Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хотел немного по-подробнее показать стройку модели Marsel Bloch MB-152 в масштабе 1/72 от фирмы RS-models, с которой я участвовал в проводимом три года назад международном турнире по технике Франции на нашем сайте. Модель представляет прототип принадлежавший GC II/9, битва за Францию, июнь 1940 г. Авиабаза Клермон-Ферран.
Модель вышла на рынок лет 5 назад. Скажу сразу к чертежамотливки я не прикладывал, а постарался передать внешний облик прототипа. В сети скачал книжку и нашёл кое-какие картинки-рисунки по прототипу, которые очень помогли мне в работе.
А теперь хочу передать свои ощущения от постройки этого самолётика.
Внешнее впечатление от отливок- на три с плюсом, местами присутствуют какие-то мелкие артефакты (крупинки пластика, шероховатости), расшивка тонкая, внутренняя, местами сходит практически на нет. Плоскости сопряжения (половинки фюзеляжа, крыльев) также имели местами литьевые артефакты, которые в последующем могут помешать качественно соединить эти элементы. Одна из лопастей винта имела недурственный дефект, похожий на след от толкателя. Одно из колёс в месте соединения диска и покрышки оказалось с утяжиной. Поэтому я начал с того, что избавился от всех вышеуказанных дефектов, заодно и сточил заднюю кромку крыла. Поверхности планера отшлифовал мелкой шкуркой и подновил расшивку.
Сымитировал порты выброса звеньев и стреляных гильз пулемётов (на модели они отсутствовали). Мелкие детали отлиты неплохо, но места питателей литника на тонких деталях таких, как стволы пушек, трубка пито и т.п. недвусмысленно заставляют задуматься об альтернативных методах добычи или изготовления оных деталей. В наборе есть целых две, нет, три детали из полиуретановой смолы. Это двигатель, ручка управления самолётом и нижняя антенна. Больше всего из такого небогатого ассортимента мне понравилась ручка. Двигатель простоват. На него я добавил только толкатели клапанов. Проводку никакую делать не стал. В щель между коком и капотом двигателя видно немного. А вот нижняя антенна абсолютно бессмысленна, а у меня ещё имела литьевой дефект в виде пузырька воздуха. Вообще этот самолёт изобилует разными торчащими элементами, которые будут мешать и рискуют быть сломанными или в дальнейшей работе или в процессе экспонирования, фотографирования. Поэтому я вспомнил азы пайки и из трубок разного диаметра, и проволоки спаял новые стволы пушек, трубку пито. Верхняя антенна стальная игла, а нижнюю я сделал из слегка расплющенной и обточенной медной проволоки соответствующего диаметра.
Пулемёты также из стальных трубочек от иголок шприцев. Механический прицел также паяный из отрезка латунной трубочки диаметром 0.4 мм.в один торец которой впаян коллиматор прицела из остатков фототравления, ножки навитая проволочка. Основная нога-подставка от стокового прицела. Беспокойство поначалу вызывал капот двигателя (уж больно он расчленён, правда по технологическим соображениям это вполне обосновано). Но при должной аккуратности все части капота сложились вместе весьма неплохо, шпаклевка разумеется применялась, но очень незначительно. От себя на капот добавил только имитацию рояльной петли в месте соединения половин капота. Выхлопные коллекторы, как того требует жанр, рассверлил и предал стенкам масштабной толщины. Ну а дальше началось сафари на сусликов...
Желание выпендриться привело к тому, что к рельефу кабины пилота отлитому на боковых стенках фюзеляжа, были добавлены различные тумблеры, кнопочки, был изготовлен из подручных средств пульт по левому борту с кучей рычажков, я так понимаю пульт управления двигателем. С его габаритами я похоже несколько промахнулся, так как он в законченном виде перекрывает несколько приборов на приборной панели, но при закрытом фонаре это не сильно бросается в глаза. Кстати приборную панель я установил окрашенную от фирмы Я-хуу. Весьма достойный продукт, хотя тоже несколько упрощён. Но, повторюсь, выглядит очень эффектно. Категорически мне не понравилось как производитель дал пилотское кресло. С прототипом оно не имеет ничего общего. Дело в том, что на многих французских самолётах оно представляло из себя пространственную ферменную конструкцию из труб, в качестве спинки которого выступала парусиновая (брезентовая) планка, закреплённая на каркасе, а сидел пилот на подушке, которая также укладывалась на этот трубчатый каркас.С учётом сказанного из проволоки подходящего диаметра были согнуты боковинки кресла, мягкая подушка выточена из пластика, а спинка имитирована кусочком модельного скотча. Кресло из набора использовалось только в качестве "габаритного макета". Из остатков фототравления на D-520 были взяты привязные ремни. Цвет кабины задавался окрашенной приборкой от Я-хуу и этот цвет я намешал из красок фирмы Акан 8 серии. За основу взял цвет АМТ-11 и добавил в него BS 640 (8***019) и самую малость FS 35042 (8***242) пропорции подбирались на глаз. Тонировал кабину Миг-овской смывкой и сухой кистью, на пол добавил малость пигментов землистых оттенков.
На этом с кабиной всё, собираем фюзеляж. На очереди крыло с нишами шасси. И хотя производитель, и дал эти самые ниши в виде колодцев с глухими стенками по периметру, но, на самом деле там всё было не так просто, и оставил бы я всё как есть, списав всё на недостаточность информации, но наткнулся я на просторах интернета вот на такую схемку. На абсолютную аутентичность и достоверность не претендую, а в качестве информации к размышлению и наглядного пособия думаю вполне сгодиться.
Итак с родных колодцев были срезаны боковые стенки в промежутке от места установки стойки шасси до колодца, куда собственно укладывается колесо. Сточил до масштабной толщины участок верхнего крыла от передней кромки до ниши шасси и из тонкого "сыростирола" изготовил видимые нервюры. Колодцы в центроплане, куда собственно укладываются колеса были переделаны согласно вот этой фотографии.
В стоковом варианте потолок ниши шасси абсолютно прямой, что не верно. Поэтому я пропилил с обратной стороны ниши две параллельных канавки, отогнул во внутрь фюзеляжа внешние от канавок участки, добавил из фольги самоклейки кругляши, закрывающие технологические лючки в нише центроплана. Немножко пришлось повозиться дабы получить приемлемое сопряжение полученного профиля потолка с передней частью колодцев. На фотографиях модели возможно проделанная работа и не особо видна но зато в нише появилось ещё одно положенное ребро, хорошо заметное на фотографии. Заново пришлось изготовить гидроцилиндры уборки стоек шасси, т.к. родные мягко говоря не похожи на себя. По-мотивам добавил кое-какую проводку в ниши, хотя, каюсь, не в полном объёме. Вроде всё, ничего не забыл. Планер собрался на удивление очень хорошо. Шпатлёвка применялась совсем чуть-чуть на стыке горизонтального оперения с фюзеляжем и по передней кромке в месте соединения фюзеляжа с крылом. Примерка фонаря кабины выявила небольшую ступеньку в месте соединения фонаря с гаргротом фюзеляжа по левому борту. Ступеньку сточил и восстановил расшивку в этом месте. В остальном к фонарю вопросов нет и после купания в футуре он занял своё законное место.Поверхности планера получили клёпку. (да я знаю, что в 72-ом масштабе её не должно быть видно, но хотелось сделать так, чтобы на готовой модели она скорее угадывалась под слоем краски, чем была явственно видна). Ещё АНО показанные расшивкой, заменил самодельными прозрачными, которые на финальной стадии покрыл лаками соответствующих цветов.
Ну а дальше - малярка
Скажу сразу к этому этапу работы над моделью я всегда подхожу с неким мандражом, ибо маляр я ещё тот, художественную школу в детстве я тоже не посещал, а по сему чувства цвета, тона и прочих художественных знаний и изысков мне сильно не достаёт... Цвета в инструкции к модели указаны в палитре Хамброл, а этот зверь в наших "Палестинах" не водится. Поиск в других источниках (в основном инструкции к моделям французской авиации различных производителей), как и следовало ожидать, дал весьма противоречивые результаты. Посему волевым решением был принят тезис, что как оно было на самом деле, сейчас уже мало кто знает, и потому рекомендации в какие цвета красить сводятся к знаменитому художественному постулату: "Я-художник и я так вижу!" От этого правила решил не отставать и я. Используя в качестве наглядного пособия бокс-арт на Хок-75 от Спешиал хобби, в палитре красок Mr. Color от Ганзю были выбраны цвета на мой взгляд похожие на "французские". Ну а дальше всё, как учили. Поверхности самолётика промыл с мылом, просушил, замаскировал фонарь, загрунтовал 1000 грунтовкой от Ганзю, выявленные огрехи отшлифовал старенькой нулёвкой с водой и с мылом. Тёмно серым цветом сделал небольшой прешейдинг по линиям расшивки (я думаю, что в данном случае это было лишним, во всяком случае для верхних и боковых поверхностей, потому что камуфляж достаточно тёмный и дальнейшие работы по окраске, на мой взгляд свели смысл этой процедуры на нет). Накрашивал поля камуфляжа я без масок, настроив аэрограф на маленький факел и всё равно в некоторых местах образовались "поддувы", которые пришлось несколько раз подкрашивать соседними цветами. Поля камуфляжа наносил произвольно. Как они выглядели на конкретном прототипе мне не известно (Я свободный художник...) ну а дальше вы знаете...
Анализируя качество декали, я обратил внимание на то, что национальный триколор на киль почему-то лишён белой подложки. А учитывая то факт, что модель будет окрашена в довольно темные цвета, я побоялся, что они будут просвечивать сквозь декали. Поэтому на этапе окраски в местах нанесения всех крупных элементов декали, нанёс белую подложку. После нанесения глянцевого лака и просушки перевёл декали. Качество самой декали, за исключением косячка с триколорм, мне понравилось. Декаль в меру тонкаяи эластичная, на спец. жидкости реагирует хорошо и адекватно. Кстати, вариант оформления выбранный мной, тоже не совсем однозначен. На каропке с моделью он приписывается знаменитому Луи Дельфино, будущему командиру полка Нормандия-Неман. В общем-то из-за него и решил делать этот вариант. Правда это или нет судить не берусь. Фотографий прототипа к своему сожалению я не нашёл. И ещё один момент. RS-рекомендует окрашивать кок винта целиком в чёрный цвет, у Классик Аирфремс в 48-ом масштабе, Шмера кок оформлен бело-чёрным. На своей модели я сделал- чёрно-белый. После ещё одного слоя глянцевого лака поверх декалей, попытался сделать шейдинг масляными точками, не совсем понял получилось у меня или нет (короче не вижу я того эффекта, что обычно показывают), сделал смывку,нанёс следы эксплуатации, сколы ЛКП, копоть от двигателя и оружия. Далее финальный слой полуматового лака, снимаем маски с фонаря. Порция футуры на стекляшки фонаря и немножко пигментов на пневматики и на места "прогулки до кабины" были финальными штрихами в работе над моделью.
Резюме
Моделька в принципе мне понравилась. Да не Тамия, но в целом ничего критичного. Доработки не сложны и вполне по силам моделисту средней руки, а многим так вообще не обязательны. Самое главное- на свой прототип модель похожа, этакий Ла-5 на французский манер. Да может быть прототип и не самый красивый, и не самый результативный, но тоже летал, в меру своих возможностей сражался и погибал вместе со своими пилотами за свою Родину...
Кстати модели этого самолёта нечасто встречаются в галереях, хотя в том турнире было аж две.
Ну а что у меня из всего этого получилось выставляю на Ваш суд.
С уважением, Дмитрий Архипов.
pirovskikhв 31.03.2020 - 01:55 Тема: RS-models 1/72 Bloch MB.152 - Ла-5 на французский манер
Отлично на выходе, особенно после живописного описания заготовки!
+1
Goshaв 31.03.2020 - 08:33 Тема: RS-models 1/72 Bloch MB.152 - Ла-5 на французский манер
Браво!Прекрасная работа
С уважением,
Игорь
ADV.74в 31.03.2020 - 10:32 Тема: Re: RS-models 1/72 Bloch MB.152 - Ла-5 на французский манер
Друзья, коллеги! Огромное спасибо за интерес, проявленный к моей поделке и за отзывы тоже огромное спасибо.
Да, прикольный аппарат. Сами французы называли его "самолет для 5 рук" т.к. никакой автоматики и пилоту все приходилось подстраивать в ручном режиме бесчисленными рычажками и переключателями. В общем воевать было некогда :-)))
И французские цвета хорошо подобраны.
Не знал такой подробности про этот самолёт. Рад, что угадал с цветами и спасибо за отзыв.
Специально для коллеги Сигварда. Эта техническая особенность прототипа мной не забыта, спасибо, что обратили внимание. В подтверждении своих слов привожу фото. Приношу свои извинения за качество (фото на скорую руку).
И ещё раз спасибо всем коллегам за комментарии.
С уважением, Дмитрий.
Тема: RS-models 1/72 Bloch MB.152 - Ла-5 на французский манер