Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Caudron G.IV, французский разведчик-бомбардировщик, двухмоторный вариант более ранней модели G.III, был принят на вооружение в 1915 году, став первым массовым двухмоторным самолетом союзников. В течении нескольких лет G.IV верой и правдой служил в армиях нескольких стран, в том числе и России, пока, окончательно устарев и не будучи в силах противостоять новым истребителям противника, не был отправлен на заслуженный отдых. Всего во Франции, Италии и Англии было выпущено около 1400 самолетов этого типа.


Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Этот странный, трогательный в своей несуразности самолет давно привлекал мое внимание, и поскольку модели двухмоторного Кодрона в 72-м масштабе не существует (вакушка, которую теперь днем с огнем не сыщешь, не в счет), у меня постепенно созрело решение попробовать свои силы на ниве scratch-building'a – решение, основанное главным образом на сильнейшей недооценке сложности предстоящей задачи. Оглядываясь назад, я понимаю, что никогда не решился бы на такой проект, если бы до конца представлял себе, что меня ожидает... Но как бы то ни было, я приступил к работе.

Кроме музейных фотографий из интернета главным источником информации послужила книга "Caudron G.IV" из серии Windsock Datafile, снабженная чертежами. Эти чертежи заметно отличаются от других, неизвестного мне происхождения с сайта Airwar.ru. Кто из них ближе к истине? Не знаю. Я принял решение работать по чертежам Windsock, как значительно более подробным, хотя многое в них вызывает у меня сомнение.

Уже в начале работы мне стало ясно, что освоение технологии копирования деталей абсолютно необходимо для этой модели. Двигатели, мотогондолы, капоты, хвостовые балки, колеса, кили, крыльевые стойки– все это представлено в двух, четырех, восьми экземплярах и так и просится быть скопированным. Перепробовав несколько материалов и технологий, я в конце концов освоил сравнительно простой способ, позволяющий отливать детали из эпоксидной смолы в силиконовую форму. Подробное описание этой технологии я изложил в этой статье. Поначалу процент бракованных деталей был высок, но постепенно я набил руку и добился приемлемого качества. В начале я планировал отлить только повторяющиеся детали, но постепенно пришел к решению сделать все детали из смолы.

Крылья

Работа над моделью началась с крыльев. Крылья Кодрона имели странную, не до конца понятную мне конструкцию. Передняя часть крыла (примерно половина хорды) довольно толстая, с нижней и верхней стороны обшитая полотном, в то время как задняя часть очень тонкая, с одним слоем полотняной обшивки. Нижнее крыло, будучи заметно меньше верхнего по размаху и хорде, сходно с ним по конструкции.

Я решил сделать крылья из листового пластика, предварительно придав ему более-менее аэродинамический профиль путем протягивания по краю стола. Нервюры, очень сильно выступающие на поверхности задней части крыла, выполнены из банального тянутого литника. Трудность этого процесса чисто количественная, ибо в общей сложности понадобилось сделать около 100 нервюр – два метра тянутого литника постоянного диаметра. Результатом я остался доволен – приемлемая толщина задней кромки, довольно аккуратные нервюры. Вполне узнаваемые крылья Кодрона.

С самого начала меня волновала перспектива коробления очень тонкого, длинного крыла – и как выяснилось, не напрасно. Я принял, как мне тогда казалось, достаточные меры – вложил в переднюю часть крыльев стальные лезвия от цангового ножа. Увы, этого оказалось недостаточно. По прошествии нескольких дней верхнее крыло заметно провисло, да и нижнее несколько перекосилось. Никакого метода исправления этого дефекта я не знаю. Выход я видел в том, чтобы скопировать крылья в смоле, исправив искривление в процессе копирования. Я изготовил силиконовую форму, причем к передней кромке крыльев был приклеен двусторонней лентой деревянный брусок, игравший роль литника, и одновременно удерживавший крыло в выпрямленном положении. Получилось не с первого раза. Поначалу я сделал форму состоящую из двух половин, но быстро понял, что у этого решения есть серьезный недостаток – облой, образующийся на задней кромке, имеющей весьма сложную форму, чрезвычайно трудно удалять. В результате, для верхнего крыла была сделана цельная форма, лишенная этого недостатка. Для укрепления отливки нижнего крыла в нее было вложено ножовочное полотно.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Оперение

Стабилизатор сделан также из листового полистирола, протянутого по краю стола. Нервюры – полоски тонкого пластика и несколько слоев шпаклевки вдоль этих полосок. Каждое пространство между двумя нервюрами маскировалось и обрабатывалось наждачной бумагой, свернутой в трубочку, таким образом был достигнут эффект провисания полотна. В принципе, полоски полистирола не нужны, и насколько я помню, снизу я их уже не наклеивал, а просто нанес 2 - 3 слоя шпаклевки в виде полос, каждый следующий слой более узкий, чем предыдущий.

Готовый стабилизатор, вполне удовлетворяя меня своим внешним видом, оказался, однако, никуда не годным по прочности – слишком мягкий пластик; к тому же руль высоты обнаруживал склонность отваливаться от стабилизатора. Все это побудило меня изготовить смоляную копию этой детали.

Аналогично стабилизатору был сделан и киль, впоследствии размноженный в количестве четырех экземпляров.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Мотогондолы и капоты двигателей

Мотогондолу я выклеил из полистирола, провисание обшивки на ней сделана по описанной выше технологии. Готовая деталь отправилась в силикон. Поначалу я предусмотрел сквозные туннели для стоек, на реальном самолете проходивших через гондолу, но впоследствии, решив сделать только одну гондолу и скопировать ее, отказался от этой идеи, так как отлить такую конструкцию было бы невозможно.

Капот двигателя сделан из двух частей – лобовая часть выдавлена из полистирола на деревянном пуансоне, задняя цилиндрическая часть свернута из того же полистирола. На готовом капоте был сделан вырез, придавший ему требуемую подковообразную форму и наклеена имитация узлов крепления. Загрунтованая и отшкуренная деталь опять таки послужила мастером для нескольких копий, из которых я выбрал две самые удачные.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Двигатели и винты

Двигатели, ротативные 9-ти цилиндровые LeRhone, конечно можно было бы подыскать в каком-нибудь наборе, или в виде афтермаркета. Но ведь мы строим самоделку, не так ли? И я принялся за работу. В сущности, сделать двигатели с нуля не так сложно, если не безумствовать с излишней деталировкой. Все сделано из листового пластика, пластиковых прутков, тянутого литника и медной проволоки. Естественно, я изготовил один двигатель с одним цилиндром, после чего творческая работа закончилась и началась возня с силиконом и смолой.

Самое удивительное (для меня), что цилиндр вполне можно отлить одной деталью. Для этого форму при нанесении смолы приходится сильно растягивать – фактически, выворачивать наизнанку, и это, конечно, сильно сокращает срок ее жизни, но ведь нам нужно только 18 цилиндров. Отлив штук 10 и заметив, что форма приходит в негодность, я сделал новую, уже на 10 цилиндров. Она получилась хуже – видимо, слишком быстро заливал силикон, не все цилиндры пролились. Не страшно – несколько заливок смолы, и у меня есть требуемые 18 цилиндров.

Собрав насухо один двигатель, я обнаружил, что не избежал обычной проблемы – двигатель не входит в капот. Исправлять ее пришлось с двух направлений – во-первых, сточить капот изнутри, во-вторых несколько уменьшить диаметр картера. Заодно пришлось и немного сточить боковые части оснований цилиндров, иначе им было слишком тесно. Это никак не повлияло на внешний вид – основания цилиндров скрыты выхлопными трубками. В конце концов все сложилось и вошло в капот.

Хотя до окончательной сборки и окраски было еще очень, очень далеко, мне захотелось увидеть хоть какую-нибудь часть Кодрона готовой, и я решил покрасить двигатели. Я использовал отличный металик Alclad II, смесь стали и алюминия для картера и цилиндров и медь для трубок. Маленькую часть трубки, отлитую вместе с цилиндром, я планировал покрасить кисточкой, и тут возникла небольшая проблема. Выяснилось, что у меня нет нормальной медной краски, которую можно наносить кистью (Alclad очень жидкий, предназначен только для аэрографа, Humbrol – ужасен, с крупным пигментом, совершенно не похож на Alclad). В конце концов я нашел следующий выход: если капнуть совсем немного Alclad'а в крышечку и дал ему загустеть, можно поймать момент, когда он уже достаточно густ для работы с кистью, но еще не успел засохнуть окончательно. После окраски на картер была нанесена смывка, на цилиндрах – никакой тонировки.

Винт, а вернее его половину, я сделал из листового пластика, после чего изготовил две ее копии, и, склеив их, получил абсолютно симметричный винт. Втулка (отдельная, для облегчения окраски) – тоже листовой пластик и тянутый литник. Загрунтованный, зашкуренный винт был клонирован в двух экземплярах.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Фюзеляж и интерьер

Фюзеляж я решил для разнообразия сделать из дерева, движимый главным образом ностальгическими воспоминаниями о книге Лагутина "Самолет на столе". Дерево для такой работы нужно хорошее, но в моем случае это, увы, было как раз наборот. Я не дождался заказанной американской липы и воспользовался вульгарными досками из хозяйственного магазина. Главная их неприятная особенность – неоднородная структура, и это начинает сильно мешать на последнем этапе работы. Но вообще, работать с деревом приятно, первоначальное выведение формы на нем получается очень легко. Фотографии достаточно хорошо иллюстрируют весь процесс превращения деревянного бруска (вернее двух склееных брусков) в фюзеляж Кодрона. Инструменты – нож и наждачная бумага.

После того, как внешняя форма была задана, я разнял бруски и выбрал материал изнутри при помощи бормашины. Готовый фюзеляж я пропитал цианокрилатом, но опять таки не самым жидким, более подходящим для этой цели, а тем, который был под рукой, после чего покрыл его слоем Mr.Surfacer’а.

Для внутренней структуры вместо пресловутого тянутого литника я использовал готовые пластиковые прутки круглого сечения фирмы Plastruct, ибо к этому времени мне до смерти надоело тянуть литники. Весь интерьер сделан из пластика; насколько он полон и правилен – не знаю. Основным источником информации послужили фотографии музейного Кодрона, и у меня нет полной уверенности, что реальный самолет действительно имел такой аскетический интерьер.

Самые мелкие детали, в том числе рукоятки и штурвал неизвестного мне назначения я сделал по следующей технологии. В листе пластика c помощью иглы (скрайбера, сверла...) прорезается форма. Немного шкурится, чистится зубной щеткой, чтобы края стенок были ровными и cлегка смазывается вазелином, после чего в углубления наносится смола. Сверху прижимается чем-нибудь (я использую плоский кусок силикона, но подозреваю, что лист пластика, смазанный вазелином тоже подойдет). После того как смола затвердела, этот лист снимается и форма с отливкой зашкуривается так, чтобы смола осталась только в углублениях (важно дошкурить до пластика). Затем следует аккуратно выгнуть пластик так, чтобы один конец отливки оказался в воздухе, поддеть его иголкой и вынуть готовую деталь (если она не ломается, что более вероятно). Я по наивности считал себя изобретателем этой технологии, но, как выяснилось, ее уже с успехом использовали до меня.

Попытка прорезать расшивку на внешней стороне фюзеляжа сразу выявила слабину этого слоеного торта из дерева, цианокрилата и грунтовки. Цианокрилат впитался не так глубоко, как хотелось бы, и пилка, сразу прорезав его, запрыгала по неоднородным волокнам дерева. Я принял решение продолжить работу в эпоксидной смоле. Обычным образом были изготовлены две формы, и в них отлиты половинки фюзеляжа, которые я спокойно вычистил снаружи, выровнял расшивку, освежил границы выступающих элементов, прорезал отверстия.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Половинки фюзеляжа были склеены, швы зашпаклеваны цианокрилатом. Самодельные детали моего производства – это далеко не Тамия, и после настоящей склейки (а не временной сборки на клейкой ленте) выяснилось, что интерьер влезает внутрь с большим трудом, но в конце концов все встало на свои места.

Фюзеляж, как мне казалось, был достаточно хорошо подогнан к нижнему крылу, но соединив эти детали и внимательно присмотревшись к полученной конструкции, я заметил, что что-то не так. Фюзеляж явно находился под неправильным углом к земле – с задранным носом. Проверка по чертежу показала, что я потерял около миллиметра в районе стыка с крылом. Это очень важный миллиметр – без него самолет выглядит абсолютно неправильно. Пришлось нарастить недостающее, после чего все пришло в норму.

Кроме того, уже после склейки половин фюзеляжа я решил исправить форму хвостового обтекателя. Эта часть давно вызывала у меня большие сомнения – дело в том, что и на чертежах из Windsock, и на других чертежах она абсолютно не походит на фотографии – на них хорошо видно, что обтекатель не имел элементов двойной кривизны, в то время как на обоих чертежах гаргрот имеет выраженную горбатость, а у Windsock'а эта часть еще и короче, чем нужно. Хотя изначально я решил строить модель по чертежам Windsock, такие вещи игнорировать невозможно. К сожалению, говорить о по-настоящему точных чертежах Кодрона не приходится. Достаточно сказать, что длина этого самого фюзеляжа на двух чертежах отличается на 6 мм, и это при длине фюзеляжа около 4 см! Одним словом, я решил исправить хвостовую часть на глаз – удлинить ее примерно 1.5 мм, сделать конец более острым, и избавиться от горбатости. Для этого я приклеил к концу обтекателя кусочек смолы, задавший новую форму и размер, а затем наростил стенки и гаргрот с помощью цианокрилата с добавленным в него материалом под названием Microballoon Filler.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Стойки

Бипланные стойки я решил также отлить из смолы, это позволяет получить абсолютно идентичные детали, и, разумеется, сэкономить время. Мастер, как обычно, сделан из пластика. В основании стойки были сделаны два отверстия для колец, через которые пройдут расчалки. При отливке в стойку на всю длину вставляется отрезок иглы для акупунктуры. Первоначально поперечные стяжные ленты я показал с помощью тонких пластиковых полосок. Выглядит это симпатично, но эксперимент с окраской одной из стоек сразу же показал, что решение неудачно - аккуратно покрасить эти ленты в таком виде невозможно, да и толщина их немасштабна. Гораздо правильнее сделать ленты из полосок фольги, окрашенной в нужный цвет и наклеить на уже покрашенную стойку. Что я и решил сделать. Несколько отливок было очищено от лент и две из них стали мастерами обычных стоек, а еще три были превращены в короткие стойки, проходящие через мотогондолы и фюзеляж. Из медной проволоки были сделаны крестообразные распорки, находящиеся между двух стоек над и под гондолами. Затем были изготовлены формы и отлиты стойки.

Окраска стоек сделана следующим образом. Сначала все детали были задуты в бежевый цвет. Затем, для имитации структуры дерева, было нанесено несколько слоев продольных полос коричневой краской, очень сильно разбавленной водой. После этого последовал фильтр из смеси Future и красно-коричневой краски и пару слоев собственно Future (все, кроме базового бежевого цвета нанесено кистью). Затем пришло время поперечных лент. Я задул кусочек фольги с клеевым слоем серо-голубым цветом (смесь из эмалей Model Master, так как акрил, как выяснилось, не держится на фольге). Далее тонкие полоски этой фольги были наклеены на стойки. Это оказалось весьма непросто по двум причинам. Во-первых, лент много – больше ста. Во-вторых, адгезия фольги оказалась совершенно неприемлемой – возможно, она просто слишком старая, и клейкий слой пришел в негодность. Это вызвало к жизни следующую методику: наклеенная лента немедленно фиксировалась лаком Future (благо, он сохнет сравнительно быстро), после чего стойка откладывалась в сторону и бралась следующая, и так далее. Когда подходила очередь наклеить следующую ленту на первой стойке, лак на предыдущей ленте уже успевал затвердеть. В заключении, все было покрыто еще двумя-тремя слоями Future, после чего последовала смывка, а на следующий день все было задуто полуматовым лаком, полученным путем добавления наполнителя Tamiya Flat Base в Future.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Хвостовая ферма

Хвостовая ферма, еще одна необычная и сложная часть конструкции Кодрона, с самого начала вызывала у меня большие сомнения. Сделанная из четырех продольных балок прямоугольного сечения, нижние из которых служили также костылями, она должна быть одновременно тонкой и прочной. В конце концов я воспользовался следующим решением. В качестве материала для продольных балок я использовал пластиковые прутки прямоугольного сечения со стороной 0.7 мм фирмы Plastruct, вертикальные стойки сделал из листового пластика. Получилась ажурная, вполне масштабная конструкция, однако прочность ее, естественно, никуда не годилась – балки можно было завязать узлом. Затем я изготовил силиконовую форму и отлил две смоляные копии половинок фермы, причем в продольные балки было вложено для жесткости несколько игл. Нечего и говорить, что после легкого сдавливания между пальцами этой конструкции балка сломалась - естественно, в месте стыка двух иголок. Отливка с одной длинной акупунктурной иглой, вложенной в балку, тоже не удовлетворила меня – игла оказалась слишком гибкой.

В конце концов, воспользовавшись советом, данным мне на форуме, я применил импровизированный углепластик - вложил в балку углеволокно, пропитанное смолой. То что получилось в результате, хотя и не идеально, но, тем не менее, ближе всего к тому, что нужно.

Также как и в случае со стойками, я решил избавиться от стяжных лент, первоначально отлитых вместе с балками. Хвостовая ферма была окрашена вместе со стойками таким же образом и оснащена лентами из окрашенной фольги. Затем на ней были установлены расчалки (расслоенная эластичная нить, закрученная для придания круглого сечения).

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Прозрачные элементы

Остекление Кодрона представлено тремя деталями: плоским козырьком кабины пилота, почему-то не упомянутом в чертежах, но хорошо видным на фотографиях; козырьком наблюдателя – абсурдно сложной конструкцией, состоящей из плоского стекла, вписанного в причудливый обтекатель, и, наконец, остеклением нижней передней части фюзеляжа. Это последнее мне не удалось хорошенько рассмотреть на фотографиях, и у меня даже нет полной уверенности, что это часть действительно прозрачна, однако я решил изобразить ее именно так – плоский стеклянный треугольник, забранный тюремной решеткой.

Эти детали я решил попытаться отлить из прозрачной эпоксидной смолы. Особо острой необходимости в этом не было, но мне было интересно проверить саму возможность использования эпоксидной смолы для изготовления прозрачных элементов.

Мастер козырька наблюдателя не столько сложен, сколько мелок и хрупок, что сильно усложняет работу. Для начал а я сделал основу, повторяющую контур фюзеляжа (натянул сверху на фюзеляж кусок нагретого пластика и вырезал из него соответствующую деталь). Стекло с рамкой было изготовлено следующим образом. Берется кусочек тонкого пластика по размеру несколько больший будущей детали и в нем аккуратно прорезается окно (сверло, нож, надфили, шкурка). Затем на него приклеивается цианокрилатом такой же по размеру кусок прозрачного пластика (я использую материал, предназначенный для печати на принтере), после чего края этого бутерброда обтачиваются шкуркой таким образом, чтобы получился ровный переплет постоянной толщины. Готовое стекло с переплетом приклеено цианокрилатом к основе, боковые стенки сделаны из листового пластика. Плавные переходы нарощены при помощи цианокрилата + microballoons. Получилось несколько упрощенно по сравнению с реальным самолетом, но в таком масштабе сойдет.

Плоский козырек кабины пилота с переплетом сделан по описанной выше технологии. Остекление нижней части – просто кусочек плоского пластика с прорезанными в нем бороздками, в которые я в последствии запустил краску для имитации прутьев решетки.

Затем была сделана силиконовая форма и отлиты детали. Их прозрачность меня вполне удовлетворила – она ни чуть не хуже, чем у пластика, используемого в моделях. Единственная проблема – детали очень хрупки, и работать с ними надо осторожно.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Остальные детали

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Цвета

За свою карьеру двухмоторным Кодронам довелось послужить в армиях нескольких стран. Из этого многообразия я выбрал одну действительно интересную, на мой взгляд, схему – самолет 29-го разведывательного авиаотряда Красной Армии, фотографии и боковик которого приведены в книге "Авиация в Гражданской войне". Этот же боковик воспроизведен и в "Авиаколлекции", посвященной окраске советских довоенных самолетов. Из подписи к нему следует, что самолет имел естественный цвет полотна, черные капоты, белые рули поворота и черные опознавательные знаки. Все это вызывает большие сомнения. Капоты на фотографиях явно не выглядят черными, они скорее всего такого же цвета, как и весь самолет. Тоже самое справедливо и для рулей направления – их кажущаяся белизна наверняка объясняется тем, что они немного повернуты относительно килей. Что же касается звезд (кстати, на верхнем крыле, похоже, нанесена только одна звезда, причем "задом наперед"), то их цвет, видимо, мог быть как черным, так и красным. Из чисто эстетических соображений я остановился на втором варианте. В качестве основного цвета самолета я выбрал желтый, аналогичный цвету на приведенной выше музейной фотографии. На той же фотографии хорошо видно, что все металлические части Кодрона, не исключая расчалок, были выкрашены в серо-голубой цвет.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Окраска

В качестве основного метода тонировки я использую прешейдинг. Для начала детали, предварительно покрытые серой грунтовкой фирмы Tamiya, задуваются базовым цветом (Vallejo Model Color, цвет Sand Yellow). Далее, темно-коричневым Vallejo надуваются полосы и пятна, после чего наносится еще один слой базового цвета – тонкий, полупрозрачный.

Эта методика, однако, едва ли применима для крыла – выделять каждую нервюру аэрографом было бы слишком трудно. В поисках решения я набрел на интересный способ, который считаю своим изобретением, хотя не очень удивлюсь, если выяснится, что он известен любому начинающему моделисту. Способ состоит в следующем.

Также как и в случае обычного прешейдинга крыло красится в базовый цвет, и напыляются пятна и полосы там, где это легко сделать аэрографом. Затем крыло покрывается слоем лака Future. После этого наносится своего рода смывка смесью из Future и коричневой краски, слегка разбавленной водой. Смесь получается жидкой и почти прозрачной, наносить ее нужно широкой плоской кистью одним решительным движением вдоль крыла. Сохнет все очень быстро, так что никаких исправлений быть не может. Возможно, замена Future и акрила каким-нибудь эмалевым лаком и краской устранит элемент экстрима из этой операции, но не знаю, даст ли другая смесь такой хороший эффект, как эта. В заключении, как и с обычным прешейдингом, все покрывается полупрозрачным слоем базового цвета.

Опознавательные знаки были надуты через трафарет, после чего вся модель была задута Future. Результат меня неприятно удивил – поверхность получилась неровной, бугристой - эффект "апельсиновой кожуры" вышедший из-под контроля. Мне не оставалось ничего кроме как взять наждачную бумагу (6000) и аккуратнейшим образом прошкурить всю модель. Это радикально решает проблему, поверхность получается абсолютно ровная, но делать это нужно очень осторожно, стараясь не прошкурить лак насквозь. В конце концов я задул все детали матовым лаком, в качестве которого выступил все тот же Future с добавленным в него матовым наполнителем Tamiya Flat Base.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Сборка

Сборка, как я и предполагал, оказалась самым трудным этапом работы. Для того чтобы она стала возможной, я подготовил стапель, на котором крылья и стабилизатор укрепляются в правильном положении друг относительно друга, на нем и проводилась вся сборка.

Вначале была собрана бипланная коробка. Самым трудным оказалось подогнать двигатели со стойками, установленные между крыльями. Очень помогло то, что все крыльевые стойки абсолютно идентичны, так как вышли из одной формы. После сборки крыльев и двигателей последовала установка расчалок. Для того чтобы облегчить этот процесс я подготовил в основании каждой стойки два отверстия, в которые по задумке должны были вставляться проволочные кольца, через которые в свою очередь должны были пройти расчалки. И если бы я вклеил эти колечки до установки стоек между крыльями, как и было задумано, все получилось бы очень легко. К сожалению, в последний момент я передумал, решив попробовать другой метод, из которого ничего не получилось. В результате пришлось вклеивать кольца уже после установки стоек, а это оказалось очень трудной задачей. В некоторые отверстия в стойках при приклеивании попал клей, а нормально высверлить отверстие после установки, конечно, невозможно - не подлезешь между крыльями. Количество колец огромно, и установка каждого - потенциальное пятно клея, или вероятность отломить стойку, да и просто уронить модель.

После установки колец пришло время расчалок. В качестве материала я использовал эластичную нить, расслоенную до приемлемой толщины и закрученную для получения круглого сечения. Натягивание расчалок очень просто в теории, но на практике подлезть с пинцетом под нижнее крыло, попасть кончиком нити в колечко, затем поймать кончик, вытащить и завязать узлом, и так десятки раз – очень и очень нелегко. По окончании этой нервной работы расчалки были окрашены кистью в серо-голубой цвет.

После этого к верхнему крылу была приклеена хвостовая ферма, к которой в свою очередь был приклеен стабилизатор. Затем последовали подкосы шасси, соединяющие нижнюю балку с крылом. Я сделал их из медной проволоки, приклеил цианокрилатом и покрасил кистью. Далее были приклеены кили (эта операция усложняется тем, что внешние кили установлены на балках, а внутренние – на стабилизаторе, и при этом все четыре должны быть параллельны по передней кромке). За этим последовали оставшиеся расчалки и тяги, колеса, турель и прочие мелкие детали. Последний этап – исправление дефектов, восстановление стертой краски и матового лака - и я отставил модель в сторону. Я знаю, некоторых мелочей не хватает – тяг, управлявших гошированием, некоторых расчалок на оперении, зеркала, подножки. Но я решил поставить точку, ибо на этом этапе вероятность непоправимо испортить хрупкую модель была слишком велика.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Заключение

Вот, собственно, и все. Работа окончена, моя первая самоделка готова. Больше восьми месяцев прошло с того дня, когда я отрезал первый кусок пластика для модели, и за эти месяцы я, наверно, научился большему, чем за всю свою предыдущую моделистскую карьеру. Двигаясь ощупью, методом проб и ошибок, снова и снова упираясь в непроходимую преграду, я не раз приходил к выводу, что задача мне не по силам. Но интерес коллег, на глазах у которых шла работа, да и желание доказать самому себе, что я могу подняться на следующий уровень моделистского мастерства, раз за разом заставляли меня возвращаться за захламленный стол, в центре которого лежал лист бумаги с чертежом странного самолета.

Результат перед вами.

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля


Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля


Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля

Источники и ссылки

Windsock Datafile 96 - Caudron G.IV
Caudron G.IV на сайте "Уголок Неба"
Копирование деталей - Copy-paste для моделиста
Обсуждение окраски самолета 29-го разведовательного авиаотряда
Фотографии на сайте World War I Modeling Page

 

» Информация о статье
Кошкер в 22.01.2009 - 17:39
Не зря одолевали сомнения изначально писать-ли об этом вообще Лучше бы не умничал,а так все воспринимают как придирку-ЕСТЕСТВЕННО,на фоне объема проделанной титанической(без всякой иронии)работы это пустяк!
Александр Николаевич! Давайте сразу внесем ясность. Я очень рад любой критике, ибо она поможет мне не повторять ошибок в будущем. И особенно для меня ценны замечания моделистов такого уровня, как Вы. А критиковать в этой модели можно очень многое - в конце концов, это моя первая самоделка, со всеми вытекающими. Многие проблемы я вижу сам, и буду только благодарен, если мне укажут на недочеты, которые я упустил. И объем проделанной работы, кстати, никак не отменяет вышесказанного. Так что - буду только благодарен за любые замечания!

Что касается сечения, то да, действительно, верхняя и нижняя часть профиля у меня примерно одинаковая (передняя и задние части - нет, передняя толще). Не обратил на это внимания, сейчас вижу. Учту. :smile:
Сан_Саныч в 22.01.2009 - 17:42
KAJuK
Да я не защищал и не "наезжал"... пардон.
Просто Вас не было...а я вроде уловил суть замечания.... ну и понеслось.... разбор полётов :grin:
Женька не понимал, а я именно это пытался объяснить... ну и понаписали немножко :oops:
SilverGhost в 22.01.2009 - 18:12
Жень, Поздравляю с окончанием великолепной модели!!
Высший класс! А твои заразительные опыты с литьевыми формами уже рукам покоя не дают;)
Респект!
С уважением, Андрей Кузнецов
KAJuK в 22.01.2009 - 18:39
KAJuK
Да я не защищал и не "наезжал"... пардон.
Просто Вас не было...а я вроде уловил суть замечания.... ну и понеслось.... разбор полётов :grin:
Женька не понимал, а я именно это пытался объяснить... ну и понаписали немножко :oops:

Как раз Вы все сделали правильно!

Там потом любитель "бренди"влез в серьезный разговор :mrgreen:

А автор модели молодец,не встал в позу,разобрался в СУТИ вопроса!
я,кстати ,следил за процессом изготовления,поисками решений тех или иных проблем,но не считал нужным вмешиваться в процесс-иногда вмешательство только вредит!Еслиб возник тупик решения,а я знал ответ-несомненно помог бы!А пропустив через руки и голову все варианты Автор приобрел БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ и для него нет теперь нерешаемых проблем в моделизме!Искренне рад за коллегу!
Всем успехов и удачи!
А.К.
Anonymous в 24.01.2009 - 00:56
Тема: Re: Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля
Евгений! К сожалению только сегодня выбрался в сеть, и увидел завершенным Ваш аппарат! Запоздало присоединяюсь к поздравленииям! Снимаю шляпу - проделан огромный труд, причем проделан безупречно... Можно только по-хорошему позавидовать Вашему мастерству и терпению, думаю выражу общее мнение, что очень немного здесь присутствующих смогли бы повоторить этот Ваш модельный подвиг! Искренне желаю, что бы и дальше Вы снова и почаще могли нас удивлять своими уникальными (теперь, уникальность вряд ли кто-то оспорит) моделями!

С уважением Труфанов Сергей
Кошкер в 24.01.2009 - 10:33
SilverGhost, Труфанов_Сергей, спасибо большое! :grin:
ghoormo в 08.11.2009 - 22:57
Тема: Re: Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля
Удалено
Простите мне мой французский, но я никогда не думал, что такое возможно. И давно вы занимаетесь ТАКИМ моделизмом? Дружище, продайте талант!!!

Добавлено спустя 2 минуты 34 секунды:

А игрушки под ёлку под НГ тоже Вы кладете? :lol:
gerbil в 01.04.2010 - 22:10
Вы не представляете какие эмоции вызывает этот самолет...
Делать такой 8 месяцев - это надо железные нервы иметь!
Спасибо! Отличнейшая работа!
zibens75 в 24.02.2011 - 22:26
Не даром Левша блоху подковал,

Модель просто отличная,
Орден Героя не меньше...
toxipedrist в 15.06.2011 - 02:02
Тема: Scratch-build 1/72 Caudron G.IV - Бикодрон с нуля
это что то вроде предела совершенства в моделизме ,больше и сказать нечего.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy