Представляю обзор новой модели канадского пассажирского самолета Bombardier CRJ-700 от BPK models в масштабе 1/72.
Всего лишь четыре года минуло с начала эксплуатации CRJ-200 как Канадский авиапроизводитель Bombardier приступил к разработке его более вместительной модификации. Планировалось лишь удлинить фюзеляж. Для успешной конкуренции, инженеры Bombardier согласовывали все свои решения с покупателями. Это обстоятельство явно усложнило жизнь Bombardier - новый самолет унаследовал лишь 15% компонентов от CRJ-200. Разработка и сертификация самолета затянулась до 2001 года. Полное наименование Bombardier Канадский региональный реактивный самолет 700 – цифра кратная количеству посадочных мест.
Изменения коснулись как удобства пассажиров, так и матчасти. Длина фюзеляжа увеличена на 4.72 м. Кабина стала шире на 26 мм. при сохранении внешнего диаметра фюзеляжа (2.69м.). Это достигнуто за счет изменения профиля стрингеров. Пол стал ниже на 3 см. Окна остались прежние от CRJ-200 (25.4 на 35.5см.), но поднялись на высоту 147 мм. от пола. Благодаря этому решению угол обзора увеличился до 49% и устранён «тоннельный эффект» внутри кабины, что предотвращало клаустрофобию у чувствительных пассажиров. Появился подпольный багажник, доступ в который через люк (1.07Х0.51м.), расположенный слева по борту у входной двери. Такое оригинальное решение позволило пассажирам самостоятельно размещать багаж перед посадкой в самолет и сократить время обслуживания оборотного рейса. Носовая стойка осталась от CRJ-200, а основные опоры новые. Колеса всех опор бОльшего размера (914.4Х304.8см.). Благодаря мощным тормозам и реверсу потребная дистанция пробега всего 1.565 метров. Ресурс планера обеспечен низкой посадочной скоростью 196 км/ч. Это достигнуто за счёт мощной механизацией крыла. Новый двигатель с вентилятором (1.12м.), обеспечил расход топлива 1.250 кг/ч. Несмотря на массу конкурентов, таких как Avro RJ-146, Embraer 170 и Fokker построено уже 346 экземпляров CRJ-700. Несмотря на учтивость разработчика, «детских болезней» избежать не удалось. Потребовалось еще четыре года и не названное количество миллионов $ чтобы исправить репутацию «самого плохого самолета на свете». Доработки сигнализации, топливной системы и кондиционирования проводились в аэродромных условиях силами техсостава авиакомпаний.
Bombardier серии 700 имеет ещё три модификации 701, 702 и 870 (административный). Различие между всеми модификациями только в пассажировместимости. На количество окон и размеры фюзеляжа это не повлияло. Пространство для дополнительных мест обеспечивается за счет передвижной задней стенки кабины.
В постсоветском небе CRJ-700 прописался в Эстонской Nordica, Казахской Khozu Avia. Борт № 1ВВС Туркменистана Challenger 870 EZ-B024. В 2012 году ВВС НОАК закупили десять CRJ-870 на сумму 330 млн. $.
Однако построить модель Bombardier CRJ-700 в Российском варианте не получится - Россия и Сухой Super Jet 100 «большому Серёже» не покорились.
Новый набор BPK Models состоит из 177 деталей.
Самые филейные части модели самолета – вентилятор первой ступени и тело двигателя из смолы. Этот элемент модели во всех наборах BPK отработан детально. Не стал исключением и новый CRJ-700: замки капотов, труба выхлопа (а не имитация), лопатки 10-ой ступени, болты крепления кока вентилятора. Уже знакомое по предыдущим наборам кольцо воздухозаборника и лючки маслозаливной горловины с замками и петлями.
Остальное литьё пластик. Без замыливания. Колеса достаточно детальные, несмотря на ЛНД. В перспективе ожидаются эстетские смоляные колеса от REZkit. Любителям резины – в EQUIPAGE. В травлении нет щеток шасси (в кромках ниш). Как показал предыдущий опыт, моделисту проще изготовить их самостоятельно из зубной щетки. Сомнения вызвал контур ниш шасси. Миндалевидные, а не круглые. Кольца слегка сплющены по передней и по задней кромке. Логика и личный опыт говорят о том, что колесо при уборке должно полностью обтираться щетками от грязи. Впрочем, возможно автор субъективен; вопрос о форме ниш шасси открыт для обсуждения.
В фототравлении имеются – трубки pito, стеклоочистители, DME 1 и 2 антенна радиовысотомера передатчики маркерная антенна сливные насадки конденсата, курсовго всенаправленного радиомаяка две панели носовой ниши шасси, антенна на киле. Сливной насадок для топлива – пластик. Для интерьера - блоки АЗС, педали руля направления. Пол и стенка кабины тоже обновлены – добавлены щитки АЗС за креслами и порог у двери. Доработать по ширине придётся боковые пульты пилотов (детали С18). Они узкие и в них нет карманов для документов и кислородных модулей. Это связано с изменением технологии изготовления носовой части модели.
Помимо центроплана крыло состоит из четырёх элементов. На нижних плоскостях крыла и центроплане обнаружен небольшой облой. На первый взгляд это странно. Всё просто. Пресс-формы для нижней плоскости крыла переделывались два раза. Виной тому сверхкритический профиль крыла прототипа. Как следствие - облой на отливке. Он удаляется вручную при упаковке отливок в коробки. Крыло получилось идеальное. Задняя кромка крыла в форме скобы с которой плотно сопрягается нижняя плоскость. Нет отверстий дренажа топливных баков и указателя уровня топлива. В наборе имеется два комплекта шайб (винглетов). Большие шайбы не применяются, впрочем, как и большое «днище» фюзеляжа (они для будущей модели CRJ-900).
Фюзеляж из основной и хвостовой секции + «днище» хвостовика с пятой и люком. Имитация внахлест листов металла, болтов крепления панелей над крылом. Расшивка панелей и лючков тонкая и ровная. Есть имитация топливного модуля. Люки воздушного генератора, кислородного и сервисного модулей. Замок и клапан травления давления на двери. Но на крышке багажника этих элементов нет (хотя в декали есть). Обзорные фары на фюзеляже только в виде расшивки. Надкрыльевых фар нет. Забыли. Нет сливных насадков конденсата. Нет флюгера угла атаки и датчика обледенения. Нет нижней антенны TCAS. Фары подсветки на пилонах двигателей тоже расшивкой. Причем фара на нижней плоскости правого пилона излишняя. В оригинале ее нет. Смоделирован характерный излом сечения фюзеляжа в районе ВСУ. Сама ВСУ из четырёх деталей.
Конечно, новая технология литья носовой части – это результат работы над ошибками: куда проще монтировать прозрачную «крышку» НА фюзеляж, чем прозрачную «трубу» К фюзеляжу. Боковые окна «квадратами» улучшают деталировку и сокращают работу над моделью. И, главное, что эти две новые технологии улучшают прочность фюзеляжа.
Ниша носовой опоры из семи деталей, включая фототравлённые панели (детали PE6 и PE7). Все стойки выполнены в обжатом положении. Стойки смоделированы настолько о точно, что имеются проушины крепления. Обычно эти элементы модели заменяются штырем и стойка «втыкается» в модель намертво. Достаточно просверлить отверстие в проушинах для прута и получить «выпуск-уборка» шасси. Ответные проушины имеются (детали 4B и 9B). Хвостовая пята неподвижна.
Кристально прозрачные детали - задний навигационный огонь, огни в крыле, две пары прозрачных фар в корень крыла и обтекали этих фар с болтами крепления. Боковые окна с обечайками + стекло в служебную дверь. Однако нет нижнего и верхнего навигационных огней и рулёжной фары. Казалось бы всё! Что можно улучшить в уже улучшенном? Напомню, что старое гладкое конусообразное остекление всех моделей заменено на прозрачную «крышку» с переплётом. Но, нет пределов совершенству! В модели CRJ-700 переплёт остекления дополнен вертикальной накладкой «внахлест» + болты крепления. В оригинале такая накладка устанавливается при ТО для усиления соединения лобового и боковых стёкол. Так же добавлен характерный продольный излом по продольному шпангоуту от лобового стекла до аварийного люка.
Покрасочные маски, на остекление и на фары. Маски на колеса и ПОС отсутствуют. К сожалению, нет масок на обечайки окон. Ведь часто при покраске самолета эти обечайки остаются неокрашенными.
Окраска для Lufthansa Quedlinburg (комбинированием букв номера можно получить еще четыре варианта). А так же для первого серийного CRJ-700 Французской Brit Air с заводским номером C-FCRJ. Изобилие технички. Однако совсем неожиданно увидеть черные накладки на пороги дверей и багажников. В оригинале это закалённый метал, но никак не черный. Эти декальные пороги явно лишние, так как эти элементы отмечены расшивкой на фюзеляже.
При сборке «на скотч» можно увидеть отрицательное поперечное V установки стабилизатора.
Коробка очень прочная с хлипкой крышкой (как у A model). Раннее фирма использовала такую коробку для модели Boeing 737-200. Для расчета стоимости доставки вес набора 340 гр., размеры 39Х21Х8 см.
Фирма BPK models работает в режиме постоянного самосовершенствования. Заявленный фирмой Bombardier 700 1/72 в июне 2016 года поступил в продажу в декабре 2019-го. Эти годы не прошли напрасно. Кит изготовлен с присущей фирме обстоятельностью, аккуратностью и ответственностью. Грубых недостатков в модели нет. Конечно же это идеальная «изкоробка» для опытных моделистов. Однако благодаря большому количеству деталей пределов деталировки модели нет. Приступать к детализации модели можно сразу же, не тратя время на устранение недостатков геометрии литья.
Для проверки геометрии модели можно использовать приведённые выше размеры. Принципиальных отклонений в геометрических данных не обнаружено. К недостаткам можно отнести миндалевидную форму ниш шасси, отсутствие фигурок экипажа, отсутствие резиновых колес, черные накладки порогов в декали, отсутствие запасной двери, ступенек и крышки багажного люка как в предыдущих наборах фирмы (для подстраховки на случай порчи родных деталей).
Источники: Bombardier Global report 2019; Flight international 12-18 декабрь 2000г.; Flight international 9-5 июня 1999г.; Flight international 5-11 марта 1997г.; Flight international 27 января 2004г.; Flight international 4 марта 1997г.; Flight international 17 июня 1989г.; Goodyear Application chart; rusplanes.net; airfleets.net; Военный информатор military-informant. com;
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Отличный обзор отличной модели!
Для 1/72 конечно было бы не плохо дополнительное травление в виде вентиляционных решеток хвостового остека и тп, но это для перфекционистов)
Спасибо за обзор ! Достаточно для размышления.Но,Стас, на мой взгляд маловато фото мелочевки и крупных планов.
И, в принципе, сравнение с графикой для подобных моделей (да и производителей) не считаю обязательной. :wink:
Тема: Обзор BPK models 1/72 Bombardier CRJ...(#13780) - обсуждение
Отличный обзор отличной модели!
Для 1/72 конечно было бы не плохо дополнительное травление в виде вентиляционных решеток хвостового остека и тп, но это для перфекционистов)