваленко.

» Информация о статье
57 в 07.01.2022 - 12:11
Интересная статья.
Красивый грузовичёк получился.
И у меня он тоже в планах вместе с полуторкой.

И присоединюсь к мнениям - обязательно его на пыльную дорогу к травке.

Да, если подставка маленькая, то на мой взгляд флокатор не так и критичен, как тут -
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_15416_1641034064_984e59f715ba.jpg.html
очень даже красиво, только лучше бы без рамки (это на мой вкус)
Котовский в 07.01.2022 - 13:02
pirovskikh
Спасибо!
57
Я уже собрал флокатор. Испытывал тут на днях. Не все безоблачно пока. Что-то трава не вся вверх растет)) большая часть лежит. Испытания продолжаются. Уже разок сам себя долбанул разрядом. Поскольку делал из мухобойки, вот и прочувствовал как оно крылатым гадам)
larry46 в 07.01.2022 - 14:53
Тема: Zebrano 1/72 ЗиС-5
Красивая работа! +1
Согласен, что при таком запылении нужна виньетка :wink:

Добавлено спустя 9 минут 28 секунд:

Интересная статья.
Красивый грузовичёк получился.
И у меня он тоже в планах вместе с полуторкой.

И присоединюсь к мнениям - обязательно его на пыльную дорогу к травке.

Да, если подставка маленькая, то на мой взгляд флокатор не так и критичен, как тут -
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_15416_1641034064_984e59f715ba.jpg.html
очень даже красиво, только лучше бы без рамки (это на мой вкус)
Вот как раз с рамкой мне понравилось больше, без нее как-то уныло,что-ли, ИМХО... А так вы правы - флокатор использовался, конечно. И электростатическая трава
Котовский в 07.01.2022 - 16:00
larry46
Спасибо!
Зы А трава разве не от флокатора электризуется и дыбом встает?
larry46 в 07.01.2022 - 16:13
От флокатора. Но очень желательна именно электростатическая трава - так она вся вертикально встанет. Если нет электростатической, то можно и обычной, аккуратно "засевая" постепенно. Посмотрите Моррисон, она на такая дорогая, да и хватит надолго. Например:
Котовский в 07.01.2022 - 17:30
larry46
Да , с Моррисоном знаком, есть у меня их елки-березки, можно и траву попробовать.
alli_s в 08.01.2022 - 22:20
Достойная работа ! Вот уж право , не важно с какими дровами имеешь дело - важно какой результат хочешь видеть . Конечно , логично было бы прицепить к ЗиСу зенитку и оформить в виде диорамы - виньетки а фото деда использовать на заднем плане в качестве напоминания потомкам к какому роду принадлежат , но это уже из совершенно другой сферы .....
Котовский в 09.01.2022 - 03:21
alli_s
Спасибо на добром слове)
Все будет...и тягачи и зенитки...если все будет нормально, как говорят настоящие моряки.
Правша в 09.01.2022 - 15:20
Плюсую.А статья вообще великолепная)
Котовский в 09.01.2022 - 22:04
Правша
Спасибо. Как говорится - ваше мнение важно для нас)!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy